КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Культура капиталистического общества или культура Нового времени (Новоевропейская) охватывает период XVII - XX веков. В классической форме она сложилась в середине XIX века, когда в передовых странах буржуазия завоевала господствующее положение в экономике, политике и духовной жизни.
Новоевропейская культура прошла определенные этапы в своем развитии.
Наиболее значительные из них: 1) раннебуржуазная культура Возрождения, возникшая в условиях разложения феодального общества, когда начали складываться существенные элементы культуры Нового времени; 2) культура Просвещения (XVII - XVIII века), когда укреплявшиеся буржуазные экономические отношения вызвали формирование соответствующих им социальных и идеологических отношений, но вплоть до перехода политической власти в руки буржуазии, эти изменения затрагивали почти исключительно сферу культуры: они проявились в обыденном сознании масс, в психологии и идеологии буржуазии, в сдвигах в образе мышления части господствующего класса, - так возникли новые течения в общественной мысли, философии, в науке, в различных сферах художественной культуры; 3) собственно развитая буржуазная культура Нового времени, сложившаяся к середине XIX века; 4) культура XX века, когда начали нарастать кризисные явления, возник кризис буржуазной культуры и заявили о себе элементы новой постиндустриальной культуры; попыткой преодолеть кризис капиталистической системы был социализм.186
Эпоха Просвещения - время, когда в рамках одного общества сосуществовали две основные субкультуры: феодальная и демократическая, отражавшие две различные экономические системы. Растущая экономическая мощь характеризовала буржуазию, но политическая сила, в основном, принадлежала консервативным силам феодального общества. Абсолютистские монархии олицетворяли равновесие сил двух противоположных систем и культур.
Раннебуржуазная культура еще не обнажила резких противоречий между основной массой буржуазии и трудящимися.
На раннем этапе Новой истории собственно буржуазная культура еще не отделилась от общедемократической культуры, которая противостояла, как единое целое, господствующей феодальной культуре.Для феодальной культуры были характерны консервативные умонастроения, органически слитые с пессимистическими взглядами на мир и на человека, существовала ностальгия по идеализированному прошлому и отсутствовал приемлемый для верхов образ будущего. Консерваторы считали, что человек греховен, дурен, он является игрушкой каких-то высших, непознаваемых сил, не так могущественен, как твердили гуманисты, сама история идет «по кривой». Отсюда две установки: либо спасение через святость и упование только на бога, либо безудержная жажда наслаждений, пользование сегодняшним днем по принципу «после нас хоть потоп».
В XVII веке особое внимание уделяется стремлению научно понять природу, почти не затрагивались социальные проблемы. В XVIII веке пристальный интерес вызывала социально-культурная проблематика.
Для культуры Просвещения свойственны такие черты: 1) рационализм, вера в разум человека и энциклопедизм знаний; 2) деизм: признавалось существование бога, как творца мира, который в дальнейшем развивается по познаваемым природным законам (иногда это пантеизм, когда бог и природа, по сути, отождествляются), - многие выдающиеся ученые (Ньютон, Лейбниц, Декарт) были глубоко верующими людьми; 3) вера в прогресс общества, которое можно разумно организовать; 4) теория естественного состояния общества, которое было утеряно, и к которому необходимо вернуться, - отсюда идеи равенства, свободы, братства, естественных прав человека, а ключ к решению общественных проблем виделся в образовании, науке, культуре.
Просвещение было могучим культурным явлением, охватившим большинство европейских стран, революционным по своей сущности, антифеодальным по своей направленности, антиабсолютистским по политической программе. Просветители анализировали мир с позиций свободного, ничем не ограниченного разума.
Низвергая религиозные догмы и отказываясь подчиняться каким-либо авторитетам, они раскрепощали умы и тем самым подготавливали революционное свержение феодально-абсолютистских режимов.Однако у Просвещения был главный недостаток: иллюзия, что путем просвещения можно устранить человеческие пороки и недостатки общества, и «естественный человек» предстанет во всем блеске своих добродетелей.
В XVII веке быстро развивался капитализм, который находился на мануфактурной стадии. Мануфактура с водяным колесом стала таким же фактом европейской жизни, как фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. Резко выросла производительность труда, обусловленная кооперацией и специализацией работников, возросла роль механизмов, главным из которых был часовой механизм.
Важнейшую роль в культуре начала играть наука, как особый социальный институт, естественное и необходимое условие нормального функционирования и развития производства. Хотя в сознании ученых преобладали не утилитарные соображения, а бескорыстная жажда познания законов природы. Наука не затрагивала социальных проблем, но научные открытия вызывали широкий общественный резонанс, поскольку были прямо или косвенно связаны с коренными мировоззренческими проблемами. Ученый становился значимой фигурой в обществе, хотя его взаимоотношения с государством и церковью нередко оставались сложными. Возникли новые формы организации исследовательской работы - научные общества, Академия наук. Научное знание поднимало на качественно иной уровень систему общественного сознания в целом. Научные знания носят общечеловеческий характер и не могут быть отнесены к достоянию какого- либо класса, нации, расы. Однако сам поиск истины проходил в борьбе с консервативной идеологией.
Научная революция XVII века отличилась силой и стремительностью. Она началась в математике и механике, а затем охватила и другие области знания. Наука опиралась на аксиоматически- дедуктивный и опытный (экспериментальный) методы познания.
Благодаря новым теориям и методам в XVII веке сделано гигантское число открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное уравнение и интегральное исчисление в математике, сформулированы важнейшие законы в физике, химии, астрономии. Из ученых можно выделить Ньютона, Лейбница, Бойля, Кеплера, Паскаля, Ферма и других. Имелись важные технические изобретения - телескоп, микроскоп. Ф. Бэкон сформулировал великий принцип: «знание - сила».Если в XVII веке доминировала наука, то в XVIII веке особое развитие получают мировоззренческие проблемы. Материалистическая и атеистическая идеология Просвещения подготовили Великую французскую буржуазную революцию.
Значительную роль в формировании нового мировоззрения сыграли теории естественного права и общественного договора Т. Гоббса (1588 - 1679) и Дж. Локка (1632 - 1704). Они исходили из того, что природа человека зла и эгоистична, его естественное состояние - «война всех против всех», в которой он руководствуется естественным правом - правом силы. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению общественного договора и созданию государства, которое является важнейшим продуктом человеческого творчества и необходимым условием культуры. Естественными правами человека являются право на собственность и право на труд, которые дают людям свободу, равенство и независимость. Неотъемлемые права личности лучше всего обеспечиваются принципом разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.
В становлении буржуазной морали особую роль сыграл протестантизм, требовавший самоотверженного труда, бережливости, успеха в мирских делах, осуждавший праздность, расточительство. Успехи на профессиональном поприще рассматривались как проявление божественной благодати.
Мощное развитие Просвещение в XVIII веке получает во Франции, хотя оно и не было однородным. Культурным свершением XVIII века была 35-ти томная «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780), организатором которой был Д.
Дидро, привлекший к работе выдающихся ученых и философов: Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д' Аламбера, Гольбаха и других. Основной причиной общественного неблагополучия они полагали невежество людей, заблуждения рассудка, поэтому главной своей задачей считали пропаганду знаний, чему служила «Энциклопедия». Продолжается углубление идей естественного права, возникают сомнения в «естественности» частной собственности и благотворности прогресса. На базе этих теорий складываются идеи либеральной демократии, которые, распространяясь по странам и континентам, начинали воплощаться в практике государственного строительства разных народов.Эпоха Просвещения - период бурного развития национальных культур.
Искусство эпохи Просвещения становится более светским. Основными художественными направлениями являлись барокко и классицизм.
Барокко (с итальянского - странный, вычурный) - стиль, для которого характерны криволинейные очертания, изысканная вычурность линий, пышность, декоративность, парадность, аллегоричность фасадов и интерьеров зданий, причудливость метафор и напыщенность языковых конструкций в литературе. Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, где стояла задача удержания паствы в лоне католической церкви. Помимо культовой архитектуры, стиль барокко воплотился в парковых и дворцовых ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, а также в музыке. Этот стиль созвучен абсолютизму, как выражение пышности и блеска государства и буржуазии, преклонявшейся перед богатством. В стиле барокко творили П. Рубенс и С. Бах.
Классицизм (от лат. образцовый) пытался выразить стремление к разумному, гармоничному строю жизни, к стабильности и порядку, в нем присутствовало объединяющее, героически-возвышенное начало. Его привлекательной стороной выступал нравственный пафос, гражданская направленность, патриотизм. Ориентируясь на античные образцы, он фактически базировался на рационализме.
В литературе в этом стиле творили драматурги Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в живописи - Пуссен, Лоррен; в музыке - Люлли, Моцарт; в архитектуре этот стиль воплотился в Версале, ставшем образцом для подражания в других странах.
На рубеже XVIII - XIX веков классицизм превращается в свою разновидность - ампир, который, прежде всего, проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
Для ампира характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне в сочетании с белым мрамором. Этот массивный, величественный стиль, широко использовавший восточные мотивы, сложился в наполеоновской империи.Позднее барокко переросло в стиль рококо (от франц. рокайль - раковина), как изысканный и легковесный стиль. В рококо причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики и блестящая художественная культура. Рококо - выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов. Стремление к освобождению от официоза классицизма выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым галантным сценам; пышности, величию и патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом, формы искусства, экстерьеру - интерьер, где кроме красоты, важным становится и требование удобства, классицистской симметрии - сложная асимметричность. Рококо находит яркое проявление в прикладном искусстве: мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Ощущение праздника в интерьере создавали многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, вычурная, но и удобная мебель, статуэтки, живописные полотна преимущественно любовного содержания. Видными представителями последнего были А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Фрагонар.
В XVIII веке при возрастающей дифференциации всех видов духовного производства были уже невозможны такие универсалы, как гении Возрождения, почти все крупные мыслители Просвещения были не только философами, историками, социологами, но и теоретиками искусства, а многие - художниками. Искусство считалось наиболее эффективным орудием просвещения, а в искусстве главное внимание обращено на театр, способный одновременно воздействовать на множество людей. Особое внимание уделялось парковому искусству, как воссозданию естественного окружения человека, смягчающего нравы. 6.5.2.
Еще по теме КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ:
- Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
- Культура и перевод: от спонтанного к рефлексивному
- 5.1. Общая характеристика взаимоотношений в области культуры
- КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
- КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
- 2.1 Просветительские концепции культуры
- 10. 2 Основные доминанты эпохи Просвещения
- 10.4 Культура России XVII – XVIII веков
- КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ