<<
>>

КОНФУЦИЙ (551-^79 гг. до н.э.)

Среди мировых деятелей культуры, уделявших особое внимание проблеме взаимоотношений людей в обществе, выделяется Конфуций (Кун Фу-цзы) — выдающийся мыслитель, государственный чиновник и педагог Древнего Китая, создатель философской школы конфуцианства, сочетавшей признаки идеологии и религии.
Задолго до христианства он сформулировал основной нравственный принцип: "Чего не желаешь себе, того не делай и другим". Китайская цивилизация в целом в значительной мере формировалась под влиянием конфуцианства. Конфуций происходил из знатной разорившейся семьи, в 22 года начал педагогическую деятельность, став "ученым-книжником" и завоевав большой авторитет; позднее был советником при одном китайском правителе, но вследствие интриг ушел в отставку и занялся изучением и толкованием древних книг и историей страны, объединив вокруг себя целую плеяду последователей. Идеи Конфуция дошли до нас главным образом благодаря книге "Беседы и суждения", составленной по записям и высказываниям самого философа и его толкователей. В центре учения Конфуция находится идеальный человек и его нравственные качества, обеспечивающие процветание общества. Философ призывал к уважению традиционных, проверенных временем обрядов и порядков, считая их хранителями и носителями тогдашнюю духовную элиту — китайскую знать и выдвигая в качестве основных принципов совместной жизни людей "человеколюбие" ("жень") и "почтительность" ("ли"). При этом имелись в виду любовь, уважение и почтительность к родителям, старшим вообще, к вышестоящим на социальной лестнице людям, к представителям других сословий, родов и семей, равно как и уважительность между отдельными гражданами. По мысли Конфуция, соблюдение веками сложившейся иерархичности в рамках государства и общества является, наряду с соблюдением других нравственных правил, основным гарантом общественной стабильности. Конфуций придавал большое значение учебе и воспитанию как способам общего повышения культуры народа, но считал, что лишь представители высших сословий могут обладать мудростью, которая основана у них на наследственном знании, являющимся наиболее совершенным видом знания. Нетрудно заметить, что с общекультурологической точки зрения учение Конфуция перекликается, с одной стороны, с более поздними западными теориями духовных и политических элит как основных субъектов культуры (см., например, Карлейля), а с другой 23 стороны, — с антиреволюционными теориями культурного эволюционизма (см., например, Э.Б. Тайлора), согласно которым любые социальные потрясения (войны и революции) есть "болезни" и "аномалии" в поступательном развитии здорового общества. После смерти Конфуция, уже во II в. до н.э., принципы конфуцианства были канонизированы в качестве официальной идеологии, сам же философ обожествлен, а его могила и дом стали местом паломничества.
<< | >>
Источник: С.П.Мамонтов,А.С.Мамонтов.. Антология культурологической мысли. 1996

Еще по теме КОНФУЦИЙ (551-^79 гг. до н.э.):

  1. Накопление эмпирического материала.
  2. ПРИМЕЧАНИЯ (к книге С.Максуди «Тюркская история и право») 1.
  3. КАТАЛОГ ИЗДАНИЙ
  4. УНИВЕРСУМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И УПОРЯДОЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА - КОНФУЦИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
  5. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  6. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ
  7. Основные древнекитайские идеологические течения.
  8. КОММЕНТАРИИ АЗИАТСКАЯ АЛХИМИ
  9. КОММЕНТАРИЙ
  10. Объект и предмет педагогики
  11. Конфуцианство
  12. Политическая культура и социализация
  13. ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНИХЦИВИЛИЗАЦИЯХ. ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  14. 3.3. Личность ребенка в воспитательном процессе
  15. Лекция девятая. ВОЖДИ, ЖРЕЦЫ, ПАХАРИ, КУЗНЕЦЫ...
  16. Мыслители древностии Нового временио людях как субъектахобщения
  17. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ