>>

Актуальность темы исследования.

Человечество вступает на новый этап своего развития. Становится очевидно, что прежняя, устоявшаяся система отношений общества и природы, да и отношения внутри самого общества также претерпевают серьёзные изменения.
Процессы модернизации и глобализации привели к интенсификации ряда сложных противоречий. Как никогда остро, стоят проблемы, носящие антропный характер: всемирное потепление, «столкновение цивилизаций», вызванное, с одной стороны, непродуманной политикой Запада в арабо-мусульманской регионе, а с другой, миграционными потоками, хлынувшими из стран третьего мира, проблема терроризма, этнического экстремизма, глобальный финансовый кризис, смена ценностных ориентиров. В связи с этим следует осмыслить происходящие события, обосновать приоритеты дальнейшего развития мировой цивилизации, учитывая принципы сохранения многообразия этнических культур и их традиций. Глобализация, качественно трансформируя всю структуру общества, ведет к глубинным сдвигам, ломке многих устоявшихся национально - традиционных форм, не всегда однозначным последствиям. Это усложняет процесс адаптации к новым жизненным условиям и способствует консервации патриархального, отжившего, архаичного под видом подлинно национального, тем самым, тормозя его последствия. Так актуализируется проблема национальной открытости современному миру: на смену идеологии универсализма как унификации национальных ценностей приходит концепция мультикультурализма, исходящая из признания равноценности разных культур, их достижений и вклада в глобальную сокровищницу. Вся история человечества - это история коммуникации и взаимодействия людей. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов, понимание ценностей других людей, других культур, других религий. Благодаря способности вступать в диалог, как форму взаимодействия, человек осознает свою причастность к локальной, национальной, глобальной культуре.
Как результат, возникает проблема множественной идентичности. Развитие человека детерминируется его взаимодействием с различными уровнями общечеловеческой культуры. В связи с этим отмечается неравномерность культурно-исторического развития различных обществ. Множественная идентичность, на наш взгляд, позволяет человеку адаптироваться в другой культуре, без ущерба для ценностей собственной, чаще всего, это свойственно выходцам из межэтнического брака. Очевидно, что диалог не может строиться на насильственном навязывании своих интересов другим культурам, нельзя понять другого человека, другое общество и культуру без взаимодействия, согласия и равноправия сторон. В последнее время, в связи с усилением процессов глобализации и распространением западной культуры многие ученые забили тревогу. Доминирование одного культурного образца может привести к унификации мировой культуры и уничтожению национальных культур. Различные исследования показывают, что восприятие человеком иной культуры напрямую связано с осознанием, прежде всего своей культуры, в ее взаимодействии с другими культурами, исторического опыта и навыков межкультурного общения. Этим объясняется использование соответствующих теоретико-методологических подходов исследования. В связи с тем, что в современном обществе происходят сложные процессы модернизации, трансформации традиционной культуры и сложными межэтническими и межконфессиональными отношениями, проблема взаимодействия культур выходит на первый план. Как показывает практика, процесс взаимодействия культур состоит не в дублировании достигнутых результатов, не в подражании и тем более, не в навязывании своей системы ценностей. Рассмотрение сходных явлений как взаимовлияния культур, анализ заимствований, явных и скрытых, может привести к интерпретации превосходства одних культур и цивилизаций над другими. Это не может способствовать пониманию развития культур, в рамках мирового исторического прогресса, как процесса взаимодополнения культур. Особую актуальность, на наш взгляд, представляет проблема понимания в межкультурном диалоге.
Несмотря на достаточное количество работ, посвященных проблеме понимания, по-прежнему, остается не разработанным механизм понимания в диалоге культур. Как показывает практика, идея мультикультурализма, построенная на толерантном отношении к другим культурам и сохранении культурного многообразия, потерпела крах. Это связано, прежде всего, с возросшими иммиграционными потоками, не желающими признавать ценности принимающей страны, что, в свою очередь ведет к межнациональным и межконфессиональным конфликтам. Именно поэтому, как никогда актуальными, становятся межкультурного взаимодействия. Проблема взаимодействия культур является актуальной как для мировой науки в целом, так и для отечественной науки в частности. Россия как страна многонациональная и многоконфессиональная не осталась в стороне от глобальных проблем. В этой связи как никогда остро стоят проблемы взаимодействия и поиска компромисса в диалоге представителей разных культур и цивилизаций. И в этом плане представляется необходимым определение диалога культур как особой формы социального взаимодействия, предполагающем наличие четко выдерживаемых критериев. Таким образом, проблемы взаимодействия культур и их влияние друг на друга порождают интерес к межкультурной коммуникации. Происходит процесс формирования единой мировой культуры, и история отдельных народов становится частью глобальной истории. Интенсификация межкультурных контактов, возможность общения с представителями различных культур порождают необходимость изучения механизмов межкультурного взаимодействия и взаимовлияния культур. Кроме того, следует обратиться к коммуникативным помехам, возникающим в процессе диалога. В рамках этнического самосознания, представления о своей самобытности тесно связано с осознанием отличий от «других», посредством культурных различий. При этом акцентируется стереотипизированный образ этнического или конфессионального соседа. В философской и этнографической литературе неоднократно подчеркивается устойчивость и живучесть этнокультурных стереотипов, которые способствуют сохранению и трансформации этнических представлений о «своих» и «чужих». Все эти стереотипы находят отражение в языке, в том числе, в пословицах и поговорках. Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает проблема сохранения самобытных, этнических культур. Мощное воздействие массовой культуры, в ее американизированном варианте, привело к разрушению прежних, привычных форм культуры, норм и ценностей, не предлагая полноценной замены их новыми ценностными установками. В прошлом, сохранению культурной целостности служили традиции и обычаи. В частности, в Дагестане, центром воспроизводства культурной самобытности являлись «вольные общества»1, которые являлись прообразами народной демократии на Северном Кавказе. Но, в настоящее время, в связи с разрушением прежних, устоявшихся форм жизнедеятельности, в связи с процессами урбанизации, дагестанское общество оказалось на перепутье западного и арабо-мусульманского путей развития. И в этом контексте, актуальным становится изучение диалогичности культур в синхроническом и диахроническом разрезе. Диалог на Западе изначально складывался как диалог- понимание, направленный вовне, в то время как, диалог на Востоке - это диалог- наставление, направленный вовнутрь, на самопонимание. Демократичность и консолидированность европейской цивилизации, выступала как для России, так и для Кавказа своеобразным стандартом существования. Восток, как цивилизационное образование, противопоставляет западному миру индивидуализма социальные связи, основанные на традиционном укладе жизни. Кавказская цивилизационная система, синтезируя черты восточной и западной цивилизационных моделей, воплощает в себе традиционность и модернизацию. Переосмысление социокультурных процессов влечет за собой смену исследовательских подходов. Нам представляется, что в данном контексте предпочтительно междисциплинарное изучение данной проблематики, включающее в себя философские, культурологические, психолого- антропологические и социологические теории и подходы. Актуальность изучения межкультурного диалога обусловлена развитием процессов глобализации и противоречивым характером взаимоотношения культур, усилением миграционных процессов во всем мире, породивших потребность в новых формах межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, необходимостью налаживания диалога в условиях глобализации между представителями разных культур и цивилизаций.
| >>
Источник: МАНАПОВА ВИОЛЕТА ЭЛЬДАРОВНА. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ (ФИЛОСОФСКО- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ). 2013

Еще по теме Актуальность темы исследования.:

  1. Актуальные направления социально-экологических исследований
  2. 5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  3. АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ С. Л. РУБИНШТЕЙНА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В. Н. Носуленко (Москва)
  4. О связи области диссертационного исследования и темы диссертации с практической деятельностью соискателя
  5. 5. ОТ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ - К НОВОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  6. УЧЕНИЕ ЭНГЕЛЬСА О ПЕРЕХОДЕ ОТ МАТРИАРХАТА К ПАТРИАРХАТУ.— ОБЩИЕ-ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ
  7. АКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРВЬЮ
  8. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  9. 7. АКТУАЛЬНОЕ БЕССМЕРТИЕ
  10. 7. АКТУАЛЬНОЕ БЕССМЕРТИЕ
  11. §1. Актуальное и ретроспективное знание
  12. Глава I АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ В ИНТЕРНЕТЕ
  13. Наследие Бахтина и актуальные проблемы семиотики220
  14. СЕКЦИЯ 1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
  15. СЕКЦИЯ 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВЫХ НАУК
  16. Бесконечность — потенциальная или актуальная?
  17. III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ