>>

ВВЕДЕНИЕ

Возможность выражать и реализовывать себя различными способами позволяет каждому члену общества принимать активное участие в формировании многообразия культур, в каждой из которых проявляются свои специфические черты.

Они создают в сознании индивида своеобразную модель восприятия и отношения к различным культурным элементам. Подобные культурные особенности представляют собой либо плодотворную почву для развития новых зародившихся самостоятельно или заимствованных из других культур элементов, либо являются губительным фактором, лишающим новый продукт возможности прижиться в том или ином обществе.

Япония в ходе своего развития периодами попадала под влияние континентальной культуры, главным образом, но не всегда, китайской, что продолжалось столетиями и часто охватывало многие стороны жизни японского общества. В ходе этого развились определённые исторические традиции японской национальной культуры потребления и производства: поглощённые элементы чужеземной культуры практически никогда не обретали собственного свободного существования в Японии: они творчески перерабатывались и включались в японскую культуру, которая от этого становилась ещё более самобытной. «... В японской живописи, поэзии, архитектуре, скульптуре, художественном ремесле и многом другом можно обнаружить китайские, индийский, корейские и иные иноземные элементы, но присутствуют они там, как сказал бы философ, в «снятом» виде, подчинёнными системе японской культуры в целом.» [37, с. 13].

Способность японской системы ценностей впитывать влияние чужеземных культур, сохраняя при этом свои традиции, то есть оставаться самобытной — одна из основных причин огромного постоянного интереса не только со стороны учёных, но и простых обывателей к различным материальным и нематериальным элементам японской национальной культуры. Сохранение гармонии и равновесия в процессах потребления и производства — культурная особенность японского общества, проявляемая на протяжении всего его исторического развития, не зависимо от рассматриваемого элемента.

Под «потреблением» в данной исследовательской работе понимается использование японцами заимствованных культурных продуктов [1] в процессе удовлетворения своих потребностей. Под «производством» — процесс создания материальных и нематериальных благ[2], необходимых для существования и развития японского общества.

Под словосочетанием «культурная особенность» в исследовательской работе понимается специфическая черта, не являющаяся универсальной или общепринятой для всех культур. Автор не определяет её как «уникальную», так как уникальность предполагает единственность в своём роде, неповторимость [165], судить о которых данное исследование не позволяет.

В работе рассматриваются особенности японской национальной культуры, не предполагающей в отличие от этнической кровного родства её носителей и их близкого проживания на местности. Единственным ограничением для национальной культуры является территория государства, на которой проживают относящие себя к одной нации этносы.

Национальная культура представляет собой синтез этнических культур и социальных институтов. Одна из основных её задач — стереть бытовые, языковые и поведенческие различия этнических групп с целью создания у них ощущения принадлежности к одной нации. В отличие от консервативной этнической культуры, закрытой к новому, сохраняющей в себе устаревшие нормы и обычаи, национальную культуру отличает стремление к развитию, культурному обмену с другими нациями, созданию новых культурных элементов.

Актуальность диссертационного исследования.

Прагматичный, рациональный подход и компромиссное восприятие ранее чуждых японской национальной культуре иноземных элементов являются одними из основных черт, заложенных в коде данной культуры и проявляющихся в процессе межкультурной коммуникации. Японское общество выступает активным потребителем не столько материальных, сколько нематериальных элементов других национальных культур, что позволяет называть его «обществом потребления». В рамках данного исследования японское общество рассматривается не как общество потребления товаров и услуг, но как общество потребления относящихся к другим национальным культурам нематериальных элементов и их материальных посредников[3].

Рациональный подход к потреблению позволяет японцам успешно усваивать новые заимствованные элементы и внедрять их, адаптируя к собственным традициям, нормам и моральным устоям. Происходит процесс трансмутации, при котором потребление неизбежно предопределяет производство нового продукта, основными составляющими которого выступают заимствованный элемент и исконно японские традиции и нормы. Главным стимулом для реализации выше описанного процесса становится стремление к развитию национальной культуры: самосовершенствованию, сопровождаемому попыткой создания недуальной модели двух выше представленных объектов и, как результат, самобытного культурного элемента.

Таким образом, рассматриваемая в исследовании культура потребления, представляющая собой совокупность элементов и черт, регулирующих потребление продуктов, которые относятся к чужеземным культурам, является неотъемлемой частью японской национальной культуры.

Существующие в японской культуре потребления свои нормы, ценности и традиции, безусловно, имеют ощутимую принудительную силу: регулируют, каким образом должен происходить процесс потребления чужеземного культурного элемента. Так, в японской национальной культуре потребления одним из условий оказывается производство в потребляемом продукте новых функциональных качеств, также регулируемое материальными и духовными ценностями, образующими японскую национальную культуру производства.

Японская национальная культура потребления и производства так же, как и все культуры, постоянно претерпевает изменения. Акцент смещается то на потребление, то на производство, так как на каждом историческом этапе происходят процессы, неизбежно влияющие на неё. Такая переориентация — нарушение баланса между потреблением и производством, что сказывается на многих областях культурной жизни японского общества.[4]

Исходя из того, что статика и динамика культуры напрямую связаны с человеком — её потребителем и производителем — и его деятельностью, поддерживать жизнеспособность и динамику развития нового элемента, заимствованного из чужеземной культуры, может лишь общество, особенности менталитета которого будут этому способствовать.

По указанной причине обратное заимствование — тот же элемент, но уже в видоизменённой форме пытаются заимствовать представители той культуры, у которой его изначально заимствовали японцы — часто оказывается крайне затруднительным.

Заимствованию подвергаются элементы как обыденной[5] культуры, так и специализированной [6] . Не являются исключением и производственные концепции, реализуемые в социумах с отличными морально-ценностными базисами по-разному. Изучение национальных культурных парадигм, влияющих на эффективность этих концепций, в условиях современной реальности, где бизнес-сфера испытывает всё большую потребность в культурологических рекомендациях, оказывается крайне актуальным.

В середине XX в. японской компанией «Тойота»[7] была заимствована логистическая концепция «JIT» («Just in Time» - «Точно в срок»). Донором выступила американская компания «Форд Мотор Компани». Благодаря особенностям японской национальной культуры потребления и производства японцы смогли не только успешно внедрить заимствованную концепцию в свой производственный процесс, но и превратить её в комплексную философию труда с непрерывным совершенствованием. В результате, находившаяся к 1952 г. на пороге банкротства компания «Тойота» в течение нескольких лет стала крупнейшим мировым автомобильным производителем и остаётся таковым до сих пор (см. Приложение 2), что сделало рассматриваемую в исследовании концепцию предметом активного заимствования неяпонскими компаниями, в том числе и российскими.

В условиях современных реалий невозможно игнорировать актуальные проблемы взаимодействия национальных культурных ценностей и развивающихся деловых отношений, поэтому исследование специфичности логистической концепции «JIT», определяемой особенностями японской национальной культуры потребления и производства, безусловно, актуально.

Степень разработанности проблемы.

Особенности японской национальной культуры — вопрос, представляющий большой интерес и давно изучаемый различными учёными, как отечественными, так и зарубежными.

Можно назвать такие имена, как В.М. Алпатов, С.А. Арутюнов, В.Н. Горегляд, Т.П. Григорьева, Т.М. Гуревич, Л.М. Ермакова, Н.И. Конрад, И.П. Лебедева, Н.Ф. Лещенко, А.Н. Мещеряков, Э.В. Молодякова,

А.Ф. Прасол, Н.С. Семёнов, С. Иэнага, Х. Нагата, Х. Горо, Ю. Дайдодзи, Ц. Ямамото, Т. Вацудзи. Как правило, исследование японской национальной культуры сводится от общего к частному, сужаясь до вопроса о проявлении тех или иных особенностей японской культуры в конкретных её областях.

Изучение особенностей японской национальной культуры потребления и производства нематериальных элементов и их материальных посредников является достаточно новым как для японоведения, так и культурологии, в целом.

Исследуемый в данной работе продукт японской национальной культуры потребления и производства, логистическая концепция «Just in Time», представляет собой одну из наиболее распространённых в мире «тянущих»[8] систем, поэтому изучение данной производственной технологии является в России обязательным для студентов-экономистов. Достаточные сведения и знания об основах «JIT» и её главных принципах представлены в учебниках по логистике[9], где эта технология подаётся, в основном, в контексте экономических показателей.

Ю.И. Ребрин, Д. Вумек, Д. Джонс, Д. Лайкер, Д. Майер рассматривают в своих работах «JIT» не только в рамках экономических показателей, но и как предмет философии менеджмента.

Особую ценность представляют работы основоположника одного из базовых элементов концепции «JIT» — микрологистической системы «Камбан»— Т. Оно, и таких японских исследователей концепции «JIT», как И. Масааки, Ё. Вакамацу, М. Ватанабэ, М. Хаяси, К. Симидзу.

Несмотря на наличие работ, посвящённых этой концепции, исследование «JIT» именно как продукта японской национальной культуры потребления и производства до сих пор не проводилось.

Гипотеза исследования заключается в том, что особенности японской национальной культуры потребления и производства определяют специфичность[10] логистической концепции «JIT».

Область исследования соответствует пункту 24.00.00 «Культурология» паспорта специальности ВАК 24.00.01 «Теория и история культуры», пункту

6.4.1. «Универсалии межличностного и межкультурного общения» и пунктам 6.4. «Проблемы лингвострановедения и лингокультуроведения» раздела 6. «Лингвистика и преподавание иностранных языков» приоритетных направлений научных исследований МГИМО МИД России.

Объектом исследования является японская национальная культура потребления и производства.

Предметом исследования выступают особенности японской национальной культуры потребления и производства, определяющие специфичность логистической концепции «JIT».

Хронологические рамки диссертационного исследования.

Для изучения кода японской культуры, черты которого составляют особенности национальной культуры потребления и производства, в работе исследуются следующие периоды:

- дописьменный (с 10000 лет до н.э. по VIII в. н.э.);

- письменный (с VIII в. по начало XX в.);

- экранный [11] (с первой половины XX в. по настоящее время).

Изучение логистической концепции «JIT» охватывает период с середины XX в., когда этот элемент культуры был заимствован японцами из Америки, по настоящее время, так как данная концепция активно используется многими компаниями по сей день.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей японской национальной культуры потребления и производства, определяющих специфичность логистической концепции «JIT».

Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:

- представить потребление и производство нематериальных элементов и их материальных посредников как неотъемлемые процессы культурной жизни японского общества;

- рассмотреть особенности японской национальной культуры потребления и производства нематериальных элементов и их материальных посредников: изучить её код, на основе чего выделить присущие ей специфические черты, передающиеся от поколения к поколению;

- проследить динамику культуры потребления и производства в японском обществе на основе ряда исторических фактов заимствований в результате межкультурной коммуникации, переработки и производства разнообразных нематериальных элементов и их материальных посредников с целью выявления новых специфических черт, формирующихся в ходе развития культуры потребления и производства;

- раскрыть понятие «JIT», описать принцип работы этой логистической концепции, представить её основные элементы, уделив особое внимание коммуникационному инструменту — микрологистической системе «Камбан»;

- рассмотреть корпоративную культуру японских компаний, использующих «JIT», и выделить в ней играющие доминирующую роль традиции, которые сложились под влиянием особенностей японской национальной культуры потребления и производства;

- уделить особое внимание стрессовым факторам и их последствиям в условиях использования японскими компаниями концепции «JIT».

Научная новизна исследования заключается в попытке выявления

особенностей японской национальной культуры потребления и производства,

определяющих специфичность логистической концепции «JIT».

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В основу исследования положены концепции, содержащиеся в трудах современных отечественных и зарубежных учёных по теории и истории культуры, а также производственной системе компании «Тойота».

При рассмотрении особенностей японской национальной культуры потребления и производства основополагающими послужили работы таких исследователей, как В.М. Алпатов, С.А. Арутюнов, В.Н. Горегляд, Т.П. Григорьева, Т.М. Гуревич, Н.И. Конрад, И.П. Лебедева, Н.Ф Лещенко,

А.Н. Мещеряков, В.Э. Молодяков, Э.В. Молодякова, А.Ф. Прасол, Н.С. Семёнов, С. Иэнага, Х. Нагата, Х. Г оро, Ю. Дайдодзи, Ц. Ямамото, Т. Вацудзи.

Изучение логистической концепции «JIT» как продукта культуры потребления и производства опирается на труды Т. Оно, Ё. Вакамацу, М. Ватанабэ, М. Хаяси, К. Симидзу, С. Синго, Д. Лайкера, Д. Майера, Д. Вумека, Д. Джонса, Ю.Б. Стоногиной, Л.Б. Кареловой.

Информативно-полезными ресурсами для проведения диссертационного исследования явились семинары Т. Саката («Тойота Инжиниринг Корпорейшн») «Кайдзэн — Новейшие заводы и система управления» (Санкт-Петербург, Японский центр, 20 мая 2014 г.); К. Томару («Тэн Корпорейшн»)

«Удовлетворение клиентов и управление предприятием» (Санкт-Петербург, Японский Центр, 8 декабря 2014 г.); К.Цумагари и М. Сакаи («Ниссан Мотор Корпорейшн») «Кайдзэн как способ устранения препятствий внутри организации» (Москва, Японский Центр, 12-13 февраля 2016 г.).

В ходе работы для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы:

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- аксиологический метод;

- сравнительно-исторический метод;

- сравнительно-культурный метод;

- метод междисциплинарного синтеза.

Теоретическая значимость исследования заключается:

1. В изучении особенностей японской национальной культуры потребления и производства нематериальных элементов и их материальных посредников.

2. В подходе к изучению японской культуры с точки зрения различных кодов: дописьменного, письменного и экранного.

3. В рассмотрении логистической концепции «JIT» с культурологической точки зрения как продукта японской национальной культуры потребления и производства.

4. В разработке междисциплинарного аспекта современного страноведения, базирующегося, с одной стороны, на культурологической дисциплине — теории и истории культуры и, с другой, — на прикладных аспектах таких дисциплин, как экономика и менеджмент.

Практическая ценность исследовательской работы.

Диссертационный материал может представлять интерес и быть полезным для руководителей различных предприятий, заинтересованных в успешном выборе метода корпоративного менеджмента и логистической концепции для своего производства. Результаты исследования дадут понимание того, какие черты, определяющие специфичность логистической концепции «JIT», необходимо культивировать во внутренней корпоративной среде с целью поддержания традиций культуры производства «JIT», что является важным фактором высокой эффективности этой концепции.

Практическая ценность работы состоит также в возможности использования её материала и результатов исследования во время спецсеминаров, при составлении специализированных учебно-методических пособий и лекционных курсов по менеджменту, логистике, истории и культуре Японии.

Положения, выносимые на защиту:

- Главная особенность японской национальной культуры потребления и производства состоит в том, что потребление японским обществом нового культурного продукта происходит путём его переработки и адаптации к японским культурным реалиям. Результат — внедрение уже некой синтезированной модели: в потребляемом продукте традиционно реализуется производство новых полезных функциональных качеств, развиваемых японским обществом на основе заложенных в нём норм, ценностей и традиций. Как следствие, заимствованный объект обретает в японском обществе новую форму, становясь самобытным и выступая, в свою очередь, уже предметом заимствования для других культур.

-Одна из особенностей японской национальной культуры потребления и производства — динамичное движение по поступательно-возвратной траектории дзюн-гяку Щ ^ «вперёд-назад», которое имеет циклический характер, отличающийся проявлением не статичного равновесия «чужого-своего». Отсюда принцип вакон-ё:сай f РШ^Ш «японский дух-европейские знания», согласно которому рациональное потребление продуктов группы сото ^ «снаружи» — различных достижений западной науки, происходит на основе национально­ориентированных моральных принципов, соответствующих сфере ути Й «внутри».

-Логистическая концепция «JIT» представляет собой гармоничный синтез потреблённых из чужеземных культур элементов: метода «Just in Time», концепции «TQM» и продуктов, произведённых японцами самостоятельно: производственной системы «TPS», метода «LP», карточного метода «Камбан», программы «SMED» и философии «5S».

-К особенностям японской национальной культуры потребления и производства, определяющим специфичность логистической концепции «JIT», также относятся следующие черты:

• групповой модус поведения;

• стремление к гармонии ва fP «мир, согласие»;

• привычка контролировать и скрывать свои истинные намерения, мысли и чувства с целью избежания прямых конфликтов — татэмаэ

«озвучиваемая установка, приемлемая с точки зрения партнера»;

• буддийское понимание личности как инстанции, ответственной за свои собственные поступки;

• конфуцианская идея о структурном единстве и функциональной взаимозависимости всех составляющих группы, а также о синтезе самосовершенствования и искусства управления людьми;

• способность организовывать движение информационного потока с большой скоростью и минимумом искажений;

• умение оперировать в малом пространстве и приводить его в высокоупорядоченное состояние в контексте общей тенденции к миниатюризации и точности, прагматизму и рациональности во всех областях жизнедеятельности.

- Традиции, составляющие нематериальную основу культуры производства «JIT»: преданные и доверительные отношения; обмен точными

информационными данными; коллективизм; прагматичный и рациональный подход к производственному процессу; непрерывное совершенствование кайдзэн «улучшение, усовершенствование»; эффективное управления трудовыми ресурсами.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы на следующих научных мероприятиях: VI-ой ежегодной конференции Ассоциации японоведов «Япония в поисках новой глобальной роли» (Москва, МГИМО- университет, 13 декабря 2013 г.); VIII Конвенте РАМИ (Москва, МГИМО (У) МИД РФ, 26 апреля 2014 г.); VI международной научно-практической конференции «Современные концепции научных исследований» (26-27 сентября 2014); VI-ой конференции молодых японоведов «Новый взгляд» (Москва, НИУ ВШЭ, 24 октября 2014 г.); конференции «Памяти Е.М.Пинус» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 21-22 ноября 2014 г.); VII-ой конференции молодых японоведов «Новый взгляд» (Москва, НИУ ВШЭ, 22-23 октября 2015 г.); конференции «Япония: мир- традиции-перемены» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 22-23 апреля 2016).

Структура работы. Диссертационное исследование: «Особенности

японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»)» состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, списка иллюстраций, приложений.

Во введении диссертации обосновывается актуальность представленного исследования, освещается степень разработанности проблемы, формулируется гипотеза и определяется область исследования, указываются предмет, объект и хронологические рамки работы, её теоретическая и методологическая основа, а также цели и задачи.

В первой главе «Традиционные черты японской национальной культуры потребления и производства» потребление и производство нематериальных элементов и их материальных посредников в результате межкультурной коммуникации представляются как неотъемлемые процессы культурной жизни японского общества. В главе исследуются дописьменный и письменный коды японской культуры, на основе чего от общего к частному выделяются присущие японской национальной культуре потребления и производства традиционные специфические черты, передающиеся от поколения к поколению.

Во второй главе «Черты японской национальной культуры потребления и производства новейшего времени» с целью выявления новых специфических черт, формирующихся в ходе развития японской национальной культуры потребления и производства, прослеживается её динамика после революции Мэйдзи (с середины XIX в.) на основе ряда различных исторических фактов заимствований в результате межкультурной коммуникации, переработки и производства разнообразных нематериальных элементов и их материальных посредников. Изучается экранный код японской культуры с характерными для него новыми чертами, ранее не свойственными японской культуре, но приобретёнными в ходе активной межкультурной коммуникации.

В третьей главе «Логистическая концепция «JIT» как элемент

национальной культуры потребления и производства в Японии» раскрывается понятие «JIT», описывается принцип работы этой логистической концепции. Изучаются её основные элементы такие, как «TQM», «LP», «TPS», «SMED», «5S» и другие, образующие все вместе гармоничный синтез потреблённых из чужеземных культур элементов и продуктов, произведённых японцами самостоятельно. В главе рассматривается корпоративная культура японских компаний, использующих «JIT», и выделяются играющие в ней доминирующую роль традиции, которые сложились под влиянием особенностей японской национальной культуры потребления и производства. Особое внимание уделяется стрессовым факторам и их последствиям в условиях использования японскими компаниями концепции «JIT».

В заключении диссертации делаются выводы о правильности гипотезы исследования, представленной во введении и формулируются особенности японской национальной культуры потребления и производства, определяющие специфичность логистической концепции «JIT».

Список литературы насчитывает 217 пунктов и включает в себя литературу на русском, английском и японском языках, а также ресурсы сети Интернет, что даёт возможность получать оперативную информацию, как представленную, так и не представленную в печатных изданиях.

В списке иллюстративного материала перечислен представленный в тексте диссертации иллюстративный материал с указанием наименования иллюстрации и страницы, на которой она расположена.

В приложении помещён материал, дополняющий основной текст диссертации, представленный графиками, таблицам и рисунками.

| >>
Источник: КАГАЛЬНИКОВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА. ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ «JIT»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологи.. 2017

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. Введение, начинающееся с цитаты
  3. 7.1. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. [ВВЕДЕНИЕ]
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Введение Предмет и задачи теории прав человека
  8. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. ВВЕДЕНИЕ,
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ. БОРЬБА ЗАВВЕДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
  15. Раздел II ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕВ ПСИХОЛОГИЮ
  16. Раздел III ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕВ ПСИХОЛОГИЮ