<<
>>

Заключение

Раскрытие функциональных возможностей танца позволило уточнить его значение как феномена современной культуры. Выявление сущностных характеристик танца - его коммуникативного аспекта, психо-физического и социокультурного измерения (телесности) и ритма как его структурно- образующего принципа - служит целостному восприятию данного феномена культуры.
Рассмотрение коммуникативного аспекта феномена танца обосновывает и раскрывает такую функцию танца как средство передачи информации, а именно своих мыслей, идей и чувств. Танец представлен как коммуникативный процесс: это и личное общение в паре, в группе или с самим собой, и своеобразный разговор с социумом и с другими культурами. Таким образом, танец является формой коммуникации в пространстве культуры и определяется как актуальное художественное высказывание, в котором находят свое выражение мировоззренческие установки личности, соответствующие конкретному типу культуры. Психо-физическое измерение телесности как материально-духовной основы танца рассматривает тело как биологическую данность человека и условие его бытия. Танец в таком случае рассматривается как средство познания и самопознания, поскольку воплощает множество смыслов и свойств и является особым состоянием сознания, в котором человек исследует свои ощущения и переживает радость творчества. Это ярко демонстрируется в такой когнитивной телесной практике как танцевально-двигательная терапия. Социокультурный аспект телесности рассматривает включенность человека, обладающего телом, в социокультурное пространство и время. Это влечет за собой преобразование тела как биологического феномена в социокультурный конструкт и рождает понятие телесности как преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, выполняющее определенные социокультурные функции. Соответственно и танец как явление телесного порядка обладает особыми социокультурными функциями: важная общественная функция социальной консолидации; социальная функция общения между автором и исполнителем, между зрителем и исполнителем в процессе создания и восприятия произведения.
Танец выражает особенности личности человека, транслирует модели его поведения и способы межличностной коммуникации. Определение ритма как структурно-образующего принципа танца приводит автора диссертационного исследования к следующему выводу: ритмически организуя своё тело в танце, человек воспринимает мир как целостную упорядоченную систему. Танец гармонизирует состояние человека, повышает эффективность мыслительной деятельности и определяется как естественное явление, заложенное изначально в биологической природе человека и проявляющееся при воздействии музыки либо просто ритма. Кроме того, для современной молодежной танцевальной культуры ритм обладает особым значением, поскольку соотносится с состоянием современного человека и соответствует его ритму жизни, способствует психоэмоциональной разрядке и удовлетворяет архетипическую потребность единения в танце. «Современные направления музыки и танца с основополагающим значением ритма, в котором все остальное растворяется, частично напоминают архаические ритмизированные ритуалы. Если определить то, что происходит, в категориях культурной динамики, то это скорее возврат назад, своего рода неоархаика современной культуры» 140. Осмысление феномена танца подразумевает исследование социокультурного контекста, в котором формируется танцевальное движение. Рассмотрение танца в пространстве культуры постмодерна прослеживает основные ее черты в современном танцевальном искусстве. Как игровая деятельность танец обладает своими правилами, что выражается, прежде всего, в технике исполнения и композиционных принципах. Импровизационное начало хореографии является высшим проявлением творческой свободы и подчеркивает игровой характер танца. Современный танец включен в новый культурный контекст, характеризующийся ироничностью отношения и выражающийся через пародийные танцевальные постановки. Так, различные культурные фрагменты создают формы и сюжеты, соединяются в различных техниках и стилях. Таким образом, современное танцевальное искусство выражает, сохраняет, несет в себе идеи постмодернистской культуры.
Техническим осуществлением постмодернистских идей является медиакультура, оказавшая значительное влияние на систему средств пластической выразительности в современном танце. Анализ танца как медиафеномена свидетельствует о том, что современный танец во всех его направлениях можно рассматривать как феномен медиакультуры (или медиафеномен); в том числе и коммерческую хореографию, занимающую значительное место в массовой культуре и представляющую собой танцевальные постановки, созданные для фильмов, рекламы, модных показов, музыкальных клипов и различных телевизионных шоу. Современный танец в целом ориентирован на медиасреду - на то, чтобы быть более зрелищным, интересным в визуальном плане. Также проникшее в танец требование популяризации приводит к большим изменениям - он превращается в коммерческий проект, ориентированный на массовое производство. В работе было проведено подробное рассмотрение одного из стилей современной уличной и коммерческой хореографии - хип-хопа. Мы можем определить хип-хоп как «социокультурный феномен, в котором находят свое выражение особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы» 141. Постепенно хип-хоп переходит от формы социального протеста к постмодернистской культурной форме, представляя собой медиапродукт в модели потребления. Анализ данного материала говорит о том, что приобретая популярность, становясь продуктом на рынке, чем-то модным, хип-хоп утратил свое изначальное предназначение, свои функции как способа самовыражения уникальной личности, стремящейся изменить свое социальное положение. Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что современный танец для каждого может быть как средством самовыражения и самоидентификации, так и коммерческим медиапродуктом. Если в первом случае танец функционирует как способ самоопределения человеческой личности, ее самовыражения, то во втором случае - поскольку стремление культуры к тотальной коммерциализации травматично для человека - ощущается тенденция к утрате идеального содержания и подрыва духовных основ танца. В работе были проанализированы танцевальные проекты режиссера Джона Чу, представляющие собой медиапродукты, которые обладают яркими медийными характеристиками и создают устойчивый интерес аудитории - и потому получают высокую стоимость на рынке. Работы Джона Чу - не просто творчество талантливого режиссера, но и деятельность талантливого рекламщика: он понимает, каким образом должна быть подана та или иная информация, чтобы привлечь внимание потребителей и увеличить эффективность потребления продукта, что бы им ни являлось. В руках Чу и его команды танец стал продаваемым, рекламируемым продуктом. Способность совмещать искусство с деятельностью маркетолога, понимание требований публики и тенденций времени - вот, что заключается в творчестве этого режиссера.
<< | >>
Источник: Садыкова Дарья Андреевна. ТАНЕЦ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. 2014

Еще по теме Заключение:

  1. 5.14. Заключение эксперта
  2. 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
  3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  5. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  6. а) Умозаключение общности
  7. Ь) Индуктивное умозаключение
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. а) Категорическое умозаключение 1.
  10. Ь) Гипотетическое умозаключение
  11. с) Дизъюнктивное умозаключение
  12. III. Умозаключение
  13. III. Умозаключение
  14. § 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  15. § 5. Заключение эксперта
  16. Статья 432. Основные положения о заключении договора
  17. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  18. ФОРМЫ, УСЛОВИЯ И НОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
  19. 7.4. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения
  20. Особенности оценки заключения эксперта-почерковеда при решении диагностической задачи