Медиареальность как актуальная форма репрезентации современной культуры
Современное общество характеризуется медиапроцессами, которые завладели всеми сферами жизни, социальными и культурными процессами. Медиакультура использует современные средства аудио-визуальной коммуникации и отличается широким охватом трансляции, массовым распространением, высокой скоростью распространения информации. К мейдиным средствам по мнению разных исследователей относятся - электрический свет, реклама, одежда, печать, газеты, кино, радио, телевиденье, игры, фотография, комикс, часы, дороги и транспортные средства, телеграф, 118 пишущая машинка, оружие, деньги и многое другое , но в повседневном восприятии это прежде всего радио, телевиденье, интернет ресурсы. Медиа как самый широкий и доступный способ передачи информации аккумулируется в среде политики и интеллигенции и используется для формирования общественного мнения, вкуса, культурной и политической пропаганды, а также новостная и развлекательная функции. Ю.М. Лотман писал о динамике культуры: «Ни одна культура не может обойтись одним языком. Минимальную систему образует набор из двух параллельных языков — например, словесного и изобразительного. В дальнейшем динамика культуры включает в себя умножение набора семиотических коммуникаций... Акт коммуникации следует рассматривать не как простое перемещение некоторого сообщения, остающегося адекватным самому себе, из сознания адресанта в сознание адресата, а как перевод некоторого текста с языка моего «я» на язык твоего «ты»102 103. В первобытном обществе, когда речевые средства коммуникации были развиты слабо, основным способом передачи информации были трудовая деятельность и ритуалы. Далее средства коммуникации все более усложнялись, информация накапливалась, и возникали способы фиксировать и сохранять ее для последующей передачи. Так зарождалась письменность, которая позволила выбраться из первобытного состояния и послужила основой дня развития науки, искусства, технической мысли, политики и права. Характеризуя медиакультуру (прежде всего аудиовизуальные каналы коммуникации, как радио, телевиденье и интернет) можно обратить внимание на то, что наряду с явными преимуществами новейших средств коммуникации,- мгновенная передача информации, единый информационный ресурс для мирового сообщества, коммуникативное и интегративное пространство; существуют также и негативные аспекты глобального распространения информации - неконтролируемость информационных потоков, рост объемов информации, «зомбирование» населения, информационные войны, а также смешение элитарной и массовой культуры. Рассмотрим подробнее эти и другие феномены медиакультуры. «Медиа не создают медиареальность, а осуществляют себя в ней, ~ 120 иными словами, человек не создает ее, но существует в ней» . Накопление информации, по мнению Ю. М. Лотмана, «подразумевает 121 сохранение предшествующего опыта» , то есть сохранение генетической памяти общества, ибо «культура есть память»104 105 106. Так медиасредства осуществляют одну из важнейших задач по сохранению и трансляции в массы ценностей культуры. И действительно, только благодаря СМИ мы имеем возможность, не выходя из дома побывать в театре и увидеть гениальную игру актеров, услышать исполнение симфоническим оркестром вальса Штрауса, посмотреть документальный фильм о великой отечественной войне, или выступление спортсменов на олимпийских соревнованиях. Компьютер и интернет выступают в обществе с коммуникативной функцией, позволяя развивать культурный диалог между странами и континентами, социальными группами и индивидами, интернет технологии позволяют в любой момент и мгновенно вступать в контакт с любым информационным ресурсом. Далее нужно отметить, что медиакультура несет ответственность за усвоение индивидом норм и правил, установленных в обществе, за его социализацию и инкультурацию. Обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты транслируются посредством СМИ как общепринятые в данной среде и являются ценностными ориентирами для сохранения целостности общества, его структуры, свойств и функций. Компенсаторная функция культуры в самом широком смысле представлена и в медиа-ресурсах. Компьютер и интернет получили свое распространение не столько за счет своих свойств, используемых в процессе работы, сколько за счет возможности погрузиться в игровую или виртуальную среду. Компьютерные технологии позволяют прожить виртуальную жизнь вымышленных героев, обладающих уникальными свойствами, невозможными в реальности. Просмотр фильмов по телевидению или путешествий в виртуальных компьютерных мирах дают возможность на короткое время абстрагироваться от реальности. Теперь попробуем рассмотреть те опасности, которые несет за собой медиакультура и ее массовый характер. В быту телевизор, через который транслируются многочисленные информационные каналы, многие называют «зомбоящик». Такое народное название пришло не случайно. По мнению А. Цуладзе «СМИ тоталитарны по своей природе, так как стремятся взять под свой контроль волю людей, их мысли и чувства, тем самым ограничивая свободу личности, порабощая ее»123. Воля человека ежеминутно подвержена насилию, ему говорят, что есть и пить, где отдыхать, как быть счастливым. Реклама сообщает ему, что один маленький шаг его отделяет от успеха и благополучия. Однако проблема в том, что за день человек успевает столкнуться с сотнями или тысячами подобных рекламных сообщений. Индустрия кино дарит зрителю картинку красивой жизни, вечной любви и простого человеческого счастья, с экрана телевизора напоминают, что «богатые тоже плачут», но жизнь прекрасна и удивительно и для каждого найдется свой принц и своя принцесса. «Большой Брат не следит за тобой. Большой Брат поет и пляшет. Достает белых кроликов из волшебной шляпы. Все время, пока ты не спишь, Большой Брат развлекает тебя, отвлекая внимание. Он делает все, чтобы не дать тебе время задуматься. Он делает все, чтобы тебя занять. Он делает все, чтобы твое воображение чахло и отмирало. Пока окончательно не отомрет. Превратиться в бесполезный придаток типа аппендикса. Большой Брат следит, чтобы ты не отвлекался на что-то серьезное. Но лучше бы он следил за тобой, потому что это значительно хуже - когда в тебя столько всего пихают. Когда столько всего происходит вокруг, тебе уже и не хочется думать самостоятельно. Ты уже не представляешь угрозы. Когда воображение атрофируется у всех, никому не захочется переделывать мир»124. Подобная культура превращает активного гражданина в потребителя, она выгодна любой правящей партии, поскольку внимание оторвано от политических проблем и событий, интересы сконцентрированы на рыночных отношениях «продавец- покупатель». К тому же неслучайно новостные передачи и некоторые каналы на российском телевидении отличаются особой катастрофичностью. «Нагнетание негативной атмосферы через телевидение приводит к подавленности и социальной пассивности зрителей. Телевидение, выплескивая на аудиторию потоки «чернухи», подавляет волю людей к сопротивлению, критической оценке реальности»125. После телевизионных страшилок реальная жизнь начинает казаться безоблачной и прекрасной. В подобном хаосе информации необходимой потребностью общества стало создание позитивной реальности, объясняющей все происходящие события, их МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - С 27. 125 Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд.; перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2006. - С. 187-188. правомерный и не случайный характер. Современное общество находится в поисках нового мифа, который объяснить причины происходящего и успокоит сознание. Можно отметить, что социальные мифы XX столетия стали основным средством закрепощения личного и общественного сознания, механизмом манипулирования массами. Толпа же готова влиться в структуру новых мифологий (коммунизм, нацизм), идеологий, оправдывающих легитимность устройства современной рыночной цивилизации. Миф как форма коллективного мышления сохраняет следы мистического поведения, которое выражается в принятии всем обществом некоторых значимых символов. Отличительным признаком становится наличие у большинства индивидуумов, составляющих современное общество, персонального мышления, которое отсутствовало, или почти отсутствовало, среди членов традиционных обществ. С первого взгляда современный мир не богат на мифы. Однако, по словам Э. Кассирера «Миф всегда рядом с нами и лишь прячется во мраке, ожидая своего часа»126. Мирча Элиаде предлагает рассмотреть коммунистическую теорию Маркса, оставляя в стороне все вопросы философской обоснованности марксизма и его исторической судьбы. По мнению Элиаде, «Коммунистический манифест» - это не что иное, как продолжение одного из величайших эсхатологических мифов Средиземноморья и Среднего Востока. Маркс возлагает на пролетариат миссионерскую функцию изменения онтологического статуса мира. «Фактически бесклассовое общество Маркса и последующее исчезновение всех исторических напряженностей находит наиболее точный прецедент в мифе о Золотом Веке, который согласно ряду учений лежит в начале и в конце Истории. Маркс обогатил этот древний миф истинно мессианской иудео-христианской идеологией: с одной стороны пророческой и спасительной ролью, которая приписывается пролетариату, и с другой - решающей битвой между Добром и Злом, заканчивающейся решительной победой Добра, что вполне можно сравнить с апокалипсической борьбой между Христом и Антихристом»107. Нацизм в своей сути мифологичен не менее марксизма, но в его основе уже не пессимистическая германская мифология, что в значительной степени объясняет неудачу нацистского идеологического проекта. Обращаясь к нордическому язычеству, Гитлер призывает к возрождению духовных истоков «расы», отбрасывая при этом христианские ценности. Юнг считал, что политика Гитлера «наиболее близка к магометанству, реалистичная, земная, обещающая максимум вознаграждений в этой жизни, но с мусульманоподобной Валгаллой, попасть в которую и наслаждаться жизнью в ней имеют возможность достойные немцы»108. С точки зрения психоанализа, подобная попытка была в мифологическом ключе приглашением к коллективному самоубийству, поскольку, если в христианской традиции «конец света» завершает и в то же время возрождает историю, то в скандинавской мифологии за по оледеней битвой богов и хтонических чудовищ следует катастрофический конец света и гибель всего. Мирча Элиаде удивляется тому, что такое пессимистическая идея могла овладеть значительной частью Германии. В конечном итоге миф с помощью медиа создает особую мифологическую реальность, которая начинает восприниматься человеком как истина, как объективная реальность. Важнейшая функция политического мифа — легитимизация властных институтов и носителей верховной власти в стране. В современном медиаобществе не существует ни сословий, ни каст, ни у кого нет гражданских привилегий. Информация доступна всем и каждому в равной степени. Никогда за всю историю человек не знал условий, даже отдаленно похожих на современные. Речь действительно идет о чем-то абсолютно новом, что внес в человеческую судьбу XIX век. Ортега-и-Г ассет приписывает человеку две характерные черты: «беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и, второе, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь»109 110, и сравнивает его с избалованным ребенком. Медиа делают доступными для самой широкой публики то, что прежде было доступно лишь элите, объясняют простым и понятным языком любые явления, лишь бы они были приняты массами. Так возникает следующая проблема медиакультуры - стандартизация ценностей и идей, которая сталкивается с инертностью общества, политической и идеологической апатией топы, которая только и ждет, чтобы ей предоставили как можно больше хлеба и зрелищ. Создаваемая медиа массовая культура характеризуется стандартизацией, стереотипностью, повторяемостью приемов, некритичным отношением к реальности. Человек «из толпы» знает обо всем понемногу и не хуже других, он разбирается в моде, искусстве, кино и политике, для него не существует авторитетов, он образован, умен и считает себя практически совершенным. Однако Х. Ортега-и-Гассет видит в этом серьезнейшую проблему и угрозу для культуры. «Культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться. Культуры нет, если нет основ законности, к которым можно прибегнуть. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике. Культуры нет, если экономические связи не руководствуются торговым правом, способным их защитить. Культуры нет, если 130 эстетические споры не ставят целью оправдать искусство» . Фотография, кино, радио и газеты разрушают ауру вещей и являются предвестниками кризиса традиционных форм: живописи, театра и литературы. Новые технологии способствуют формированию «массовости» искусства. С экрана телевиденья «льстят индивиду, придавая ему важность в собственных глазах, они делают вид, будто обращаются к его критическому суждению, его способности разобраться в чем угодно. Но это лишь способ усыпить подозрения индивида и помочь ему обмануть самого себя в отношении «независимости» его ~ 131 решении»111. Насколько объективна наша реальность следует судить по тому, что информация транслируемая нам из массовых источников не просто осведомляет о событиях, происходящих в мире как факте, а чаще всего преподносятся однобоко, той стороны, которая характеризует «своих» с лучшей стороны, и «чужих» с худшей. Есть масса примеров того, как фабрикуются новости, когда недосказанность, смещение акцентов или утаивание фактов делает известие совершенно противоположным по смыслу. И попадают в ленту такие новости не по ошибке или недосмотру, а лишь потому, что это кому-то выгодно. Информационное поле конфликтов разрабатывается сегодня тщательнее, чем военная операция. Сейчас журналисты становятся одними из главных участников при любых событиях. Они могут примирить конфликтующие стороны или разжечь бойню. От того, что пишут в газетах, показывают по телевидению и в Интернете, в значительной мере зависит оценка событий мировым сообществом, политические решения часто опираются на информацию, которую получают из СМИ. При возникновении политически обостренной ситуации создаются и используются все более новые методики и приемы информационной войны. Поэтому обеспечение информационной безопасности, противодействие информационно-психологическому давлению приобретает особое значение. Элита и власть, контролирующие глобальные СМИ, имеет все возможности для влияния на человеческие эмоции и нравственные взгляды, для формирования политических убеждений людей в соответствии с собственными интересами и целями. Методика всегда одна и та же: обман и дезинформация. Когда нужно было захватить Ирак и обеспечить контроль над нефтяными месторождениями и путями распространения нефти, выдумали агрессию атомного оружия, которым якобы обладал Саддам Хусейн. Когда нужно обеспечить присутствие американской военной группы в любой точке мира, информационные источники распространяются о войне с терроризмом. «Хвост виляет собакой», так этот плутовской трюк обозвали создатели фильма о политике и создании новостей «под заказ», когда события в новостях развиваются по собственному сценарию, независимо от реальных фактов. В течение многих столетий западу было легко вести информационную войну против всего мира, потому что все открытия, изобретения, передовые технологии, вся культура и все книги — производились на Западе. Западное влияние велико, но не безгранично. Каждая страна заинтересована в своей информационной безопасности, контролирует и в какой-то степени ограничивает информационные потоки. Чтобы получить достоверную информацию, не достаточно ознакомиться с мнением одного журналиста одного источника. Разносторонние мнения и суждения СМИ плюс трезвый взгляд на вещи самого потребителя обеспечат максимально объективную оценку происходящего. В целом заполонившие все сферы жизни человека медиа представляют своего рода угрозу, поскольку представляют собой мнимую реализацию любых потребностей человека, замещают необходимость в общении, развлечениях, социальной активности, самовыражении и самореализации. Они создают видимость проблемы и уводят за собой массы, которые доверили решение своих возникших проблем. Чаще всего средства массовой информации отчуждают людей от личного опыта, суррогатно возмещают его, усиливают эмоциональную изоляцию людей друг от друга, от реальности и от самих себя. М. Волошин так обозначил различие между массовым и элитарным искусством: «Если для мира материального принцип демократизма верен и необходим, то настолько же для мира духовного необходим принцип аристократизма. Глубоко неоднозначен принцип «искусства для всех». В нем выявляется ложная демократизация. «Искусство для всех» вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно - нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень с современным ему невежественным и дурным вкусом, требование «общедоступности», азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку в глубоких, скрытых тайниках его души. Искусство должно быть «для каждого», но отнюдь не для всех»132. Однако новая модель идентичности предполагает, что каждый человек своеобразен, уникален, обладает исключительными качествами и уникальной судьбой. Искусство сегодня откликается на эту потребность в индивидуальном подходе и создает огромное количество течений и направлений, которые находят своих немногочисленных ценителей и последователей, прекращая быть массовым. Однако, так или иначе, подобного рода искусство имеет временный характер и зачастую не находит места в вечности. Современная массовая культура формирует новую идеологию - идеологию счастья. Счастье как эмоциональное состояние легко моделируется, задействуя механизмы психики. Идеология постмодерна транслирует мировоззрение, в котором гуманистическое понятие «счастья» здесь и сейчас заменяет религиозное понятие «спасение» стремящееся к вечности. Массовая культура не заботится о вечных ценностях, имея при этом самую широкую аудиторию. Она удовлетворяет сиюминутные запросы, реагирует на последние события и преподносит собственную интерпретацию. В ней представлены ценностно-нормативные фреймы современной цивилизации. Культуролог сегодня обязуется быть знакомым с наследием элитарного, народного и массового искусства. Вставая на защиту элитарного искусства, культуролог также может успешно использовать положительные стороны массовой культуры в своей работе. Организация досуговых мероприятий часто требует принципов массовости, таких как демократичность - доступность для всех без ограничений по нации, классу, возрасту; компенсаторность - восстановление эмоционального дефицита, характерного для нашего времени, возможность расслабиться, развлечься, восстановить интеллектуальные силы; и не в последнюю очередь массовое искусство дает возможность приобщиться к достижениям мировой культуры. И снова приходится говорить о том, что профессионал должен освоить компьютерную грамотность. Н. Моисеев так высказывался о привнесенных информационными технологиями изменениях: «Подобно тому, как в прошлом 132Волошин М. Россия распятая. М., 1992. - С. 85. веке после первой научно-технической революции люди, не умеющие читать, оказались лишенными «места под солнцем», так и сейчас, уже в наступающем десятилетии, лица, не владеющие элементарной компьютерной грамотностью, окажутся на обочине общественной жизни»112. Тотальный уход в интернет призывает культуролога к активному использованию глобальной паутины в своих профессиональных целях. Интерактивный музей, он-лайн презентация, встречи с интересными людьми, создание собственного блога, который по популярности может не уступать газете, свой канал на ютубе, все это может расширить возможности для познания, развития, самосовершенствования, продвижения собственной идеи и профессиональной реализации. Задачей культуролога в данном случае становится использовать все лучшее, что дают информационные технологии в своих целях - сохранения, распространения, производства объектов культуры. Помогать возникновению новых социальных сетей и сообществ по тем или иным интересам, сетевых форм культурной организации. Оказывать содействие в проведении интернациональной художественной практики, продвигая посредством глобальных информационных сетей международные фестивали, раскручивая музейные, концертные и многие другие проекты. Объединять людей сквозь политические границы с помощью электронных сетей, оказывая свое профессиональное влияние на референтные группы находящиеся в самых разных уголках планеты. Не прибегая к идеологическому давлению, сохраняя право на свободу совести и вероисповедания, признавая социальное равенство, способствовать усвоению собственного духовного наследия, и вместе с тем мировоззренческого обмена между людьми. Компьютерная культура становится важнейшим механизмом формирования и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей. Отдельно перед профессионалом стоит задача эффективной работы с информацией, которая на сегодняшний день имеет особенность быть многочисленной, противоречивой, не всегда достоверной, а иногда даже может приводить к информационным войнам и терроризму. Информационная культура сегодня требует от специалиста новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к нарастающим изменениям, гарантируя достойное место в информационном мире. Освоение колоссального количества информации зависит от уровня информационной культуры, как общества в целом, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха в овладении информацией и социальной эффективности являются личностные характеристики и возможности человека, а также интерес к современным течениям. Основными требованиями к специалисту в области информационной культуры станут: овладение тезаурусом, относящимся к области информационных ресурсов, информационной среды, информационного поведения и др.; умение компетентно формулировать свои информационные потребности и запросы; способность оперативно и эффективно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью всевозможных поисковых систем; умение хранить и с минимальными потерями перерабатывать значительные потоки информации; знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно -коммуникационный диалог. Информационная грамотность культуролога становится одним из важных требований к общей грамотности профессионала международного уровня, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Современному работнику необходимы сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационным полем уже на первоначальном этапе своей профессиональной деятельности. Компьютерная социальная сеть для многих становится основной сферой жизнедеятельности для многих людей, пользователи сайтов не просто общаются в виртуальном пространстве, они в нем живут, создавая автономную модель взаимодействия с миром. В наши дни социальная сети можно использовать для социализации, профориентации и самореализации личности. Транслируемые в социальных сетях поверхностные знания, ценностные ориентиры, эстетические идеалы или этические установки несистематизированы и разнородны, но становятся конкурентами социальных организаций, отвечающих за организацию досуга и вхождение человека в мир культуры. Российский философ А. К. Секацкий считает, что реальность стала слишком сложной и некомфортной для человека: «Предпринимаемое бегство - это бегство от действительности с ее дискомфортными обстоятельствами, не позволяющими найти здесь убежище, - несомненно, степень невыносимости мира сего возросла на порядок. Дело обстоит так же, как и в случае с наушниками, когда стремление погрузиться в музыку очевидно и считывается невооруженным глазом - однако оно все же уступает более мощному негативному стремлению заблокировать невыносимую действительность. Побег в виртуальном электронном пространстве представляет собой еще более чистый случай того же рода»134. Медиакультура, замещая естественную среду обитания, предлагает тривиальные духовные блага и видимость гармонизации индивидуального бытия. Все эти знания культуролог должен взять себе на заметку, поскольку использование социальных сетей и возможностей виртуальной реальности дает ему возможность контактировать с неограниченным количеством людей, многочисленных возможностей и свободы для общения, работы, обучения, в то же время, в виртуальном мире отсутствует ответственность за действия, существует свобода от обязательств, необходимости принимать важные решения. Существование в виртуально-мифологической реальности несет с собой интернет-зависимость, инфантилизм, невозможность подлинной социализации, несформированность ценностного (научного, философского, религиозного) мировоззрения, низкий уровень самоконтроля. Можно уверенно сказать, что, пребывая в социальной сети, индивид не стремится к самосовершенствованию, но к развлечениям и бесконечной репродукции себя во множестве образов. Набор определенных знаний, умений и качеств может оказаться недостаточным для осуществления профессиональной деятельности. Цель образования - формирование универсальной личности, которая активна по отношению к миру, активно участвует в жизни общества, подчиняется законам 113 своего государства, и в то же время способна оценивать события, мнения, факты, выбирать свой путь, преобразовывать действительность. Также необходимо творческое отношение к любому процессу, который относится к социально - культурной среде - способность самостоятельного и независимого мышления, вопрошания, возможность критически осмысливать информацию. Творчество предполагает внутреннюю сопричастность процессу, включенность в диалог. Медиализация культуры привнесла такие изменения в общество как: мгновенная передача информации, единый информационный ресурс для мирового сообщества, коммуникативное и интегративное пространство с одной стороны; неконтролируемость информационных потоков, рост объемов информации, информационное внушение, манипуляции, информационные войны, а также отсутствие границ между элитарной и массовой культурой с другой стороны. 3.3.