ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИОГРАФИЯ В РОССИИ
Яркой и противоречивой фигурой российской философии культуры был П. Я. Чаадаев (1794 - 1856), пытавшийся осмыслить причины отсталости современной ему российской культуры. Большой резонанс вызвали его «Философические письма», ставшие мощным стимулом для полемики между славянофилами и западниками.
Первая четверть ХХ века - период расцвета русской философии. В это время пришли в действие созревшие во второю половину 114
XIX века духовные силы, а философские, художественные, социальные идеи обрели свою определенность, достигли высочайшей выразительности. Причем важнейшее место в философской проблематике принадлежало вопросам культуры. В этот период в России сложился целый спектр философских направлений, так или иначе занимавшихся исследованием культуры; наиболее значительными из них были: неокантианство, позитивизм, религиозная метафизика, марксизм и феноменология.
К. Н. Леонтьев (1831 - 1891)
Константин Николаевич Леонтьев - публицист, врач, дипломат, ставший к концу жизни монахом. Он был поборником «византизма», то есть унаследованных от Византии традиций твердой монархической и религиозной власти, опирающейся на жесткое иерархическое строение общества, общинность. Он считал, что природа и общество в своем развитии неизбежно проходят три последовательные стадии: первоначальная «простота» (подобно зерну или зародышу); «цветущая сложность» (когда раскрываются все потенции растения животного, человека или народа); «вторичное упрощение» (стадия разложения и гибели).
В европейской культуре периодом «цветущей сложности» К. Н. Леонтьев считал средневековье, а последующий буржуазный «прогресс» Нового времени представлялся ему торжеством гибельной уравнительности, культурной серости и умирания. Некультурный - значит несвоеобразный - утверждал К. Н. Леонтьев. России, как и любому другому народу, следует стремиться к сохранению и приумножению своей самобытности, без которой она просто перестанет существовать. Путем союза России с Востоком (мусульманами, Индией, Китаем) и экспансии на Ближнем Востоке надеялся превратить Россию в новый центр христианского мира, затормозить «либерализацию» и уберечь Россию от революции. К. Н. Леонтьев был противником политического национализма, считая, что современный национализм есть порождение либеральной и уравнительной демократии, погубившей такие полные жизни и разнообразия «цветущие сложности» как мировые империи.Вл. С. Соловьев (1853 - 1900)
Владимир Сергеевич Соловьев - сын историка С. И. Соловьева, окончил Московский университет, занимался преподаванием, затем выступил как публицист. Его основные работы: «Оправдание добра. Нравственная философия», «Критика отвлеченных начал», «Теоретическая философия» и другие. В 1900 году Вл. Соловьев был избран почетным академиком Академии Наук.
Вл. Соловьев выступает как идеалист. Он предпринял попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (Шеллинг) и научный эмпиризм.
Ядро философского учения Вл. Соловьева - идея всеединства. Это такая система, в которой все элементы духовного и материального мира устремлены к Абсолюту и оживотворены. Это всеединство мыслилось философом в виде Софии - премудрости Божьей.
Путь к постижению сущего Вл. Соловьев видел в органическом синтезе разных способов познания - эмпирического, философско- рационального и мистического. Одна из этих форм постижения сущего не может привести к Истине, которая доступна лишь синтезу науки, философии и откровения.
Философ считал, что все имеющиеся философские учения страдают односторонностью. Идея всеединства многосложна. Это и всеохватность бытия, и «цельное знание» (как синтез науки, философии, религии), и «соборность» человека, то есть его родовая, общественно-историческая и вселенская сущность. Высшая цель исторического развития - духовное общение людей, которое Вл. Соловьев называл Церковью. Его терминология необычна, в нее он вкладывал оригинальное содержание. Духовное развитие человечества должно прийти к трем важнейшим категориям человеческой мысли: Истине, Добру и Красоте. Реальная жизнь несовершенна, идет ее эволюция, конечная цель которой - Царство Божье - как высшее Добро. В дальнейшем Вл. Соловьев сблизился с русским космизмом и проповедовал «теургическое делание», призванное избавить мир от разрушительного воздействия времени и пространства, преодолеть смерть.В то же время, особенно к концу жизни, наряду с призывом к высшему бытию, абсолютному Добру, Вл. Соловьев опасался угрозы конца истории, больших катастроф. К катастрофе ведут национализм, всеобщая сытость, внешнее довольство, но полное духовное разложение. В результате наступит упадок нравственных и религиозных ценностей, господство спиритизма, суеверий, веры в любой обман. Философ опасался капитализма и революции. Хотя в области духа он -
революционер. Выше всего Вл. Соловьев ставил единство знания, веры, красоты с Добром, с принципами нравственности, не знающей исключений. Ни один человек, ни один народ, ни одна группа людей, если они никому не причиняют зла, не должны страдать. Вл. Соловьев отвергает идею насилия даже во имя освобождения людей, изменения характера строя. В этом он существенно расходится с русскими революционерами, проповедуя смирение, аскетизм, а не насилие во имя социализма, который для Вл. Соловьева ничем не отличается от ненавистного ему буржуазного строя, с его господством материальных интересов и несправедливостью. Но надо иметь в виду, что он писал о социалистах-утопистах типа Сен-Симона, а марксизм он знал недостаточно.
Две силы, которых опасался философ, - капитализм и революция - проявились в ХХ веке взлетами науки, техники, социальными преобразованиями и ужасами войн, уничтожением миллионов людей.Вл. Соловьев много писал о России («Русская идея» и другие). Он выступал за единство Европы и России, за объединение всех трех разновидностей христианства: католичества, православия, протестантизма. Он был против сведения «русской идеи» к христианской монархической идее. Ни государство, ни общество, ни церковь, взятые в отдельности, не выражают существа «русской идеи». Эта идея совпадает с христианским преображением жизни, с построением ее на началах Истины, Добра и Красоты. «Русская идея» осуществляется не против других наций, а с ними и для них.
Творчество Вл. Соловьева оказало заметное влияние на последующее развитие русской философии. Оно стоит у истоков «нового религиозного сознания» начала ХХ века: «богоискательства» и религиозной философии Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и других.
Н. А. Бердяев (1874 - 1948)
Николай Александрович Бердяев - русский философ, прошел путь от «легального марксизма», богоискательства и религиозной философии до мирового признания в качестве одного из основоположников персонализма и экзистенциализма. Для Н. А. Бердяева характерен крайний персонализм, антиколлективизм, неприятие экономического детерминизма и приоритета общества над личностью. Он ставил во главу не общество и классы, а отдельно взятого человека, его духовный суверенитет и ценность, ибо только они несут в себе образ Бога. Н. А. Бердяев критиковал буржуазное общество, являясь христианским социалистом. Смысл истории и творчества он усматривал в создании обновленного социализма.
Он считал, что мир культуры - это «объективизация духа», где поглощается личное, индивидуальное, где все имеет безличный характер, где подавляется свобода и господствует необходимость. «Культура - по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача», - писал он в работе «Смысл творчества».
(Бердяев Н. А. Смысл творчества. - М., 1916. - С. 315). Смысл истории - избавление от объективации и выход человека в иной мир, но он не в будущем, а всегда реально существует с миром истории, соприкасается с ним в актах свободного творчества, в которых и проявляется смысл истории. Результаты творчества объективируются, что связано с особенностями здешнего бытия, которое в действительности неистинное. Бесконечность истории бессмысленна. История - путь к Богу, благодатному концу. Свое место в современной ему философии Н. А. Бердяев определил сам: «Я нахожусь в совершенном разрыве со своей эпохой. Я воспеваю свободу, когда моя эпоха ее ненавидит, я не люблю государства и имею религиозноанархическую тенденцию, когда эпоха обоготворяет государства, я крайний персоналист, когда эпоха коллективистична и отрицает достоинство и ценность личности, я не люблю войны и военных, когда эпоха живет пафосом войны, я люблю философскую мысль, когда эпоха к ней равнодушна, я ценю аристократическую культуру, когда эпоха ее низвергает, наконец, я исповедую эсхатологическое христианство, когда эпоха признает лишь христианство традиционнобытовое. И я чувствую себя обращенным к векам грядущим». (Бердяев Н. А. Самопознание. - М., 1990. - С. 242-243).Евразийство
Для общественно-политической жизни и идеологии современной России характерна поляризация, возрождаются традиционные политические идеи и споры. Вновь оживают дискуссии славянофилов и западников. Среди политического и философского наследия русской эмиграции особого внимания заслуживает возникшая в 20-е годы XX века концепция евразийства, вокруг которой шли тогда и продолжаются по сей день споры сторонников и противников этой идеи.
Евразийство было реакцией части Русского Зарубежья на революцию, подпитывалось разочарованием в прежних идеологических схемах, наблюдением за жизнью европейских стран, в которых переживали кризис традиционные и либерально-демократические политические институты. Разочаровавшись в старых идеях, но не желающие примириться с унижением и падением Отечества, русские эмигранты искали нового, нетрадиционного объяснения причин того, что произошло с Россией.
В то же время, в своих основных положениях евразийство воспроизводило и актуализировало в новых условиях старые споры о месте России в контексте мировой цивилизации, об отношениях Востока и Запада, о «почве» и «цивилизации», по-своему отвечая на вопрос о своеобразии России, оно предлагало свою модель возрождения страны.Отторгнутые революцией от России, они вынесли из происшедшего катастрофическое мироощущение. Трагический поиск «идеи- правительницы», которая бы смогла привести Россию к процветанию - главное содержание и главный смысл работ евразийцев. Для их работ характерен междисциплинарный подход, они - яркая страница в русской и мировой социальной науке. К 1937 году евразийство как цельное течение и единая научная школа прекратило свое существование.
Среди евразийцев были видные представители эмиграции: лингвисты - Н. Трубецкой и Р. Якобсон, философы - Л. Карсавин,
С. Франк, историки - Г. Вернадский, Г. Флоровский, правовед - Н. Алексеев, ученые-публицисты - П. Сувчинский, Д. Святополк- Мирский, П. Савицкий. Основные работы евразийцев: Н. С. Трубецкой «Европа и человечество» (1920), коллективный сборник «Исход к Востоку» (1921), «На путях», издавалась газета «Евразия», журнал «Версты».
Евразийцы преемственно связаны с идеями славянофилов, Н. Данилевского, К. Леонтьева, Вл. Соловьева. Они считали, что за понятиями «человечество», «общечеловеческая цивилизация», «мировой прогресс» нет адекватной реальности, они стояли на позиции существования культурно-исторических типов. Евразия, по их мнению, - особый, отдельный культурно-исторический тип, противостоящий европейской (романо-германской) цивилизации. Они отмечали особую роль в истории страны православия и византизма, говорили об ориентации на Восток: «азиатская ориентация становится единственно возможной для настоящей русской национальности», - писал
Н. Трубецкой. Евразийцы подчеркивали, что большую и положительную роль в создании великой русской государственности сыграл «пример монголо-татарской государственности». П. Савицкий писал: «Велико счастье Руси, что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам и никому другому». (Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. - М.: Наука, 1993. - С. 124). Фактически монголы первыми сформировали евразийский мир, полагали евразийцы.
В программном документе 1926 года сформулирована основная идея евразийцев: «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и других. Она совершенно особая специфическая культура... Ее надо противопоставлять культурам Европы и Азии как середину, срединную, евразийскую культуру. Евразия - это особый материк, совпадающий с границами Русской империи» (Пути Евразии. - М.: Русская книга, 1992. - С. 375).