<<

Приложение

Рис.

3. Освящение придела Покрова Богоматери 29 июня 1561 года. Миниатюра «Лицевого летописного свода». ГИМ.

Рис.5. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтече в Дьякове. Многостолпный собор XVI века, приблизительно 1560-х., архитектор не известен. Фотография взята личного архива автора.

Рис.6. Изображение Собора, XVII век. Собор Покрова на Рву расположен на высоком берегу Москва реки и был отлично виден с любого расстояния, принципиально доминируя над довольно низкими жилыми постройками города. По А. Мейрбергу.

Рис. 7. Изображение Собора Покрова на Рву, XVII век. Собор, связующее звено топографии Москвы, уравновешивает городской ансамбль. Изображение дано по плану Сигизмунда.

Рис. 8. Изображение Собора, находящегося в центре городского ансамбля, XVII век.

Изображение дано по А. Мейербергу.

Рис. 9. План Собора Покрова на Рву. Изображение дано по Г. Кирстену.

Рис. 10. Нерегулярный характер постройки Собора: кладка лестницы, не перевязанная с общим массивом. Фотография из личного архива автора.

Рис.11. Арка, не перевязанная со стеной. Фотография из личного архива автора.

Рис.12. Нерегулярный характер форм западного крыльца. Взята из открытого доступа.

Рис. 14. Внутрихрамовое пространство состоит из отдельных небольших ячеек- компартиментов, отделенных друг от друга неконструктивно толстыми стенами с небольшими и узкими проходами-проемами между ними, обходными галереями и переходами. Фотография из личного архива автора.

3

2

Рис. 15. Собор Покрова на Рву. Вид со стороны Спасских ворот и Царской башни.

Весь архитектурный комплекс Собора дифференцирован на три объема 1. Платформа. Включает в себя подклет, обходные галереи и поставленные на них кубические церкви. 2. Столпы. Представляет собой четыре столпа,

расположенные по сторонам света и стоящие на земле. Столпы содержат рельефный антаблемент, над ним - прямоугольные окна, вимперги, машикули, ряд закомар и круглые окна. 3. Шатер. Центральный шатер-придел Покрова Божьей Матери - отличается чрезвычайно сложной формой, невидными обходными галереями по всему периметру и сложным трехуровневым шатровым перекрытием. Фотография из личного архива автора.

Рис. 16. Парадное трехчастное крыльцо Собора. Фотография из личного архива автора.

Рис. 19. Воспроизведение нервюрного свода. Фотография из открытого источника.

Рис. 20. Пример нервюрного свода. Сент-Агриколь Д’ Авиньон (Saint- Agricol d'Avignon) во Франции. Фотография из открытого источника.

Рис. 21. Характерную готическую гранную форму имеют столбы Собора. Фотография из личного архива автора.

Рис.

22. Пример несущих колонн и сводов Гроте Керк (Grate Kerk) в Девентере Нидерланды. Фотография из открытого источника.

Рис. 25. Несущие колонны и кессолированный купол собора в Сиене (Cattedrale di Santa Maria Assunta), XIV-XVI в. Фотография из открытого источника.

Рис. 26. Машикули башен Собора Покрова на Рву. Фотография из личного архива автора.

Рис. 29.Рельефный антаблемент, вымперги над маленькими, прямоугольными окнами-черты европейской архитектурной традиции. Фотография из личного архива автора.

Рис.30. Пример вымпергов над прямоугольными окнами, Собор в Сиене. Фотография из открытого источника.

Рис. 31. Декор, маленькие круглые окна, рельефный карниз Сан Эсторджио (Sant' Eustorgio), XIV-XVI, Милан.

Фотография из личного архива автора.

Рис. 32. Королевское аббатство Фонтевро (Abbaye Royale de Fontevraud), основано в XII в. и является одним из самых известных средневековых монастырей Франции, место погребения Генриха II и Ричарда Львиное Сердце. Элементы архитектуры аббатства, в частности кухни Аббатства Фонтевро представляют собой центрические формы, шатровое перекрытие и чешуйчатое покрытие купола. Фотография из открытого источника.

Рис. 33. Аббатство Фонтевро, чешуйчатое покрытие купола, XV в. Фотография из открытого источника.

Рис. 34. Собор Богоматери (Notre Dame de Lusignan), Париж, XIV-XVI в. Чешуйчатое покрытие. Фотография из личного архива автора.

Рис. 35. Декор, кладка кирпича, характер окон и чешуйчатое покрытие башен Собора Сан Готтардо (Chiesa di San Gottardo in Corte), Милан, 1330-1336 г. Фотография из личного архива автора.

Рис. 36. Первый ярус столпа невидим для внешнего наблюдателя, его окружает открытая обходная галерея. По направлению к западному столпу с галереи ведет один открытый проем.

Галерея сложно декорирована, увенчана треугольными фронтончиками. Фотография из личного архива автора.

Рис. 37. По граням второго яруса столпа расположены колонны с валиками, причем валики выделены белым цветом. Фотография из личного архива автора.

Рис. 38. Колонны с валиками, Якопо Сансовино, Монетный Двор, 1535-1545г., Венеция. Фотография из открытого источника.

Рис. 39. Люксембурский дворец, 1615-1620. Архитектор Саломон Деброс, подражание формам палаццо Питти, Флоренция, XV в. Фотография из открытого источника.

Рис. 40. Характерный сложный профиль из валиков, опоясывающий входы в отдельные храмы внутри Собора. Фотография из открытого источника.

Рис. 41. Аббатство Клюни (Cluny), Франция, 909-1790. Расцвет строительства приходится на XII-XIV в. Очевидна характерная для западной традиции многопрестольность, центрические формы апсид и башен. Изображение дано по А. Брюэль.

Рис. 46. Собор Святого Вита (Katedrala svateho Vfta) в Праге - пример многопрестольного собора с алтарными обходами, XIV в. Фотография из открытого источника.

Рис. 47. Калуннборг (Kalundborg) Дании, восьмигранный, столпообразный Собор XII в. По Т Сирстед.

Рис. 48. Центрический (круглый) храм в Нюкере (Nyker), XII в., остров Бронхольм, Дания. Фотография из открытого источника.

Рис. 51. Круглые и центрические формы собора Святого Михаила (Saint Michel d’Entraygu), Франция, XIV в. Фотография из открытого источника.

Многопрестольность, галереи по периметру алтарей, форма окон и наружного декора близки архитектуре Собора Покрова. Архитектор собора Д. Броманте, Donato Bramante (1444 - 1514), так же спроектировавший окончательный крестообразный, многопрестольный план Собора Св. Петра в Ватикане. Фотография из личного архива автора.

Рис. 54. Сант Эсторджио (Sant'Eustorgio)- обходные галереи, центричность форм, профиль карниза, тяги и базы колонн, маленькие круглые световые окна существуют в общем контексте с архитектурным типом Собора Покрова. Фотография из личного архива автора.

Рис. 55. Аббатство Киаравалле (Abbazia di Chiaravalle) - отметим ярусность центральной башни, перекрытой шатром и обходными галереями. Аббатство основано в XII веке, благодаря поддержке семьи Сфорца. Расцвет строительства приходится на1440-е, архитекторы Филарете и Броманте. Фотография из открытого источника.

Рис. 56. Леонардо Да Винчи. Наброски купольных церквей. Изображения даны

979

по Н.И. Брунову .

Рис. 57. Филарете. Проекты церкви миланского госпиталя, после 1447 г. Справа -

274

план церкви Сан Лоренцо в Милане. Изображения даны по Н.И. Брунову .

Рис. 58. Наброски центричного, многопрестольного собора, Да Винчи. Изображение дано по Н.И. Брунову .

274 Там же. С.60-61.

275 Там же. С. 60-61.

Рис. 61. Так называемая «Сфорцинада». Центричный, гранный план идеального города, спроектированного Филарете. Взято из «Sforzinda - progetto di citta' ideale»276.

Рис. 62. Проект миланского госпиталя, Филарете. Реконструкция. Взято из

977

«Sforzinda- progetto di citta' ideale» [265] [266]

Рис. 63. Проект идеального города (Citta ideale). Пьеро делла Франческа, между 1480-1490, Национальная галерея Марке.

Рис. 64. «Шествие на осляти». Гравюра XVII в. изображает патриарха, сидящего на «осляти», и длинную процессию, идущую из Кремля. По А. Олеарию.

Рис. 65. «Шествие на осляти». Гравюра XVII в. По А. Олеарию.

Рис. 66. Собор Покрова в контексте священного богослужения. Гравюра XVII в По А. Олеарию.

97R

Рис. 67. Изображение Иерусалима, 1493. По S. Hartmann .

Рис. 68. Изображение Иерусалима в центре мира на карте Генриха Бюнтинга, XVI в. Дана по «Itinerarium Sacrae Scripturae» (Путешествие по Священному писанию)

Г. Бютинга.

278 Liber chronicarum. Nuernberg. Anton Koberger, 1493. Fol.XVII. The illustrations and the maps are cut in wood by Michael Wolgemut.

Рис. 69. Икона Андрея Рублева, Вход Господа в Иерусалим, предназначенная для Благовещенского Собора Кремля. Начало XV в. ГММК.

Рис. 72. Икона Вход Господень в Иерусалим, псковская школа, конец XV — начало XVI вв. ГТГ.

Рис. 73. Икона Вход Господень в Иерусалим, новгородская школа, конец XV в. ГТГ.

Рис. 74. Фрагмент иконы Андрея Рублева на сюжет Входа Господнего, с изображением Гроба Господнего, как трехъярусного шатра с круглыми и прямоугольными окнами и галереями. Ротонда Гроба Господнего - шатер, расположенный в самом центре Града и охранительно окруженный городскими постройками и стенами. ГТГ.

Рис. 75. Изображение Гроба Господня на планах Амико Бернардино, начало XVII

Рис. 76. Изображение Гроба Господня, разрез Ротонды, перекрытой шатром на

280

планах Амико Бернардино, начало XVII века .

Рис. 77. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», 1560-е, ГТГ. Горящий город Казань, «очищенный» «священным» воинством Ивана IV, изображенный в правой части, отождествляется с Вавилоном великим. От него движется многочисленная процессия рода московских князей и воинов, входящих в Небесный Иерусалим, изображенный в левой части иконы, в образе которого также может быть репрезентирована Москва. Обратим внимание на изображение Небесного Иерусалима - Москвы, выделенное мандорлой. Формы церкви - града центричны, трехъярусны и завершаются шатровым перекрытием. ГТГ.

Рис. 78. Аахенская капелла IX века, в которой похоронен Карл Великий, воспроизводила храм, стоящий над Гробом Господнем - Ротонду. Фотография из открытого доступа.

Рис. 79. Монастырский комплекс Сан-Стефано Ротондо с воссозданным Гробом Господнем над мощами св. Петрония. Фотография из открытого доступа.

Рис. 80. Проект реконструкции собора Сан-Стефано Ротондо. Фотография из открытого доступа.

981

Рис. 81. Центрические формы плана собора Сан- Стефано Ротодо . Фотография из открытого источника.

Рис. 82. Храм в Звартноце, Армения, построен при католикосе Нерсесе III Строителе (641/642—661/662 гг.). Реконструкция общего вида по Т Тораманяну.

Corbett S. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Roma: Edizioni dell'Elefante, 1981. Fig. 48.

Рис. 83. Сент - Шапель в Париже. Над головами апостолов «парят» Святые Иерусалимы. Во всех случаях характерными особенностями, маркирующими принадлежность памятника именно к Иерусалиму, будут центричность, ярусность, кругообразность и близкий к шатровой форме купол. Фотография из личного архива автора.

Рис. 84. «Царская башня». Башня- каменный терем, шатер, расположен напротив придела Входа Господнего в Иерусалим. Каменная башня сооружена в 1680 году, до нее, видимо, существовала деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван Васильевич наблюдал за событиями, происходившими на площади, отсюда и название башни. Фотография из открытого доступа.

<< |
Источник: КОСЯКОВА Валерия Александровна. АНАЛИЗ СОБОРА ПОКРОВА НА РВУ В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 2013

Еще по теме Приложение:

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Карта российско-казахстанского пограничья 3
  2. Обособление приложений
  3. § 93. Обособленные приложения 1.
  4. § 185. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение
  5. § 93. Обособленные приложения 1.
  6. § 185. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение 1.
  7. Приложение 7
  8. ПРИЛОЖЕНИЯ
  9. Приложение 1
  10. Приложение 4 ПОЛОЖЕНИЕ О ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ. ИНСТРУКЦИИ И ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ
  11. ПРИЛОЖЕНИЯ
  12. Приложение 1 к Правилам пользования электрической энергией
  13. Приложение 2 к Правилам пользования электрической энергией
  14. Приложение 3 к Правилам пользования электрической энергией
  15. Приложения 5 к Правилам пользования электрической энергией
  16. ПРИЛОЖЕНИЯ