<<
>>

КОСМОС ДОСТОЕВСКОГО

У Достоевского исследовали: мысли его и героев;

идеологию; его как психолога души человеческой;

структуру его романов (полифония и диалогизм - по

М.М.

Бахтину). Телесность же, материя, предметность

его мира как-то оставалась без внимания^. А разве это

все без значения, что у него город, сырь, белые ночи,

нет животных, есть кухни, углы, перегородки, пауки,

вонь, лестницы, чахотка, эпилепсия, нет матерей, есть

отцы, нет рожания, нет Кавказа, нет моря, но есть пру-

ды? Т.е. не только то, что есть, но и минусовая матери-

альность, т.е. вещи, которых у него нет и которые есть у

других русских писателей и значащи в контексте рус-

ской литературы, - все это тоже есть голос и смысл. И

эта предметность есть не просто наполнитель структу-

ры, - нет, она идейна, есть тоже полноправный голос в

полифонии Целого. Ибо тела, вещи - духовно не без-

дарны, но сочатся духовными смыслами, суть тело-идеи.

Читать Космос (в эллинском смысле - как строй

мира) Достоевского мы будем на древнем натурфило-

софском языке четырех стихий. Представим: если бы

Эмпедокл воззрился на мир Достоевского, как бы он

мог его прочитать?

<< | >>
Источник: Гачев Г.. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Серия: Технологии культуры. Издательство: Академический Проект, 512 стр.. 2007

Еще по теме КОСМОС ДОСТОЕВСКОГО:

  1. Примечания
  2. Космос ислама...
  3. Гераклит (фр. 95)
  4. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - КАК МИРОПОНИМАНИЕ
  5. КОСМОС ДОСТОЕВСКОГО
  6. 2. ЧЕЛОВЕК - НЕДОВОПЛОЩЕННЫЙ ВОЗ-ДУХ
  7. 4. ВОПЛОЩЕНИЯ СТИХИЙ В ПЕРСОНАЖЕЙ ДОСТОЕВСКОГО
  8. РУССКИЙ КОСМОС И ЛЮБОВЬ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ
  9. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КАК ЛЮБОВЬ
  10. II. РУССКИЙ ОБРАЗ ИНДИИ
  11. КОСМОС ИСЛАМА
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  13. Лекция 4. Божественность и самоубийство: "тайна вулкана, тайна мятежа"
  14. Американская телемонополия.
  15. 3.2. Образ человека в историко-культурном развитии (человек как предмет воспитания)
  16. 1.2. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБРАЗОВАНИЯ(ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ)
  17. Глава 5. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С САМИМ СОБОЙ