<<
>>

§ 2.1. Проблема систематизации объектов атрибуции

Полученное в предыдущем параграфе общее определение объекта атрибуции, - как фрагмента действительности, в семиотическом плане фиксируемое группой связно­го набора знаков, объединённых в целое по единому основанию, - позволит нам теперь рассмотреть наиболее применяемые в настоящее время формы фиксации результатов атрибуции культурных ценностей.

В настоящем параграфе мы исследуем то общее, что будет положено в основу последующей систематизации культурных ценностей.

Необходимость составить перечень минимальных атрибутивных признаков (по ко­торым предмет может быть идентифицирован как культурная ценность) является одним из обязательных действий эксперта по атрибуции в рамках процедуры объективации культурных ценностей. При этом главным правилом в процедуре номинирования суще­ственных признаков (атрибутов) от несущественных, при отнесении предмета к категории культурных ценностей, является так называемая значимость или жизненная необходи­мость предмета. Дополнительным признаком культурной ценности будет выступать сте­пень вероятности подлинность предмета. Конечно, процедуре отбора и фиксации призна­ков культурных ценностей предшествует постановка целей и задач исследования.

Для отбора наиболее значимых признаков мы будем использовать особый позна­вательный «инструментарий» - квалификатор, - который представляет собой набор определённых правил комплектования атрибутов, позволяющий отсеивать те признаки, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к культурным ценностям. В ре­зультате квалификационного отбора признакам присваивается так называемый предика­тивный знак - атрибут. Данный признак, статусно фиксируемый как атрибут, позволяет отнести предмет к особому рангу (т. е. записать его в охранный реестр), объединить сходные предметы в подмножества, сортировать их с точки зрения непересекающиеся множеств и подмножеств. Укажем на то, что термин «квалификатор» ранее широко использовался в области исследования искусственных языков, где он применялся для построения машинных языков программирования[111], а так же для возможного построе­ния различных типов классификаций.

Культурные ценности, атрибуты которых удовлетворяют требованиям квалифика­тора, анализируются набором познавательных инструментов, который получил название классификатора. Классификатор представляет собой систематизированный перечень именованных объектов, каждому из которых может быть присвоен уникальный код. Стоит отметить, что классификатор[112] - мысленный конструкт, продукт деятельности сознания, который выявляет некоторые признаки предмета, отделяя их от определённо­го эталона, и тем самым различая предметы. Подобная процедура основывается на свой­ствах визуально обнаруживаемых предметов. Это действие касается изучения формы и строения материального носителя культурной ценности. Эксперт в процессе атрибуции находится под влиянием некоторых нравственных, познавательных и волевых устано­вок. Таким образом, фиксируемые им классы признаков возникают в результате обмена информацией между экспертом, внешним окружением и объектом атрибуции[113].

Выявленная связь элементов, описывающих объект и его связь с внешним окру­жением, далее будет называться кортеж[114], который представляет собой некий список атрибутов . Зафиксированные экспертом, они в дальнейшем могут ис­пользоваться при отборе признаков, могут описывать объект и транслировать его дру­гим участникам социума. Кортеж - это модель объекта атрибуции в текстовой форме, представляющая собой перечисление атрибутов.

Ранее мы уже получили определение культурной ценности и указали, что в общем виде оно может служить построению алгоритма классификации, поскольку сама идея классификации органически присутствует в процедуре атрибуции. Для подтверждения этого проанализируем наиболее известные группы формальных признаков, возникающих

в ходе атрибуции культурных ценностей в Российской Федерации. Различные группы атрибутов можно условно объединить в некие множества (так называемые «частные клас­сификаторы»), поскольку в их основе лежат принципы отбора, которые опосредованы конкретными целями атрибуции.

В целях наглядности результаты анализа представлены в табличной форме, в которых различие или сходство атрибутов более заметно.

Ниже представлен перечень формальных атрибутивных признаков, на основании которых культурная ценность относится к Музейному фонду Российской Федерации. Он содержит следующие классификаторы:

1)

При включении предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации атрибуция производится с целью включения предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации[115]. В приложении к Свидетельству, утверждённому насто­ящим приказом, указан перечень культурных ценностей, включённых в состав Музейного фонда РФ. В таблице 1 приведены атрибуты предметов, которые со­ставляют классификатор, позволяющий отнести предмет в Г осударственную часть Музейного фонда РФ.

Таблица 1.

2) При включении культурной ценности в состав негосударственной части Музейно­го фонда РФ от частного лица[116] Министерство культуры РФ рекомендует заяви­телю составлять опись предметов.

Необходимые атрибутивные признаки, состав­ляющие классификатор, на основании которого предметы относятся к негосудар­ственной части Музейного фонда РФ, приведены в таблице 2.
Наименование и
краткое описание предмета (автор, школа, предметное слово, датировка) материал,

техника

размер время и источник приобретения сохранность экспертиза примечание
Таблица 2.

3) Практика музейной деятельности выработала классификатор, используемый для включения необычных групп предметов в состав негосударственной части Му­зейного фонда РФ. Классификатор содержит атрибутивные признаки, отличные от признаков художественных ценностей, утверждённых нормативными докумен­тами . Атрибутивные признаки включения предметов в состав Музейного фонда автомобильной техники содержатся в таблице 3.

Изготовитель.

Номера

агрегатов

(страна,

фирма)

Номера агрегатов
Тип

автомобиля

Марка,

модель

Год

выпуска

Тип

кузова

шасси кузов двигатель

(марка,

модель)

Дополни­

тельные

сведения

Таблица 3.

4) При включении предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации музеи совершают необходимые экспертные действия, в рамках первой ступени музейного учёта. Действия предполагают запись определённых сведений о пред­метах в документах охранного характера (Книгах поступлений)[117] [118]. Классифи­цирующие признаки содержатся в приложении к протоколу ФЗК и изложены в таблице 4.

Название Сохранность Цель

приобретения

Стоимость Владелец
Таблица 4.

5) Атрибуты предмета, собранные в полевых условиях, при изучении на стадии дофондового хранения[119] и в процессе работы фондово-закупочной комиссии, заносятся в Книги поступлений. Классификатор, объединяющий атрибутивные признаки, обязательные для предварительной атрибуции культурных ценностей в музейных целях, изложен в таблице 5.

Классификатор и на более ранних стадиях учитывал возможное многообразие музейных предметов. В таблице 6 приведён кортеж атрибутов для художественных произведений, сведения о которых вносятся в Книги поступлений[120]. Это полностью сформированный классификатор музейных предметов.

6) Включение музейных предметов в состав Государственного каталога предметов Музейного фонда Российской Федерации непосредственно связано с процедурой

научной инвентаризации[121] [122]. Процедура научной инвентаризации представляет собой второй этап учета, который характеризуется наиболее полной атрибуцией музейных предметов .

Минимальная полнота атрибутивных признаков присут­ствует в необходимых полях, закрепляя полноту классификатора, атрибутивные признаки которых изложены в таблицах 7 и 8.

7) Самый полный классификатор, содержащий атрибутивные признаки предметов Музейного фонда РФ, имеется в Карточке научного описания [192].

Приложение 18
КАРТОЧКА НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ (ТИПОВАЯ ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ МУЗЕЕВ, КРОМЕ ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИХ)
Наименование музея Отдел
Инвентарный № (Раздел по классификации) Старый

инвентарный №

КП№ Негатив № Время и № документа поступления
Автор

(мастер, школа, страна изготовитель, издатель, этническая группа)

Датировка
Название, назначение
Фото
Материал, техника
Размер. Вес, проба для драгметаллов/№ акта пробирной палаты
Описание (содержание) предмета и его основных частей (формы, назначения, устройства, покроя, цвета, сюжета, композиции, художественного стиля, изображений, украшений, связи с событием или лицом, адресата и пр.), обрамление
Тексты, пометы, надписи, печати, штампы, знаки и др.
Марки, клейма, наклейки, серийные №
Место и время производства

(создания, изготовления, чекана, съемки, находки, издания и пр.)

Сохранность
Реставрации и консервации
Публикации, использование, бытование
Музейное значение
Местонахождение Отметка о выдаче Дата составления
Составитель (Ф. И. О.)
Таблица 9.

Особенностью данного классификатора, атрибуты которого изложены в таблице 9, является необходимость его коррекции, в зависимости от формы инвентарных книг, принятых в музее.

Выступая наиболее полным описанием атрибутов предмета, Карточка научного описания не охватывает всех существенных признаков культурной ценности. Музей­ные предметы, содержащие драгоценные камни, кроме обязательного апробирования в Г осударственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов РФ, в му­зеях проходят дополнительную атрибуцию при постановке на специальный учёт. Клас­сификатор, признаки которого изложены в таблице 10, выступает дополняющим ин­струментом, фиксируя особенности специфической группы музейных предметов.

Таблица 10.

8) Среди огромного многообразия феноменов природы и общества встречаются та­кие предметы, которые позволяют предположить у исследуемых объектов допол­нительные признаки, свидетельствующие о наличии культурной ценности. На момент атрибуции такие объекты исследования должны быть музеефицированы, пройти вторую ступень музейного учёта и последующее апробирование Пробир­ной палатой Министерства финансов. На необходимость их дальнейшей класси­фикации указывает наличие в их составе драгоценных металлов или драгоценных камней. Классификатор, который охватывает сложный кортеж атрибутов подобно­го типа, представлен в таблице 11.

Таблица 11.

При первичном апробировании экспертами Пробирной палаты Министерства финансов РФ музейные предметы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные

123

камни, проходят специальную атрибуцию , о чём составляется акт. Сведения, кото­рые записываются в протокольный документ, имеют признаки атрибутов культурных ценностей и могут считаться особым классификатором. Атрибуты классификатора изложены в таблице 12.

Таблица 12.

Если при дополнительном научном изучении этих атрибутов подтверждаются сведения, полученные на ранних этапах атрибуции, т. е. наличие драгоценных метал­лов и драгоценных камней имеет место, то полученные сведения фиксируются по пра­вилу, установленному специальным классификатором, который содержится в таблице 13 [191, прил. 2].

9) Особый класс культурных ценностей - предметы Музейного фонда РФ - обширен, а потому кортежи, которые формируют основные модусы, довольно разнообразны. [123]

К особому типу музейных предметов относятся документальные материалы. Это могут быть носители информации, выпушенные большими массовыми тира­жами, но при включении их в состав Музейного фонда РФ [192] они, как культур­ные ценности, должны быть описаны и внесены в Книгу учёта поступлений доку­ментов. Это действие предполагает выявление специфических атрибутивных при­знаков, которые можно объединить в специальном классификаторе. Классифика­ционные признаки собраны в таблицу 14124.

10) Тиражируемые предметы, нумизматические и фалеристические материалы, включённые в состав Музейного фонда России [191, прил. 5], так же имеют свой частный классификатор, атрибуту которого сгруппированы в таблицу 15.

11) Обширную группу культурных ценностей составляют предметы и объекты живой природы, чаще всего это обитатели зоопарков и предметы, включённые в состав Музейного фонда РФ. Эта группа предметов составляет особый реест­ровый класс культурных ценностей - «зоологические коллекции, поставленные

[1] Приказ Минкультуры РФ от 18.01.2007 № 19 «Об утверждении правил организации хранения, комплектова­ния, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской Академии Наук» [187].

на государственный учёт»[124]. Данный класс предметов имеет специфические атрибутивные свойства. Данному классу культурных ценностей соответствует классификатор, который представлен в таблице 16.

Номер госрегистрации.
Дата регистрации.
Наименование коллекции.
Владелец.
Адрес владельца и адрес местонахождения коллекции.
Форма собственности (для государственной организации - ведомственная подчиненность).
Назначение коллекции (научное, культурно-просветительное, учебно-воспитательное и др.).
Год основания коллекции.
Число единиц хранения, перечень объектов коллекции по основным группам с указанием их номенклатуры и количества.
Происхождение коллекции (документы, подтверждающие законность владения, распоряжения, сбора коллекции).
Происхождение коллекции (документы, подтверждающие законность владения, распоряжения, сбора коллекции).
Наличие уникальных объектов (типы, паратипы, виды, занесенные в красные книги Российской Федерации, МСОП).
Изменения в составе (оборот) коллекции.
Условия хранения (содержания) коллекции.
Заключение экспертной группы по зоологическим коллекциям.
Отметка о перерегистрации коллекции.
Таблица 16.

10) Классификатор может не только характеризовать признаки предмета, но и позво­ляет осуществлять локализацию культурной ценности в пространстве. Изменение местопребывания культурной ценности может служить предпосылкой для изме­нения их собственника. Музейным предметам может грозить утрата, и в этом случае государство принимает на себя обязательства по юридической защите культурных ценностей. Наиболее отчётливо это выражается при проведении контроля над перемещением культурных ценностей при пересечении государ­ственной границы. В этом случае все культурные ценности проходят обязательную

государственную экспертизу культурных ценностей при вывозе их за границу и добровольную государственную регистрацию при ввозе их в Россию. Процедура экспертизы фиксирует необходимые атрибутивные признаки, которые иллюстри­рует таблица 17. Процедура экспертизы культурных ценностей стала обязатель­ным этапом таможенного оформления перевозимых грузов.

При оформлении свидетельства на временный вывоз предметов Музейного фонда РФ в число обязательных признаков культурной ценности включаются такие атрибуты, как: номера предмета по книгам поступлений и инвентарным книгам, страховая стои­мость. Классификатор, определяющий полноту атрибутивных действий при экспертизе предметов на право временного вывоза, содержится в таблице 18.

Автор, название предмета, материал, Учётные

обозначения

Время, место Состояние Страховая
п/п техника исполнения, (№ КП, изготовления сохранности стоимость
размеры инв. №)
Таблица 18.

Уточним, что состав частного классификатора может варьироваться, в зависимо­сти не только от целей атрибуции, но и от типа предмета. К примеру, в таблице 19 уста­новлены параметры технических средств, которые при экспертизе на вывоз/ввоз транс­портного средства признаются в качестве атрибутов. По совокупности имеющихся при­знаков можно выявить определённый набор атрибутов, который описывает техническое средство с помощью специфического набора атрибутов, характерных для данного типа предмета техники как культурной ценности. [125]

Последующее содержание культурной ценности предполагает поддержание со­стояния сохранности культурной ценности, т. е. сохранения в неизменном виде некото­рого количества обязательных атрибутов предмета . Установить количественные и ка­чественные признаки культурной ценности, подлежащие сохранению, позволяет особая атрибуция, которая совершается при проведении ежегодных осмотров состояния со­хранности музейных предметов. Результаты таких осмотров заносятся в установленные нормативными документами формуляры: описи осмотров состояния сохранности по разделам. Данные такого набора атрибутов содержатся в таблице 20. [126]

Отдел
Век
Школа
Автор
Название экспоната
Размер
Вес
Проба
Материал
Техника
Подрамник
Монтировка
Движение и местонахождение экспоната (стена, витрина, вал, стенд, папка) Год, число, месяц
Осмотр состояния сохранности, профилактика и реставрация экспоната Год, число, месяц
Таблица 20.

Мы видим, что рассмотренные выше наборы признаков состоят из прямых и кос­венных атрибутов, и при их выявлении не существует чёткого разграничения, каким об­разом были эти атрибуты получены, являются ли они объективным отражением свойств предмета или представляют собой субъективное видение, не имеющее явной связи с предметом. Считается, что зафиксированные атрибуты должны отражать свойства конкретной культурной ценности. Можно заметить, что все представленные классифи­каторы характеризуются определённой упорядоченной последовательностью цифр, знаков, символов, изображений. Проанализировав процедуры атрибуции и итоговые от­чёты, которые и формируют частные классификаторы, можно утверждать, что выска­занное ранее определение процедуры атрибуции не противоречит последовательности и смыслу атрибутивных действий. Кроме того, ранее высказанное определение объекта атрибуции можно дополнить тем, что оно представляет собой имя, которое охватывает весь комплекс наполняющих его атрибутов и, по сути, выступает своеобразным гносео­логическим агрегатом.

Исследуя практику атрибуции культурных ценностей, мы пришли к выводу, что квалификаторы применяются отчасти произвольно, а отчасти - в зависимости от целей использования предмета. Более того, набор обязательных признаков, из которых состоят квалификаторы, при атрибуции культурных ценностей часто формируется без должного обоснования. В целом, этот вывод касается и подбора классификаторов.

В таких отраслях как философия, культурология, музееведение, искусствоведение и т. п. не создано общеприменимого классификатора для описания и фиксации атрибу­тов культурных ценностей. И вместе с тем, необходимость такого классификатора дик­туется определением культуры, - как некоего способа отношения к природе и человеку и особой формы совместного опыта проживания на определённой территории, конти­ненте или планете. Этот опыт следует выявить при атрибуции, сохранить в классифи­кации для изучения и последующей трансляции. Поэтому нам представляется, что определение общих правил отбора атрибутов культурных ценностей выступает перво­очередной задачей в деле повышения научного характера атрибуции. Построение клас­сификации культурных ценностей - это важный этап в становлении атрибуции, как научной процедуры.

Проведённый нами анализ частных классификаторов позволяет сделать заключе­ние о наличии прямых и косвенных атрибутов культурной ценности. Мы обнаружили, что применяемые при атрибуции классификаторы реализуют конкретные цели и не содержат разграничения существенных или вторичных признаков культурной ценности, как феномена окружающего мира. Такой подход свидетельствует о доминирующем в настоящее время недостаточно чётком статусе культурных ценностей, который допус­кает множественные произвольные трактовки феноменов окружающего мира и различ­ных свидетельств истории и культуры.

Поэтому дальнейшей задачей настоящего исследования будет разграничение при­знаков культурной ценности на «первичные» и «вторичные», с последующим отделени­ем атрибутов, которые опираются в большей степени на объективные свойства предме­та, от тех, которые возникают в основном как продукт рефлексии эксперта. Решение этой задачи позволит нам сформулировать правила, ограничивающие произвольный ха­рактер атрибутивных действий эксперта, и создать возможность классификации куль­турных ценностей по специально отобранным признакам.

<< | >>
Источник: Шестаков Вячеслав Анатольевич. СТАТУС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ЛЕГИТИМАЦИЯ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ, ПРАКСИС. 2014

Еще по теме § 2.1. Проблема систематизации объектов атрибуции:

  1. § 2. Понятие субъекта и объекта, их многоликость и многоуровневость. Субъект и объект научно-познавательной деятельности
  2. VIII СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ
  3. ОБЪЕКТ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
  4. Глава 4 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ОБЪЕКТОВ ЭКСПЕРТНОГО СУДЕБНОПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  5. Актуальность и степень разработанности проблемы исследования
  6. § 1.1. Социально-философское исследование проблемы атрибуции культурных ценностей
  7. 1.2.2. Термин «атрибуция» в социологии и социальной психологии
  8. 1.2.3. Особенности процесса атрибуции
  9. 1.2.4. Алгоритм процесса атрибуции и его значение
  10. 1.2.5. Определение «реального процесса атрибуции» и понятие «модели» объекта атрибуции
  11. 1.2.6. Процедуры корреляции предмета атрибуции и его субъективной модели
  12. § 1.3. Определение объекта атрибуции, как системы взаимоотношений
  13. 1.3.1. Атрибут, как базовый элемент классификации объектов атрибуции