<<
>>

3.2 Проекты режиссера Джона Чу в контексте медиакультуры

Джон Чу - американский продюсер и кинорежиссёр, большинству известный по фильмам «Шаг вперёд 2: Улицы», «Шаг вперёд 3D», («Step Up 2:The Streets», «Step Up 3D»), «Бросок Кобры 2» («G.
I. Joe: Retaliation»). Проекты Джона Чу - это медиапродукты, обладающие яркими модными характеристиками, создающими устойчивый интерес аудитории - и потому получающие высокую стоимость на рынке. Джон Чу обладает талантом «креативной работы» 114 - это не просто творчество талантливого режиссера, но и деятельность талантливого рекламщика: Чу понимает, каким образом должна быть подана та или иная информация, чтобы привлечь внимание потребителей (целевой аудитории) и увеличить эффективность потребления продукта, что бы им ни являлось. В руках Чу и его команды танец стал продаваемым, рекламируемым продуктом. Способность совмещать искусство с предпринимательской деятельностью, понимание требований публики и тенденций времени - вот, что заключается в творчестве этого режиссера. Полное имя Джона Чу (Jon M. Chu) - Джонатан Мюррей Чу (Jonathan Murray Chu). Он родился 2 ноября 1979 года, в городе Пало-Альто, Калифорния. Джон Чу является выпускником Университета кино и телевидения Южной Калифорнии. Там он получил такие награды как Princess Grace Award, the Dore Schary Award, предоставленную Anti-Defamation League, премию Джека Николсона и был признан лауреатом для IFP/West программы «Проект: Вовлечение» 115. После создания студенческого короткометражного музыкального фильма «When the Kids Are Away», Чу заключил контракт с William Morris Agency и был задействован в нескольких крупных проектах. По-настоящему его карьера началась с того момента, когда он был нанят в качестве режиссера для постановки второй части танцевальной франшизы «Шаг вперёд 2: Улицы» («Step Up 2:The Streets»). С тех пор Джон целиком посвятил себя съемкам танцевального мира, переосмысливая жанр танцевального кино.
Во время интервью Чу адресовали часто задаваемый ему вопрос: «Почему во всех ваших фильмах есть танцы?». Он ответил: «Я не знаю почему. Это кажется таким очевидным. Есть что-то в танцорах, которые мотивируют меня больше всего. Я не знаю, только ли это танец, но я определённо думаю, что танцоры - потрясающие актёры, и каждый раз, когда я встречаю нового танцора, что-то щёлкает у меня в голове, и я становлюсь креативным, как никогда. И когда я чувствую этот подъём, я поддаюсь ему» 116. Основными проектами Джона М. Чу, связанными с танцами (уличный стиль, прежде всего) являются: 1. Художественные фильмы «Шаг вперед 2, 3» («Step Up 2: The Streets», «Step Up 3D»). 2. «ACDC» или «Adam/ChuDanceCrew» - танцевальный проект совместно с Адамом Севани (Adam G. Sevani) и другими танцорами - видео-баттл на сервисе YouTube. 3. «The LXD: The Legion of Extraordinary Dancers» -сериал с участием хип-хоп танцоров. 4. Реклама планшета Microsoft Surface. 5. DS2DIO - TO PEOPLE WHO LOVE DANCE... Это канал на сервисе youtube.com - Первый Мировой Танцевальный Канал. «Наш язык - это танец, и поэтому танец и рассказывает нашу историю» 117 «Шаг вперед 2: Улицы» («Step Up 2: The Streets»): Первым рассматриваемым проектом является музыкальный фильм 2008 года, второй фильм серии «Шаг вперед» - «Шаг вперёд 2: Улицы» (англ. «Step Up 2: the Streets»). Это фильм компании Walt Disney Studios. Одним из продюсеров выступил Адам Шэнкмэн (Adam Shankman) - хореограф и режиссер фильма «Лак для волос» 118. Именно он уговорил Джона Чу взяться за продолжение фильма «Шаг вперёд» 119, пообещав тому полную свободу действий в создании фильма. Этот проект Джон Чу рассматривал, прежде всего, как товар для медиарынка массовой культуры с необходимостью его успешной продажи. Поэтому он сосредоточил свое внимание на воплощении ярких зрелищных танцевальных экспериментов - таких, как танцевальная битва на батутах и флешмоб в метро, а также танцевальная сцена под дождём в финале фильма. Всё это служит усилению визуальной составляющей картины.
Главные роли в «Шаге вперёд 2: Улицы» исполнили профессиональные танцоры и хореографы: Роберт Хоффман (в роли Чейза Коллинза), Брайана Эвиган (в роли Энди Уэст), Адам Севани (в роли Роберта Александра III или «Лося»). Помимо них в основной танцевальный состав входили еще около восемнадцати человек. Также в съемках был задействован популярный танцевальный коллектив JabbaWockeez - его участие придало фильму статус серьезного танцевального проекта, поскольку JabbaWockeez являются профессионалами в своей сфере и известны благодаря участию в различных танцевальных шоу и видеоконкурсах. Общее время съемок заняло 9 месяцев. Картина вышла 14 февраля 2008 года и в первую же неделю проката полностью окупила свой бюджет (28 миллионов долларов). Стоит подробно рассмотреть некоторые сюжетные моменты картины. Их анализ позволит рассмотреть такие аспекты как роль медиасредств, влияние социальной стороны хип-хоп культуры, престижность «уличных» танцев и другие. В начале фильма мы узнаем, что уличная танцовщица Энди Уэст вынуждена поступить в Мэрилэндскую Школу Искусств (МШИ), чтобы ее опекунша Сара не отправила ее в Техас. Для Энди очень важно остаться в Балтиморе, ведь она является членом танцевальной команды «4-1-0» и вместе с ними готовится к главному танцевальному конкурсу «Улицы». Команда не поддерживает Энди в ее учебной деятельности, и девушка создает свою собственную команду из учеников МШИ. Данный фильм показывает значение медиасредств в жизни современных танцоров: сюжет строится вокруг главного танцевального конкурса Балтимора «Улицы», за участие в котором борются главные герои картины. Это особенное танцевальное состязание, о дате и месте проведения которого никому неизвестно до последних минут, когда танцорам присылают сообщения с точной информацией. Чтобы попасть на «Улицы» команды должны устроить «выходку» - необычный танцевальный номер, который надо снять на видеокамеру и выложить запись в Интернет. Данный сюжетный момент показывает, что для участия в конкурсе танцоры используют мобильные телефоны, видеокамеры, компьютерную технику, Интернет: использование технических средств говорит об ориентации на возможности медиакультуры, и также о признании сети Интернет полноценным коммуникативным пространством, в котором личность может заявить о себе и повлиять на свое социальное положение.
Для сюжета фильма, как и для хип-хоп культуры в целом, характерен социальный подтекст: в фильме показаны проблемы молодых людей, особенно из неблагополучных семей, с установкой на то, что у каждого подростка есть шанс измениться и стать тем, кем он хочет, есть возможность изменить свой социальный и экономический статус. Джон Чу воплощает в своем фильме стереотипное суждение об уличных танцорах: это, как правило, «трудные» подростки, которые бросили школу или плохо учатся, совершают мелкие противоправные деяния (типа небольших краж или вандализма). При этом танец - единственный для них способ самовыражения и самоутверждения на улицах, и благодаря ему они могут сделать огромный шаг вперед, чтобы исполнить свои мечты. Эту социальную линию, и в то же время, преемственность фильмов серии «Шаг вперед» представляет камео Ченнинга Татума в начале фильма, когда в клубе Энди встречает своего друга детства Тайлера Гейджа. Это достаточно символичная встреча, поскольку Тайлер Гейдж - главный герой фильма «Шаг вперед», в котором «трудный» подросток находит свой путь и свое место в социуме именно благодаря танцам в МШИ. Это история о восхождении танцора. И таким образом Чу настраивает зрителей на возможность Энди повторить ее. В этом плане фильмы франшизы «Шаг вперед» и другие фильмы об уличных танцах имеют сходную сюжетную направленность. «Общий посыл двух первых частей один — не важно, какое место в жизни ты занимаешь, всегда есть возможность добиться для себя лучшего и при этом жить тем, что тебе дорого — 120 главное, никогда не сдаваться и идти до конца» . В картине также затрагивается важная тема эволюции хип-хопа и изменение отношения к нему танцоров - когда приоритетным становится получение престижа через модный танец, а не самовыражение в танце. Это именно самоутверждение за счет моды и «крутизны», а не таланта. Именно танцоры из команды МШИ показывают свою любовь к танцу, увлеченность своим делом, танец для них — это выражение внутреннего мира человека. Также герои пытаются доказать, что танец может рождаться не только в соответствии с установленными правилами и традициями, но и через их нарушение, из новых источников.
Они расширяют рамки искусства, доказывая, что являются талантливыми личностями, способными выражать себя через язык танца. По этим причинам команде Энди и танцоров из МШИ не дали возможности выступить на конкурсе - ее команда не была достаточно «крутой», и, по мнению их соперников, ей здесь было не место. Но Энди, решив отстаивать право своей команды на выступление, произнесла перед всеми впечатляющую речь: «На «Улицах» должны сходиться разные люди. Мы называем это битвой, но за что мы 120 бьемся? Мы здесь потому, что делаем одно и то же дело - мы танцуем, верно? Раньше на улицах главным была не власть и не то, откуда ты пришел. Главное было - привнести что-то новое в танец. И не важно, во что мы одеты, в какой школе учимся и в каком районе живем. На улицах самое главное не то, что у тебя есть, а то, как ты этим пользуешься». Последней фразой Энди призвала всех вернуться к истокам танцевальных битв - к улицам в буквальном смысле: «Так что, если «410» боятся защищать свое звание в борьбе с нами, тогда мы уйдем и замутим тусу, там, где «Улицы» начались». Это является отсылкой к первым уличным батлам, когда хип-хоп только зарождался. В своей речи главная героиня затронула множество серьезных аспектов: то, что танцу необходимо развитие; то, что танец предназначен для всех; то, что самовыражение и талант намного важнее престижа и моды. Она правильно ставит вопрос («Мы называем это битвой, но за что мы бьемся?»), поскольку для пионеров хип-хопа состязания друг с другом действительно были ритуальными сражениями за право и возможность заявить о себе, завоевать уважение. Но сейчас они приобрели другое значение, танцоры наполнили форму батла новым смыслом: это больше не танцевальные битвы на улицах гетто, а, прежде всего, сценическое выступление, в котором через танец люди могут рассказать о своем внутреннем мире. Одним из слоганов фильма является призыв к тому, чтобы оставаться собой. Энди говорит об этом в самом начале фильма, когда рассказывает о своей маме: «Я мечтала делать глайды, спины, флай 121, как они.
Но это было так непросто. А мама мне говорила: «Главное - не сдавайся и будь собой. Жизнь слишком коротка, чтобы кому-то подражать». И она была права». Здесь можно различить два посыла: «не сдаваться!» - лозунг, которым пропитана западная культура, и «быть собой» - то есть, прежде всего, самовыражаться в танце. Важность следовать тому, что говорит сердце, быть упорным в своем деле и не сдаваться - это один из тезисов фильма. Он направлен на зрительскую аудиторию, подавляющую часть которой составляет молодежь - для нее наиболее актуальны проблемы поиска себя и своего места в жизни. И танец способствует самоопределению становящейся личности. Стоит отметить, что фильм сосредоточен на хип-хопе, и содержит лишь небольшие фрагменты классического и латиноамериканского танцев, которые не случайным образом оказываются в фильме, а имеют свое значение, указывая на полистилистичность танцевальной сферы 122. Помимо основной хип-хоперской танцевальной линии, в фильм включен эпизод с сальсой на празднике-барбекю - это элемент классической латиноамериканской танцевальной культуры. Он одновременно является и показателем национального характера одной из героинь картины, и стилем, ярко контрастирующим с уличными танцами. Сальса как явление народной культуры обладает стереотипными характеристиками или ассоциативным набором; ее связывают со страстностью, любовью, весельем и сильными эмоциями и чувствами, которые присущи латиноамериканской танцевальной сфере. Именно поэтому данный эпизод показывает зарождение чувств у одной пары, кульминацию отношений у другой, романтические моменты и появление ревности. И именно в данном эпизоде главная героиня впервые покоряет героя своей женственностью, которую тяжело обнаружить в ее обычном поведении и внешнем виде. Таким образом в фильме «Шаг вперед 2: Улицы» Джон Чу показывает зрителям современную молодежную уличную танцевальную поп-культуру. «Шаг вперёд 3D» («Step Up 3D»): Следующим танцевальным проектом, в котором Джон Чу выступил как режиссер, является «Шаг вперёд 3D» («Step Up 3D») — музыкальный фильм 2010 года, третий фильм серии «Шаг вперед», созданный с применением 3D- технологий. В данном случае проявляется один из механизмов коммерциализации проектов: когда в силу своей популярности проект получает денежную поддержку на развитие и «штампование» однотипного продукта по образцу. При этом создатели ориентируются на то, что сделает фильм более продаваемым, отставляя на второй план качественные критерии. В этом фильме на одну из главных ролей выбрали не профессионального танцора-хореографа, а фотомодель Рика Маламбри (в роли Люка Кэтчера), что говорит о большей ориентации на рыночную модель производства фильмов как масс-медиапродуктов и на целевую аудиторию фильмов этой серии - это, прежде всего, молодые девушки. Партнершей Рика является Шарни Винсон (в роли Натали) - профессиональная танцовщица. Также в главных ролях Адам Севани, который связывает фильм с предыдущей серией, и Элисон Стоунер (в роли Камиллы Г ейдж 123) - профессиональная танцовщица. На второстепенных ролях братья Ломбард (Мартин Ломбард и Факундо Ломбард - в фильме близнецы Сантьяго). Эти танцоры, также как и их герои, имели трудную жизнь, с трудом пробивались к славе в Нью-Йорке. По аналогии с фильмом «Шаг вперед 2: Улицы» в этом фильме есть сцена с танцем бального стиля - это эпизод с танго. В нем главные герои впервые появляются в вечерних нарядах, а не в спортивной одежде. Танго - это страстный танец, говорящий о сильных эмоциях танцующих, об их любви, прежде всего. И следующая за эпизодом сцена также сильна по накалу чувств: признание в любви, предательство, мольбы и т.д. Социальный контекст танцевальной культуры в данной картине все больше уходит на второй план. Конечно, у героев есть проблемы социального и экономического планов. Зрителю с самого начала говорят об этом, показывая отрывки из интервью с танцорами. Они все отвечают на различные вопросы о том, чем для них является танец, рассказывая о своем нелегком пути и стремлении самореализоваться, танцуя. Но этих моментов мало для выражения социальной проблематики. В сюжете наблюдается большое количество смысловых нестыковок, и в целом это является следствием коммерческой направленности фильма, поскольку для его авторов приоритетной целью становится производство «яркой картинки», а не создание качественного медиапродукта. В связи с этим нельзя не отметить использование в фильме кроссовок спортивного бренда Nike 124 в целях рекламы, что явным образом обнаруживает коммерческую сторону проекта. Этим же объясняется и использование столь популярного, но в данном фильме неуместного формата 3D. В интервью Джон Чу подтверждает, что именно из-за нагромождения визуальных эффектов в фильме, в том числе использования технологии 3D, создателям пришлось упростить сюжет: «Всегда есть баланс между тем, сколько будет диалогов и сколько танцев» 125. Отвечая на вопрос о разнице между фильмами «Шаг вперед 2: Улицы» и «Шаг вперед 3D» с учетом введенных 3D технологий, Джон говорит: «Мы хотели дать волю фантазии, чтобы иметь возможность сойти с ума, унестись на другую планету. И чтобы в каждой танцевальной битве нашлось место для разных культур и классов с их костюмами и окружающими условиями (контекстом). И мы могли бы швыряться в камеру водой, пулять лазером, бросаться пылью, играть со всеми этими планетами» 126. Каждый последующий фильм серии «Шаг вперед» становится более поверхностным в сюжетном плане, чем предыдущие. Но при этом усиливается визуальная составляющая - прежде всего, через увеличение количества танцевальных номеров и развитие выразительных средств. Танцы становятся зрелищнее: от простых тренировок в танцевальных залах до использования электроники в костюмах (фонарики, лампочки), водных спецэффектов (лужи, дождь), автомобилей и грузовых контейнеров в качестве платформы для танцев. Изменяется и сценический масштаб: от Школы Искусств и улиц Мерилэнда до мирового чемпионата в Нью-Йорке и целых районов в Майами (в «Шаге вперед 4», в котором Джон Чу выступил продюсером). В каждом фильме этой серии акцентируется внимание на использовании технологий цифровой культуры: использование видеокамер, мобильных телефонов, сети Интернет, профессиональной аппаратуры для воспроизведения музыки, «стена бумбоксов», электроника в костюмах танцоров, и сам формат фильма в ЭИ-технологии. Подобное расширение визуальных каналов восприятия, разнообразие современной техники являются показателями развития медиакультуры, о чем подробней говорилось в предыдущей главе. Adam/ChuDanceCrew: В плане перехода танца в виртуальную реальность и занятия позиций в Интернет-поле медиакультуры показательным является проект Джона Чу и Адама Севани - Adam/Chu Dance Crew или ACDC («Танцевальная команда Адама и Чу»). Адам Гери Севани (англ. Adam G. Sevani) — это американский танцор и актер (Роберт «Лось» Александр III в фильмах «Шаг вперёд 2: Улицы», «Шаг вперёд 3D», «Шаг вперёд 4: Революция»). Вместе с Джоном Чу, а также актерами и танцорами фильма «Шаг вперед 2: Улицы», Адам создал танцевальную команду ACDC. Весь проект представляет собой танцевальный видео-батл на сервисе YouTube 127 между командами The Adam/Chu Dance Crew и M&M, участниками которой являлись Майли Сайрус и Мэнди Джирокс (Miley Cyrus, Mandy Jiroux), а также приглашенные с их стороны актеры и танцоры. Проект стартовал в апреле 2008 года (10.04.08). В нем обе команды соревнуются между собой, выпуская свои танцевальные видео, таким образом, отвечая друг другу на вызов. Несмотря на то, что четких правил не было установлено, тем не менее, в видеороликах каждой из команд можно выделить характерные эпизоды: каждая команда представляется и подтверждает свой ответ противникам, по ходу основной части показывают пародию на соперников и в заключение обязателен вызов на новую битву. Членами команд-соперников были не только известные танцоры, но и знаменитые актеры и актрисы. Официальными членами Adam/ChuDanceCrew являются Chris Scott, Luigi Rosada, Harry Shum Jr., Flea Rock, Legacy, BShaw, Moy, Casper, Trent Dickens, Lucas Raynaud, JD MCelroy, Mihran, Jon Scott, Sean Scott, Kamile, Lil John, Flipz, Madd Chad, Dave Scott, Kristi Crader, Reakt, K.O., Plik Plok, Hok, Lacey, Black Thomas, Telisha Shaw, Liat Baruch, Kelli Exum, Jamal Sims, Tommy J. Styles, Reina, Brianna Evigan, Robert Hoffman, Adam Shankman, Adam Sandler, Chris Brown, Brittany Snow, Amanda Bynes, Diana Ross, Elijah Kelley, Evan Ross, NLT, Brandon T Jackson, Lindsay Lohan, Jabbawockeez 128. Эти видео-батлы собрали рекордное количество просмотров не только на www.youtube.com, но и на других сайтах. Можно говорить о том, что уличные батлы перешли в online-сферу, и пространство Интернет рассматривается как равноценное пространству реальности - то, что раньше происходило на сцене (а ранее - на улицах), теперь полноправно проходит в режиме съемки и просмотра видео на сайтах. Это действительно самый большой танцевальный батл онлайн, в котором даже вызовы друг друга на битву представляли собой видеоролики. После подсчета голосов на интернет-ресурсах, по которому ACDC проиграли команде M&M, танцевальный коллектив ACDC в почти полном составе ушел в новый проект Джона Чу - «Легион выдающихся танцоров» («Legion of Extraordinary Dancers»), участники которого исполняли роли в фильмах Чу. Джон Чу говорит о работе с одними и теми же танцорами в своих проектах: «Мы определённо используем множество членов «Легиона» в «Шаге вперёд 3Д». Это всё, потому что мы сформировали «Легион» в тот же промежуток времени, мы писали сцены, мы снимали, и, конечно, когда мы работали с «Шагом вперёд 3Д», нам понадобились лучшие танцоры» 129. «Легион выдающихся танцоров» («Legion of Extraordinary Dancers»): Этот проект представляет собой многосерийный художественный фильм, разделенный на несколько сезонов. Режиссерами являются Джон Чу, Чарльз Оливер, Райан Ландельс. Главные роли исполняют танцоры из предыдущих проектов Чу. Эту картину не планировали выпускать на большой экран и Джон Чу создавал его для просмотра в Интернет-пространстве 130. Сюжет фильма представляет собой рассказ о Легионе Выдающихся Танцоров - это тайная организация, которая отыскивает уникальных танцоров по всему миру и зовет их в свои ряды. У каждого участника Легиона своя история о том, как и почему он начал танцевать, и что для него танец. Легион собирает их всех в особый отряд, который встанет на защиту человечества. Танцорами являются и супергерои Легиона, и злодеи Союза Темноты, против которых они борются, а их танцевальные способности - это их сверхъестественная суперсила. Жанр фильма определен как музыкальный детективно-приключенческий боевик, на самом же деле жанровых стилизаций в фильме огромное количество. И прежде всего, это танцевальный проект. В «Легионе выдающихся танцоров» мы можем видеть целую подборку эпизодов со стилями танца, не входящими в сферу стрит-дэнс: это классический танец, пластика боевых искусств и другие. Все они создают определенную эмоциональную атмосферу, прежде всего, за счет порождения ассоциативного ряда, а также в силу имеющихся у человека современной культуры определенных культурных предзаданностей, культурных предрассудков и стереотипов относительно танцевальных направлений. Такой синтез соотносится с характеристиками постмодернистской культуры - смешение стилей, экспериментирование (например, танго в стиле хип-хоп, и наоборот), перемещение художественных форм из их родных контекстов, игра готовыми формами, использование образов, символов, «штампов», с особым ироничным, часто пародийным отношением, о чем шла речь во второй главе. В «Легионе выдающихся танцоров» Джон Чу представляет «Легион» как эпос о героях, как мифологизированную реальность - таким образом это произведение медиакультуры транслирует мифологические медиаобразы, узнаваемые зрителями. Отвечая на вопрос о создании «Легиона выдающихся танцоров», Джон подтверждает, что в этом проекте есть некие элементы из комиксов и легенд: «Да, я имею в виду комиксы, сказки, басни. Мы хотели рассказать простые, понятные истории. Мы думали, что это будет хорошая основа для экспериментов с танцем, поскольку люди, скорее всего, знают эти истории. Архетипы уже встроены, поэтому вам не требуется разбираться, что к чему. Люди знают героя, скромного героя, героя поневоле, наставника 131. Поэтому мы хотели сыграть на всём этом: да, вы знаете персонажа, отлично, мы оттолкнёмся от этого и покажем борьбу через танец. И для того, чтобы это было интересным для нас - создателей фильма - мы хотели каждый эпизод делать в разных жанрах, и игра в разных жанрах - это лишь часть эксперимента». «Поэтому первый эпизод был в спилберговском стиле 132 «The tale of Trevor Drift». Второй «Antigravity heroes» в футуристическом стиле . И затем третий эпизод, «Robotlovestory», был нашим «фильмом нуар», типа немого кино. У нас была возможность всё это сделать. Мы собираемся создать вестерн во втором сезоне, ещё одно немое кино, хоррор, комедию. все это - отчасти обыгрывание того, о чём вы уже знаете из комиксов о супергероях. Даже название сериала. Нам пришлось обыграть его, чтобы вы ожидали что-то определенное, но мы переделали его так, что все это - танец. И все это реально: никакой проволоки, никаких спецэффектов 133. Всё, что вы видите - это то, что вы можете реально сделать в вашей гостиной» 134. Когда его спросили, в чем отличие просмотра сериала на сайте от просмотра всех эпизодов вместе в качестве полнометражного фильма, он ответил, что это два принципиально разных ощущения: ведь «Легион» создан как короткие рассказы, и каждую неделю они превращаются в особое приключение. Все истории связаны, в них есть общая тема, которая раскрывается на протяжении всего сериала - это борьба со злом. И зрителям дается неделя после каждого эпизода, для того, чтобы осознать произошедшее на экране, обсудить это, поспорить. Здесь реализуется одна из характеристик медиа - интерактивность: « мы называем это интерактивным приключением (interactive adventure), мы называем это транс-медиа (trans-media), потому что я думаю, это больше, чем сериал, это больше, чем просмотр серий; вы на самом деле ощущаете это.» 135. Таким образом, «Легион выдающихся танцоров» представляет собой интерактивный медиапроект, созданный в рамках Интернет-пространства. В нем проявляется полистилистичность танцевальной и кино сфер, определяя его как произведение постмодернистского искусства. Реклама планшета Microsoft Surface Pro: Последним танцевальным проектом Джона Чу является реклама планшетного устройства Microsoft Surface Pro. Она представляет собой два ролика 136, сюжет которых - взаимодействие с планшетом в танце. Главные роли исполнили танцоры из вышеназванных танцевальных проектов; хореографами были Кристофер Скотт и Джамал Симс. Джон Чу поработал над имиджем продукта, создав рекламу, с которой люди ассоциируют Microsoft Surface Pro - это достойный творческий арт-проект, и в то же время это коммерческий медиапроект. Сюжет рекламы строится на аналогии работы планшетного устройства с танцевальными движениями: «В офисном здании мы знакомим вас с той силой, что даёт Surface Pro - это мощность, скорость, новизна» 137. Оба ролика начинаются с того, что главный герой подключает к планшету клавиатуру, и при этом раздается щелкающий звук (клик), который запускает череду кликов других планшетов, создавая тем самым музыкальный ритм для танцоров. Это важный элемент, на котором режиссер акцентирует внимание, поскольку подключение отдельной клавиатуры к планшетному устройству является одной из ключевых особенностей Microsoft Surface Pro. Необычным образом в одном из роликов был представлен рабочий процесс в офисе. Зритель видит конференц-зал с молодыми людьми, которые сидят за столом и готовятся к совещанию. Но, как только главный герой достает планшет и его установкой создает первый клик, начинается танцевальное действо: в нем движения танцоров максимально соответствуют движениям и позам обычных офисных работников, но исполняются в хип-хоп стиле. Также в танце обыгрывается образ босса: его одежда (длинный светлый плащ и очки) и агрессивные мимика и движения сразу выделяют его как начальника. При этом главной целью режиссера являлась демонстрация возможностей Surface Pro как инструмента рабочего процесса. И потому в танце планшет задействован максимальным образом: по клавиатуре отбивается музыкальный ритм, стилусом выводятся на сенсорном экране графики и диаграммы, им же выделяются важные элементы, показана возможность подключения микрофона и выведения звуковой волны на монитор, и все это органично вписано в танцевальное представление. Этот проект показывает использование танца в рекламной сфере - за счет популярности именно танцевальной уличной культуры и конкретных танцоров. Об использовании танца в рекламе благодаря его коммуникативному аспекту Чу говорит: «И мы любим это, потому что танец - это язык людей, танец - то, за счёт чего мы все общаемся друг с другом, даже когда мы не говорим на одном языке 138 В данной рекламе целевой аудиторией выступает молодежь, в среде которой коммерческая хореография является одним из трендов. Таким образом, этот рекламный медиапроект демонстрирует последние модные тенденции: популярный технический гаджет и популярную городскую молодежную танцевальную культуру. DS2DIO - TO PEOPLE WHO LOVE DANCE... В заключение стоит отметить особенный проект, также связанный с танцевальной деятельностью Джона Чу. Это DS2DIO (D-Studio, ди-студио) - канал на интернет-сервисе youtube.com , Первый Мировой Танцевальный Канал (The World's First Dance Lifestyle Channel). В этом медиапространстве собрано большое количество видео о танцах и о самих танцорах 138 139, доступ к которым есть у всех пользователей сети Интернет. Изучив проекты ДжонаЧу как феномены медиакультуры, мы пришли к заключению, что в зависимости от ведущих в культуре тенденций выразительные средства киноязыка и танца подвергались изменениям. Медиакультура усиливает роль визуального, что порождает соответствующие особенности, характеристики современных проектов, в которых танец стремится к зрелищности и созданию узнаваемых образов, которые транслируются медиакультурой. Работы Джона Чу отразили стереотипное восприятие современного уличного танца, свойственное многим в танцевальной среде.
<< | >>
Источник: Садыкова Дарья Андреевна. ТАНЕЦ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. 2014

Еще по теме 3.2 Проекты режиссера Джона Чу в контексте медиакультуры:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. 2.1 Танец как медиафеномен
  3. 3.2 Проекты режиссера Джона Чу в контексте медиакультуры
  4. Заключение