ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§ 37. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕЧАТНИКИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII ВЕКА

Выдающимся английским печатником XVIII века был Джон Баскервилль (1708—1775). Начал он свою трудовую деятельность в качестве писца, потом торговал лаками и на этой торговле нажил состояние.

В 1750 году он оставил торговлю и занялся печатанием книг, причем завел не только типографию и словолитню, но и бумажную мельницу, чтобы иметь в руках все необходимое для изготовления книг. В предисловии к своему изданию Мильтона Баскервилль пишет, что ни одно из тех искусств, которыми он занимался, не доставляло ему столько удовольствия,

сколько дает отливка литер, изготовление бумаги и печатной краски. Семь лет работал Баскервилль над рисунками шрифтов и их отливкой, и наконец в 1757 году он выпустил первую книгу — латинское издание Вергилия.

Одна из особенностей изданий Баскервилля — полное отсутствие орнаментики; Баскервилль достигает художественности книжного оформления чисто шрифтовыми средствами. Баскервилль изобрел способ придания бумаге шелковистой поверхности, создав особый сорт так называемой веленевой бумаги. Один из замечательных по оформлению титульных листов книги, напечатанной Баскервиллем, дан на рис. 33. В Англии шрифты Баскервилля не имели такого успеха, как шрифты Кезлона, но Бодони в Италии и Дидо во Франции обязаны ему многим. После смерти Баскервилля большую часть его типографского материала приобрел французский писатель Бомарше. Открыв в городе Кель (близ Страсбурга) «Типографское общество», он напечатал в 80-х годах XVIII века полное собрание сочинений Вольтера в 73 томах.

Крупнейшим итальянским печатником XVIII века являлся Джиамбаттиста Бодони (1740—1813). С молодых лет он начал работать наборщиком в Риме, где прошел хорошую школу. Когда герцог Пармский захотел основать в Парме типографию, он пригласил Бодони в качестве директора этой типографии. В 1768 году Бодони переехал в Парму и проработал здесь более 45 лет, сделавшись знаменитым печатником-художником.

Первые шрифты пармской типографии были куплены у Фурнье в Париже, но одновременно Бодони приступил к отливке собственных шрифтов, в том числе греческого, русского, еврейского и арабского.

Бодони создал замечательный рисунок шрифта, имеющего толстые вертикальные и волосные горизонтальные линии. Бодони так же, как и Баскервилль, отказался от заполнения своих изданий иллюстрациями; для него главным средством оформления было сочетание типографских шрифтов; все издания Бодони выдержаны в стиле строгой классики. В искусном выборе шрифта, в установлении соотношений его размера с размером страницы, в определении промежутков между строками, в урегулировании соотношения полей и полосы набора Бодони был непревзойденным мастером (рис. 34). Высокое качество бумаги, насыщенная черная краска, превосходная печать завершили создание высокохудожественного произведения, каким является его книга. К сожалению, содержание изданных Бодони книг часто не отвечает их оформлению: нередко эти книги представляли собой сочи- неньица придворного характера, не имеющие литературного значения. В тех же случаях, когда Бодони издавал классиков, текст этих сочинений служил лишь материалом для типографского оформления; о качестве редакции и корректуры Бодони не заботился.

Среди французских печатников в XVIII веке выдвинулась начиная с первых летXVIII века фамилия Дидо. Наибольшую известность среди них приобрел Франсуа Амбруаз Дидо (1730—1804), человек большого и разностороннего образования. В 1775 году он создал первый вариант нового шрифта с утолщенными вертикальными и тончайшими горизонтальными линиями. Этот шрифт был окончательно выработан его сыном Фирменом Дидо и под именем «дидотовского» получил мировое распространение.

Как уже было сказано выше, большую заслугу Дидо составляет разработка им типометрической пунктовой системы, также получившей всемирное распространение. Шрифты словолитни Дидо стали предметом усиленного вывоза во многие страны Европы; так, например, русские, латинские и греческие шрифты Дидо выписывал владелец типографии в России И. П. Глазунов; владелец словолитни в Петербурге Ревильон торговал дидотов- скими шрифтами. Старший сын Франсуа Амбруаза Дидо — Пьер Дидо (1761 —1853) продолжал издательское и типографское дело отца, младший — Фирмен Дидо (1764—1836) — словолитное дело. Фирмен Дидо впервые в типографской практике ввел стереотипирование[XXX] (см. стр. 102), что позволило удешевить производство книг и снизить их продажную цену. Матрицы для стереотипов снимали при помощи накладывания на набор гипса, смоченного водой. Гипс быстро застывал, причем заполнял все свободное пространство и при снятии с набора давал точную копию набора в зеркальном виде (матрицу).

Пьер Дидо получил известность также изданиями классиков; по красоте эти издания не уступали работам Бодони, но значительно превосходили их в отношении исправности текста. Лучшее издание классиков — сочинения Расина, вышедшие в 1801—1805 годах в трех томах в очень большом формате. Это издание современники признавали лучшей книгой из всех книг, вышедших в то время. На рис. 35 представлена иллюстрация к сочинениям Расина, изображающая автора, которого подводят к бессмертию его гений и муза Мельпомена. Гравюра выполнена по картине известного художника Прюдона.

Выдающимся типографом Соединенных Штатов Америки в XVIII веке был Веньямин Франклин (1706—1790), ученый, писатель, публицист, политический деятель, активный борец за независимость Соединенных Штатов. Еще мальчиком Франклин поступил на работу в типографию в Бостоне (Северная Америка), затем он поехал в Европу и работал в лондонских типографиях. Возвратившись в Северную Америку, он основал собственную типографию в Филадельфии и в 1732 году выпустил «Альманах бедного Ричарда», который выдержал стотысячный тираж и издавался в течение 25 лет; здесь же он издавал «Пенсильванскую газету».


Во время войны североамериканских колоний с Англией за свою независимость Франклин состоял послом Соединенных Штатов Америки во Франции, где подружился с семьей Дидо и вел переписку с Бодони. Политическая деятельность заставила Франклина отказаться от руководства типографией, но не охладила интереса к типографскому производству.

<< | >>
Источник: Кацпржак Е.. История письменности и книги. 1955

Еще по теме § 37. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕЧАТНИКИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII ВЕКА:

  1. Культура Европы XIX в.
  2. § 36. СЛОВОЛИТНОЕ ДЕЛО
  3. § 37. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕЧАТНИКИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII ВЕКА
  4. Перевод в Европе XIV-XIXвв.
  5. Глава 9 СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, БЕДНЫЕ И БОГАТЫЕ
  6. Глава 13 ОБРАЗОВАНИЕ, ЖЕНЩИНЫ И ГУМАНИЗМ
  7. Глава 14 ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЯЗЫЧЕСКОЕ НАЧАЛО
  8. Глава 15 ОТ КОЛДОВСТВА К НАУКЕ
  9. СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС