<<
>>

2. Образование и литература в эпоху Средневековья

В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви.

Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определенна как воспитание служителей церкви.

Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: « семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Существовали также светские школы где обучались юноши не предназначенные для церковной карьеры, в них обучались дети из знатных семейств (множество таких школ было открыто в Англии во II пол. IX в.).

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, и иметь право самоуправления. Университет делился на землячество - объединение студентов из той или иной страны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями.

В Англии в 1167г был открыт первый университет в Оксфорде, затем - университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон ( около 1214 - 1292 ), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. школьный, ученый). Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооцени-

вание роли опыта как метода познания, соединения теолого-догмати- ческих посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально - логическим проблемам.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература в период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Особое место в литературе в Скандинавии занимают исландские саги.

Одна из наиболее известных - « Сага об Эрике Рыжем», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Возникает и развивается рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса - «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги знаменитого военачальника Карла Великого графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.

Большой популярностью также пользовался роман немца Готф- рида Страсбургского « Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII -XIII вв. - «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. в ее основе - древние германские сказания.

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии менестрели ( певцы высокой любви ), сами исполнявшие свои произведения, во Франции поэзия трубадуров воспевавших добродетели рыцаря - вассала, идеальную любовь и преданное служение даме. Значительным явлением в литературе Франции XII-XIII вв. была поэзия вагантов. Бродячие поэты - ваганты высмеивали католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество.

Важнейший памятник Английской литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.

Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией - песнями, балладами, сонетами. В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке - собрание новелл, сюжеты которых использовал знаменитый Бок- каччо при создании «Декамерона».

<< | >>
Источник: Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. - 104стр.. 2005

Еще по теме 2. Образование и литература в эпоху Средневековья:

  1. 2. Образование и литература в эпоху Средневековья
  2. III. Литература 238.
  3. ГЛАВА VII РАСПРОСТРАНЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КЛЕРИКАЛИЗМ, МИСТИЦИЗМ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ (КАШИМОВ, ШАКАРИМ, КОПЕЕВ)
  4. 1. О мировоззренческом содержании средневековой литературы.
  5. 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
  6. Культура Средневековой Европы
  7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (У-ХУ ВВ.)
  8. М. Ф. Пухальская ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
  9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  10. Лекция 6. Эпоха Средних веков
  11. Глава 12 РЕБЕНОК И ОБРАЗОВАНИЕ
  12. Глава 13 ОБРАЗОВАНИЕ, ЖЕНЩИНЫ И ГУМАНИЗМ
  13. 1.2. Роль образования в возрождении этнической культуры
  14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  15. § 2. ФРАНЦИСКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ПРЕДМЕТ МЕДИЕВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
  16. §1. КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПОХИ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО: СОБЫТИЯ, ПЕРСОНАЖИ, ИДЕИ.
  17. § 2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ ДУЕЧЕНТО
  18. § 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АГИОГРАФИИ: «ЛЕГЕНДЫ» И «ЦВЕТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА».