Основные положения евразийцев сводятся к следующему: 1.
Культура: истоки и влияние. «Мы не славяне и не туранцы (хотя в ряду наших биологических предков есть и те, и другие), а русские» (Пути Евразии... - С. 374). Россия - Евразия - продолжательница культурных традиций Византии. Заметный след в культуре оставила восточная волна. Евразийская культура - это культура- наследница, осваивающая чужие традиции, центры, возникновения которых уже угасли, и соединяющая их с генеральной идеей - православием. 3.
Геополитика. Единство культурно-материковое нельзя смешивать с национально-государственным, поэтому недопустимы сравнения с федеративными европейскими государствами. Истоки жизнеспособности не в Киевской Руси, ставшей лишь колыбелью будущего руководящего народа Евразии, и даже не в Северо-Восточной Руси. «Впервые евразийский культурный мир предстал как целое в империи Чингиз-хана. Монголы формулировали историческую задачу Евразии, положив начало ее политическому единству и основам ее политического строя» (Пути Евразии... - С. 381). Преемницей монгольского государства стала Московская Русь. Российская империя почти закончила государственное объединение Евразийского материка. Однако правящий слой не осознал суть идеи Евразии и оказался под сильным влиянием европеизации. На смену старой идеологии Москвы пришла созданная по европейскому образцу «романтическая» теория русской культуры, генеалогия которой выводилась из славянской традиции. 4.
Самодостаточность. Заимствование чужой культуры, в конечном итоге, оборачивается деформацией собственной.
Чтобы избежать этого, необходимо руководствоваться стремлением к самопознанию: только оно укажет человеку или народу его настоящее место в мире. Лишь вполне самобытная национальная культура есть подлинная и отвечает этическим, эстетическим и утилитарным требованиям, которые к ней предъявляются. Стремление к общечеловеческой культуре несостоятельно: оно свелось бы к удовлетворению чисто материальных потребностей при полном игнорировании духовных, либо навязали бы всем народам формы жизни, выработанные из национального характера одного этноса. 5.Европа - враг. С начала XX века взаимодействие евразийской и европейской культур перемещается из области техники, государственного строительства и политической жизни в сферу миросозерцания. Это круто меняет дело. Евразийская культура может раскрыться только на своих путях, хотя в культурах Запада и Востока много общего. Западная романо-германская культура становится злейшим врагом, потому что претендует на постоянное главенство. 6.
Душа культуры. Культуре нельзя просто научиться или заимствовать ее. Продолжателем культурной традиции является только тот, кто качественно ее обновляет и превращает в свою собственность, в неотъемлемый духовный элемент личного бытия, как бы воссоздает ее заново. Евразийская мысль всегда пеклась о духе, душе, стремясь выйти за пределы быта, европейской цивилизации. Вера - духовный символ культуры. Всякая национальная культура рождается на религиозной основе. Душа евразийской культуры - православие, отсюда стремление к всеединству, отсюда синтез разных идеологий. 7.
Мессианизм. Восток отличает от Запада «горение веры». Культура Евразии пронизана идеями православия, возникает особое идео- кратическое государство. Идеи, претендующие на влияние, дают начало мифу, и в этой мифологической форме они становятся настоящей силой. Г оворить об истинности или ложности идей бессмысленно, ибо всякая идея соответствует какому-либо переживанию и в этом смысле является реальностью. Культура Евразии ориентированна на «организацию хаоса» и постепенное распространение организационного (истинного) начала на всю сферу Вселенной.
И здесь она противостоит романо-германской культуре, ориентированной на непримиримый конфликт истинного и ложного. Православие, являющееся центром культуры, претендует лишь на часть истины, но не отрицает претензий на нее других культур. Православие не замкнуто в себе и в своем развитии, призывает к свободному саморазвитию других. 8.Церковь и государство. Православие верит в возможность и необходимость преображения бытия через его христианизацию, отсюда православие приспосабливается к той или иной политической форме. Оно не считает государство единственной реальной силой, верует в свою силу, благожелательно к власти, расценивая ее как преходящую. Деятельность церкви и государства разграничивается. Церковь стремится к свободной истине, соборному единству, освоению и раскрытию соборного предания. Государство обеспечивает единство нецерковного мира, но оно действует в мирской форме, ошибается и грешит, отсюда господствующие и подчиненные, отчуждение личности от общества, использование силы и принуждения. 9.
Государство правды. К идеалу Русь шла не через рациональное сознание, а через религиозно-положительный опыт. Главная идея справедливого государства, «государства правды» - подчинение государственности ценностям, имеющим непреходящее значение. Причем «государство правды» - не конечный идеал, а только этап на пути достижения истины. У такого государства три главных задачи: во - первых, блюсти православие, во-вторых, - главное - возвращать правду на землю, в-третьих, противостоять абсолютизации материального начала в жизни народа. В России под различными теориями всегда проглядывало желание соблюсти эту изначальную истину, обуздать стихию человеческой воли, добиться самоподчинения человека религиозно-государственной правде. «Государство правды» и «правовое государство» - два различных миросозерцания: для первого характерны религиозный пафос, для второго - материальные интересы, в первом правят герои, во втором - серые, средние люди. 10.
Идея-правительница.
В культуре должна быть выработана своя идеология, органично связанная с конкретной жизнью. Такая идеология вытекает из абсолютной стержневой идеи, она сущность культуры, архетип данной культуры. На поиск и обнаружение этой идеи нацелена вся культура, поиск истины в ее рациональной и бессознательной формах. Этот архетип, в конечном счете, определяет и перспективу развития культуры в сложном сочетании географических, этнических, психологических и иных моментов. Его черты способны проявляться в бессознательном устремлении культуры в пространстве и времени, особенностях национального творчества и стилях мышления, агрессивности или сдержанности. «Идея-правительница» не может быть рационально понята до конца: это мотив и источник культурной деятельности, она переживается, но часто не осознается. Колыбелью ее является духовное самосознание и реальный опыт правящего слоя данной национальной культуры. 11.Господство идеологии. Идея при разных государственных и политических формах формирует систему «идеалоправства». Народом и странами правят идеи. Идеология - не просто инструмент власти, она сама власть, которая предстает в двух ипостасях: «идея правительница» и правящий слой, формируемый по идейному принципу из элиты. 12.
«Правящий отбор». Правящий слой культуры выражает не групповой, а общенациональный интерес. В России этот слой готовился в спешке и часто менял свой характер. 13.
Идеократия. Должна возникнуть новая модель правления - идеократия, построенная по корпоративному принципу, когда само дело отбирает достойных. Власть должна быть максимально сильна и близко стоять к народу.
Имелись и другие положения: о характере политических организаций, построенных по типу религиозного ордена, о корпоративном государстве, выражающем интересы народа, о власти - «идеократи- ческой», но не доктринальной.
Евразия - это два культурных мира: разных, непохожих, часто противоборствующих, но обреченных природой и судьбой на взаи-
X X 1 '
модействие. На протяжении всей известной истории Евразии во взаимоотношениях евразийских народов отмечена закономерность - пульсирующее чередование единой государственности и системы государств.
В настоящее время значительно усилился интерес к евразийской тематике от безусловного признания до категорического неприятия.
Видимо, в этой концепции необходимо сделать упор на культурологическом аспекте, на анализе проблем мультикультурности России, в то же время, памятуя о растущей глобализации.Современные евразийцы подчеркивают необходимость интеграции, взаимодействия народов, связанных культурно-историческими, цивилизационными связями. Но это взаимодействие должно происходить на новой политической, экономической, идеологической основе, на новой евразийской идее, вобравшей все ценное из прошлого. Суть современного евразийства сводится к следующему: благо народов, населяющих евразийский мир; самобытное, неподражательное развитие; модернизация без вестернизации; значимость развития национальных культур; самосознание собственной духовной самобытности, но без отторжения культуры других, осознание собственной системы ценностей; значительное повышение уровня образования, в том числе гуманитарного: чем выше уровень образования, тем выше уровень национального сознания; необходимость силы, способной защищать свои интересы.
Стремление некоторых политических сил к максимально быстрому «вхождению в Европу», приобщению к «универсальной цивилизации» с соответствующими ценностями, нормами, формировавшимися в иных исторических условиях, чревато отказом от собственной национально-культурной идентичности, собственных ценностей, что таит в себе опасность распада России. Необходимо помнить, что «естественные границы» России там, где существует российская культура. Утратить национальную культуру значит утратить Россию.
Л. Н. Гумилев (1912 - 1992)
Лев Николаевич Гумилев - историк культуры, этнограф, представитель русского космизма, сын поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Главные работы: «Этногенез и биосфера Земли», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации», «Древние тюрки», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России: очерки этнической истории» и другие. Основная идея его концепции - это неразрывная связь всемирной истории с космическими факторами. По его мнению, нельзя говорить о цикличном развитии истории, она развивается импульсивно.
Одни культуры служат основой для других, но ни о какой преемственности не может идти речи. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка. У народа возрастает число «пассионариев» - людей с избытком энергии, оказывающих влияние на окружающих и побуждающих этнос к действиям. Пассионарии целеустремленны, и способны пожертвовать жизнью на пути к реальной или иллюзорной цели. Они способствуют поступательному движению народов, но затем импульс слабеет, растрачивается, идет гибель пассионариев и их генов и этнос развивается по нисходящей линии вплоть до гомеостаза. Вывести из этого состояния может только новый пассионарный толчок.Время существования этноса 1200 - 1500 лет. По расчетам Л. Н. Гумилева, восточно-славянская древнерусская культура существовала в I - XV веках, а выделившаяся из нее около 1200 года российская культура к сегодняшнему дню насчитывает 800 лет.
Космизм
Идеи Л. Н. Гумилева продолжили традиции философии космизма. В мировой культуре, как западной, так и восточной, существует глубокая традиция, связанная с ощущением глубинной причастности человека космическому бытию, мысль о человеке как о микрокосме, вмещающего в себя все природные, космические стихии и энергии, о чем свидетельствуют религии, мифы, магические ритуалы. По существу, с древности до конца XIX века эта космическая тема, в широком смысле, развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в некоторых философско-утопических фантастических произведениях (Сирано де Бержерак, Жюль Верн).
Но знаменательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей путь в космос, уже, начиная с середины XIX века, вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшейся в ХХ веке. Это такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, К. Э. Циолковский,
В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. Н. Муравьев, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, Н. Г. Холодный, А. К. Манеев и другие. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - Вл. Соловьева, П. Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма.
Генетической чертой нового мировоззрения является идея активной эволюции, то есть необходимости нового созидательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Это направление точнее будет определяться не как космическое, а как активно- эволюционное. Человек для активно-эволюционных мыслителей - существо еще промежуточное, находящееся еще в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательнодуховных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека.
Одним из главных вопросов, над которыми размышляли фило- софы-космисты, был вопрос о дальнейших перспективах нашей цивилизации, о направлении развития человечества. Они считали, что дальнейшее развитие возможно только при условии нахождения гармонии между человеком и природой, причем природой понимаемой как космос, а не только земля. Противостояние между ними может привести только к гибели. Обрести же гармонию между собой и космосом человечество сможет только в том случае, если найдет гармонию внутри себя, между всеми людьми планеты.
Русский космизм впервые стал обосновывать идею объединения людей, исходя не столько из идеологических и политических, сколько из экологических и нравственных причин. Таким образом, важнейшей чертой этого философского направления стало соединение воедино таких проблем, как выход в космос, сохранение природной среды, установление всеобщего человеческого братства. У религиозных космистов высшая цель развития - преображенный эон бытия - носит название Царства Божья. В идее богочеловечества торжествует идея творческого призвания человечества. Возникает новый взгляд на человека, не только как исторического, социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и как существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое. Причем речь идет не об отдельном человеке, а соборном человечестве. Идеальным прообразом такого человечества у религиозных космистов выступает Душа мира, Божественная София.
Необходимо преодолеть господствующее ныне представление о существующих границах человека. Расширение познания само по себе не может быть высшим благом: оно не является самоцелью и служит лишь для создания временного материального комфорта живущим. Высшим благом может быть только жизнь, причем жизнь в ее духовном цвете, жизнь личностная и ее сохранение, продление и развитие. Вершиной активно-эволюционной мысли становится воскре- сительный персонализм, направленный против смерти. Сами космисты были людьми разносторонне развитыми, мыс- лителями-энциклопедистами, плодотворно работавшими в различных областях науки и техники. К сожалению, работы многих из них входят в научный оборот только в последние годы (А. Чижевский, ряд работ К. Циолковского).
Течение русского космизма имеет значение не только национальное, но и общечеловеческое. В наше время, когда идут поиски принципиально нового типа мышления, которое дало бы планетарную надежду, наследие русских космистов приобретает особую притягательность.
Еще по теме Основные положения евразийцев сводятся к следующему: 1.:
- Глава 3. Основные положения российского гражданского законодательства по вопросам осуществления операций с недвижимостью в жилищной сфере
- Основные положения евразийцев сводятся к следующему: 1.
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО
- КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К "ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО"
- Подраздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 4. Общество с ограниченной ответственностью Статья 87. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью
- 6. Акционерное общество Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
- Глава I. Основные положения
- Тема 1 Основные положения теории государства и права
- Тема 4 Основные положения гражданского права Российской Федерации
- Лекционный курс. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ
- ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Раздел 1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
- Глава 3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Основные положения дальнейшего развития государственной геодезической сети Российской Федерации
- 9.4. Основные положения технического регулирования как правовой базы сертификации