<<
>>

Космос ислама...

В последние годы вдруг национальная проблема

вспыхнула - и мои интеллектуальные головоломки на

эти темы понадобились людям: даже во избежание фи

зических головоломок полезны быть могут.

Вышла пер-

воя книга <Национальные образы мира> (Советский пи

сатель, 1988) - и мгновенно исчезла. И когда-то мне

удастся издать всю эту многотомную серию?.. Вот по

чему имеет смысл предложить книгу, где объяснить

свой метод, представить разные аспекты проблемы и

дать сжатое описание некоторых национальных моде

лей миропонимания, своего рода <дайджесты>. Таково

назначение настоящей книги. Она именно - калейдо

скоп, <Ноев ковчег>, где от каждого мира помалу и

от каждой темы и метилы дано вкусить.

Мое главное понятие: Космо-Психа-Логос, что зна

чит: тип местной природы, характер человека и нацио

нальный ум находятся во взаимном соответствии и до

полнительности. Труд и Культура в ходе истории воспол

няют то, что не дано стране от природы. КОСМОСО-

ФИЯ - так бы я обозначил свой подход. Ею исследует

ся мудрость Природы: те идеи и цели, на которые она

наводит свой народ. Ибо народ-горец имеет иные ориен

тиры, чем народ-мореход или степняк-кочевник. Горы,

море, степь, лес предрасполагают к особого род? по

строениям в мировоззрении и даже в логике.

Как посреднический между Материей и Духом <ме

таязык> я принимаю древний натурфилософский язык

ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ: <земля>, <вода>, <воз-дух>,

<огонь>. Он (этот язык), казалось бы, преодоленный

научным развитием, обретает ныне новое звучание в

связи с проблемой экологии, с необходимостью счи

таться с природой и понимать ее как смысл и язык,

читать ее текст и завет нам.

Национальные картины

мира, что я пытаюсь реконструировать, не могут обой

тись без образного мышления, которым я широко поль

зуюсь наряду с рационалистическим.

Естественно, что такой преоборот Бытия и сдвиг

понятий не мог совершаться в нашем оказененном язы

ке, в том числе и научном, с его требованием <одно

значности> и проч. Привычно линейный ум тут будет

на каждом шагу спотыкаться, испытывать сопромат

странного сочетания слов, неологизма, инверсии; драз

нить будет смешение высокого с низким, стилистиче

ская <какофония>. <Ту же мысль да не так бы мол

вить!> - захочет таковой пай-мальчик, отличничек пра

вильного мышления, меня откорректировать. Да в том-

то и суть, что НЕ ТА же то будет мысль, если иначе

молвить! Как сказать = как увидеть. Освежать видение

мира и понятия нельзя, не свежуя язык.

И еще я - жанровый преступник и нарушаю гра

ницы разделения труда: в одном часто ходе мысли ас

социирую образ поэта и понятие физики и т.п. Как-то

в годы <застоя> на семинаре у Ел. Ник. Турбина на

филфаке МГУ докладывал я его студентам про <Космос

Достоевского> и посетовал:

- Раньше меня не печатали за идеи, что находили

крамольными, а теперь за форму, жанр и стиль: <не

научно!> - говорят.

- А это одно и то же и одни и те же люди! -

объяснил мне мудрый Турбин. - Только раньше они

за чистоту идеологии, а нынче за строгость научной

формы, стилистами-эстетами обернулись, адептами чи

стого вкуса... Но лишь бы - не пущать!..

Под какой же эгидой нынешние <перестроечники>

запреты расставлять станут? - вот в чем вопрос сего

дня и его злобы...

В последние годы я получил возможность съездить

в некоторые из стран, чьи национальные образы мира

описывал.

Конечно, я получил массу впечатлений и уз

нал множество новых фактов, однако основные кон

цепции, что были выработаны дедукцией воображения

в Эросе угадывания, подтвердились.

Национальный калейдоскопа - это, конечно, забав

но, весело. Однако сверхзадачей в исследовании мно

жества образов мира, вариантов миропонимания явля

ется докопаться до Единого (в роскошестве и щедрости

его многообразий), почуять, взвидеть Абсолют.

22 ноября 1989

*Таковым предполагалось название этой книги, когда писа

лось предисловие. - 27.Х.94.

Час^ь пе^ал

Национальные образы мира

Для бодрствующих существует единый и

всеобщий Космос (из спящих же каждый

отвращается в свой собственный).

<< | >>
Источник: Гачев Г.. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Серия: Технологии культуры. Издательство: Академический Проект, 512 стр.. 2007

Еще по теме Космос ислама...:

  1. КОСМОС ИСЛАМА
  2. ИСЛАМ
  3. Глава 6 Средневековая Индия до ислама
  4. КОСМОС И МАГИЯ
  5. ИСЛАМ И КУЛЬТУРА
  6. Тропическая Африка и ислам
  7. у р о к 25. Проблема исследования космоса
  8. Школьный урок из космоса.
  9. Мусульманская религия (ислам)
  10. § 13. Мир ислама
  11. Глава 2 Ближний Восток и Иран от эллинизма до ислама