<<

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди нескончаемых вопросов, что пробуждает про-

блема национальных образов мира, почти постоянны

следующие три:

1) Изменяется ли национальный образ мира с ис-

торией? Разве испанец XX века - тот же, что был

испанец XVI века?

- А вы вот, вопрошающий, - один ли и тот же

человек, что был младенцем в яслях, сейчас - сотруд-

ник в научном институте и окажетесь стариком в доме

престарелых? Я ищу в каждой национальной целост-

ности это самотождество личности.

Но, разумеется,

срез делается в пути: ни один Космо-Психо-Логос еще

не завершен (а даже вроде бы и завершенные, как

Эллада и древнеегипетская цивилизация, продолжают

жить в человечестве, в его культуре и судьбах участ-

вуют и переуясняются и, значит, - тоже не завершен-

ные, по Бахтину: последнее слово о них не может быть

произнесено...) и, может быть, повернет в другую сто-

рону и обнаружит иные качества, как волна-синусои-

да... Я же вмедитируюсь в тот срез и объем, что мне

обозрим.

2) А как быть с метисами: с тем, кто и по крови

смешан, да еще родился в одной стране и ее язык ему

родной, но переехал жить в страну другую в юном

возрасте, женился на туземке, и дети уже тутошние

(тамошние?), прижился и работает в новой культуре, -

как, например, писатель Владимир Набоков, кто писал

равномощно на русском и английском языках, - какой

в таковых Космо-Психо-Логос?

- Тут, как в теории множеств: происходит нало-

жение и пересечение национальных полей разного ти-

па, мощности и уровня, широты и глубины, их интер-

ференция: совершается и не диа-лог даже, а поли-лог

национальных элементов - и так должен описываться

подобный случай.

3) А не подкармливает ли такое исследование на-

ционализм?

- Отвечу аналогией.

Когда человек только начинает

вступать в мир знания и культуры, ему сперва пред-

ставляется все ясным, и такие <хочут свою образован-

ность показать> и надмеваются... По мере же дальней-

шего познания человек прозревает его бездну, уразу-

мевает, как ничтожно мало знает (а в пределе Сокра-

тово признание: <Я знаю то, что я ничего не знаю>),

и становится уважителен и к <неграмотным>, и к иначе

думающим; становится интеллигентен... Так и в осозна-

вйнии национальных особенностей: кичливость тут -

<плод недолгой науки> недозрелого ума (используя вы-

ражение из сатиры Антиоха Кантемира). И именно ког-

да не погружаются в глубокое изучение национальной

специфики, а топчутся в преддверии, бесконечно по-

вторяя-заклиная про <единство национального и интер-

национального>, ребячество национализма может вте-

мяшиться от малого узнания некоей лестной про себя

особенности. Но глубокое спокойное исследование

только раскрывает каждому народу глаза на бездну

красоты, силы и незаменимую ценность культуры дру-

гого народа, пестует трепетное уважение к ее уникаль-

ности. Возлюбленная непохожесть открывается уму. В

то же время каждый постигает свои несовершенства

и чем восполняет их национальная культура соседа,

благодаря чему они и нужны друг другу в <разделении

труда> между инструментами в индустрии иль в орке-

стре человечества.

Мой жанр - интеллектуальный детектив. Если спе-

циалист по данной стране (русист, американист, поло-

нист и т.д.) может быть уподоблен участковому при-

ставу, который знает все о своем участке, то странст-

вующий сыщик Шерлок Холме имеет набитый взгляд

и опыт и по малому числу данных может прозревать

связь фактов и реконструировать картину...

Вот схемы-символы некоторых национальных миров:

Эллада представляет бытие - как шар: Сфайрос; Q

в Логосе - мера, ритм, средний термин силлогизма.

/\ ^ Германство: Дом - Haus и Stammbaum -

^] ^ Древо, Вертикаль; в логике - противоречие,

-' антиномия: причинность и происхождение.

Франция: Крест декартовых координат и на нем вол-

на-синусоида; -*^-в логике баланс, симметрия; цель пуще

причины.

Италия: Арка = колонна и купол - Г); в мышле-

нии - дискретность, атомизм.

Америка: Небоскреб как искусственное древо, об-

витое Змием: белое полушарие и черное - ф ; в

Логосе: как что делается? - прагматизм, операциона-

лизм.

Россия: внизу Мать-сыра земля, над ней Народ-

Светер (Свет + Ветер) и Государство-Кесарь; а меж

ними - Путь-Дорога: >->оо (однонаправленная беско-

нечность).

В Логосе - <диалектика души>; формула

русской логики - <не то, а...>.

Список трудов Г.Д. Гачева

о национальных образах мира

1. Ускоренное развитие литературы (на материале болгар-

ской литературы первой половины XIX в.). - М.: Наука, 1964.

2-е изд.: Неминуемое. - М.: Художественная литература,

1989.

2. Любовь, человек, эпоха. Рассуждение о повести <Джами-

ля> Чингиза Айтматова. - М.: Советский писатель, 1965.

3. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика.

Театр. - М.: Просвещение, 1968. (На материале древнегрече-

ской литературы.)

4. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории

образа. Часть 1. - М.: Искусство, 1972. (На материале запад-

ноевропейской литературы.)

5. Образ в русской художественной культуре. - М.: Искус-

ство, 1981.

6. Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры). - Фрунзе:

Адабият, 1989.

7. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель,

1988.

8. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. - М.: Но-

вости, 1991.

9. Наука и национальные культуры (гуманитарный коммен-

тарий к естествознанию). - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского

университета, 1992.

10. Образы Индии (опыт экзистенциальной культурологии). -

М.: Наука, 1993.

11. Книга удивлений, или Естествознание глазами гумани-

тария, или Образы в науке. - М.: Педагогика, 1991.

12. Русский Эрос. <Роман> Мысли с Жизнью,-М. Интерп-

ринт, 1994.

Статьи и эссе

1.

О национальных картинах мира. - <Народы Азии и Аф-

рики>. 1967, № 1. Ethnic Pictures of the World - in Soviet

Sociology. Fall 1969, vol. VIII, №. 2. IASP, New York.

2. О русском и болгарском образах пространства и движе-

ния. - В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. -

Л.: Наука, 1971.

3. Космос Достоевского. - В кн.: Проблемы поэтики и ис-

тории литературы (Сб. к 75-летию М.М.Бахтина). - Саранск,

1973.

4. Гуманитарный комментарий к естествознанию. - <Воп-

росы философии>, 1976, № 12.

5. Как и почему так воспринималась русская литература в

Болгарии в середине XIX века? (К теории понимания). - <Воп-

росы литературы>, 1978, № 6.

6. Гроздь и Гранат. Заметки о национальной символике в

кино. - <Литературная Грузия>, 1979, № 7.

7. Четыре стихии в городе - <Декоративное искусство>,

1986, № 4.

8. Европейские образы Пространства и Времени. - В кн.:

Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1987,

9. Национальные образы мира. Итальянский, Английский

и Американский образы мира. - <Вопросы литературы>, 1987,

№ 10.

10. Английский образ мира и механика Ньютона, - <Во-

просы истории естествознания и техники>, 1987, № 4.

11. Музыка и световая цивилизация. - <Музыкальная

жизнь>, 1988. № 10, и 1989, № 8.

12. Человечество - многогранность Земли. - <Литератур-

ная газета>, 22.Х11.1988.

13. Барокко в славянских странах. - <Курьер ЮНЕСКО>,

1987, октябрь.

14. Вперед - к традиции! (Балканский мыслитель Тончо

Жечев).

- <Иностранная литература>, 1989, № 2.

15. В погоне за жар-птицей мысли. - <Книжное обозре-

ние>. 1989, № 15.

16. Смысл Растения. - <Человек и природа>, 1989, № 5.

17. Частная честная жизнь. (Альтернатива русской литера-

туре). - <Литературная учеба>, 1989, № 3.

18, Повесть эвенкини. - <Литературная учеба>, 1989, № 4.

19. Балканы как Космос гайдутства. - <Советское славяно-

ведение>, 1989, № 4.

20. Национальный идеал женщины в болгарской литерату-

ре. - Материалы к VI Международному конгрессу по изучению

стран Юго-Восточной Европы. Ин-т славяноведения и балкани-

стики АН СССР, 1989.

21. Удивление Театру. Опыт философии зрелища и теат-

рального быта. - Рига: <Вестник театра>, 1989, №3, 4. А так-

же - <Современная драматургия>, 1991, № 3.

22. Задумавшийся скиф. - Послесловие к кн.: Чингиз

Айтматов. Буранный полустанок. Плаха. - М.: Проф-

издат, 1989.

23. Образы Индии (Эллинский и германский). - <Ино-

странная литература>, 1990, № 2.

24. Русский Эрос. - В кн.: Опыты. - М.: Советский пи-

сатель, 1990, а также: <Советская литература>, 1990, № 5.

25. Америка в восприятии славянских писателей. - В кн.:

Славянские и балканские культуры XVIII-XIX вв. Ин-т славя-

новедения и балканистики АН СССР, 1990.

26. Космософия России, Болгарии, Италии - В кн.: Италия

и славянский мир. Ин-т славяноведения и балканистики АН

СССР. 1990.

27. Национальные умозрения в естествознании (по гипотезе

Канта - Лапласа) - В кн.: Междисциплинарный подход к ис-

следованию научного творчества.

- М.: Наука, 1990.

28. Национальный Космос. Беседы по фибософии быта раз-

ных народов - <Современная драматургия>. 1990, № 2, 5.

29. Художник и власть. - <Иностранная литература>. 1990,

№ 5.

30. Вот - итальянец. - <Трибуна>, 1991, № 2.

31. Русь - жертва России. - <Независимая газета>,

30.V.1991.

32. Космософия России. - <День>, 1991, № 4.

33. Зависеть от народа... (Парадокс о национальном). -

<Столица>, 1991. № 16.

34. Америка глазами человека, который ее НЕ видел. (Ин-

теллектуальный детектив). - <Европа + Америка>, 1991,

№ 1.2,3.

35. Американский Космо-Психо-Логос. - В кн.: Американ-

ский характер. - М.: Наука, 1991.

36. Связи между литературами, находящимися на разных

стадиях развития (Пушкин и Петке Славейков). - В кн.: Фун-

кции литературных связей. Ин-т славяноведения и балканисти-

ки. - М., 1992.

37. Русь, куда ж несет тебя?.. (Не-до-умение из крепости

заднего ума). - <Независимая газета>, 26.111.1992.

38. Удивляюсь Америке. - <Свободная мысль>, 1992, № 16.

39. <Все разные, и все музыка>. - <Театральная жизнь>,

1992, № 17-18.

40. Авангард, Взгляд сомневающегося. - <Независимая га-

зета>, 11.11.1993.

41. Типология национальных образных систем и польский

образ мира. - . 1991, том XL, № 1-2.

42. Американский образ мира. - <Золотой векъ>, 1993, № 3.

43. Балканский Космо-Психо-Логос. - В кн.: История. Куль-

тура. Этнология. Доклады российских ученых к VII Междуна-

родному конгрессу по изучению Юго-Восточной Европы (Сало-

ники, сентябрь 1994). - М., 1994.

44. Национальный мир и национальный ум. - <Путь>, 1994,

№ 6.

45. Национальный Космо-Психо-Логос. - <Вопросы фило-

софии>, 1994, № 12.

46. От <Книги слов> Абая - до <Отчаяния> Сейсенбаева, -

<Простор>, Алматы, 1994. № 3.

<< |
Источник: Гачев Г.. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Серия: Технологии культуры. Издательство: Академический Проект, 512 стр.. 2007

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 5.14. Заключение эксперта
  2. 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
  3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  5. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  6. а) Умозаключение общности
  7. Ь) Индуктивное умозаключение
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. а) Категорическое умозаключение 1.
  10. Ь) Гипотетическое умозаключение
  11. с) Дизъюнктивное умозаключение
  12. III. Умозаключение
  13. III. Умозаключение
  14. § 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  15. § 5. Заключение эксперта
  16. Статья 432. Основные положения о заключении договора
  17. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  18. ФОРМЫ, УСЛОВИЯ И НОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
  19. 7.4. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения