<<
>>

Беседа третья ДОМ 20.1.67 г.

Собеседники - шестеро: Ауэзов Мурат - казах,

Костя - абхаз, Борис - абхаз, Джура - таджик,

Белецкий - молдаванин и я.

Пока ждали - может, еще кто придет, Мурат за-

говорил:

- А вот цвета: в русском мире, очевидно, крас-

ный - главный положительный: <красная девица>,

<красное солнышко>, красный = красивый.

А у нас в

Казахстане - белый: белый человек, белое лицо -

хороший человек.

- И у нас в Абхазии - белый.

- А в Китае в театре маска белого цвета - отри-

цательный персонаж.

Я. А я думал, что России присущ белый цвет, и

проглядел, что <красный> - нарицательное слово для

<красивый>. Но что здесь раньше: <красивый> или

<красный>? Если <красивый> - то и при слове <крас-

ный> бесцветная хорошесть имеется в виду: ведь крас-

ный - цвет крови и огня, а нутро в России стыдливо

спрятано^.

...Видно, больше никого не будет, а подойдут -

включатся...

Рассудим сегодня о доме - так наметили. Дом -

макет мироздания, национальный Космос в миниатю-

ре. Здесь земля (пол), небо (крыша), страны света

(стены) и т.д. Как мир (природа) - храм, дом Бога,

так дом - храм человека; человек творит дом, как

Бог мир - по своему образу и подобию. Как в на-

шем теле заключена душа и просвечивает сквозь те-

ло, так дом - тело на нас; человек во плоти - как

душа в доме.

Устройство жилища, с одной стороны, есть отпеча-

ток, отражение Космоса: дом строится как схема того,

что человек видит вокруг, так что по дому можно изу-

чать воззрение народа на мир - как он его понимает.

А с другой стороны, дом не готовым берется, а стро-

ится и есть выражение нутра человека, невидимого ус-

тройства его души, проекция сокровенного микрокос-

моса.

Значит, дом - обоюдопосредник, как бинокль:

оборотим его на грандиозный мир вокруг - и он пред-

станет в уменьшении, доступным и обозримым для нас.

Обратим его внутрь - оно, невидимое <я>, выступит

в проявлении (как на светочувствительной пластинке)

и увеличении.

Итак, рассудим о доме, обращая внимание на ве-

щество (из чего: камень, дерево и т.д.) и форму.

Ну, начнем с горцев. Давайте.

^ Кстати, о цветах: еще на первой беседе туркмен Ораз го-

ворил, что в туркменском языке - одно слово для обозначения

синего и зеленого.

Костя (абхаз) описывает: Конус, плетенный из ро-

додендронов - теплый ведь климат, - чтоб продувал-

ся дом. На зиму обмазывается глиной. Пол земляной.

Очаг в центре, дым - в отверстие вверху, в центре...

- А как же в дождь?

- А над отверстием поднята крышечка, так что тяга

под ней - в стороны.

Я. А! это как ноздри. Ведь нос - тоже двускатная

крыша, конек над нашей тягой, оберегает ее от залива.

Вообще, дом - это голова. Ведь голова в нас -

стяжение, макет всего тела: а дом уже тело выражает,

как оно обобщено и абстрагировано в устройстве го-

ловы. Недаром в <Руслане и Людмиле> Голова - как

дом, а русская изба и есть голова под шлемом.

В доме вход - рот. Двери - губы: где раскрыты,

где сжаты. Окна - глаза.

Костя (абхаз). Окон у нас нет, но сквозь щели в

плетеных стенах видно.

Я. Это как поры в теле: через них свет-огонь про-

ходит, но еще не сконцентрировался в глазе-солнце.

Точнее, там, где нет окон - здесь и в юрте, - рот

и глаз совпадают.

Это как доглазые животные - ки-

шечно-полостные с одним универсальным, синкретиче-

ским отверстием. Или как младенец родившийся - со-

сет, а еще не видит. То, что пол - земляной, тоже о

втельности земляной говорит.

Вообще тенденция жилища какова? Первое жилье -

пещера (пещерные люди), то есть рот, зев земли, ее

полураскрытая утроба. Пещерные люди - в пазухе

земли, как детеныш кенгуру в сумке. Это еще утроб-

ный период человечества и по жилью. Когда человек

рождается, он выходит голым на Божий свет, на от-

крытое пространство. То же самое и собственно чело-

веческая история, и жизнь начинается с того момента,

когда человек рискнул выйти на открытое ристалище.

И тут же узрел, что он наг и гол. Ведь новорожденное

животное сразу одето шкурой и может ходить. А че-

ловек гол и кожей нежен, и как ему надо добавлять

к себе шкуру - одежду, так и второй слой шкуры -

дом строить, и именно строить. Как первая одежда -

фиговый листок, так первый дом - плоскость (накид-

ка) крыши (из листьев ли, камня на подпорках, шкуры

ли растянутой). Хотя здесь уже различия наступают -

от чего больше оберегаться: от верха (дождя и солнца)

или бока (ветров). Юрта оберегает больше с боков, а

39

вверху - отверстие, А в Африке главное - покров,

уберечься от палящего солнца, а бока открыты, стен

почти нет.

Общая тенденция жилища - вознесение, вавилон-

ский столп - как нынешний городской дом, где чело-

век не на земле, а на голове человека стоит. Притом

есть соответствие между позой человека и устройст-

вом дома. У избы пол поднят над землей, стоит на

камнях, есть и подпол - и недаром здесь человек не

на полу, а на скамье или на стуле сидит.

А юрта со-

ответствует сидячей позе кочевников - верхом прямо

на земле. Всякая одноэтажность - село от слова

<сесть> (на землю). Город начинается с двухэтажности:

с отрывом от земли человека-Антея, и возникает мир

искусственных ценностей, цивилизации, к чему и ого-

род городить затеяли.

Борис (абхаз). Это верно про пещеры. Но и у нас

в Грузии были пещерные города -и не в первобыт-

ности, а и в Х веке, когда расцвет цивилизации и уже

христианство. Это, верно, от врагов в горе рыли пе-

щеры, связанные переходами: там и церкви.

Я. Да, но здесь важно направление труда: если

человек равнины строит стены, одевает веществом

пустоты, то жителю гор надо добыть пустоту, по-

лость, а земля и так уже человеческой вертикалью

поднята. Если там город вверх городится над землей,

то здесь город - в утробе земли.

- В Индии тоже пещерные города - <Пещера ты-

сячи будд>...

- А еще на равнине от врагов добавляется ров

перед стенами.

- Ну да - усиливается вертикаль: вверху - через

воздвижение земли, внизу - через опускание пустоты.

Вообще такой пещерный город напоминает муравейник,

а город воздвигаемый - улей.

Борис (абхаз). Самые древние жилища у нас -

дольмены: большой камень - на двух других.

Я. Это пещера, но уже воспроизведенная, повто-

ренная - построенный рот.

Ауэзов. Вот я хотел...

Я. Ну да, давайте перейдем к другим типам жи-

лища - богаче будет сравнение, а потом опять к

горскому жилью вернемся.

Ауэзов. Юрта круглая...

Я.

А изба четырехугольная, и <не красна изба уг-

лами, а красна пирогами>, и есть в ней <красный угол>:

кстати, почему святилище в углу, а не в центре или

на фасаде? Раз святилище, значит - <Свет невечер-

ний> - не нуждается в окнах, как ум - светоч под

тьмой черепа - не нуждается в глазах.

Но это - в сторону. Итак, юрта - круглая, и ко-

чевник - круглоголов, а северянин, славянин - с бо-

лее квадратной, угольной головой.

Ауэзов. Юрта круглая, видимо, от равномерной от-

крытости пространства во все стороны и необходимо-

сти быть готовым к нападению с любой стороны. Стро-

ится так. Нижний ряд перекрещивающихся жердей

идет вертикально, как стены, следующий ряд образует

скос, и вверху еще скос.

Я. Ага! В России в избе две грани: стены-щеки и

череп-крыша. Здесь три грани: ближе к шару не только

по сторонам, но и вверху.

Ауэзов (рисует). Юрта покрывается кошмой: войлок

из животного.

Я. Значит, кочевник в юрте - как в шкуре живо-

тного, как в его сумке, за пазухой у своего стада,

Ауэзов. Окон нет. Один вход с пологом.

- Что бы это значило, что окон нет?

Ауэзов. Это, верно, от степи: там ландшафт не диф-

ференцирован, зато каждый звук разносится далеко,

так что из юрты ориентируются по слуху. Если кто

скачет - и по содроганию земли слышно.

Я. Значит, связаны друг с другом сидячая восточная

поза и безоконность - усиливается восприятие коле-

баний земли (прямо туловищем) и воздуха - как у

слепых и даже как глухие слышат телом.

Ауэзов. Даже обычай такой: за пятьдесят шагов от

юрты спешиться, а то стук копыт становится невыно-

симым для слуха.

- Вообще, кому слух, а кому зрение нужны? Пти-

цам зрение - на что им слух: они в открытом про-

странстве, где свет и воздух; а слух нужен кому?..

- Да тем, кто в лесах или в густой, мелко диф-

ференцированной местности.

- Ну да, где воздух заполнен воздвигшейся раз-

нообразной землей - чтобы в ее дебрях не затеряться.

Костя (абхаз). Притча у нас есть: плыли лебедь-

зоркий и бобер-слепой, но с острым слухом - по

извилистой реке.

Лебедь за поворотом не увидел охот-

ника и был убит, а бобер заранее услышал его и ныр-

нул под воду.

Ауэзов. Так вот, в юрте при нападении врага все

члены семьи имеют в бою четко определенные функ-

ции: и дети, и старики.

Вообще интересна тактика кочевников в бою. Когда

они нападают на строй оседлого врага, они налетают

волнами: пускают стрелы, а сами тут же врассыпную,

в стороны.

Я. Лучами-радиусами, как шар юрты.

Ауэзов. Вслед вторая волна налетает и тоже рас-

сыпается: заходят с тыла. Я удивился, когда котел

под Сталинградом назвали новшеством военной стра-

тегии. Кочевники именно так, в котлы, и брали про-

тивников.

Я. А! Теперь понятно, почему татаро-монголы били

русских и всех оседлых в открытом поле. Земледельцы

малоподвижны, угловаты (ср. углы избы и всесторон-

ность юрты); когда лицом к лицу - сильны, но кочев-

ники ускользают, вьются вьюном, надо на все стороны

поворачиваться - и тут у земледельцев, привыкших к

четким различениям переда-зада и сторон в простран-

стве, голова идет кругом, они теряют ориентировку -

как в игре, когда, завязав глаза, раскручивают человека

и он должен восстановить направление. Значит, то, что

земледельцы глазаты (у них окна), а кочевники - слу-

хаты, проявляется при кругообращении: глаз привык и

приучает человека к сторонам света, дает односторон-

нюю ориентацию - только спереди, а слух - круго-

вую оборону развивает. Земледельцы - прямосторон-

ни. Значит, кругообращение, повороты головы для слу-

ха ничего не значат: в любой момент при остановке

слух находит направление в пространстве, а глаз теря-

ется: ему сначала надо восстановить, где раньше, вна-

чале, был зад и перед, что к чему. А пока земледельцы

сообразят, кочевники, спутывая их ориентацию, напа-

дая спереди, и сзади, и с боков, быстро бьют непово-

ротливых и неуклюжих земледельцев, прежде чем те

успевают очухаться. И характерно, что на Куликовом

поле русские победили Мамая, применив именно тата-

ро-монгольскую тактику: заманив на себя и ударив из

засады в бок им, а те, татары, уже от долгого оседания

на Руси, земледельчески окостенели и утратили свою

кочевую суть времен Чингисхана и Батыя.

При такой круговой ориентировке в пространстве и

тактике боя, очевидно, для кочевников не имеет нравст-

венного различия, убит ли спереди или стрела в спину

вошла - то, что так важно для земледельческих народов.

Борис (абхаз). А у нас - позор, если сзади убит.

Верно, это с нашей оседлостью связано.

Костя (абхаз). Черт возьми! Вот до чего дойти мож-

но, исходя всего лишь из устройства дома.

Я. Но в бою какую цель преследуют: занять место

или людей истребить?

Ауэзов. Конечно, война кочевников направлена на

истребление или полонение живой силы.

Я. Ну да, а земледельцу важно просто оттеснить:

грудью или плечом (как русский народ при нашествиях

на Россию). А для кочевника важно живое тело, а не

земля или растение, - и враг видится как животное,

как тело; а его дома, город, земля, посев - это все

не имеет значения. Недаром курганы из черепов насы-

пал Тимур-кочевник.

Ауэзов. Вот еще важно, что у кочевников нет двора.

Борис (абхаз). А у нас двор большой, и в нем очень

дифференцированное, членораздельное пространство...

Я. Как дом - макет мироздания, так двор - модель

вселенной, пространства.

Борис (абхаз). У нас дом так строится. Два здания:

рабочее (там и едят) и второе - спальня.

Ауэзов. Интересно поселение узбеков: когда кочев-

ники перешли к оседлости - словно по контрасту, -

совсем огородились от мира. Вы были в Ташкенте в

старом городе? Там на улицу - глухие стены, ни одного

окна.

Джура (таджик). И у нас окна на улицу не выводят,

а лишь во двор: чтобы женщин не видели и они на

чужих не смотрели.

Я. Но это же опять юрта - только навечно постав-

ленная. Ведь в юрте тоже окон нет, вовне она не на-

правлена, а все - внутрь себя. Отсюда и глухие ду-

валы и всяческое разнообразие во внутренних дворах

у узбеков и таджиков.

Интересно, что русские окна - чтоб глазеть на

улицу, по сторонам, выражают любопытство - как

экстравертность духовного пространства в человеке:

направленность вовне, выход из себя.

Костя (абхаз). И у нас <дом - моя крепость> (так,

кажется англичане говорят?). И могилы, родовые скле-

пы внутри двора.

Борис (абхаз). Вот недавно у нас один умер; перед

смертью построил дом, а наследников не имел. Так

его, по настоянию родных, в центре дома, под полом

похоронили - и дом ему стал как мавзолей.

Ауэзов. Да, а вот в Китае национальная проблема:

кладбища - на лучших землях; и новая власть решила

снести - так со всего Китая старухи легли на мо-

гилы - и пришлось отменить.

Я. Вообще тип захоронений очень важен. Вот Бо-

рис говорит, что двор строился с расчетом на прием

гостей - на свадьбу или похороны, - и тут же

склепы. Это значит: дом (Космос) построен для при-

бытка, прибавления к бытию, к расширению - и к

сужению, к выделению из себя.

Ауэзов. Наши захоронения - курганы. Разбросаны

по степи. На них - каменная баба.

Я. Но как же узнают своих?

Ауэзов. Кочевья - это уходы и возвращения, зна-

чит, те же места проходят. Но вообще, если другие

народы в войнах могут осквернять могилы друг друга,

то у кочевников этого нет: уважают курганы и тех

мест, где враги.

Я. Ну да: может, там и мои предки зарыты - откуда

я знаю? Ведь и мы там некогда кочевали.

Ауэзов. Интересно, что вот это уважение вообще к

могилам, неразличение вражеских и своих - сопря-

жено с тем, что особого культа мертвых у кочевников

нет: умирает - и к нему теряется интерес, словно к

нам уже отношения не имеет.

Борис (абхаз). А у нас чтут могилы, и, если кто

хочет прекратить кровную месть, он ложится спать у

могилы предков своего врага - значит, к корню враж-

ды восходит и ее отменяет. Это замечают - и мирятся.

Костя (абхаз). А другой способ прекращения кров-

ной мести: поцеловать грудь матери врага - и стать

молочными братьями.

Я. В захоронениях у оседлых народов чтится

именно этот мертвый - мой предок: род, значит,

дифференцирован на личности. У кочевников чтятся

вообще мертвые: нет меж них личностной дифферен-

циации - значит, и меж живых она неразвита. Но

все же, раз у кочевников нет стойких мест погребе-

ния, память о мертвых должна как-то переноситься с

собой - как и их жилье, юрта и вообще все свое

носят с собой. Может, от умерших остаются какие-

нибудь вещи?

Ауэзов. Да, точно, вещи умершего распределяют и

сразу носят.

Я. Значит, память о нем не сосредоточивается на нем

самом - как в погребении, не выделяется в особый

предмет, а распределяется, дробится меж живыми -

как тело Господне при причастии.

Ауэзов. И издавна старики в каждом роду содержат

родословную книжечку, где арабскими буквами зано-

сят всю последовательность колен, И часто старики

разных родов встречаются и выясняют степени родства.

Так что вот она - переносная память, как и эпос

<Манас>, сказительство...

Я. Но это мы все о захоронениях, то есть в землю -

в утробу - возвращениях. А ведь есть и сжигание тру-

пов, Что это значит?

Молдаванин Белецкий. В Индии прах развеивают

над Гангом или просто в воздухе.

Я. Постойте, да и греки гомеровские - гекатом-

бы на кострах - трупы сжигали. Значит: восприем-

никами уходящей жизни становятся огонь и воздух,

они особенно насыщаются жизнью. Недаром это ми-

ровая душа - Брахман, атман, прана - жизненная

сила, и у йогов техника дыхания - как род мышле-

ния разработана...

Ну, сегодня прервемся.

В следующий раз продолжим о жилье - о внут-

ренности теперь: что там значат части дома и вещи. И

одежда - как дом на человеке,

Нам не хватает собеседников - знатока русского

быта и индуса. Еще бы африканца и западноевропейца.

Как бы найти?..

<< | >>
Источник: Гачев Г.. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Серия: Технологии культуры. Издательство: Академический Проект, 512 стр.. 2007

Еще по теме Беседа третья ДОМ 20.1.67 г.:

  1. Занятие третье ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ГЕРМАНИИ (2 часа) 1.
  2. Статьи для анализа
  3. ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЛ
  4. Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении
  5. П Р И МЕЧА Н II Я
  6.     ПАМЯТНИК НЕИЗВЕСТНОМУ ЭКСКУРСОВОДУ
  7. Беседа третья ДОМ 20.1.67 г.
  8. Беседа четвертая ДОМ (внутренность) 27.1.67 г.
  9. Беседа седьмая НАЦИОНАЛЬНАЯ ЕДА (третья беседа) 10.111.67 г.
  10. ПЕРВЫЙ ДОМ: СОБСТВЕННОЕ «Я», НАЧАЛО, ЛИЧНОСТЬ
  11. ВОСЬМОЙ ДОМ: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ИСПЫТАНИЯ - ДУХОВНЫЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ, СУДЬБА
  12. Рим и Египет
  13. Приложение 13 КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ курса коррекционно-развивающих занятий для детей с неблагоприятным прогнозом обучения — развитие психических процессов и речи (авторН.А. Румега)