Опыт реконструкции и анализа категории партитивности в современном языкознании
Описанные (или хотя бы названные в разделах I-V) методики, приёмы и процедуры используются в конкретных исследованиях чаще всего в различных комбинациях. Продемонстрируем такую комплексную методику «в действии», используемую для анализа суперкатегории партитивности[447].
Комплексность методики обусловлена прежде всего особым статусом категории партитивности, которая, во-первых, имеет системообразующий характер по отношению к другим понятийным и языковым категориям; во-вторых, имеет особый, прогностический статус в языке: «противоборство процессов интеграции и дифференциации в структуре целого - главный стимул развития инноваций» [Алефиренко 2009-а : 96]; в-третьих, эта категория является классической, а «классические категории вследствие той роли, которую они играют в структуре многих наших когнитивных моделей, действительно играют важную роль в понимании мира» [Лакофф 2004 : 214-215].
Первичным концептуальным фоном исследования является понимание категории как основного формата знания, в связи с чем категория партитивности является универсальной и «тотальной» ментальной и языковой категорией.
Для нашего исследования наиболее оптимальным представляется поиск прототипа в духе Э. Рош [Рош и др. 1976] и установка на базисный уровень категоризации, что объясняется в стандартной версии теории прототипов тем, что связываемое с этим уровнем целостно-образное восприятие обеспечивает наилучшим образом систематизацию знания [Шафиков 2007; Бочкарёв 2007].
Отметим, что понимание концептуализации как процесса обратного категоризации верно только отчасти, в том смысле, что речь идёт о выделении отдельных минимальных единиц опыта (концептуализация) и об объединении этих единиц в более крупные рубрики (категоризация). Однако категоризация есть не только объединение, но и всякая типизация, и в этом смысле категоризация неотличима от концептуализации как процесса и результата выделения типовых смыслов.
Накопление знания связано с усложнением концептов, которые начинают, с одной стороны, дробиться, а, с другой стороны, концентрироваться вокруг наиболее общих смыслов. Таким образом, усложнение знания ведёт к усложнению концептов и превращению их в категории.Все остальные положения методологии и методики данного исследования, вытекающие из основных методологических посылок, обобщаются в виде следующих принципов: антропоцентризма языка и лингвистики; синтеза ономасиологического (как «предкогнитивного», по словам Е. С. Кубряковой) и семасиологического подходов; синтеза когнитивно-дискурсивного подхода и теории функциональносемантических полей (ФСП), исходя из того, что поле как «общая для мироздания структура» [Всеволодова 2009 : 78], коррелирует с нейро- и психолингвистическими моделями памяти человека; синтеза системно-категориального (языкового) и конкретно-смыслового (речевого, дискурсивного) подходов; анализа категории партитативности в статике (фрагмент предметной картины мира) и динамике (фрагмент процессуально-событийной картины мира); из трёх трактовок языковых категорий в современной лингвистике: структурной (принцип оппозиций), функциональный (полевой) и когнитивный (прототипический) [Болдырев 2006 : 6] - избираем синтез двух последних; принципов современной постнеклассической науки[448]; принимаем идеологию современной корпусной лингвистики, которая сосредоточила своё внимание на лингвистике речи в результате установки на теорию узуса, что «позволяет изучать не мнимые, а действительно существующие в языке явления» [Плунгян 2008 : 19].
Комплексная методика направлена на решение двух взаимосвязанных задач: 1) реконструкция категории партитивности и 2) анализ реконструированной категории через грамматическую (собственно языковую) и лексическую (аналоговую) концептуализацию, а также частично - моду сную, поскольку партитивность является суперкатегорией, т. е. категорией переходных зон, уровней, или пространств (термин Н. Н. Болдарева и С.
Г. Шафикова).Комплексная методика включает: концептуальный анализ, включающий компонентно-дефини- ционный на начальном этапе исследования при отборе языкового материала (партитивных существительных и партитивности глагольных предикатов) из совокупности, отмеченной в реальной коммуникации (национальных корпусах языков); прототипическую семантику в двух её аспектах: горизонтальном и вертикальном, а) для выявления уровня категоризации и определения прототипа в стандартной версии теории прототипов; б) для установления прототипических концептов и прототипических смыслов с помощью когнитивных моделей четырех типов: пропозициональных; схематических моделей-образов (вверх - низ, центр - периферия); метафорических и метонимических (реже); когнитивную грамматику Р. Лангакера (в ее шести измерениях) для структурирования и организации языкового материала, прежде всего, непрототипических концептов и непрототипических смыслов, противопоставленных прототипическим через процедуру профилирования); фреймовую семантику Ч. Филлмора для структуризации языкового материала (при грамматической и лексической концептуализации) через ситуационные и классификационные фреймы; использование признаковых и коннекционистических (как аналогов фреймовых) моделей ментальных репрезентаций; основные когнитивные процессы, механизмы концептуализации категории партитивности, которые сведены в схему 25.
Как показывает схема 25, основные когнитивные механизмы (1-19) являются универсальными при формировании категории партитивности в её статическом и динамическом компонентах. При этом механизмы 1-5 и 15 являются господствующими когнитивными процессами создания партитивных смыслов предметной картины мира, а механизмы 7-9 и 15 - во фрагменте процессуально-событийной картины мира; механизмы 12, 13, 15 - основные при перекатегоризации.
Схема 25
Основные когнитивные механизмы
концептуализации категории партитивности
Их других монографических работ последних лет значительный интерес представляет методика реконструкции и анализа категории пр офес - сионального деятеля [Голованова 2008] как одной из центральных категорий концептуальной картины мира.
В языке эта категория представлена совокупностью наименований лиц по профессии, которая образует зону пересечения между обыденным и специальным знанием.
Чтобы выявить механизмы взаимодействия этих двух контактирующих зон языка, необходимо выяснить уровневую организацию данной категории.
Елена Иосифовна Голованова выделяет семь основных уровней категоризации: Высший Человек Метакатегориальный Деятель Категориальный Профессиональный деятель
Рабочий. Работник. Специалист
Аппаратчик. Менеджер. Инженер
Менеджер по продажам/сбыту/снабжению и т. д.
Менеджер по продаже технологического оборудования
На базовом уровне автор выделяет четыре основных способа концептуализации лица: 1) инструментативный (крановщик, комбайнер, весовщик); 2) процессуальный (сборщик, резчик, упаковщик); 3) предметный (жестянщик, каменщик, стекольщик); 4) экстериативный (печник, лекальщик, макетчик).
На периферии исследуемой концептуальной структуры находятся такие способы концептуализации, как метафорический и метонимический.
Оценочная категоризация профессионального деятеля анализируется автором с помощью фреймовой семантики. Из работ, выполненных в жанре статей и докладов по данной проблематике, следует обратить внимание на статью, посвященную когнитивным механизмам морфологической репрезентации в языке [Болдырев, Беседина 2007 : 3-10].
Как признаётся практически всеми лингвистами [Кубрякова 1997; 2000; 2004; Талми 1999; Бондаренко 1976; 1983; 1984 и др.], наиболее важная часть концептуальной информации, наиболее существенные с точки зрения языка смыслы фиксируются в грамматике и прежде всего в морфологии.
Морфологическая репрезентация подразумевает категориальный способ структурирования концептуального содержания посредством морфологиче- с к и х к а т е г о р и й и ф о р м . В этом плане морфология отражает категоризацию наиболее важных участков концептуальной системы и репрезентирует наиболее существенные, фундаментальные концепты, такие как время, количество, отношение.
Анализ когнитивных механизмов и специфики морфологической репрезентации дают основание авторам заключить, что
- основными когнитивными механизмами морфологической репрезентации являются профилирование и абстрагирование;
в качестве языковых средств выступают морфологические категории и формы; когнитивная основа морфологической репрезентации обеспечивается морфологически передаваемыми концептами; морфологические категории и передаваемые обобщенные смыслы создают «сетку координат», в рамках которой осуществляется концептуализация мира человеком [Болдырев, Беседина 2007 : 10] \