С чего начинается редактирование произведения?
Редактирование рукописи следует начинать с оценки ее композиции. И если оказывается, что само построение текста (архитектоника) несовершенно, композицию необходимо изменить. Еще К.И.
Былин- ский писал: «И автор, перерабатывающий свою рукопись, и редактор, правящий ее, начинают свою работу с изменения архитектоники текста, если в этом есть надобность»1. Разъясняя характер этой работы, Константин Иакинфович заметил, что для перестройки текста в соответствии с новым планом обычно достаточно некоторые страницы поменять местами, другие же разрезать на части и затем эти части склеить в ином порядке. Причем он предупреждал: не надо параллельно производить литературную обработку рукописи, потому что потом «неизбежно придется возвращаться к уже исправленному тексту, чтобы заново оформить связь между частями».Замечания К.И. Былинского в основном относятся к работе над композицией больших по объему произведений. Задача же редактирования газетных и журнальных произведений, малых форм, чаще сводится к перекомпоновке абзацев, а не страниц. Однако методика редактирования подчиняется тем же законам: первый шаг редактора — оценка архитектоники произведения.
Особенности редакторского чтения рукописи
Приступая к литературной обработке рукописи, редактор вначале ее внимательно изучает. Методика работы над текстом рекомендует применять при этом разные виды редакторского чтения. При ознакомительном чтении редактор должен быстро уяснить суть произведения, определив его тему и идею; оценить стиль автора, его профессионализм, знание предмета.
При этом целесообразно использовать скорочтение (если редактор владеет этой техникой). Освоить его не просто, необходимо трениро- 1
Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Литературное редактирование. М., 1957. С. 67.
ваться по специально разработанной системе, чтобы преодолеть усвоенный с детства стереотип «вялого» чтения.
Скорочтение позволит при ознакомлении с рукописью воспринимать ее не по отдельным словам, а по строчкам и абзацам, оценив в итоге текст как единое целое.Следующий этап в работе редактора — углубленное чтение, при котором анализируется каждое слово, каждое предложение, знаки препинания, абзацное членение текста, последовательность изложения, система образов, употребление изобразительно-выразительных средств и т.д. Редактор должен решить, насколько соответствует план выражения плану содержания произведения.
Параллельно с чтением рукописи редактор формулирует свои замечания, записывая их к каждой части текста отдельно; в постраничных пометках могут быть конкретные указания на неточность словоупотребления, на различные речевые ошибки, погрешности стиля.
Впоследствии редактор обобщает свои наблюдения в рецензии, указывая замечания по частям рукописи и суммируя отдельные случаи нарушения нормы при общей оценке культуры речи автора.
В зависимости от качества рукопись может быть отвергнута или принята к печати. В последнем случае редактору предстоит кропотливая работа над текстом и на завершающем этапе его шлифовочное чтение. Как замечает К.М. Накорякова, чтение-«скольжение» по всему тексту подчинено определенной цели: проверить фамилии, инициалы, точность цитат, даты, цифровые данные, написание географических названий, соответствие ГОСТу библиографических описаний.
Оценка редактором композиции произведения
Важнейшей составляющей профессионализма журналиста является композиция представленного им текста. Поэтому редактор должен в первую очередь оценить построение произведения. Только неопытные литературные сотрудники начинают работу над рукописью с исправления речевых ошибок, недочетов стиля. Стилистическая правка отдельных слов и предложений может оказаться ненужной, так как при более внимательном изучении текста потребуется перекомпоновка его частей, исключение отдельных фрагментов, что приведет к более серьезным изменениям в рукописи.
Оценка композиции текста начинается с его деления на части.
В первую очередь литературным редактором оцениваются их значение, объем, последовательность, связность. Рассматривая композицию художественного произведения, следует брать за основу его сюжет и не навязывать автору иное построение текста.Известно, что художественное творчество начинается с замысла, и редактор должен постараться понять замысел автора. Нельзя не учитывать того, что творение художника не поддается искусственному расчленению. Как справедливо замечает И.К. Сушилина, методика редакторского анализа «предусматривает специфическое проявление связей общего, целого и частного, отдельного» в произведении искусства; взаимосвязь частей и целого должна прослеживаться на протяжении всего произведения; его различные компоненты характеризуются и оцениваются в соотнесении с художественным целым1.
У писателя замысел может появиться неожиданно, иногда в его основе лежит «что-нибудь конкретное, зримое — человеческое лицо, город, родные улицы, чем-то поразивший предмет», — писала Вера Панова2. Например, Лев Толстой увидел сломанный репейник, и у писателя возник замысел повести о Хаджи-Мурате. В подобных случаях композиция произведения не подчиняется стандартным меркам, и с этим должен считаться редактор. Иначе его вмешательство может лишь навредить, как это случилось при «выравнивании» композиции рукописи Б.Л. Горбатова «Годы и войны», предложенной журналу «Новый мир». По воспоминаниям В. Лакшина, в результате редактирования описываемые автором события были представлены в хронологической последовательности. Твардовский по этому поводу долго сокрушался: «Мне плакать хочется, какая вещь испорчена. Ведь Горбатов интуитивно сделал художественно. Сначала круто взял — тюрьма, лагерь, а потом на покосе, где есть место подумать, припомнил детство, гражданскую войну...»3
В художественных произведениях возможны весьма сложные повороты композиции, которые отражают замысел автора и его особые приемы построения текста. В публицистике также возможно нарушение в описании линейной последовательности событий. Литературный редактор должен вдумчиво подойти к оценке подобных случаев и при переработке текста учитывать мнение автора.
Еще по теме С чего начинается редактирование произведения?:
- СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЖУРНАЛИСТСКИХ И РЕКЛАМНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- ЖУРНАЛИСТ В РЕКЛАМНОМ БИЗНЕСЕ
- ГЛАВА XI РЕВОЛЮЦИОННО- ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ И МАРКСИСТСКАЯ МЫСЛЬ В КАЗАХСТАНЕ В НАЧАЛЕ XX В.
- Глава 3 Поэзия, мозг и время Ф. Тернер ', Э. Пёппель
- «ИСКРА» И «ЗАРЯ»
- «жизнь»
- «ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ»
- «КУРЬЕР»
- 3 Штаты редакционных коллективов и авторский актив газет
- С чего начинается редактирование произведения?
- Г л а в а 5 ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГОКОНСЕРВАТИЗМА (1815-1825 гг.)
- 4. 2.4. Интервью: специфика и разновидности жанра
- Как писать новости
- ОРФОЭПИЯ. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ
- § 104. РАБОЧАЯ ПЕЧАТЬ КОНЦА XIX И НАЧАЛА XX ВЕКА