ЛИЧНОСТЬ В «СИМВОЛИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ»
В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков - кодов. Знаковыми системами являются естественные языки (русский, английский); искусственные языки (язык математики, химии); «машинные языки». К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и предметы, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания.
Явления культуры - это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых закодирована социальная информация, то есть вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Понимать какое-либо явление культуры - значит видеть в нем не просто чувственно воспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, текста, который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно и становится фактом культуры.
Культура в качестве мира знаков - это единство материального и духовного.
Знак есть чувственно воспринимаемый, материальный предмет, а его значение (смысл, информация) - продукт духовной деятельности людей.Таким образом, феномены культуры - это любые артефакты (искусственно созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, то есть выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупность знаков образует тексты, в которых содержится социальная информация.
Как отмечалось выше, культура как знаковая система изучается семиотикой. Центральными понятиями семиотики являются «знак» и «знаковая система».
Знак - это предмет или явление представляющее другой предмет или явление. Каждый знак имеет значение и обозначает некий объект, называемый денотатом. Соответственно знаки могут быть соотнесены друг с другом в некую систему, представляющую собой язык.
Наука семантика имеет три основных раздела - синтактика, семантика, прагматика. Синтактика - синтаксис, структура знаковых систем. Семантика - смысл, интерпретация знаков. Прагматика - восприятие системы знаков.
Каждый знак имеет определенное количество характеристик, позволяющих отделять один от другого: 1) знак имеет значение; 2)
информирует не о себе, а о чем-то, находящимся за его пределами; 3)
употребляется для хранения и передачи информации; 4) функционирует в знаковой ситуации; 5) значение знака единично и устойчиво; 6)
границы знака ярко очерчены, каждый знак может многократно использоваться; 7) форма знака может сильно изменяться; 8) форма знака частично или полностью произвольна по отношению к денотату.
Знаковая система любой физической природы - язык, который закрепляет (воплощает) результаты мышления и сообщает их другим людям, то есть является средством передачи информации, проводником информации, каналом связи. Язык также имеет определенные характеристики: 1) знаки связаны друг с другом определенными правилами; 2) новые знаки вводятся на основе правил, присущих данному языку; 3) значение знаков зависит не только от них самих, но и от места, которое они занимают в данной знаковой системе; 4) существует конечное число элементов знаковой системы (словарь); 5) осуществим перевод с одной знаковой системы на другую.
Наиболее распространенной знаковой системой является естественный язык.Следует отличать знаковую систему (язык) от системы знаков. Знаки могут соединяться в некую знаковую конструкцию, которая может быть неким сложным знаком, репрезентирующим некое сложное явление или предмет (например, карта местности). Такая знаковая система близка понятию модели. Модель - это образец, схема, чертеж, график, план. Модели могут быть физическими, вещественно-математическими, логико-математическими. Как и знаки, они предназначены для репрезентации конкретного объекта. Но в отличие от знаков допускают их преобразование для изучения объекта.
Знаки обычно подразделяют на три типа: знаки - изображения, знаки - признаки, условные знаки. Знаки - изображения бывают абсолютно изобразительными, например, изображение (муляж) яблока. Знаки - признаки воспроизводят часть или причину или следствие предмета или явления, например, чайка как знак моря или дым как знак огня. Наиболее ярко знаки - признаки представлены в жестах (пантомимные) и мимике, например, улыбка - знак хорошего расположения. Условные знаки или символы, это условные, конвенциональные знаки, возникающие по договоренности.
Все три типа знаков входят в знаковую систему, выстраиваясь в ней в определенной последовательности. В нашей жизни мы пользуемся всеми тремя типами знаков, ибо они дают возможность использовать все три типа способов отражения действительности в нашем сознании. Весь окружающий мир мы постигаем с помощью наглядных чувственных образов (восприятий и представлений), эмоций и понятий (суждений). Вот знаки и дают возможность их зафиксировать. Так, наглядные чувственные образы наиболее полно и всесторонне могут быть отображены в знаках - изображениях, эмоции - в знаках - признаках, а понятия (суждения) - в условных знаках.
Семиотика культуры изучает культуру как иерархическую знаковую систему, или, точнее, иерархическую пирамиду знаковых систем. С помощью этих знаковых систем все человечество или различные общности: народы, этносы - обмениваются информацией, осуществляет связи с окружающим миром и другими культурами, оберегают свои ценности, поддерживают своеобразие и свою сплоченность.
Естественные языки - это первичные знаковые системы.
Естественный язык - единственное средство, с помощью которого все системы могут быть интерпретированы, закреплены в памяти и введены в сознание индивида и группы.Существуют вторичные моделирующие системы или языки культуры. В качестве знаковых систем в данном случае рассматриваются искусство, социальная деятельность, модели поведения и методы поддержки исторической памяти (мифы, история, право, религия и другие). При помощи этих средств человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя, позволяя людям производить, информировать, упорядочивать информацию, обмениваться ею и хранить ее. Все вторичные моделирующие системы рождаются на основе первичных знаковых систем (естественных языков).
Культурные системы и язык называются также моделирующими системами. Они моделируют окружающую человека действительность. С помощью них можно познавать, объяснять мир, что соответствует специфики моделей и принять мир. Моделирующие системы могут хранить и передавать любую информацию - знания, ценности, верования.
Возможно, что вся культура общества обладает универсальным бинарным порядком, так как работа мозга уподобляется компьютерной системе и вся информация, которую усваивает и продуцирует мозг, представляет собой бинарную структуру. Исходя из этого, считается, что все человеческие культуры включают, по крайней мере, в искусстве, две моделирующие системы - иконические и символические. К иконическим относится живопись, к символическим литература. В живописи превалируют иконические знаки, в литературе - символы. Так, русская культура XIX века была литературоцентрич- ной, литература была ведущим видом искусства, она активно влияла на всю общественную жизнь. Сегодня в лидеры выходит телевидение. Растет значение иконической культуры (наглядности, визуализации).
Текст рассматривается в качестве основной единицы культуры. Когда мы употребляем слово «текст» в семиотическом плане, то имеется в виду не только языковое выражение, литературное или научное сочинение.
Все те явления, которые несут в себе интеллектуальный смысл, могут рассматриваться в качестве текста. Это может быть музыкальное произведение или архитектурное здание, ритуал, свод законов, то есть такие явления, которые имеют определенную функцию и значение в культуре.Каждой культуре соответствует не-культура (хаос). К не- культуре относятся чужие культуры, детскость, экзотизм, подсознание, патология - все, что кажется лишенным организации представителю данной культуры. Возникает оппозиция культура - не-культура.
Как указывалось, культура в семиотических терминах есть механизм для обработки и сообщения информации. Вторичные моделирующие системы функционируют с помощью конвенций (кодов), которые разделяются членами социальной группы. Код - это совокупность знаков и правил, по которым информация представлена для хранения и передачи. В отличие от естественных языков, где коды тождественны среди всех членов сообщества, коды вторичных моделирующих систем различны. Их понимание и возможность пользоваться ими зависит от того, в какой мере индивид освоил их в ходе своего созревания и образования, если ему это вообще удалось. Например, музыка относится к системе вторичных моделирующих систем, но многие невосприимчивы к серьезной музыке.
* * *
Культура - это целостность, культурный универсум, состоящий из множества культурных миров. Тенденции универсализации направлены на формирование общечеловеческой культуры. Однако это нелинейный и неоднозначный процесс, характеризующийся столкновением различных тенденций. Кроме тенденций к универсализму имеют место противоположные тенденции, получившие название партикуляризм (от лат. рагИсы1аш - частный, частичный). Мировоззренческой основой партикуляризма является представление о независимом, обособленном развитии культур, в котором акцент делается на превалировании характерных черт, выражающих идентичность культур и обеспечивающих их сохранение. Идея «универсальной цивилизации» - это преимущественно западная идея. Для современного общества характерен культурный плюрализм.
В культурах есть некий общий знаменатель - универсалии культур, но это не идентичность содержания культур, а сходство классификации. Универсалии имеются во всех социальных системах: система коммуникаций; система родства; определенная форма религии; технология; социальная стратификация; единство стратифицированной общности; право и бюрократия; рыночная экономика; система обобщенных безличных норм; демократические объединения и другие. Исследование культурных универсалий продолжается. Культурные универсалии - фундамент взаимопонимания в диалогическом общении и способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира. В итоге формируется планетарная цивилизация. 4.
Еще по теме ЛИЧНОСТЬ В «СИМВОЛИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ»:
- 3.3. Устойчивое развитие как цивилизационный императив
- 3.3. Устойчивое развитие как цивилизационный императив
- 3.3.1 Физикалистский анализ Рудольфа Карнапа
- 1.2. Социально-личностное восприятие всеобщности субъекта
- Органическая связь таинств
- КАНОНИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ В МИРЕ ЗНАНИЯ: ЗАМЕТКА О ГНОСЕОЛОГИИ НЬЯИИ
- ЛИЧНОСТЬ В «СИМВОЛИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ»
- 3.6. Символические теории культуры
- КОСМОС ИСЛАМА
- ПРИРОДА СИМВОЛА. ПРОБЛЕМА ГРАДАЦИИ
- ФЕНОМЕН МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ДИСКУРСА И.В. Челышева
- ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
- Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
- ТЕОРИЯ РИТУАЛА В ТРУДАХ ВИКТОРА ТЭРНЕРА
- Путешествие в мир египетских богов
- Русская философия и мировая культура
- Проблема сетевой идентичности как личностного образования в психологических исследованиях
- ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН, ИЛИ НОСТАЛЬГИЯ