<<
>>

2.3.7. Атрибут этической (моральной) ценности

Этика, как совокупность норм поведения и составляющих их ценностей, высту­пает автономным агентом социума [38]. Во многом, этика представляет собой динами­ческую систему сложного взаимодействия, совершающую обмен информацией между людьми, их относительно стабильными инстанциями и внешним окружением.

В этом ключе этические нормы могут быть представлены как протокол равновесных отноше­ний системы «человек - социум - окружающий мир», в котором нравственные или мо­ральные проявления могут быть объяснены как проявления культуры. Этические принципы во многом воспринимаются человеком в процессе наблюдения и изучения культурных ценностей. Мы склонны считать, что это является следствием того, что они создаются и выявляются в процессе общежития, хоть некоторые из них несут на себе следы подражания этическим принципам, доминирующим в обществе в момент их со­здания и обращения. При атрибуции культурных ценностей и последующей фиксации результатов в предлагаемой нами классификации, сущность этики следует понимать как стремление человека к нравственному совершенству. В этом ключе достижение совер­шенства понимается, как изменение поведения, намерений, размышлений, приводящее к положительному изменению отношения человека к себе и окружению.

Подобное понимание этики и морали позволяет обнаружить этическую значи­мость в культурных ценностях. Теоретическая установка, постулирующая подобие нравственного состояния человека и окружающего мира, и испытуемая нами при по­строении классификации, широко применяется в естественных науках, информатике и теории управления, где «самоподобные множества», или фракталы, широко применя­ются для анализа сложных систем. Как показала практика экспертной деятельности, такой подход может с успехом применяться и при интерпретации результатов атрибуции культурных ценностей. В значительной степени, это касается выявления этической зна­чимости культурных ценностей.

Мы полагаем, что нравственную значимость культур­ных ценностей следует искать в русле трактовки проблемы свободы совести, а точнее, проблемы «свободы выбора». Детерминированные общественными отношениями пове­денческие реакции человека определяются тем, что мы понимаем под термином «свобо­ды выбора». Свобода выбора представляется максимальной свободой человека. Мы по­лагаем, что существует некая взаимосвязь между свободой выбора и мерой нравствен­ной ответственности за последствия такого выбора. Эта связь отчётливо прослежива­ется в трудах религиозных мыслителей раннего Средневековья, которые были заново введены в философский дискурс в период постмодерна в целях «деструкции метафизи­ки, онто-теологии, определения бытия как наличия» (Деррида), хотя и в несколько ином аспекте. В нашем исследовании, для обоснования этической значимости культурной ценности, мы полагаем, что этические законы социума зависят от уровня развития членов общества, уровня развития гражданских институтов и от условий внешнего окружения. Но в любом случае проблема выбора составляет «вечный» вопрос человека «кто я», и этот вопрос сегодня актуален как никогда, например, в дилемме утилитаризм- партикуляризм. Но, что ещё сложнее, выбор представляется проблемой ещё и пото­му, что он распадается в сознании выбирающего на две, не менее сложные, пробле­мы: проблему свободы выбора218 и проблему права выбора219. Определение этической [217] значимости культурной ценности предполагает рассмотрение этих факторов при клас­сификации.

Если следовать предложенной логике рассуждений, то так называемое понятие добра, представленное как «добро-в-себе», открывается людям только в парных категори­ях добродетели и порока. Антиномичность сознания сопровождается неравномерностью развития познавательных способностей и постоянным взаимодействием с различными видами частного блага. Сознание внушаемо под воздействием внешних операторов. Эти условия приводят к тому, что добродетели и пороки людей причудливо переплетаются, в итоге образуется сложное этическое состояние - нравственный агрегат, - под влияни­ем которого достижение одного вида блага ведёт к росту определённой добродетели, в то время как другие игнорируются и искажаются, вплоть до пороков. В настоящее время не возникает трудности с определением ключевых параметров, которые могли бы в значи­тельной степени характеризовать нравственное состояние общества в целом, либо ка­кие-то из составляющих его страт, сословий или классов.

Зафиксировав этот набор па­раметров как атрибуты и проведя социологический опрос, можно с лёгкостью опреде­лить актуальный уровень морали. Общезначимые нравственные установки выражаются в поступках или иных действиях волевого характера, а впоследствии переносятся на различные предметы, как мемориальные метки, несмотря на то, что сами предметы не имеют нравственных интенций, они приобретают таковые в сознании наблюдающего, в зависимости от нравственного уровня сознания наблюдателя. Так, для представителя одного общества предмет будет культурной ценностью, олицетворяющей образцы геро­изма, патриотизма и т. п., в то время как у иных наблюдателей он может не вызывать никаких реакций. Задача эксперта при атрибуции культурных ценностей заключается в том, чтобы распознать нравственные установки, которые показывают нравственную значимость предмета, выявить их и зафиксировать как ценность определённого куль­турного топоса.

В этом смысле, мы полагаем, и это установлено правилами нашей классификации, что индифферентная оценка экспертом отдельных добродетелей или даже их агрегатов при атрибуции культурных ценностей так же бессмысленна, как и оценка атомов, со­ставляющих Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева. Обычно [218] при нравственной оценке применяются основные взаимоисключающие правила: «цель оправдывает средства» и «каждое средство есть цель» . И хотя давно доказана их утопичность и отсутствие научности таких суждений, они применяются в зависимости от обстоятельств. Но воспринимать поступки другого человека - как хорошие, так и

плохие - человек может только сообразно с особенностями своего организма и достиг-

222

нутым уровнем нравственного совершенства .

Поэтому при поиске признаков этической значимости культурных ценностей эксперт должен понимать, что, кроме развития заложенных в человеке потенций, нравственная эволюция сознания заключается в раскрытии способностей человека чув­ствовать и понимать идеалы нравственного совершенства.

Этическая значимость куль­турных ценностей раскрывает общеизвестные добродетели, которые эксперт должен оформить в классификации как отвлечённую идею. Поскольку любой социум - от семьи и до человечества - имеет свои нравственные ценности, то при указании этической зна­чимости культурной ценности эксперт должен указывать, в культурном плане какого общества данная культурная ценность представляет собой этическую значимость, а в каком олицетворяет порок. Распознать эти культурные ценности, обнаружить их при­знаки в предмете и указать модальность или отношение к определённой социальной группы к объекту экспертизы представляется задачей атрибуции культурных ценностей на данном этапе классификации.

Примерная классификация социальных групп приведена в таблице 21, но при ат­рибуции эксперт вписывает название той конкретной социальной группы, для которой предмет обладает моральной значимостью, например, название города или населённого пункта, ареал расселения группы населения или др. идентификационные признаки. [219] [220] [221]

Атрибут моральной (этической, нравственной) ценности составляют признаки, которые характеризуют определённую элементарную добродетель, или нравственный агрегат, и которые способный вызвать в человеке, как члене конкретного социума,

223

стремление к нравственному совершенству .

<< | >>
Источник: Шестаков Вячеслав Анатольевич. СТАТУС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ЛЕГИТИМАЦИЯ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ, ПРАКСИС. 2014

Еще по теме 2.3.7. Атрибут этической (моральной) ценности:

  1. 2.1. Информационная Сеть в зеркале аксиологии
  2. 2.3. Ценности информационного общества
  3. 2.1. Информационная Сеть в зеркале аксиологии
  4. 2.3. Ценности информационного общества
  5. 2. Логика сердца. Теория ценностей
  6. 8.12. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  7. Моральные ценности как основание духовности
  8. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Вонсович Л.В.
  9. Ф. Ю. Гарифуллина, А. Ф. Кудряшев ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР МОРАЛЬНЫХ ЗАПРЕТОВ
  10. Значение доверия в профессиональной деятельности юриста
  11. Глава 6 «Франклин был политиком, но Элеонора поступала по совести» Значение крутости преувеличено
  12. Глава 3 О пользе и ущербности универсальных ценностей
  13. Наукоемкое производство