<<
>>

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. МЕНТАЛИТЕТ

Как отмечалось, фокусом культуры, продуктом всей системы общественных отношений является личность, субъект культуры. Субъект (от лат. subject - от sub - под, jacio - бросаю, кладу основание, фундамент) - находящийся в основании, выступающий фундаментом.

Сегодня и в повседневной практике, и в гуманитарном знании, в том числе в культурологии, под ним подразумевается носитель предметно-практической деятельности или познания и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать отдельный человек либо социальная группа. Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Деятельность субъекта культуры зависит от объективных факторов и субъективных внутренних качеств, он в результате активной деятельности вторгается в культуру и изменяет ее. Человеческая деятельность имеет культурный, творческий характер и направлена на трансформацию природного и надприродного миров, без консервации прошлого природного или прошлого надприродного миров, причем не любая деятельность, например, разрушительная, а лишь созидательная.

Человек обозначает род homo sapiens, то есть общие свойства данного вида живых существ, а личность - единичного представителя этого вида, индивида. Личность не синоним индивида - не всякий индивид является личностью, индивидом человек рождается, а личностью становится (или не становится) в силу определенных условий. Личность обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни, во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами.

Наука свидетельствует, что на определенной ступени истории природы в силу некоторых еще не вполне известных обстоятельств на нашей планете зародилась новая - антропо-социо-культурная - форма бытия, законы существования и развития которой вышли за пределы биологических законов природы.

На ранних этапах истории человечества, на протяжении всего времени существования традиционного общества и традиционной культуры сохранялась «безличность» индивида: в традиционном обществе господствует традиция, то есть независящая от индивида передаваемая из поколения в поколение система стабильных форм мышления, поведения, деятельности.

Следование имеющимся образцам - высший принцип жизни.

Новый тип культуры, возникший в Европе в период Возрождения и определивший судьбу всей западной цивилизации, называют персоналистским, личностно-креативным или индивидуалистическим потому, что он провозгласил, утвердил и юридически узаконил права личности, право индивида быть личностью, не подчиняясь власти традиций. Возникла проблема бытия человечества, соотношения между «Я» и «Мы» (классового, расового, религиозного), идеалов индивидуализма и социализма, Западного и Восточного типов цивилизации. Вывод из трагического опыта особенно ХХ века делается непросто, но возникает осознание необходимости избегать крайностей во взглядах, необходим синтез разных позиций как единственная возможность самосохранения человечества в условиях нарастающего кризиса.

Проблема «культура и человек» - это вневременное, внерегио- нальное и внесоциальное содержание, состоящее в выявлении роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, точнее всего человеческого в человеке. Проблема «культура и личность» - конкретно-историческая, социально-историческая и регионально-специфическая, особенно актуальная в современных условиях в нравственном, эстетическом, художественном, педагогическом отношениях. Это заключается в установлении особых качеств, которые порождают в культуре самосознание личности и потребность ее самовыражения, то есть тех качеств личности, которые формирует в ней современная культура.

Качества человека, обеспечивающие культурогенез: интеллект, духовность, свобода, творческий характер деятельности.

Интеллект возникает на основе психики, но он достигается только человеком. Психика как способ мозгового управления поведением свойственна уже высшим животным в связи с усложнением их поведения по сравнению с насекомыми, пресмыкающимися, рыбами. Интеллект формируется в процессе практической деятельности и в соответствии с ее нуждами, интеллект феномен культуры. Ребенок от рождения обладает психикой, но интеллект формируется у него в процессе инкультурации (речь, счет, чтение, общение, система образования).

Интеллект лежит в основе истории культуры: он породил познание мира и самопознание человека от мифологических представлений о бытии до научного, художественного и философского постижения действительности. Понятие «культура» шире «интеллекта», поскольку включает в себя действие иррациональных, подсознательных психических сил, а интеллект означает только рациональный, сознательный, мироосмысляющий уровень работы психики. Но основные достижения истории культуры связаны с интеллектом, а не мистическими прозрениями, фантазией и бредом. Это особенно важно иметь в виду сегодня, в условиях тяжелого духовного кризиса человеческого общества, когда расцветает мистика, активизируется религия. Если человечество сможет спасти себя, то на основе могущества человеческого интеллекта, а не астрологии, мистики, молитв.

Духовность сформировалась рядом с интеллектом, как другая синтетическая часть человеческой психики. Духовность наряду с интеллектом является одним из двух психических «устоев» культуры. В известном смысле они противостоят друг другу. Основа духовности эмоциональная, связана с религией и искусством. Интеллект лежит в основе познания мира (природы, общества, человека), а дух проявляется в отношении человека к другим людям, а затем и ко всей реальности, естественной и созидаемой людьми, когда ее явления и предметы уподобляются человеку и оцениваются с человеческих позиций (например, отношение к природе).

Подобно интеллекту духовные чувства, установки, потребности не врожденны индивиду, а вырабатываются прижизненно, в ходе общения с другими людьми и в ходе освоения культурного наследия, сохраняющего экзистенциальный опыт предшествующих поколений. Духовность отличается от инстинктивности. После утраты людьми генетически-инстинктивной регуляции поведения, духовная активность была необходимым условием объединения людей для совместных действий и передачи опыта следующим поколениям. Возникает форма ценностного сознания - нравственность. Нравственность духовно объединяет людей, независимо от каких бы то ни было мировоззренческих и поведенческих различий на своем ценностном языке.

Духовное единство человечества в нашу эпоху жизненно необходимо. Избежать гибели мировой культуры и ее создателей можно только силами объединенного интеллекта человечества, то есть самой культуры, если она сумеет и успеет придать своему духовнонравственному потенциалу необходимую для этого энергию.

Свобода - охватывает не только политику, но и все формы деятельности человека, возможность действовать в соответствии с собственными потребностями, интересами, желаниями, а не с приказами внешних сил. Свобода не может быть абсолютной, она сталкивается с интересами других индивидов, групп, народов. Необходимо соотносить и уравновешивать свободу каждого со свободой других. Ценность свободы очень высока для человечества, но решения этой проблемы пока не найдено (есть минусы у тоталитаризма и демократии).

Творческий потенциал. Созидательная деятельность человека становится творчеством потому, что ее программы генетически не кодируются, а вырабатываются каждым человеком в процессе его жизни в культуре, и не являются повторением одного и того же образца, а в той или иной степени обновляются, видоизменяются, совершенствуются. В принципе каждый человек является потенциальным творцом, так как его деятельность генетически незапрограмми- рована.

Общение людей является основой и условием предыдущих фундаментальных качеств культуры. Общение - это общение не только между современниками, но и общение с прошлым. Общение может служить решению определенных задач: практических, духовных, художественных, расширяться от семьи и дружеского коллектива до национальной, а, в конечном счете - общечеловеческой общности. Поэтому понятие «диалог», носившее узкий лингвистический, литературоведческий смысл в XIX веке, приобрело в ХХ веке широкое этическое, эстетическое, культурологическое и философско- антропологическое значение. Это следствие осознания обществом необходимости формирования единства человечества на всех уровнях бытия как условия его выживания и культурного развития.

В процессе приобщения к культуре личность приобретает определенную культурную идентичность (самоидентификация).

Идентификация (от лат. identifico - отождествляю). Культурная идентификация - это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Понятие «идентификация» было введено З. Фрейдом, как этап взросления и механизм, обеспечивающий возможность самореализации. Личностная психосоциальная идентичность - это знание того «кто я есть в мире», встреча со своим «подлинным Я». Идентичности принадлежит ведущая роль в обретении индивидуумом психосоциального равновесия. В процессе идентификации огромное значение имеют культурные и этнические характеристики группы, в которую включен человек, ее обычаи и нравы, ее религиозная практика, нравственные установки, особенности материально-экономической деятельности, способы организации труда и быта. Идентификация и социокультурная идентификация - это не разовое явление, а непрерывный процесс приобретения человеком новых психосоциальных и культурных характеристик и утраты старых.

Важность обретения идентичности в психологическом, социальном и культурном отношении в том, что в них выражается одна из важнейших присущих человеку сущностей, реализуются экзистенциальные, то есть фундаментально-жизненные, потребности человека как такового (потребности в общении, любви, трансцеденции, укорененности), то есть связи себя с той или иной формой общественного устройства, причем идеологическое давление может подчинить человека; укорененность реализуется через активизацию архаических стадных влечений, путем «растворения» в родовой группе, нации. По мнению Э. Фромма, пример такой идентификации в ХХ веке гитлеровский фашизм и сталинский коммунизм, когда происходила идентификация с соответствующим культурным сообществом.

Важную роль в культурной идентичности играет национальноэтническое сознание, с общими символами, святынями, мифами, легендами, историей. В современном мире одна из тенденций глобализации - унификация и стандартизация, ведущая к утере многообразия субкультурных образований, к оторванности человека от корней, традиций и, в конечном счете, утрате подлинной идентичности.

Глобализация в то же время ведет к появлению новых культурноидентификационных групп, как субкультурных образований. Формы культурной идентичности становятся все более кратковременными, мобильными, ситуационными, гораздо в меньшей степени предопределяя последующую жизнь человека. Однако при всех изменениях, сам принцип идентификации как реализации экзистенциальной потребности сохранится. Утрата идентичности ведет к ощущению чуждости окружающему миру и к таким явлениям как отчуждению, ощущению «разорванности бытия», деперсонализации, маргинализации, психологической патологии, асоциальному поведению и так далее. В периоды быстрых социокультурных изменений кризис идентичности может принимать массовый характер, порождая «времена безвременья», периоды «разброда и шатаний», целые и «потерянные поколения». Кризис культурной идентичности воспринимается как утрата смысла жизни. Но смены эпох могут иметь и позитивные последствия, открывая дорогу новому.

Формирование идентичности связано с процессами инкультурации и социализации. Инкультурация (от англ. enculturation) - это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им определенных привычек, норм и стереотипов поведения. Ранее этот термин употреблялся как синоним термина социализация (от лат. socialis - общественный). Сегодня под социализацией понимаются социальные, социологические моменты адаптации индивида к среде обитания; под инкультурацией - культурные, культурологические. Критерием инкультурированности человека являются его убеждения - априорные знания, которым доверяют вследствие их испытанности предшествующими поколениями, утвержденные авторитетом предков. Процессы инкультурации могут происходить как с отдельными индивидами, так и с целыми группами, например, исход из России после революции 1917 года, когда эмигранты с разным социальным статусом вливались в западноевропейское общество.

Культурная личность обладает определенным менталитетом и соответствующей картиной мира. Менталитет - это общее умонастроение, явление коллективной психологии, «образ мыслей», картина мира, стиль культуры. Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания.

Менталитет: 1)

отражает специфические особенности определенного типа культуры; 2)

он исторически обусловлен (с изменением общества меняется менталитет); 3)

входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре (ребенок усваивает менталитет своего народа; 4)

в нем общественное и индивидуальное сливаются вместе, становятся неразличимыми: менталитет представляет собой и общественное явление, которое выступает как независимая от отдельных людей социокультурная реальность и явление личностное характеризующее психику отдельного человека. Менталитет народа есть одновременно и ментальность его отдельных представителей. Эти представления не сотворены индивидами, а навязываются им извне, из коллективной жизни в общей культурной среде; 5)

менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики, и его носители могут осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая отчета, почему он так действует. Ментальность личности плохо поддается перестройке.

Ментальность людей можно рассматривать на разных уровнях:

а) на уровне социокультурных миров или типов культуры: ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная; 6)

на уровне национальных культур: ментальность русская, китайская, американская;

в) на уровне субкультур, носителями которых являются различные социальные группы (классы, сословия, профессиональные, этнические, религиозные, возрастные): ментальность дворянская, криминальная, актерская, христианская и так далее.

Но в любом случае ментальность есть понятие, которое, с одной стороны, характеризует то общее, что объединяет отдельных носителей какой-либо культуры, а с другой - то особенное, что отличает данную культуру от других.

Ментальное поле структурируется некоторыми общими идеями, которые выражаются в категориях культуры. Категории культуры - это самые общие представления и установки, из которых исходят люди в восприятии и понимании всего, с чем они сталкиваются в своей жизни. Они делятся на две группы: 1) онтологические категории, относящиеся ко всем объектам, с которыми люди имеют дело (пространство, время, движение, качество, количество, причина, закономерность и другие); 2) социальные категории, характеризующие человека и общество (труд, собственность, власть свобода, добро, совесть, долг и другие). Обе группы категорий тесно взаимосвязаны, грань между онтологическими и социальными категориями относительна и в различных культурах проводится по-разному. Осмысливает категории культуры философия.

Ментальное поле культуры с его категориями обусловливает существующую в культуре картину мира - более или менее целостную систему образов, характеризующих устройство мироздания. Картина мира, как и другие ментальные образования, не имеет четко обрисованных очертаний и обычно включает в себя логически плохо сочетающиеся компоненты, двусмысленные и неопределенные образы, вопросы, остающиеся без ответа. Картина мира присутствует в каждой культуре. Например, древние мифы о Земле, покоящейся на слонах, мире, как творении Бога, мир, как машина и другие. Существует большое различие между образом мира в западной культуре и культуре Востока. Но иного мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и вообразить себе не могут без знакомства с другими культурами.

Картина мира включает в себя не только представления об окружающей человека реальности и о мироздании в целом, но и определенное отношение к явлениям и событиям действительности, определяемое существующими в культуре ценностными ориентациями. Картина мира в определенной степени должна соответствовать реальности, иначе бы общество не могло сохранить себя. Картина мира в развитых культурах, особенно в современную эпоху, многослойна и поливариантна. Она включает в себя и общедоступные компоненты научного знания, и данные житейского опыта, и различного рода верования, и социально-этические оценки явлений, причем логика соединения всех разнородных элементов весьма неопределенна. Что допускает различные варианты отбора, систематизации и истолкования содержания этой картины. Однако при всей своей причудливости сочетания рациональнбых и иррациональных мотивов картина мира все же выполняет в культуре интегрирующую функцию и объединяет различные культурные феномены и формы в некую общую «раму», придавая им тем самым определенную целостность. 3.1.

<< | >>
Источник: Кадыров А.М.. Культурология. Мировая и отечественная культура: учебное пособие / А.М. Кадыров. - Уфа. - 532 с.. 2011

Еще по теме ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. МЕНТАЛИТЕТ:

  1. 4.3. Субъектный потенциал технологизации социального
  2. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. МЕНТАЛИТЕТ
  3. 7.2. Культура и язык
  4. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА А.И. Осипов
  5. Сущность политической культуры. Уровни политической культуры
  6. Основные аспекты евразийского учения о личности
  7. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема
  8. 1.2. Роль образования в возрождении этнической культуры
  9. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
  10. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  11. 2.3. Личностный подход как методологический принцип проектирования этнокультурной системы образования
  12. Глава 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФИЙ
  13. 2.2. Конфликтогенный потенциал этнической идентичности центрально- азиатских диаспор в контексте достижения этнополитического согласия в Республике Татарстан
  14. Место андрагогики в системе наук
  15. Этническая идентичность. Истоки формирования национального характера
  16. §1. КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПОХИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО: СОБЫТИЯ, ПЕРСОНАЖИ, ИДЕИ.