ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

2.1. Метафорическое использование наименований музыкальных инструментов и их составляющих

В результате анализа лексической группы «наименования музыкальных инструментов и их составляющих» определены направления метафорических переносов, выделены мотивирующие семы и выявлены метафорические модели.

Обратимся к примерам.

В развитии античной культуры музыка играла важную роль. Она была неотъемлемой частью религиозных праздников и театральных представлений, звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон. Одними из первых музыкальных инструментов, появившихся в античной культуре, были лира и арфа. Из большого числа видов арф и лир, распространенных в Древнем Египте, древние греки заимствовали самую простую разновидность лиры, в то время как арфа появилась в античной культуре лишь в римскую эпоху.

Арфа - это щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами [БТС, 2000: 47].

Помимо треугольной рамы обязательными составляющими арфы являются резонатор и педали.

Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия исполнялись в сопровождении треугольной арфы. Её звучание, по мнению греков, пробуждало в слушателях возвышенные чувства.

Арахна вздрагивает, и её ловчая сеть вздрагивает вместе с ней — прозрачная паучья арфа от пола до потолка

(М. Петросян. Дом, в котором... (2009)).

В данном примере метафорическому переносу способствует устройство «арфы»: натянутые струны данного музыкального инструмента уподобляются нитям, из которых состоит паутина.

Мотивирующая сема - «натяжение струн».

Метафорическая модель:

«артефакт => натурфакт»

И арфа вод, и лёд, и свет, и мгла

(Д. Н. Семеновский. Мне чудится и в пышности цветенья... ((1922)). Еще тиха пучина моря,

Еще прозрачен небосвод, - Но скоро, скоро, вихрю вторя,

Немая арфа спящих вод Протяжно песню запоет...

(К.Н. Льдов «Опять волнует вдохновенье» (1994)) В данных примерах метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «нежное, переливчатое звучание».

Метафорическая модель:

«артефакт => натурфакт».

Метафорическое использование наименования следующего музыкального инструмента даёет возможность наблюдать не менее интересные процессы метафоризации.

Балалайка

1. Русский народный щипковый инструмент с тремя струнами и треугольным корпусом. 2. м. и ж. Разг. О болтливом, никчёмном человеке [БТС, 2000: 56].

Балалайка является одним из музыкальных инструментов, ставших символом русской народной культуры. Любопытна этимология наименования данного инструмента. Корень слова «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит «разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить» [По материалам ИЭССРЯ, 1999: 67].

Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - лёгкость, простоту устройства. На балалайке, как правило, исполняются лёгкие, забавные мелодии.

Рассмотрим примеры метафоризации данного музыкального термина.

— Тоже мне, блин, балалайка нашлась, — разъярилась Верка, — ну и что получила, всю жизнь влюбляясь?

(Дарья Донцова. Уха из золотой рыбки (2004)) В данном случае музыкальный термин «балалайка» употребляется в метафорическом значении «болтливый, никчемный человек».

Мотивирующая сема - «простота устройства инструмента». Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Воистину язык — балалайка: кто ею владеет, тот и музыку ведет

(Владимир Личутин. Любостай (1987)). В данном текстовом фрагменте термин «балалайка» используется в значении «солирующий инструмент». Автор хочет показать, что подобно тому, как солирующий музыкант, играя на своём музыкальном инструменте, ведёт за собой оркестр, человек, хорошо владеющий словом, ведёт за собой людей.

Метафорическая модель:

«артефакт => физическое понятие».

Ещё на счастье. Да, судьба — котелок, жизнь — балалайка, перебор! Вот кому везет во всех смыслах, сержант, так это тебе!

(Юрий Бондарев.

Берег (1975)) В данном текстовом фрагменте балалайкой названа сама жизнь. Автор уподобляет перебор струн на балалайке, в результате которого мы слышим определённую последовательность разных звуков, жизненному человеческому пути, заключающемуся в постоянной, последовательной смене событий. Мотивирующая сема «перебор».

Метафорическая модель:

«артефакт => абстрактное понятие».

Барабан

1. Ударный музыкальный инструмент в виде полого цилиндра с обтянутыми кожей основаниями. 2. Деталь различных машин и механизмов в виде вращающегося полого цилиндра; техническое устройство такой формы. 3. Цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, служащая основанием купола [БТС, 2000: 59].

С древнейших времён барабан, в первую очередь, использовался как сигнальный инструмент, а впоследствии его стали применять и для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных шествий, то есть для таких действий, где была необходимость соблюдать ритм [По материалам ИЭССРЯ, 1999: 71].

В милицейском жаргоне «барабан» - это негласный осведомитель у оперативного сотрудника уголовного розыска [ССМЖ, 2006: 56].

Барабан звонил, информация есть (из разг. речи)

Данный метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «сигнал».

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

В следующем контексте слово «барабан» употреблено в метафорическом значении, чему способствовала мотивирующая сема «ритм», поскольку данный музыкальный инструмент является основной составляющей ритм-секции в оркестрах и других музыкальных коллективах.

Он спросил меня про стихи Маяковского «наш бог — бег, сердце — наш барабан (Надежда Мандельштам. Воспоминания (1960-1970)).

Музыкальный ритм - это соотношение длительностей звуков в их последовательности. Справедливо утверждение о том, что ритм является основой музыки, в данном примере барабаном названо сердце - главный человеческий орган, благодаря его размеренному ритму человек живет.

Подобно тому, как исполнение музыки зависит от ритма, (т.

е. при отсутствии ритм-секции оркестр будет бессилен), жизнь человека зависит от ритмического пульсирования сердца, то есть отсутствие ритма ведёт к потере жизни. Мотивирующая сема - «ритм».

Метафорическая модель:

«артефакт => физиологическое понятие».

Баян - это большая гармоника со сложной системой ладов [БТС, 2000: 63].

Этот музыкальный инструмент имеет полный хроматический звукоряд на правой клавиатуре, басы и готовый (аккордовый) или готово-выборный аккомпанемент на левой. В современном русском молодежном сленге данная лексема развивает следующие значения:

1) информация, которую пользователь уже где-то видел или слышал: очень старая шутка, анекдот:

Этот номер - полный баян, я смотрю его уже в сотый раз, хотя бы что-нибудь изменили (из разг. речи)

Этот баян тут уже сто раз пробегал (из разг. речи)

Широкое распространение в молодежном интернет-сленге получает лексема «баян», выступая со значением «повторно опубликованная шутка или информация». При этом, в классическом понимании, информация должна быть повторно опубликована в том же самом источнике, например, на том же самом форуме или даже в том же разделе форума. Однако большинство носителей молодёжного сленга придерживается

неклассического толкования этого термина, при котором понятие «баян» является чисто субъективным. В этом понимании «баян» содержит информацию о чём-то уже известном пользователю из этого же источника, но, например, из другого раздела. Отмечена неустойчивость графики этой лексемы, часто для привлечения внимания носители интернет-сленга трансформируют графическое представление лексемы, и мы встречаем варианты «боян» и «байан».

В значении «очень старая шутка, анекдот» лексема «баян» употребляется в результате возникшей в интернете дискуссии. Дело в том, что кто-то опубликовал на информационном юмористическом портале уже давно известный всем анекдот, суть которого заключается в том, что когда «хоронили тещу - порвали два баяна». Это вызвало огромный всплеск эмоций и юмора.

Пользователи стали называть данный анекдот «баяном», а впоследствии, слово «баян» закрепилось за любым устаревшим анекдотом [По материалам ССМЖ, 2006: 56].

Следующими метафорическими значениями этой лексемы являются:

2) а) шприц, используемый для инъекции наркотиков:

Сейчас бы два баяна для полного кайфа (из разг. речи). б) блистерная упаковка таблеток наркотического содержания:

Пошли в аптеку за баянами (из разг. речи).

Метафора рождается на основе внешнего сходства упаковки и клавиатуры баяна.

Лексему «баян» в сленге наркоманов мы также можем встретить в значении «шприц». Мотивирующей семой в этом случае является сам функциональный процесс: «способность растягиваться и сжимать воздух» Сейчас бы два баяна для полного счастья (из разг. речи) Метафорическая модель:

«артефакт => артефакт»

Бубен - это ударный музыкальный инструмент в виде обтянутого кожей обода с бубенчиками или металлическими пластинками по краям [БТС, 2000: 98].

Рассмотрим примеры метафоризации лексемы «бубен».

Поршни и выхлоп бьют в бубен барабанных перепонок... Впервые в жизни мне пришло в голову, что ветер способен обучить науке общения с прозрачностью, с прозрачными мирами, со стихией отсутствия — в кирхе немецко-шведского прихода (Александр Иличевский. Перс (2009)).

В данном случае мотивирующей метафорический перенос семой является значение «мембрана». Работа барабанных перепонок уподобляется работе бубна.

Метафорическая модель:

«артефакт => натурфакт»

Всех подбрасывает. — Сейчас как дам в бубен! — в сердцах орет Градусов (Алексей Иванов. Географ глобус пропил (2002)).

В данном примере лексема «бубен» развивает новое метафорическое значение «голова». Метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «форма».

Метафорическая модель:

«артефакт => физиологическое понятие».

Виолончель - это смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой (альтом) и контрабасом [БТС, 2000: 132].

Сравнение виолончели с женщиной в следующем примере не случайно.

Объяснение того, почему я играю на виолончели, весьма прозаично — только потому, что родители сызмальства заставляли меня заниматься игрой на этом инструменте. Виолончель я считаю женщиной. Я ее обнимаю, с ней делюсь, она иногда мне шепчет что-то тайное, иногда кричит на меня, простужается, даже кашляет при плохой погоде

(Ирина Любарская. Ода Славе // «Общая газета», 1997).

Во-первых, основанием для переноса послужила специфическая, округлая форма виолончели. Как известно, хорошая женская фигура тоже отличается округлыми формами. Во-вторых, большую роль играет характер звучания данного инструмента, который отличается певучестью, мягкостью. Виолончель обладает очень низким и густым звуком, поэтому чаще всего на ней исполняются трагические, грустные, минорные партии. Поэтому звук виолончели и сравнивается то с шёпотом, то с криком или кашлем человека.

Досточтимый капитан, —самодовольно возразил Циммер, — я играю на всём, что звучит и трещит. В молодости я был музыкальным клоуном. Теперь меня тянет к искусству, и я с горем вижу, что погубил незаурядное дарование. Поэтому-то я из поздней жадности люблю сразу двух: виолу и скрипку. На виолончели играю днём, а на скрипке по вечерам, то есть как бы плачу, рыдаю о погибшем таланте. - Не угостите ли винцом, а? Виолончель — это моя Кармен, а скрипка... - Ассоль, - сказал Грэй

(А. С. Грин. Алые паруса (1922)).

Антропонимы Кармен и Ассоль в данном контексте уподобляются музыкальным инструментам. Кармен Проспера Мериме является олицетворением страстного темперамента, женской неотразимости, независимости. А имя Ассоль, похожее на «свист стрелы или шум морской раковины», тоже солнечное! От испанского as sol, «к солнцу».

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Волынка

1. Народный духовой музыкальный инструмент, состоящий из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь, используемый как меха.

2. О хлопотном, канительном деле [БТС, 2000: 147].

Название данного инструмента произошло от слова «Волынь» (историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков, куда этот музыкальный инструмент пришел из Румынии).

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным инструментом. Высшими кругами волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами, такими как гармонь и баян [По материалам ИЭССРЯ, 1999: 123].

Рассмотрим примеры метафоризации данной лексемы.

Послали телеграмму, - он не явился. «Волынка тянется до сих пор»

(Труд - 7., 2007 02.03.)

Она говорила: "Когда три эгоиста живут вместе, ничего хорошего быть не может".— "Да, но у каждого эгоиста есть выход, — говорил я.— Найти доброго человека, который будет ему всё прощать".— "Это такая волынка — искать доброго человека»

(Юрий Трифонов. Предварительные итоги (1970)).

Шолохов как бы сочувствовал ему, при этом заколачивал гвозди в распятого на кресте: «Пятнадцать лет тянулась эта волынка»

(Григорий Фукс. Двое в барабане // «Звезда», 2003).

Пока тянулась судебная волынка, прежняя администрация во главе с главным бухгалтером В. Свирским отказалась признавать пришельцев

(Труд - 7., 2000 10.19).

Основанием для метафорического переноса в данных примерах является тягучесть, однообразность звучания, характерных для данного музыкального инструмента. Мотивирующей семой является «однообразие».

Метафорическая модель:

«артефакт => абстрактное понятие».

Гусли - это старинный русский многострунный щипковый музыкальный инструмент [БТС, 2000: 147].

Издавна под этот музыкальный инструмент на Руси исполнялись песни. Гусли преимущественно использовались для исполнения балладных песен или былин.

У Скитальца — голос-гусли, а у Юшкевича — хорошие глаза

(А. М. Ремизов. Кукха. Розановы письма (1923)).

А старик лукаво посматривал на возбуждённые лица своих слушателей, и холодно-насмешливое выражение, которое всегда появлялось на его лице при виде кого-либо из Радунских, как будто согрелось новою

улыбкою — улыбкою торжества. — Не язык — гусли! — заключила беседу Матрёна (А. В. Амфитеатров. Княжна (1889-1895)).

В данных текстовых фрагментах авторы используют эту музыкальную метафору, для того чтобы показать приятное звучание голосов своих героев. Мотивирующей семой в данном случае является «приятное звучание». Метафорическая модель:

«артефакт => физическое понятие».

- Экая тетка Авдотья! Гусли, а не баба! — воскликнул Костик, желавший переменить разговор (Н. С. Лесков. Житие одной бабы (1863)).

В данном контексте автор использует эту метафору, чтобы подчеркнуть, что его героиня отличается говорливостью, словоохотливостью, приятным голосом, именно с этими качествами ассоциируется данный народный инструмент.

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Кларнет - это деревянный духовой музыкальный инструмент, имеющий форму цилиндрической трубки с клапанами и небольшим раструбом на конце [БТС, 2000: 430].

Голос у нее, однако, не толстый кларнет с переливом, не то чтобы в басовую подземность ударять

(Саша Черный. Солдатские сказки/ Лебединая прохлада (1932)). В данном текстовом фрагменте метафорический перенос осуществляется на основе сходства приятного звучания голоса и кларнета. Вновь мотивирующей семой является «приятное звучание».

Метафорическая модель:

«артефакт => физическое понятие».

Лира

2. Старинный струнный смычковый музыкальный инструмент с вращающимся колесом или диском для извлечения звука и с клавишами для прижатия струн [БТС, 2000: 498].

В Древней Греции в сопровождении лиры звучали стихи, которые исполнялись как сольно, так и вокальным ансамблем, именно поэтому целый род античной поэзии получил название «лирической» [По материалам ИЭССРЯ, 1999: 221].

Древнегреческий поэт Пиндар описывает лиру как «инструмент Аполлона и муз, способный умиротворять, умягчать, ублажать самых грозных богов с их грозными природными атрибутами»

(Пифийская ода I, 1-12).

Как если б жена была лира или арфа.

(Павел Сиркес. Труба исхода (1990-1999).

В современном русском языке наименование музыкального инструмента «лира» не потеряло своих ассоциативных значений. Лира ассоциируется с красотой, грациозностью и умиротворением. В данном случае автор использует такой метафорический перенос, потому что мечтает о жене, которая была бы такой же нежной и красивой, как звучание этих музыкальных инструментов.

Мотивирующая семы: мягкость, нежность звучания.

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Рояль - это музыкальный клавишный инструмент с металлическими струнами, расположенными по горизонтали [БТС, 2000: 1130].

Вы любите Михалкова-старшего? — Знаете, каждый человек — это рояль. На нём можно сыграть «Экспромт-фантазию», можно — собачий вальс, а можно просто пробарабанить кулаками нечто угрожающее (Виктория Токарева, Дмитрий Быков. «Человек без комплексов мне неинтересен»: Интервью Виктории Токаревой (2003)).

Справедливо утверждение о том, что рояль является многофункциональным музыкальным инструментом. Сложность этого инструмента заключается в способности одновременно солировать (как правило, правой рукой) и аккомпанировать (преимущественно левой), что невозможно на других (только солирующих) инструментах.

В приведённом выше фрагменте используется метафора «рояль», в силу того, что данный музыкальный инструмент многофункционален так же, как и сам человек, в рояле микрокосм звука, как и в человеке. Основанием для переноса являются следующие семы: «сложная организация»,

«многофункциональность.

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Саксофон - медный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде изогнутой параболической трубы с раструбом и клювообразным, как у кларнета, мундштуком (используется в духовом и джазовом оркестрах) [БТС, 2000: 1141].

(1) Путин - сладкозвучный саксофон, на котором играет Роман Абрамович (Александр Проханов. Каждый пятый русский - Карбышев (2003) // «Завтра», 2003.01.14)

(2) «Человек-тромбон» — и за этим нам уже рисовался какой-то определенный тип человека, «человек-труба», «человек-саксофон»...

(Леонид Утесов. «Спасибо, сердце!» (1982))

Справедливо утверждение о том, что каждый музыкальный инструмент не самостоятелен, поэтому во фрагменте (1) в роли мотивирующей семы выступает «несамостоятельность», автор имеет в виду, что подобно тому, как музыкант управляет музыкальным инструментом, Абрамович управляет Путиным.

В текстовом фрагменте (2) мотивирующей семой метафорического переноса становится характер звучания музыкального инструмента.

Саксофон один из самых красивых и пронзительных музыкальных инструментов. Своим звучанием он создает завораживающую и неповторимую атмосферу любви и романтики, как и голос человека.

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Скрипка

1. Смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых музыкальных инструментов по регистру).

2. Музыка, исполняемая на этом инструменте [БТС, 2000: 1202].

Игорь Кон тонко подметил: «Мужчина — скрипач, а женщина —

скрипка, из которой он благодаря своему таланту и мастерству с помощью отличного смычка извлекает чарующие звуки»

(Владимир Шахиджанян. 1001 вопрос про ЭТО (№№ 1-500) (1999))

Анализируя данный контекст, мы наблюдаем метафорический перенос, в основе которого лежит уподобление музыкального инструмента человеку. Справедливо утверждение о том, что женщины - это прекрасная половина человечества, а скрипка - это музыкальный инструмент, обладающий уникальным выразительным, нежным и чувственным звуком, скрипку недаром ещё часто называют «королевой оркестра». Поэтому на основе мотивирующей семы «красота звучания» и появилась данная метафора.

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Тромбон - это духовой медный музыкальный инструмент низкого и резкого тембра, высота звука в котором изменяется выдвижным коленом духовой трубки или клапанами [БТС, 2000: 1347].

Труба - это духовой медный музыкальный инструмент с раструбом на конце [БТС, 2000: 1347].

Труба и тромбон — это духовые музыкальные инструменты, которые обладают ярким, блестящим тембром и используются в качестве сольных. Поэтому мы можем предположить, что «человек-труба» и «человек-

тромбон» - это люди громкоголосые, яркие, звонко призывающие к чему- либо. Мотивирующие семы: «громкость, яркость звука».

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Чувствую себя изумительно хорошо; у меня есть ясная цель! Труба жизни гремит в моих ушах! Я еще заставлю Зеллу полюбить милую землю и все сущее на ней, в том числе, может быть, и... прапорщика Рязанцева! (А. П. Хейдок. Храм снов (1924-1934))

В данном случае мотивирующими семами для метафорического переноса являются два основных признака данного духового музыкального инструмента: «громкость звука» и «яркость звука».

Метафорическая модель:

«артефакт => физическое понятие».

Этот лозунг - и призывная труба, и долгосрочная программа для каждого русского, которому дороги судьбы Отечества и народа

(Егор Холмогоров. Русский горизонт (2003) // «Спецназ России», 2003.03.15).

Мотивирующие семы: «яркость звука», «громкость звука». Метафорическая модель:

«артефакт => абстрактное понятие».

Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тембра, имеющий форму цилиндрической трубки, с отверстиями и с клапанами [БТС, 2000: 1426].

А Вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

(В. Маяковский. Стихотворения 1912-1916 г.) В данном случае мотивирующая сема «цилиндрическая форма» служит основой для метафорической модели «артефакт => артефакт». Артефакт в этой модели принадлежит разным денотативным сферам.

Шарманка - это старинный небольшой переносный механический орган с ограниченным набором простых мелодий, без клавишного механизма (в виде надеваемого на плечо ящика на лямке), приводимый в действие вращением ручки [БТС, 2000: 1491].

Шарманщик, крутя ручку, мог воспроизвести всего лишь шесть - восемь мелодий, записанных на валике, поэтому звучание шарманки и было очень однообразным.

(1) Ещё раз та же старая шарманка: школа занимает мое время

(Г. C. Эфрон. Дневники. Т. 1. 1941 (1941))

(2) Утром газета и кофе, опять служба, та же раз навсегда заведённая шарманка жизни

(А. В. Амфитеатров. В омуте (из сборника «Бабы и дамы») (1894))

(3) Ты старая, вялая, плохо заведённая шарманка

(В. Вересаев «К жизни» 1990)

(4) Должно быть, это основательно потрясло его мозги, потому что его внутренняя шарманка моментально перестроилась на иной лад

(Д.Емец «Таня Гроттер и колодец Посейдона» 2007)

Мотивирующей семой для метафорического переноса во всех приведённых примерах стало значение «однообразие звучания». Анализируя вышеприведённые примеры, мы можем выделить несколько метафорических моделей: в примерах 1 и 2 - это «артефакт => абстрактное понятие», а в примерах 3 и 4 - «артефакт => человек».

Наименования отдельных деталей, которые являются составляющими некоторых музыкальных инструментов, тоже получают метафорическое осмысление.

Клавиша - это пластинка в некоторых музыкальных инструментах (фортепиано, фисгармонии, баяне и т.п.), удар по которой передаётся молоточкам для извлечения звука [БТС, 2000: 430].

Проклятие пустит по свету, а так как проклинать может только один человек (это уж его привилегия, главнейшим образом отличающая его от других животных), так ведь он, пожалуй, одним проклятием достигнет своего, то есть действительно убедится, что он человек, а не фортепианная клавиша!

(В. В. Розанов. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского (1893-1906))

В данном случае маленький размер, но в то же время значительность этой детали позволяет уподобить ее человеку, вернее противопоставить его этой детали.

Метафорическая модель:

«артефакт => человек».

Смычок - это деревянная трость с натянутым вдоль нее пучком конских волос, которой водят по струнам для извлечения звуков [БТС, 2000: 1220].

Серп для жнеца — это смычок, в нем все должно быть пригнано в размере и весе для работника

(К.С. Петров-Водкин. Моя повесть. Часть 1. Хлыновск (1930)).

Он не только оправдывал свои психологические крайности и стилистические излишества, но дорожил их буйством и гордился своей писательской манерой: «Перо мое смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника...

(Н. О. Лернер. А. А. Бестужев-Марлинский: краткая справка (1907))

- А как вы делаете этот бильярдный «смычок»?

(Кий для президента // Комсомольская правда, 2002. 01. 15)

В данных примерах движение серпа по траве, пера по бумаге и кия по сукну бильярдного стола уподоблено движению смычка по струнам.

Метафорическая модель:

«артефакт => артефакт».

Струна

1. Упругая нить (металлическая, жильная и т.п.), натягиваемая в музыкальных инструментах, при воздействии на неё издающая звук. 2. О чем-л., вытянутом в виде длинной линии. 3. чего или какая. Особенность, сторона человеческой натуры, свойство характера. 4. Спец. Нить, бечева, ремень, упруго натянутые на что-либо. [БТС, 2000: 1282].

Бывают такие ситуации, когда между людьми возникают ничем не обоснованные незримые связи, которые не поддаются вербализации. Однако метафора помогает выразить то, для чего нет прямого наименования.

Теперь уже натянутая и звонкая струна тянулась от Лавинии к риобрюнетке, молчаливой и коварной, от неё торопилась она к майору, которому моя лихорадочная фантазия придала черты ночного волка, бесшумно проникающего сквозь стены Петропавловки, затем она доходила до того проклятого узника и, подрожав, начинала обратный путь.

(Булат Окуджава. Путешествие дилетантов (Из записок отставного поручика Амирана Амилахвари) (1971-1977)).

Данная метафора как нельзя точно и образно дает представление об отношениях между людьми.

Какая-то есть во мне струна, настроенная против Горького. (Владимир Чивилихин. «Моя мечта - стать писателем», из дневников 1941— 1974гг. (2002) // «Наш современник», 2002.06.15).

Когда чувствуешь, что тебя так любят, в сердце дрожит каждая струна, хочется взять и закричать: прикончи меня поскорее, чтобы не дожить мне до той поры, когда это чувство остынет или сделается как истертый пятак!

(Александр Морозов. Прежние слова (1985-2001) // «Знамя», 2002)

Жизнь — это струна, а смерть — это воздух

(М. Шишкин. Венерин волос. (2004) // «Знамя», 2005).

Кроме прочего, политическая струна настолько натянута, что при срыве может ударить очень больно... (Александр Яковлев. Омут памяти. (2001))

Сегодня вновь зазвучала тревожная струна: ни я не знаю, ни вы не знаете, что день грядущий нам готовит? (Валерий Аграновский. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике (1976-1999))

И если и есть любовь, то это струна! (Сергей Осипов. Страсти по Фоме. Книга вторая. Примус интер парэс (1998)).

У человека тысячи струн в душе, и у самого закоренелого преступника хотя бы одна, да есть здоровая струна

(Александр Розенбаум. Бультерьер (1987-1998)).

Между матерью и сыном через тысячи километров была натянута струна, по которой шло напряжение высочайшей духовной силы

(Георгий Бурков. Хроника сердца (1953-1990)).

Война изменила дорогу, но живет в человеке струна прежней страсти

(Василий Песков. Белые сны (1964)).

В приведенных примерах основой метафорического переноса стала сема «натяжение, напряжение».

Метафорическая модель:

«артефакт=> абстрактное понятие»

В следующем примере благодаря музыкальной метафоре создается образ заката, который можно наблюдать на линии горизонта в момент захода солнца, когда еще на короткое время остается тонкая окрашенная им линия, а потом резкое падение солнца за горизонт рвет её.

Натянулась и со звоном лопнула медная струна горизонта.

(В.Скрипкин. Тинга // «Октябрь», 2002)

Метафорическая модель:

«артефакт => «натурфакт».

Одна отечественная струна показалась мне, в свете этих многочисленных анкет, по-чеховски звучащей в тумане будущего: в начале века двадцатого скончался наш замечательный утопист Николай Федоров, не успевший прославиться, будучи непрочитанным и неизвестным, но именно так проникший очень глубоко (Андрей Битов. Пятьдесят лет без Платонова (2000) // «Звезда», 2001).

Главное, что струна, натянувшаяся у него внутри до опасной близости к разрыву, стала всё-таки ослабевать понемногу и кое-где уже провисала (Михаил Бутов. Свобода // «Новый Мир», 1999).

В данных примерах музыкальный термин «струна» развивает метафорическое значение «настроение».

Метафорическая модель:

«артефакт => абстрактное понятие»

Как мы видим, наименование этой составляющей музыкальных инструментов развивает несколько метафорических значений: отношения между людьми, настроение человека, его нервное состояние.

<< | >>
Источник: ХОХОНИН ДМИТРИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ. ЛЕКСИКА СЕМАНТИЧЕСКОЙ сферы «музыка» в МЕТАФОРИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ. 2014

Еще по теме 2.1. Метафорическое использование наименований музыкальных инструментов и их составляющих:

  1. И. И. ЗЕМЦОВСКИЙ Этническая история и музыкальный фольклор
  2. Терапия с использованием Барабанов
  3. 5.Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
  4. ХОХОНИН ДМИТРИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ. ЛЕКСИКА СЕМАНТИЧЕСКОЙ сферы «музыка» в МЕТАФОРИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ, 2014
  5. 1.1. Метафорология как особая областьлингвистических исследований
  6. 1. 3 Семантическая сфера «музыка» и ее тематические группы
  7. Глава II Метафорическое использование лексем семантической сферы «музыка»
  8. 2.1. Метафорическое использование наименований музыкальных инструментов и их составляющих
  9. Выводы
  10. 2.2. Метафорическое использование наименований музыкальных форм
  11. 2.3. Метафорическое использование наименований музыкальных темпов и динамических оттенков
  12. 2.4. Метафорическое использование наименований приемов игры на музыкальных инструментах и музыкальных штрихов