ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

2.10. Фразеологические единицы, включающие в свой состав лексемы семантической сферы «музыка»

Известно, что значительная часть фразеологических единиц возникла в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний.

Рассматривая данный процесс метафоризации, важно отметить, что «посредником между свободным словосочетанием и образованным на его основе фразеологизмом служит внутренняя форма, которая и является носителем образного представления» [Миняева, 2012: 16].

Большую часть фразеологических единиц, включающих в свой состав лексемы семантической сферы «музыка», составили фразеологические единства. Под фразеологическими единствами понимаются «такие лексически неделимые обороты, общее значение которых в какой-то мере мотивировано переносным значением слов, составляющих данный оборот». [Виноградов, 1975: 345].

Для фразеологического единства характерна образность; каждый компонент фразеологического единства имеет свое значение, но в совокупности элементы приобретают фразеологизированное значение. Справедливо утверждение В.В. Виноградова о том, что «во фразеологическом единстве значение целого никогда не равняется сумме значений элементов. Это - качественно новое значение, возникшее в результате своеобразного химического соединения слов» [Виноградов, 1975: 347].

Общий смысл фразеологических единств зависит от переносного значения отдельных элементов, которые составляют смысл всего оборота. Такие фразеологизмы могут иметь омонимичные, совпадающие с ними по составу словосочетания, употребляемые в прямом (неметафорическом) значении, например, выражение устроить концерт. По степени лексической неделимости компонентов к фразеологическим единствам примыкают и те составные термины, которые в процессе употребления получили обобщенно-переносное значение: слабая струна, первая скрипка, лебединая песня и др.

Такого рода устойчивые обороты и стали материалом для исследования процесса развития фразеологически связанного значения у лексем семантической сферы «музыка».

Таких фразеологических оборотов оказалось 14.

Анализ и интерпретация этимологии и семантики зафиксированных фразеологизмов опирается на данные следующих авторитетных этимологических и фразеологических словарей: словарь-тезаурус

современной русской идиоматики под ред. А. Н. Баранова, Д. О. Добровольского; фразеологический словарь современного русского литературного языка / ред. А. Н. Тихонов; историко-этимологический словарь современного русского языка / ред. П. Я. Черных.

Г рустная нота

Необходимо отметить, что ни в одном фразеологическом словаре этот устойчивый оборот не зафиксирован, что позволяет отнести его к новому образованию.

В самом начале XIX века у Байрона звучит эта грустная нота: он очень определённо формулирует свою оценку жизни, как это показывают следующие строки: «Сочтите часы счастья, пережитые вами, сочтите дни, проведённые без страданий, и знайте, кто бы вы ни были, что ещё лучше - не быть» (И. И. Мечников. Этюды о природе человека (1903-1915)).

В пьяном веселье, как и в горе, звучала для Никиты всё одна и та же безысходно грустная нота, звучала беспрерывно, до боли надрывая сердце, туманя мысль (П. В. Засодимский. Темные силы (1870)).

Глубоко грустная нота постоянно звучала в ее груди; вполне она никогда не исключалась, а только иногда умолкала, поглощенная светлой минутой жизни (А. И. Герцен. Былое и думы. Часть третья. Владимир-на- Клязьме (1853-1856)).

На этой грустной ноте мы закончим эту передачу

(Ток-шоу «Говорим и показываем» НТВ).

В данных контекстах лексема нота как музыкальный знак уподобляется знаку печальных, пессимистических мыслей или тем.

Длинная (долгая) песня

Данное выражение употребляют, когда говорят о том, что требует продолжительного времени для своего завершения.

Самое простое и верное — это сняться с места и уйти на другое, но это была бы длинная песня (В. И. Белов. Чок-получок (1980))

В суд подавать — долгая песня, ближайший суд в двухстах километрах (Юрий Трифонов. Утоление жажды (1959-1962) // Ю.

В. Трифонов. Утоление жажды, 1970).

Я все тебе расскажу, но это долгая песня

(Константин Симонов. Живые и мертвые (1955-1959)).

Вчера же дал телеграмму о том, что обработка материалов — долгая песня и вторично прошу разрешения на приезд в Москву, хотя, мол, повторно просить и неприятно

(Л. К. Бронтман. Дневники и письма (1943-1946)).

Воспитывать наш народ в легальности очень долгая песня; великие события не ждут окончания этого векового курса!

(К. Н. Леонтьев. Записка о необходимости новой большой газеты в С.Петербурге (1881).

При метафоризации выражений «долгая песня» и «длинная песня» длительность звучания песни переносится на затяжной характер любого процесса: переезда, судебной тяжбы, долгого рассказа, процесса воспитания

и.т.д.

Играть первую скрипку

Данный фразеологизм используется, когда речь идет о людях - лидерах, руководителях, о людях, стоящих в начале важных дел и ведущих всех за собой.

Справедливо утверждение о том, что любой оркестр всегда состоит не из одной, а, как правило, из нескольких скрипок: прима, или первая скрипка, втора, альт и т. д. Первые скрипки всегда считаются ведущими; остальные инструменты в какой-то степени следуют за ними и равняются по ним, поэтому выражение играть первую скрипку в современном русском языке и приобрело значение - вести других за собой.

Рассмотрим следующие примеры:

Особенно скептически относятся к проекту немцы, у которых сейчас первую скрипку играют «зелёные». («Известия», 2001.08.22)

Кто играл первую скрипку среди террористов, было ясно еще до операции по освобождению заложников

(Павел Евдокимов. Тень «Норд-Оста» (2003) // «Спецназ России»,

2003.06.15) .

(Но, поскольку в Демсовещании до сих пор первую скрипку играет 'Яблоко', а отношения с ним у СПС за последние месяцы сильно ухудшились, лидеры правых не считают возможным принимать участие в собрании, которое в СПС называют 'сборищем маргиналов'

(Анастасия Матвеева. Чечня все равно в России не будет // «Газета», 2003).

Самым удивительным было то, что первую скрипку во всём этом играл незаметный и ничем вроде бы не выдающийся чиновник из мэрии, выдвинувший свою кандидатуру последним, — Игорь Игоревич Матейко

(Андрей Белозеров. Чайка (2001)).

Вряд ли Яковлев сможет играть первую скрипку и в вопросах местного самоуправления, которые курирует замглавы администрации президента Дмитрий Козак — он в своё время вопреки уговорам Яковлева ненадолго задержался в Смольном после ухода Анатолия Собчака (Светлана Офитова. Яковлев получил «БМВ», кабинет и кучу проблем // «Независимая газета», 2003).

Путин открыто заявил, что он не потерпит попыток бизнесменов играть первую скрипку в управлении Россией, как это было при его предшественнике (Фантастический рекорд Владимира Путина (2003) // «Московский комсомолец», 2003.01.14).

Американцы играли и будут играть первую скрипку (Александр Бовин. «Пять лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства» (2007)).

Мы, чернорабочие редакции, простой народ, секретарши, телефонистки, машинистки, с утра до вечера трещащие на своих клавишах, даже уборщицы, вахтёры, шофера, буфетчица, библиотекарша, специалисты по лифтам, бухгалтерши, разметчицы гонораров и картотечницы, - мы понимаем, что наши творцы — хотя чего они там особенно творят, просто сумели получить образование, папы и мамы дали, - мы до некоторой степени понимаем, что они первая скрипка в нашей газете (Сергей Есин. Стоящая в дверях // «Наш современник» 1992).

В данном примере мы встречаем уже выражение первая скрипка. Значение данного устойчивого сочетания - лидер, человек, ведущий за собой. Устойчивое выражение «первая скрипка» формирует метафорическую модель «артефакт - человек», на основании мотивирующей семы «ведущая за собой».

В современном русском языке встречается выражение «играть главную скрипку». Важно отметить, что данное устойчивое сочетание синонимично выражению «играть главную роль» и имеет значение «главное, действующее лицо в решении какого-либо процесса, либо в выполнении какого-либо-действия».

Рассмотрим следующие примеры:

К перехвату готовились и воины-уральцы, которые сыграли главную скрипку 1 мая

(Анатолий Докучаев. Охота за «призраком» // «Воздушно-космическая оборона», 2002-2003).

В обычном саду главную скрипку играют планировочные элементы — извилистые дорожки, газоны, цветники и т. п

(Елена Константинова. Счастливый случай (2003) // «Ландшафтный дизайн», 2003.05.15).

В данном примере, на наш взгляд не вполне уместен этот фразеологизм. Более корректно было бы заменить его на «играют главную роль».

Главную скрипку в подготовке той реформы сыграл крупный специалист по финансам профессор Петербургского университета Илларион Кауфман

(Л. А. Муравьева. Денежная реформа 1922-1924 годов (2003) // «Финансы и кредит», 2003.02.17).

Конечно, главную скрипку в этом вопросе будет играть государство, которому, в общей сложности, принадлежит 51% акций аэропорта (соответственно по 25,5% у федерального центра и области)

(Екатерина Селезнева. Перетягивание каната (2002) // «Дело» (Самара), 2002.06.10).

Главную скрипку при наступлении на нас играет и будет играть английская буржуазия

(К. Е. Ворошилов. Оборона страны и состояние рабоче-крестьянской Красной армии (Доклад на IV Всесоюзном Съезде Советов) (1927)).

Словарь А.И. Молоткова фиксирует выражение «играть вторую скрипку», которое обозначает ситуацию подчиненности человека в каком- либо деле, его не главенствующую рол в нем» [Молотков, 1978:179]. В нашем материале есть текстовый фрагмент с ним.

Его назначали в Заин-шабэ играть вторую скрипку, а он привык работать здесь и в течение двух лет порядочно изучил свой район

(П. К. Козлов. Географический дневник Тибетской экспедиции 19231926 гг. №4 (1925-1926))

Несмотря на активную внешнеполитическую деятельность России все-таки складывается впечатление, как будто она сейчас играет вторую скрипку в международных отношениях (Коммерсантъ 10.02.2011).

Лебединая песня

Это выражение обозначает «предсмертное творение человека».

Своему появлению данное фразеологическое единство обязано поверью, возникшему в древности, суть которого заключается в том, что лебеди поют только перед смертью. Уже в трагедии Эсхила "Агамемнон" царица Клитемнестра, убив пророчицу Кассандру (говорит: "...она пала от моей руки, пропев перед

смертью вещую лебединую песню" (Эсхил. «Агамемнон»).

Рассмотрим примеры с использованием этого выражения:

Это была лебединая песня Джорсона, и остановить его можно было только связав

(Александр Иличевский. Медленный мальчик // «Знамя», 2008).

Впереди был арест и расстрел Еврейского антифашистского комитета, дело врачей, эта лебединая песня величайшего преступника всех времён и народов...

(Борис Кушнер. Учитель (2003) // «Вестник США», 2003.10.01).

Для меня, по крайней мере, этот разговор был лебединая песня Дельвига: я выехал из Петербурга и более не видал его, а он скоро затем умер (П. А. Вяземский. «Старая записная книжка»).

Отдельная песня

Это новое выражение, не зафиксированное словарями, где лексема «песня» имеет метафорическое значение «тема», «обсуждение», «размышление», «рассуждение».

Правила игры — это вообще отдельная песня, ибо такое количество пунктов вместе с подпунктами, которые присутствуют в немалом количестве, можно сравнить только с хорошей бюрократической заморочкой (Заокеанская лапта (2004) // «Хулиган», 2004.07.15).

Живописные пятна света лежат на земле под кронами платанов — странное иностранное кино. ...Французская кухня — отдельная песня. Скажу даже больше — опера

(Виктор Грицюк. Магия пасторали (2004) // «Вокруг света»,

2004.07.15) .

Распродажа колхозного и совхозного имущества — это вообще отдельная песня

(Валерий Выжутович. Товар без цены // «Время МН», 2003).

И это только проблемы покрытия тыловых расходов. Обеспечение вооружениями — отдельная песня

(Наталья Серова. Станет ли Александр Бурутин «военным Илларионовым»? (2003) // 2003.04.22).

Сообщить об ошибке... экзаменах — отдельная песня

(Николай Рубан. Тельняшка для киборга (2003) // «Боевое искусство планеты», 2003.10.18)

Личное благосостояние Наумова — это отдельная песня, но тоже звучная и сильная, как хор «Воронежских девчат».

(Роман Струков. Всё могут короли // «Воронежские вести», 2003).

Все эти примеры демонстрируют метафорическое использование лексемы «песня» в составе фразеологических единиц современного русского языка новейшего периода.

Песенка (песня) спета

Данное выражение имеет значение «окончание чьей-либо жизни, чьего- либо благополучия».

Считаю до тысячи, и твоя песенка спета!

(Дмитрий Емец. Таня Гроттер и колодец Посейдона (2007))

Вот он услышал рокот самолёта - его везли в Москву в госпиталь, к знаменитому Мандрыке, - и увидел немецкий истребитель, промелькнувший над ним, и вспомнил свои слова: «Моя песенка спета», которые прозвучали в нем тогда без всякого страха, но с жалостью подумал о молоденьком летчике, «хозяине» его самолёта

(Владимир Железников. Последний парад (1985)).

Я, разумеется, понимал, что мне пора уходить, что мне тут делать нечего, что моя песенка спета - и до свидания

(Александр Рекемчук. Мальчики // «Юность», 1970).

Фролов. Твоя песенка спета. Через месяц я посажу тебя на самолет, и мы помашем друг другу на прощанье

(Александр Вампилов. Прощание в июне (1964)).

- Ваша песенка спета, господин бывший наместник, — хладнокровно сказал Чарли (А. М. Волков. Урфин Джюс и его деревянные солдаты (1963)).

-Он хрипло хохотнул, быстро налил две рюмки, но не выпил и опять заходил.

- Твоя песенка спета, брат... И мой совет - уноси отсюда ноги...

(А. Н. Толстой. Хождение по мукам/ Книга вторая. Восемнадцатый год (1928)).

Но Базаров убил в нем и последний остаток сыновней любви следующим презрительным отзывом: «Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета

(М.А. Антонович. Асмодей нашего времени (1862)).

Во всех приведенных примерах реализуется значение «крах», «разрушительный конец благополучной жизни, трудовой деятельности» и др.

Плясать под чужую дудку

Это выражение встречается уже у древнегреческого историка Г еродота (V в. до н. э.), который в первой книге своей «Истории» приводит следующий

эпизод из биографии персидского царя Кира: «Когда Кир покорял греков- мидян, то малоазийские греки, которых он раньше безуспешно склонял к союзу с Персией, поспешили заявить о своем согласии. Тогда персидский царь рассказал их посланцам басню, которую приписывают древнегреческому баснописцу Эзопу (VI в. до н. э.): «Один флейтист, увидевши рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: «Перестаньте плясать; когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать» [Серов, 2003].

В современном русском языке плясать под чужую дудку - значит: подчиняться кому-нибудь, действовать по чьему-либо внушению, следовать чужой воле.

Сильную личность выдвигают люди, массы людей, для осуществления своих целей. Но сильная личность имеет свои цели. На то она сильная личность. Она выходит на подмостки не для того, чтобы плясать под чужую дудку (Георгий Бурков. «Хроника сердца» (1998)).

В данном примере фразеологизм плясать под чужую дудку используется для того, чтобы подчеркнуть силу характера человека, не позволяющего ему подчиняться чужой воле.

В современном русском языке это выражение несколько трансформировалось и стало иметь вид «плясать под чью-либо дудку», что дает возможность эксплицировать того, кто хочет навязать свою волю.

Если США приедут на парижский саммит с доброй волей, а не будут плясать под дудку Аденауэра, то там можно решить все проблемы без потери лица для какой-либо из сторон

(Олег Гриневский. Тысяча и один день Никиты Сергеевича (2010)).

Наименование музыкального инструмента (дудка) получает метафорическое значение на основе мотивирующей семы «желание

подчинить себе». В языковом сознании живо представление о гипнотизирующей функции этого музыкального инструмента.

Под сурдинку

Сурдина - это небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук музыкального инструмента [БТС, 2000:1291].

Слово сурдина происходит от латинского «surdus» - «глухой», а играть под сурдиной в музыке - значит пользоваться таким приспособлением. Обычно музыканты используют данное приспособление, когда долгое время занимаются на музыкальном инструменте, использование сурдины приглушает звук инструмента и тем самым не привлекает внимание других людей.

Одни говорят, что собравшиеся на мосту люди попытались под сурдинку свести счеты с драчунами, да кто-то кого-то нечаянно задел, кто- то обиделся, кто-то вспомнил старые обиды, и драка стала всеобщей

(Юрий Буйда. Красавица Му (1998)).

Под сурдинку громогласных заявлений о борьбе с международным терроризмом в России продолжается политический экстремизм

(С ног на голову (2004) // «Правда», 2004.10.29).

Как раз действительно острые вопросы обсуждаются более приглушённо, под сурдинку, преувеличенно вежливо, но до чего расходятся страсти в какой-нибудь дискуссии на более или менее отвлечённую тему, сколько уничтожающих сарказмов, намеков на невежество оппонента или его моральную неблагонадежность!

(С. С. Аверинцев. Попытки объясниться. Беседы о культуре (1981-1987)).

В современном русском языке выражение под сурдинку применяется в значении: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.

Мотивирующие метафорический перенос семы: «тихо», «не привлекая

внимания».

Последний аккорд

Аккорд - это музыкальный термин, обозначающий одновременное сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство [БТС, 2000:32].

Обычно в завершающей части музыкального произведения используется эффектный прием в виде последнего аккорда, что служит сигналом к завершению музыкального произведения.

Пожалуй, последним счастливым аккордом был 1000-й концерт "Виртуозов Москвы " в Большом зале Консерватории, когда все забавлялись и музицировали с удовольствием (Сати Спивакова. Не всё (2002)).

Ровно через час она поставила последний аккорд, задав вопрос в той же мягкой, вежливой, уважительной манере, одарив нас все той же улыбкой (Нина Щербак. Роман с филфаком // «Звезда», 2010).

Демократическим партиям удалось не допустить раскола по культурным параметрам на белорусскоязычные и русскоязычные организации, что, наверное, стало бы последним похоронным аккордом для оппозиции в целом (Владимир Ровдо. Перспективы «бархатной революции» в Беларуси (2004) // Неприкосновенный запас», 2004.01.15)

В современном русском языке выражение «последний аккорд» имеет метафорическое значение: «эффектное завершение чего-либо».

Пребывать в миноре

В музыке «минорными» называются определенные ряды звуков, которые могут создавать грустное настроение у слушателя музыкального произведения, поэтому устойчивые выражение «пребывать в миноре» характеризуют соответствующее грустное, печальное состояние чего-либо.

Вот и моя подруга пребывает в непроходящем миноре

(Ведомости Пятница 14.02 2014, №5, с. 384).

Фондовый рынок России продолжает пребывать в миноре

(http://www.finmarket.ru/news/1497149/).

Фондовая Европа продолжает пребывать в миноре

(http: //radioforex.ru/news/econews/10922).

Фондовая Америка пребывает в миноре

(http://www.finmarket.ru/news/1344121/).

Благодаря метафоризации музыкального термина «минор», на наших глазах рождается новая фразеологическая единица: «пребывать в миноре».

Слабая струна

Данное устойчивое сочетание в современном русском языке имеет значение: наиболее чувствительное, уязвимое место, сторона характера, на которую можно воздействовать.

Ее отец, профессор, отсидел в лагерях 10 лет и ненавидит сталинизм, но все еще верит в добро и разумность мира, — правда, помогает этой вере коньячок: слабая струна, на которой играет Женя Кисточкин

(Михаил Козаков. «Актерская книга» (1996)).

Э, Парамоша, ты азартный! Вот где твоя слабая струна!

(М. А. Булгаков. «Бег» (1962)).

В первом примере слабая струна - это тяга к алкоголю, а во втором - азартность человека.

Очевидна аналогия: для любого струнного музыкального инструмента слабая струна является уязвимым местом, потому что, во-первых, она сильно влияет на строй музыкального инструмента, а, во-вторых, в любой момент может порваться. Основой для метафорического переноса послужило уподобление уязвимого места музыкального инструмента слабому месту в характере человека, его натуре.

Метафорический перенос в данных случаях осуществляется по модели «артефакт => абстрактное понятие», а мотивирующей семой является «уязвимость, слабость».

Старая песня

Данное выражение имеет значение «говорить что-либо всем известное, твердить одно и то же».

Да ведь это всё та же старая песня, скажет читатель, которую мы слышим и слышали столько раз!

(М.А. Антонович. «Мистико-аскетический роман» (1881))

Старая песня: мужик способен, пожалуй, потерять или даже выбросить, но никак не отдать другому

(Владимир Маканин. Отдушина (1977)).

Но они там не работают». Старая песня. В своё время секретарь Ворошиловградского обкома объявил: «Мы будем принимать в институты столько евреев, сколько их работает в шахтах»

(Валерий Сердюченко. Советский еврей Ханан Исаакович Абрамсон (2003) // «Лебедь» (Бостон), 2003.09.21)

- Да по поводу Лизы хочет поговорить, - пояснил несколько смущенный Гаранин. - Ну понятно, старая песня. Будет рассказывать, какой ты плохой отец (Влада Валеева. Скорая помощь (2002)).

- «Старая песня, - подумал Елбановский, - это я от него в девятьсот тринадцатом слышал»

(Александр Пятигорский «Вспомнишь странного человека» (1997))

Обедаю у Мудоша, старая песня, еврея разграблены, недоумение, ждали советскую власть как избавителей, вдруг крики, нагайки, жиды

(И. Э. Бабель. Конармейский дневник 1920 года (1920)).

- Цыган весь ваш сахар проиграл, - докладывает вечером Авдеев. А на следующий день старая песня: - Сахарцу, барин, пришлите с Авдеевым

(А. М. Ремизов. В плену (1896-1903)).

В приведённых примерах устойчивое сочетание «старая песня» употребляется как обозначение того, что давно известно и не имеет злободневности.

Устроить концерт

Устойчивое выражение устроить концерт в современном русском языке получает достаточно широкое распространение. Его значение - «поднимать шум, ругань, устраивать скандал».

Рассмотрим следующие примеры:

Сокольский напился в стельку и устроил мне концерт

(Татьяна Тронина. Русалка для интимных встреч (2004)).

К детям он относился со всей душой, всерьез. Как-то я разошелся, устроил для него свой концерт: прыгая вокруг него, ногой поддел пригоршню песка. Песок попал ему за шиворот, старик заморгал, вытряхиваясь: "Я тебя не знаю, хулиган!" Но легко простил (Сергей Шаргунов. Ура! (2003)).

Лексема «концерт» в современном русском языке имеет несколько значений.

1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определённой программе. 2. Крупное музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра. 3. О проявлении недовольства, выливающемся в скандал или истерику.

Семы «громко», «шумно» становятся мотивирующими для метафорического переноса «концерт => скандал». Метафорическая модель: «музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Что касается глагола «устроить», то он тоже развил метафорическое значение: «сделать что-либо нежелательное, учинить».

Этот фразеологизм не отмечен во фразеологических словарях, что нельзя сказать о ещё одном фразеологическом обороте «кошачий концерт».

Кошачий концерт

Это выражение означает «очень громкое, не очень приятное для слуха звучание». Используется как оценочное выражение.

Инка впервые чувствует, как натянулась материнская струна, Инка занервничала, пододвинулась, готовая подхватить, спасти родное существо, ведь оно цепляется за воздух ручонками, и вот-вот снова затянет от испуга пронзительный кошачий концерт (Улья Нова. Инка (2004)).

Слуги, сев на корточки, устроили настоящий кошачий концерт. (М. С. Шагинян. Месс-Менд, или Янки в Петрограде (1923-1924)).

Воспитанники первой гимназии устроили члену партии «за Царя и народ» учителю Черняеву кошачий концерт

( Вести (1906.02.15) // «Русское слово», 1906).

Выводы

1) Процесс развития фразеологически связанного значения у лексем семантической сферы «музыка» не активен. Всего выделено 14 устойчивых сочетаний, включающих в свой состав лексемы семантической сферы «музыка»

2) Анализ лексической группы «фразеологические наименования» показал, что 1,2 % единиц семантической сферы «музыка» способны развивать фразеологически связанное значение и входить в состав фразеологизмов. К ним относятся нота, песня, скрипка, дудка, сурдинка, аккорд, минор, струна, концерт.

Лексема песня входит в состав 5-ти устойчивых сочетаний (долгая песня, отдельная песня, лебединая песня, песенка спета), лексема скрипка 3х (первая скрипка, главная скрипка, вторая скрипка), лексема концерт 2-х (кошачий концерт, устроить концерт). Остальные случаи развития у лексем семантической сферы «музыка» фразеологически связанного значения представлены единичными примерами.

<< | >>
Источник: ХОХОНИН ДМИТРИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ. ЛЕКСИКА СЕМАНТИЧЕСКОЙ сферы «музыка» в МЕТАФОРИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ. 2014

Еще по теме 2.10. Фразеологические единицы, включающие в свой состав лексемы семантической сферы «музыка»:

  1. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ГАЗЕТНОГО ДИСКУРСА Л.Г. Золотых Астраханский государственный университет
  2. 1.2 Понятийный статус термина
  3. Заключение по разделу 2.4.1
  4. КАЗАХСТАНСКАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА В РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Е.У. Байдаров
  5. Основные типы фразеологических единиц русского языка, их экспрессивность
  6. Е) Эффективность власти
  7. Структурность геопространства.
  8. Глава 23 ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
  9. Педагогическая деятельность
  10. Предметная сторона содержания обучения
  11. § 4. Реформы Екатерины II
  12. Фразеологические единицы
  13. Фразеологические единицы