<<
>>

КУЛЬТ ТАТЬЯНЫ

1.111.67 г. Вот мне подкинуло вовремя Цветаеву

<Мой Пушкин> - для возгорания: влюбления, озлоб-

ления...

А озлобление началось на культ Татьяны...

У других

народов, в крови и плоти французов, у их колыбели,

как мифы - модели для всякой возможной любви сто-

ят кроваво-семенные Абеляр и Элоиза, смертельно

упившиеся/упоенные любовью Тристан и Изольда, а

потом Манон и де Грие - везде осуществленная лю-

бовь, кровь и могила: у итальянцев - Франческа и

Паоло; у англичан - Ромео и Джульетта, Отелло и

Дездемона - все осуществленные и плотяно-кровные;

у немцев Фауст и Гретхен - оплодотворенная; у нас

же - словно касты разные: мужчина и женщина -

неприкасаемость проповедуется: Татьяна и Онегин, На-

стасья Филипповна и т.д. Задан образец любви как от-

толкновения, разрежения = создания пространства пу-

стоты, вакуума, - и чтобы тяготеть на расстоянии

Руси - в разлуке. Но тут как бы воля русского про-

странства: отклонить вертикальное всемирное тяготение

(у нас - к центру Земли) и превратить его в плоско-

стно-горизонтальное: чтоб все стремились друг к другу,

и этим океаном душевности была бы спаяна Русь в

единство - покрепче всех застав богатырских... Так

что пушкинская Татьяна воистину выступила как <уст-

роительница>, <мироупорядочивающая> (что и значит

по-гречески ее имя): она дала модель для устроения

русской Психеи.

<< | >>
Источник: Гачев Г.. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Серия: Технологии культуры. Издательство: Академический Проект, 512 стр.. 2007

Еще по теме КУЛЬТ ТАТЬЯНЫ:

  1. § 1. Рефлексия и перевод: исторический опыт и современные проблемы этом разделе будут рассмотрены три группы вопросов — о классической и современных формах рефлексии, о переводе как рефлексивной процедуре и, наконец, о формировании в культуре рефлексивной установки, связанной с выработкой концептуального языка. В Рефлексия «классическая» и «неклассическая»
  2. Культура, контекст и производство, в качестве комментария
  3. , ЧЕРНОМОР И СОН ТАТЬЯНЫ
  4. КУЛЬТ ТАТЬЯНЫ
  5. Культура Далмации и Хорватии
  6. Идея социокультурного прогресса
  7. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода
  8. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  9. 3.2. Образ человека в историко-культурном развитии (человек как предмет воспитания)
  10. Лекция втораяК ИСТОКАМ КУЛЬТУРЫ
  11. Мятликовые культуры
  12. 67. Японский культурный феномен
  13. 1.4. Физическая культура и спорт как средство коррекции девиантного поведения подростков
  14. 5.2. Культурные революции
  15. 3.3. Формы выражения этнокультуры
  16. 1.2. Телесность: психо-физическое и социокультурное измерение танца
  17. §3.2. Принцип субъективности в атрибуции культурных ценностей
  18. 8. ИЗМЕНЕНИЯ СТАТУСА И СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИИ МУЖСКИХ ОБСЦЕННЫХ КОДОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
  19. Глава 16 Культура и образ жизни людей в XVII в.
  20. Современная социально-культурная ситуация: вызовы профессиональной идентичности культуролога