ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

2.9. Метафорическое использование наименований музыкальных терминов, не образующих тематических групп

В исследуемом материале обнаружены лексические единицы семантической сферы «музыка», называющие настолько разрозненные понятия, что их невозможно представить в виде той или иной группы.

Рассмотрим следующие примеры.

Аккомпанемент

1. Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения.) 2. Действия, события, явления, сопровождающие что-либо, создающие фон для чего-либо [БТС, 2000:32].

Второе (метафорическое) значение данной лексемы зафиксировано в следующих контекстах.

Из ванной, под аккомпанемент воды, доносится его голос

(Варвара Синицына. Муза и генерал (2002)).

Группа Степанова после небольшого отдыха опять пошла вниз, а у нас снова потянулись томительные, бессонные часы ожидания, которые разнообразились только поступающими с поверхности неутешительными новостями о том, что всё время идут дожди и что улучшения погоды не предвидится, да редкими ударами падающих на полиэтиленовый тент капель под аккомпанемент кажущегося сейчас зловещим журчания ручейка поблизости

(И. Вольский. «Пропасть им. Пантюхина: будет ли новый мировой рекорд?» (1994)).

Сопровождаемые шёпотом завистниц, мы направилось к дверям. Нас подхватил беззвучный аккомпанемент снегопада... У меня Аркадий держался корректно, но без ханжества

(Сергей Довлатов. Дорога в новую квартиру (1987)).

И вот мы сидели в самый разгар января, опрокидывая рюмочки и похрустывая огурчиками под аккомпанемент метели

(Булат Окуджава. Искусство кройки и житья (1985)).

Было в этом бездумном лежании предчувствие лета, и ставшая большой редкостью в последнее время беззаботность, и удовольствие, что все дома — наконец-то вернулись из дальних странствий, — и сама Катерина никуда в данный момент не спешит, и можно полдня не думать о работе и просто раскачиваться в гамаке под аккомпанемент воплей большого семейства и треск горящих в костре сучьев

(Татьяна Устинова.

Персональный ангел (2002)).

Вообще Торопецкая своё дело знала и справлялась с ним хорошо. Писали мы под аккомпанемент телефонных звонков. Первоначально они мне мешали, но потом я к ним так привык, что они мне нравились

(М. А. Булгаков. Театральный роман (1936-1937)).

Оглядываясь назад, стали догадываться, что не меч гласности отсек голову дракону, ее откусила другая голова — под аккомпанемент исторических разоблачений и свободолюбивых речей

(Алексей Левинсон. Социология об истории // «Неприкосновенный запас», 2010).

В январе 1961 года головорезы полковника Жозефа Мобуту умертвили Лумумбу под аккомпанемент беспомощного зубовного скрежета Кремля. (Сергей Голубицкий. Гуманоид Бек-Тал. Часть вторая. Ebony and Ivory (2004) // «Бизнес-журнал», 2004.01.30).

Дома не без шика репетировали героические роли типа «палаццо», с ложно-греческими позами, барельефами и горельефами, под аккомпанемент вышагивающего по каменному фасаду нога к ноге тысячеголового египетского войска

(С. Васильева. Триптих с тремя неизвестными // «Октябрь», 2001).

В данных примерах речь идет о действиях разных объектов, которые происходят под аккомпанемент ручейка, снегопада, метели, телефонных звонков, исторических разоблачений, скрежета и т. д. Все вышеперечисленные объекты издают разные звуки, которые сопровождают какое-либо действие, подобно тому, как музыкант-аккомпаниатор своей игрой сопровождает основную тему или мелодию музыкального произведения.

Метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «сопровождение».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => физическое понятие».

Каденция

1. Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть, подчёркивающий композиционную целостность произведения. 2. В произведениях для какого-либо инструмента в сопровождении оркестра: вставка виртуозного характера, исполняемая солистом без оркестрового сопровождения [БТС, 2000:408].

Рассмотрим примеры метафоризации данной лексемы.

Чернов подумал, что, судя по всему подобные каденции русских застолий были давно известны Паркетти и удивлялся он только из вежливости по отношению к организаторам «дель посошка»

(С.

Юрский, Чернов (1965)).

Война, таким образом, была объявлена уже давно; новая каденция - новый виток (В. Райдер. Презумпция виновности (2003) // «Лебедь» (Бостон), 2003.07.07).

В данных случаях метафоризуется первое значение термина каденция. Метафорический перенос в обоих примерах осуществляется на базе мотивирующей семы «завершение».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Как ни уклонялась я от понимания паломничества в Долину Призраков, как ни юлили, как ни разыгрывала приступы астмы, холеру и водянку, в последний день перед отъездом меня всё же вызвонила секретарша Иммануэля. И я уныло повлеклась на встречу с людьми, которые вскоре, с окончанием моей каденции, все станут призраками в моей жизни

(Д.Рубина, Синдикат (2007)).

А в данном примере у музыкального термина каденция на базе его второго значения развивается сема «индивидуальное исполнение какой-либо работы».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Контрапункт

Этот многозначный термин представляет собой совокупность следующих значений: 1) искусство гармонического сочетания в

многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий; 2) само такое сочетание, полифония; 3) научная и учебная дисциплина, посвященная полифонии как виду многоголосия [БТС, 2000:452].

Метафорическое значение у данного музыкального термина развивается на основе его первого и второго значения. В случае метафоризации первого значения данный термин получает новое метафорическое значение: «единство чего-либо».

Рассмотрим следующие примеры:

Девочка остановилась против бабки. Минуты две неподвижно хищно следила за развитием увертюры: по мере того как голова старухи запрокидывалась всё дальше, рот открывался всё шире, в контрапункте храпа заплескались подголоски, трели, форшлаги, и вскоре торжествующий этот хорал, даже в ровном гуле аэропорта, обрёл поистине полифоническую мощь (Д.

Рубина, Синдром Петрушки (2010)).

Мотивирующая сема «сочетание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => физическое понятие».

Есть будоражащий воображение контрапункт двух атмосфер - времени самого события и времени явления этого события на бумаге

(Сергей Юрский. Четырнадцать глав о короле // «Октябрь», 2001) .

Мотивирующая сема «сочетание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Иначе говоря, схематически, в 1970 году контрапункт образов в определённое мгновение может состоять из бывшего в 1928, 1912, 1906, 1949 годах (Н. Н. Берберова. Курсив мой (1960-1966)).

В данном примере вновь музыкальный термин «контрапункт» употребляется в метафорическом значении «единство чего-либо», в этом примере как «единство образов». Метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «сочетание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Жизнь целой вселенной есть не что иное, как бесконечный контрапункт - вот исходная точка

(М.Е. Салтыков-Щедрин. Недоконченные беседы («Между делом») (1873-1884)).

Мотивирующая сема: «сочетание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Режиссёр работает на стилистических контрапунктах: с одной стороны, балет летающих меченосцев, где каждый одержим собственным представлением о чести, долге и справедливости, с другой — безликая императорская машина войны, готовая обрушить миллионы стрел на воинов-бунтарей

(Анжелика Артюх. Император и герой (2003) // «Искусство кино», 2003.06.30).

Мотивирующая сема «сочетание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

По мнению С. Б. Козинца и К. А Соломатина, «основой метафоры становится и второй ЛСВ, на базе которого развиваются два образных значения - «то, что сопровождает что-либо»: (1) Все это разнообразие требует спокойного обрамления, где контрапунктом проходит свет, то вычленяя отдельные предметы, то рассеиваясь в воздухе

(Ксения Аксельрод.

Госпожа-оформитель у себя дома (2003) // «Мир & Дом. City», 2003.05.15).

и «то, что идет вразрез с чем-либо, противостоит чему-либо»: (2) Как элегантный интеллектуальный Плюшкин, он демонстрирует вам из ящиков подлинники писем Карла Х11, Кафки, Толстого, Ленина, Троцкого, Джойса. Поэзия для него - контрапункт масскультур (А. Вознесенский, На виртуальном ветру)» [Козинец, Соломатин, 2011: 280].

На наш взгляд, в первом случае музыкальный термин контрапункт употребляется в метафорическом значении «сочетание свечения и рассеивания света».

Мотивирующая сема «сочетание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Во втором случае мы согласны с тем, что в данном примере термин контрапункт имеет метафорическое значение «то, что идет вразрез с чем- либо, противостоит чему-либо».

«Сучество» на самом деле — не дурная черта характера, а своего рода контрапункт к инстинкту размножения, выработанный человеческой культурой (Виктор Пелевин. S.N.U.F.F (2011)).

На наш взгляд, в данном примере термин контрапункт имеет метафорическое значение «сочетание признаков, составляющих понятие «сучество»». Мотивирующая сема «сочетание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Денис учился в младшем классе школы, а я уже заканчивала школу и была счастлива, несмотря на контрапункт моей красоты и окружающей меня в родном очаге бедности (Алексей Слаповский. 100 лет спустя. Письма нерожденному сыну // «Волга», 2009).

В данном примере метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «гармоническое сочетание всех параметров, составляющих красоту».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Нет ничего предметного в мастерской Москвы, если не считать предметом саму темноту ноября. И Москва начинает праздновать его беспредметную темноту. Контрапункт праздника — всех праздников ноября — в контрасте света (цвета) и тьмы. Также ноябрьское празднование можно назвать оппозиционным, фрондерским; в нем виден протестующий жест против нарастающего внешнего давления (темноты, зимы) (Андрей Балдин.

Московские праздные дни (1997)).

Мотивирующая сема «сочетание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Нота

1. Графический знак для записи какого-либо музыкального звука. (от лат. nota — знак, замечание). 2. Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому. 3. Интонация, оттенок речи, в котором проявляется какое-либо чувство, отношение говорящего к предмету или теме разговора [БТС, 2000:658].

Рассмотрим примеры метафоризации данного музыкального термина.

Фильм-то, прямо скажем, так себе фильм, да есть в нём какая-то чистая нота

(Евгения Пищикова. Пятиэтажная Россия (2007) // «Русская Жизнь»,

2008)

В середине 1990-х очень сильно ощущалась нота сиротства в чувствах россиян.

(Алексей Левинсон. Дуреть не время! (2003) // «Неприкосновенный запас», 2003.11.11)

Пронзительный шорох беззвучно уходящего времени, звук ностальгии — вот главная нота газдановской прозы

(Игорь Сухих. Клэр, Машенька, ностальгия // «Звезда», 2003).

А еще через месяц от Раневской мне пришла нота протеста с продуктами (Алексей Щеглов. Фаина Раневская: вся жизнь (2003)).

Хрестоматийно знакомый сюжет, давно известные взаимоотношения персонажей, пронзительная нота любви к театру, которая делает комедию Островского особенно притягательной для подмостков

(Глубина Юрия Соломина (2003) // «Театральная жизнь», 2003.04.28).

Но откуда же эта сильная нота вины: «...тебея в ноги валюсь... тебя по ночам боюсь»?

(Эмма Г ерштейн. Анна Ахматова и Лев Гумилев (1994-2002))

Нота сердца звучит в новых коллекциях аксессуаров от Rosenthal, Thomas, Bvlgari, Alessi и других фирм, представленных в «Фее»

(Домашние новости (2002) // «Домовой», 2002.02.04).

С Кларой Милич в музыку тургеневского творчества вошла, уже не надолго, новая и какая-то звенящая нота. Это была нота физического страдания (Омри Ронен. Идеал // «Звезда», 2001).

Эта «нота несправедливости, незаслуженного, «невыстраданного» обладания, — продолжает он там же, — звучала и в монологе барона»

(Феликс Раскольников. Статьи о русской литературе (1986-2000)).

Но нота несогласия звучит всё явственнее с каждым письмом

(Юрий Елагин. Темный гений (1998)). В голосе его зазвучала нота бренности жизни.

(Сергей Довлатов. Компромисс (1981-1984)). И в голосе нота подавленной нервозности: «Это снова не ответ, пора согласиться, что мы не понимаем чего-то главного!

(Д. С. Данин. Нильс Бор (1969-1975)) Звучит в авторских автографах и высокая нота трудовой, романтической преемственности комсомольских поколений.

(А. Сергеев. «Юность» — строителям дороги Тюмень-Сургут // «Юность», 1972)

В последних официальных заявлениях СССР по поводу хода войны — определенная нота разочарования.

(В. В. Вишневский. Дневники военных лет (1943-1945)) Нота героизма звучит в ней во время прохождения Корделии и Лира в тюрьму (М. А. Чехов. О технике актера (1945)).

В его песнях доминировала нота сдержанной интимности

(Сергей Довлатов. Иностранка (1985)). Весенняя дымка синих крокусов сменяется изысканностью лимонных лилейников на фоне хвойных растений, а зыбкая нота белых ремонтантных шиповников звучит на протяжении всего лета

(Мария Ожерельева. Современники называли ее «царскою» (2002) // «Ландшафтный дизайн», 2002.01.15).

Музыкальный термин «нота» давно развил метафорическое значение «оттенок речи», подчеркивающий эмоционально-нагруженное отношение говорящего к предмету или словам собеседника. В данных примерах мы встречаем выражения «нота сиротства», «нота прозы», «нота протеста», «нота любви», «нота вины», «нота сердца», «нота физического страдания», «нота несправедливости», «нота подавленной нервозности» и т. д. Во всех случаях метафоризации перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «оттенок».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Октава

1. Восьмая ступень от данной в диатонической гамме, однородная с ней по звучанию, но отличающаяся от неё по высоте; интервал между данной ступенью и восьмой от неё в диатонической гамме. 2. Очень низкий бас. 3. Восьмистишие, из которых первые шесть объединены двумя перекрёстными рифмами, а два последних — смежной рифмой с обязательным чередованием мужских и женских рифм [БТС, 2000:711].

Рассмотрим примеры метафоризации данного музыкального термина.

И тут громовая октава трансатлантического лайнера потрясла двор

(Борис Черных. Гибель Титаника (1974) // Библиотека «Огонек», 1988).

Он уже входил во двор, когда сверху, вниз по Дону, откуда-то с Казанского юрта по воде доплыла октава орудийного залпа

(М. А. Шолохов. Тихий Дон. Книга третья (1928-1940)).

В «октаве» задействованы семь звуков, расположенных последовательно по высоте, что позволяет уподобить понятию «октавы» понятие последовательного громкого звучания любых предметов. В данных примерах метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «громкое, совокупное звучание».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => физическое понятие».

Оркестр

1. Коллектив музыкантов или совокупность различных инструментов, участвующих в исполнении какого-л. музыкального произведения. 2. Музыка, исполняемая на таких инструментах, таким коллективом. 3. Место перед сценой в театре, где помещаются музыканты [БТС, 2000:725].

Рассмотрим примеры метафоризации данной лексемы.

Пронзительная синь над головой — падение вверх без дна, солнечный диск в зените над «Зенитом», и даже тень каштанов горяча, как кипяток, и плавают, колеблются, трепещут на желтых тротуарах, замирают пятнистой шкурой крадущегося зверя солнечные блики, электросварка будто вспыхивает в сводах могучих крон, в узорчатом объёме просвеченной листвы, оркестр флоры буйно и безудержно течёт, вздыхает, шелестит, возносится хвалой Создателю, Видение рая

(Сергей Самсонов. Одиннадцать (2010)).

В данном случае совокупное звучание музыкальных инструментов, входящих в оркестр, уподобляется звучанию флоры, состоящему из разнообразных природных звуков. Метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «группа звучащих объектов».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => физическое понятие».

Правда, у некоторых этот дирижёр всю жизнь продолжает руководить всем сложным оркестром отношений двух людей. У некоторых, но не у тебя. Ты сам прогонял дирижёра, как докучливого соглядатая. Или он уходил, чувствуя, что ему здесь нечего делать

(Фазиль Искандер. Морской скорпион (1977)).

В данном случае метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «совокупность».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Полифония

1. Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении. 2. Художественное многообразие в чем-либо [БТС, 2000:902].

Рассмотрим примеры метафоризации данной лексемы.

Ароматы многих сортов роз — целая полифония запахов

(Садоводу на заметку // «Наука и жизнь», 2007).

Полифония материалов, форм и фактур созвучна полифонии монастырских куполов

(Алла Смирнова. Инесе Грундуле: «Ландшафтный архитектор - это миссия и... порыв!» (2002) // «Ландшафтный дизайн», 2002.01.15).

Во всяком случае, очевидная полифония мнений имеет место, и есть возможность высказать в СМИ почти любую точку зрения по практически любому вопросу реальной жизни.

(Борис Стругацкий. Мы сейчас на очень опасном вираже истории (2001)).

Эта интригующая полифония точек зрения вряд ли достижима в рамках традиционной строфической песни: здесь требуется более сложная поэтика, здесь надобны более богатые средства — композиционные, словесные, интонационные (Владимир Фрумкин. Уан-мэн-бэн(н)д (2003) // «Вестник США», 2003.10.29).

Во всех вышеприведенных примерах процесс метафоризации осуществляется на основе мотивирующей семы «совокупность».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Синкопа

1. Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую, нарушающее плавность ритма и создающее ощущение остроты, взволнованности. 2. Выпадение одного или нескольких звуков в середине слова. [БТС, 2000:1187].

При метафоризации наименования данного музыкального термина актуализируются самые разные смысловые компоненты.

Колченогому и мутноглазому новоязу он буквально врезал между глаз энергичную речевую синкопу, сжатую формулу-вызов

(В. Камянов, Свободен от постоя// «Новый мир», 1992, № 2).

Сколько уж лет Мочалов доказывает, что стихи не должны быть гладкими — в строке необходима синкопа, заноза, шероховатость; он многому научился, конечно, и у Маяковского, и у конструктивистов, и у художников блистательного русского авангарда, который он всю жизнь изучал.

(Дмитрий Быков. Книжная полка Дмитрия Быкова // «Новый Мир»,

2003).

В данных примерах метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующих сем: «противопоставление», «смещение акцентов».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Вячика прошиб пот, сердце сыграло синкопу, но он взял себя в руки, приписав эту манифестацию разболтанному состоянию организма

(Федор Чернин. Вячик Слонимиров и его путешествие в непонятное // «Звезда», 2002).

Известно, что употребление синкоп в ритмическом рисунке музыкального произведения придаёт произведению определенную резкость, в данном случае выражение «сердце сыграло синкопу» означает, что произошёл процесс резкого изменения сердечного ритма. Метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «резкость».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => физическое понятие».

И хотя Эмилия Ароновна как-то сказала мне: "Не думайте, что, если мне что-то говорят, я в это верю, — каждый имеет своё мнение, — возникла какая-то многолетняя синкопа, пауза. Женя исчез, перестал даже вспоминать о Спивакове. Показалось, что Спиваков не нужен, что это - пройденный этап (Сати Спивакова. Не всё (2002)).

В музыкальном произведении синкопа используется для перераспределения музыкальных акцентов. Скорее всего, метафорическое значение «пауза» в данном примере лексема «синкопа» получает потому, что, как правило, пауза предшествует синкопированной доле такта. Мотивирующая сема «смещение».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

На полу они красиво смотрелись, а на льду получилась некая синкопа, очень похожая на то, что делают пары на паркете

(Наталья Бестемьянова и др. Пара, в которой трое (2000-2001)).

В данном примере вновь метафорический перенос осуществляется на основе мотивирующей семы «смещение».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Хор

Этот музыкальный термин включает в себя совокупность следующих (ЛСВ) значений: 1) певческий коллектив, исполняющий вокальные

произведения; 2) музыкальная пьеса, предназначенная для исполнения певческим коллективом; 3) Совокупность каких-либо звуков, издаваемых, звучащих одновременно; 4) Совокупность одинаковых музыкальных инструментов, исполняющих музыкальное произведение, звучащих одновременно; 5) совокупность, группа людей, согласно высказывающих какое-либо суждение, мнение и т.п. Множество одинаковых мнений, суждений, высказываемых одновременно [БТС, 2000:1451].

Рассмотрим примеры метафоризации данной лексемы.

Вот так я и начал свободно перемещаться по свету. Вышел за Стену. С правом возвращения. Под хор тех захлебывающихся берлинских звонков. ... Стал ездить (Андрей Битов. Русский устный и русский письменный // «Звезда», 2003).

Ему известен хор обвинений по адресу высокомерного автора, чье отношение к большинству и в самом деле своеобразно

(Леонид Зорин. Восходитель (2005-2006) // «Знамя», 2006).

Рокочущий под сводами Пестрой хор подземных кранов.

(Теймураз Мамаладзе. «Здравствуй, осел!» (1999) // «Дружба народов»,

1999.07.15) .

Понятное дело, слышу хор возражений: мол, человеку всегда свойственно страдать, он человек, никогда не успокоится, поэтому он всегда будет творить

(Владимир Познер. Чем хуже, тем лучше? (1999) // «Дружба народов»,

1999.09.15) .

Многоголосый хор оценок Сталина, мол, что отвечает за террор и построил террористическое государство, заставили меня разобраться и провести достаточно глубокое историческое исследование

(Михаэль Дорфман, Верхотуров Дмитрий. Об Израиле, войне в Ираке, Сталине и кое-чем другом... (2003)).

На исходе Средневековья распространились нищенствующие монашеские ордена, целью своей ставившие проповедь, и хор предостережений зазвучал во всём европейском мире

(С. А. Еремеева. Лекции по истории искусства (1999)).

В данных примерах метафорическое значение обусловлено мотивирующими семами: «совокупность звуков», «одновременное

воспроизведение».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Я был один; покачивался среди волн и смотрел на фонарь; свеча его догорала. Хор мыслей пролетел и утих. Прошло некоторое время, в течение которого я не осознавал, что делаю и где нахожусь; затем такое сознание стало появляться отрывками (А. С. Грин. Бегущая по волнам (1926)).

Налево от развилки — тесная приемная шириной в окно: умещается письменный стол, шкаф с чайными и кофейными боеприпасами, вентилятор на журавлиной ноге и нестройный хор цветочных горшков — здесь просвещенно и добросердечно властвует секретарша; за ее спиной - кабинет Гольцмана, там сейф и календарь и большой порядок

(Александр Терехов. Каменный мост (1997-2008)).

Что ее картины — это хор греческих масок, переведенный на язык уличных балаганных певцов, акробатов, гимнастов

(Дина Рубина. На солнечной стороне улицы (1980-2006)).

Сколько-то лет назад был в Капелле поэзоконцерт по случаю пушкинского юбилея: сводный, нестройный такой хор литературных светил, — а Дмитрий Быков запомнился, как беззаконная комета, — однако ж не стихами (как обычно, хорошими) блеснул, но гладкими ножками в коротких штанишках (С. Гедройц. Дмитрий Быков. Орфография. Борис Фрезинский. Судьбы Серапионов. Лазарь Флейшман. Борис Пастернак в двадцатые годы // «Звезда», 2003).

Эти заметки я начал с того, что долго сомневался в своём праве включаться в хор воспоминаний о М.В. Но вот в уже упомянутом «Невельском сборнике» я читаю, что и М.В. (даже она!) (Николай Журавлев. М.В., или «Мы пахали!» (2003) // «Вестник США»,

2003.10.15) .

Из дворов во дворы, через улицу, за околицу, в солнечное лето — удивителен этот хор победной жизни

(А. И. Солженицын. Крохотки 1996-1999 (1996-1999)).

В данных примерах музыкальный термин хор метафоризуется на основе мотивирующей семы «совокупность».

Метафорическая модель:

«музыкальное понятие => абстрактное понятие».

Выводы

1) В данной лексической группе 4,4 % единиц подвергается процессам метафоризации.

2) Метафорический перенос осуществляется на основе следующих

мотивирующих сем: «сопровождение», «завершение», «сочетание»,

«оттенок», «совокупное звучание», «смещение».

3) В результате анализа процессов метафоризации выявлены следующие модели метафорических переносов:

музыкальное понятие => физическое понятие (5)

музыкальное понятие =>абстрактное понятие (7)

Выявлено 7 нелексикографированных метафор.

<< | >>
Источник: ХОХОНИН ДМИТРИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ. ЛЕКСИКА СЕМАНТИЧЕСКОЙ сферы «музыка» в МЕТАФОРИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ. 2014

Еще по теме 2.9. Метафорическое использование наименований музыкальных терминов, не образующих тематических групп:

  1. Право на наименование селекционного достижения (статья 1419)
  2. 10.1. Общие замечания
  3. Транслатологическая характеристика отдельных типов текста
  4. ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКА
  5. 3.2. Параметрическая характеристика национальной специфики тематической группы «Наименования явлений природы»
  6. ХОХОНИН ДМИТРИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ. ЛЕКСИКА СЕМАНТИЧЕСКОЙ сферы «музыка» в МЕТАФОРИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ, 2014
  7. 1. 2 Понятие «метафорическая модель» в современных лингвистических исследованиях
  8. 1. 3 Семантическая сфера «музыка» и ее тематические группы
  9. Глава II Метафорическое использование лексем семантической сферы «музыка»
  10. 2.1. Метафорическое использование наименований музыкальных инструментов и их составляющих
  11. 2.2. Метафорическое использование наименований музыкальных форм
  12. 2.3. Метафорическое использование наименований музыкальных темпов и динамических оттенков
  13. 2.4. Метафорическое использование наименований приемов игры на музыкальных инструментах и музыкальных штрихов
  14. 2.5. Метафорическое использование наименований знаков альтерации
  15. 2.6. Метафорическое использование наименований музыкальных ладов
  16. 2.7. Метафорическое использование наименований певческих голосов и их регистров
  17. 2.8. Метафорическое использование наименований лиц, связанных с музыкальной деятельностью и профессией
  18. 2.9. Метафорическое использование наименований музыкальных терминов, не образующих тематических групп
  19. ЗАКЛЮЧЕНИЕ