<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследованием принципов отбора атрибутов и разработкой методов, повышающих правдоподобие результатов атрибуции, завершается исследование статуса культурных ценностей. В представленной работе установлено, что статус культурных ценностей раскрывается как система понятий и процедур, сопровождающих процессы выявления, формирования и бытования культурных ценностей.

В первой главе диссертации - после краткого рассмотрения процедуры исследования культурных ценностей, т. е экспертизы, выявлено, что она состоит из трёх процедурно обособленных, но взаимосвязанных операций атрибуции, технико - технологического исследования материального носителя культурной ценности и оценки стоимости.

Установлено, что культурная ценность характеризуется не только внешними признаками предмета, но и символической составляющей, благодаря которой она становится культурно значимой не только для человека, но и для общества. Выявлено, что символизм культурной ценности обнаруживается в её онтологической, научной, сакральной, этической, эстетической, идеологической и экологической значимости, каждая из которых заключает в себе определённую идею развития человека, общества или мира. Культурная ценность формируется как результат культурных, эпистемологических и правовых процессов, протекающих под влиянием национальной специфики оборота культурных ценностей.

Сформировано определение: культурная ценность представляет собой единичный вещественный объект, обладающий ясно определёнными признаками и существующий независимо от наблюдателя, имеет владельца и обладает свойствами жизненной значимости, или универсальной (выдающейся универсальной) ценностью. Это определение направляет дальнейший ход исследования статуса культурной ценности.

Процесс становления культурной ценности предполагает обязательные процедуры легитимации, как признания общественной значимости и объективации, которая, начинаясь с выявления атрибутов культурной ценности, завершается закреплением в материальном носителе субъективного образа конкретного предмета.

Каждый из этапов легитимации и объективации предполагает специальные атрибутивные процедуры, выполняемые для достижения заранее определённых целей.

Таким образом, статус культурной ценности формируется как результат культурных, эпистемологических и правовых процессов, протекающих под влиянием национальной специфики оборота культурных ценностей. Основанием для изменения статуса культурных ценностей чаще всего выступают субъективные экспертные заключения, которые составляются по завершению каждой из трёх взаимосвязанных процедур: атрибуции, технико-технологического исследования материального носителя и маркетинговой оценки стоимости.

Исследования культурной ценности, как объекта исследования, подтвердили гипотезу, что она представляет собой принципиально познаваемый объект, изучение которого достигает объективности при соблюдении некоторых ограничивающих условий. К числу таковых относятся: наличие материального носителя культурной ценности и профессиональная подготовка научного работника. Установлено, что культурная ценность представляет собой феномен двойственной природы. Это фрагмент объективной реальности, имеющий духовное содержание, выявленное субъектом атрибуции - экспертом. С опорой на философские воззрения различных научных школ, затрагивающих основные аспекты культурных ценностей, показано, что степень объективности субъективного знания культурных ценностей отражает разработанная классификация культурных ценностей, подробное пояснение которой приведено во второй главе.

Структурными элементами классификации культурных ценностей выступают атрибуты, как существенные признаки, и образы, фиксируемые сознанием эксперта, как различные состояния одного и того же познаваемого объекта. При этом каждый из представленных в классификации образов будет обладать особым кортежем атрибутов. Первый образ культурной ценности, зафиксированный сознанием эксперта, характеризует проявление объективности культурной ценности путём обнаружения у неё признаков существования в качестве самостоятельного объекта, независимого от сознания субъекта.

Признаки первого образа: форма предмета, его размеры и граница, а также способ соединения элементарных частей.

Второй образ культурной ценности, зафиксированный сознанием эксперта, характеризует название культурной ценности, как конкретное выражение её определённой объективной объектности. Это индивидуализация культурной ценности по объекту. Подробно раскрывается, что двойственная природа культурной ценности позволяет утверждать наличие двух групп существенных признаков - бытийного (онтологического) характера и познавательно-субъективного (психологического):

- онтологические атрибуты культурных ценностей, т. е. время создания и/или бытования, пространственное воплощение, обособленность, множественность, индивидуальность, название предмета, источник происхождения;

- психологические атрибуты культурных ценностей, т. е. описанные в кодах языка, представления исследователя о внешнем виде, описании, отношении к чему-либо, Ф.И.О. автора, создателя и популяризатора.

Проведённое научное исследование впервые устанавливает особый статус собственно ценности, т. е. значимости, культурных ценностей. Её отражает третий образ культурной ценности, зафиксированный сознанием эксперта. Исследуются причины, по которым предмет становится жизненной необходимостью для членов определённого социума. Значимость каждой культурной ценности определяется не абсолютно, а относительно того социального образования, которое полагает её жизненно значимой для своего существования. Нахождение хотя бы одного атрибута значимости для любого социального образования, начиная с семьи и заканчивая человечеством, является главным признаком культурной ценности. В работе подробно обосновывается структура классификации значимости, потенциально присутствующей в предмете исследования, - онтологическая (вероятность подлинности), сакральная, научная, этическая, эстетическая, идеологическая, экологическая, символическая.

Исследование впервые вводит в классификацию культурных ценностей четвёртый образ культурной ценности, зафиксированный сознанием эксперта, который даёт атрибуты собственника ценности в его идентификационных признаках.

Этот образ показывает индивидуализацию культурной ценности по субъекту её обладания. Классификация закрепляет атрибуты принадлежности предмета двум обширным категориям субъектов - физическому и юридическому лицам.

Пятый образ культурной ценности, зафиксированный сознанием эксперта, свидетельствует о том, что культурной ценности присуща общественная значимость, понимаемая в аспекте общественного ареала её циркуляции - территориального образования, поселения, района, города, области, государства и т. п. Этот статус подтверждают такие атрибуты, как принадлежность предмета к государственным или общественным охранным спискам объектов культурного наследия, культурных ценностей, особо редких книг, особо ценных документов, нематериального культурного наследия и т. п.

Завершает классификацию шестой образ культурной ценности, зафиксированный сознанием эксперта, который содержит атрибуты принадлежности предмета к конк­ретной коллекции, собранию, фонду государственного или негосударственного хранилища культурных ценностей, например, музею (архиву, библиотеке, заповеднику и т. п.). Признаками выступают номера коллекций, помещения, шкафа, полки, места по учётным документам хранилища. Завершающий образ отражает сложившуюся классификацию культурных ценностей - как собрания российских музеев, архивов и библиотек. Этот образ представляет собой некий агрегат микромоделей Вселенной.

В ходе исследования установлена особенность процесса научного исследования культурной ценности, которая заключается в том, что наличный состав знаний человека о мире является проекцией мира на сознание субъекта, а потому модель, создаваемая в процессе исследования, в некоторой степени будет зависеть от состояния сознания исследователя, его пристрастий, степени организации, этнических, половых и прочих особенностей индивидуума. Путём подробного разбора ошибок атрибуции установлено, что преодоление субъективности возможно только в рамках коллегиальных действий экспертов. Принадлежность к определённой научной школе, следование определённым стандартам научных действий, умение работать в коллективе, - именно эти факторы признаны основными параметрами методики коллективных действий, которые позволяют преодолеть характерные ошибки атрибуции.

Установлено, что концептуальным стержнем, объединяющим все процессы и принципы атрибуции в единое целое, выступает требование безусловного сохранения культурной ценности на любом участке её оборота. Доказано и второе по значению условие, при котором проходит исследование культурных ценностей, - компетентность и высокий нравственный уровень исследователя культурных ценностей.

Подробное исследование эксперта, как субъекта атрибуции, позволило по-новому взглянуть на атрибуцию культурных ценностей, как на особый процесс познания окружающего мира, и разработать новый алгоритм процесса научной атрибуции, объясняющий ошибки, сопровождающие экспертизы культурных ценностей.

Обнаруженная закономерность позволила выработать комплекс мер по устранению ошибок атрибуции.

Полученный алгоритм научной атрибуции послужил основанием для новой трактовки количественных и качественных данных о материальных носителях культурной ценности. Размеры материального носителя культурной ценности и от­дельных её частей, как наиболее значимые атрибуты, всегда были камнем преткновения исследователей. Разработанный способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) позволяет получить количественные и качественные данные о культурных ценностях с высокой точностью, при гарантированном обеспечении сохранности материального носителя культурной ценности. Дальнейшее развитие этого способа определяет задачи наших будущих исследований.

Глубокое познание атрибуции культурных ценностей предполагает последующее научное изучение второй части экспертизы культурных ценностей - технико-техноло­гического исследования материального носителя. Особый интерес вызывает необхо­димость количественного измерения атрибутов цвета, влажности и температуры материального носителя культурной ценности. Это предмет наших будущих разработок, анализа и синтеза накопившихся знаний и философских обобщений достигнутых результатов.

Второй задачей наших будущих исследований будет изучение процесса формирования стоимости культурной ценности , как части совокупного национального богатства. В завершающей настоящее исследование четвёртой главе раскрыт механизм формирования достоверного мнения субъектов атрибуции о культурных ценностях. Знания, полученные как сумма атрибутивных и индуктивных заключений, могут быть подвержены контролю с применением автоматизированной обработки данных. Результаты теоретических и методологических исследований культурных ценностей убеждают, что в ходе атрибуции культурных ценностей создаётся новая стоимость, что коренным образом меняет отношение к творческой деятельности работников культуры и, особенно, специалистов музейного дела. Выдвинутое нами гипотетическое утверж­дение нуждается в серьёзном теоретическом осмыслении и проверке его истинности на

424 Особенно перспективным направлением можно считать изучение работы Фомы Аквинского «О смешении элементов», 1998 [2], и рассуждения о справедливой цене.

практике. Результатом исследований могут быть философские обобщения и методи­ческие руководства и по процедуре оценки предметов Музейного фонда, как особой части государственного имущества.

В целом, задача раскрытия содержания статуса культурных ценностей выполнена. Сформулированное понятие культурной ценности, разработанный алгоритм атрибуции, установленные принципы классификации культурных ценностей, применённый для исследования структурно-функциональный анализ, методика определения вероятности достоверности прошли научную апробацию, выработанные параметры проверены на соответствие международному и российскому законодательству о культуре и не противоречат им. Все указанные в работе теоретические и методологические исследования опубликованы в отечественной и зарубежной научной литературе. По результатам исследования подготовлены учебно-методические пособия для сопровож­дения учебного процесса повышения квалификации специалистов по изучению культурных ценностей.

<< | >>
Источник: Шестаков Вячеслав Анатольевич. СТАТУС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ЛЕГИТИМАЦИЯ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ, ПРАКСИС. 2014

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 5.14. Заключение эксперта
  2. 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
  3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  5. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  6. а) Умозаключение общности
  7. Ь) Индуктивное умозаключение
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. а) Категорическое умозаключение 1.
  10. Ь) Гипотетическое умозаключение
  11. с) Дизъюнктивное умозаключение
  12. III. Умозаключение
  13. III. Умозаключение
  14. § 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  15. § 5. Заключение эксперта
  16. Статья 432. Основные положения о заключении договора
  17. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ