<<
>>

Функционально-смысловые типы речи. Виды стилистической правки текста

Упражнение 1. Приведите примеры описаний в художественных, публицистических, научно-популярных, технических, официальных и рекламных текстах. Отметьте их языково-стилистические особенности и композиционные приемы включения этих функционально-смысловых типов речи в иные (если это наблюдается в ваших примерах).

Упражнение 2. Определите функционально-смысловой тип речи данного текста, оцените его композицию и предложите свои варианты компоновки представленного автором материала. Оцените стиль изложения и устраните замеченные вами недочеты в выборе языковых средств, учитывая, что это газетная статья научно-популярного характера.

Калина

Калина обыкновенная — род кустарников или небольших деревцев семейства жимолостных. Известно около 125 видов растущих в умеренных и тропических областях земного шара. Цветки белые в щитновид- ных соцветиях. Плоды — ярко-красные мясистые кистянки.

У славянских народов калина считалась символом девичьей красоты, любви и счастья. В народе она считалась свадебным деревом и была непременной участницей свадебного обряда. Букетами калины украшали столы, свадебные кортежи, девичьи венки, блюда с угощениями. Косточка плода калины своей формой напоминает сердце, поэтому

в народе рубиновые плоды стали символом мужества людей, которые отдали свою жизнь в борьбе с врагами.

В плодах калины много витаминов (больше, чем в лимоне и мандарине), а по содержанию железа она превосходит их в 5—10 раз. В народной медицине используются плоды, цветки и кора калины при различных заболеваниях, в частности при простуде. Из калины получают краситель для шерсти. Плоды калины имеют сладковато-горький вкус; после первых заморозков горечь уменьшается, а при термической обработке — при изготовлении пастилы, мармелада, компотов — полностью исчезает.

Калина — морозостойка, быстро растет, неприхотлива к почве и воздуху, часто используется в садах и парках как декоративное растение.

Древесина калины, твердая и крепкая, используется в столярном деле при изготовлении мелких изделий.

Упражнение 3. Определите функционально-смысловой тип речи данного отрывка. К какому жанру принадлежит текст? В чем особенности его композиции? Какова целевая установка автора? Определите читательский адрес текста, его языковые и стилистические особенности. Оцените композицию.

...Красная площадь раскинулась на вершине центрального московского холма. Посмотрите, с каким мастерством уложены камни на ее мостовой. Я обращаю на это ваше внимание, потому что редко мы смотрим вниз, оказавшись на этом историческом месте. Небезынтересно, что Красная площадь оделась в эту серую с синеватым отливом брусчатку в 1930—1933 годах. До этого времени на ней был булыжник, который после парадов и демонстраций приходилось неизменно ремонтировать. Чтобы преодолеть эту неудобную традицию, решили устлать площадь камнем диабазом, который заготовили на Онежском озере. Основание сделали из песка, на него искусно укладывали брусчатку, а затем из специальных леек каждый шов заливался битумом. Эту работу с честью выполнили рязанские мастера-каменотесы.

Против Спасской башни Кремля, на спуске к Москве-реке, высится неповторимый памятник русской архитектуры — Покровский собор, или храм Василия Блаженного, сооруженный в середине шестнадцатого века русскими зодчими. Этот удивительный памятник архитектуры был создан по повелению Ивана Грозного в память взятия Казани и Астрахани.

Этот собор поражает оригинальностью своих форм. Он включает девять храмов. Главную церковь с большим шатрообразным покрытием окружают правильным восьмиугольником церкви меньшего размера с характерными для русской архитектуры куполами в виде луковиц. Все эти церкви объединены узкой внутренней галереей.

Отдельные церкви храма названы именами святых, дни почитания которых совпали с той или иной победой русского оружия. Так, церкви Покрова, Киприана и Устинии получили свои имена в память взрыва городских стен и занятия Казани; церковь Григория Армянского — в честь взятия Арской башни и победы на Арском поле; церкви Александра Свирского и Трех патриархов — в честь победы над князем Епан- чею и так далее.

Храм стоит на каменной террасе, имеющей овальную форму, он окаймлен кованой железной решеткой. На облицовку пошел камень набережной реки Неглинной, эта набережная была разобрана в 1817 году. Отсюда же взята была и решетка... (Достопримечательности столицы)

Упражнение 4. Сформулируйте главную мысль произведения. Разделите его на части, выделяя в них информационные центры и указывая ключевые слова. Назовите тему и подтемы данного текста, озаглавьте его.

Определите функционально-смысловой тип речи (сочетание нескольких типов), охарактеризуйте языковые черты разных абзацев текста. Чем объясняется различие грамматических форм глаголов, употребленных писателем? Какие части текста отличаются именным характером речи, а какие — глагольным? Объясните эти особенности.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой, раскрытой пасти.

Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Упражнение 5. Определите функционально-смысловой тип речи в данном отрывке, охарактеризуйте его языковые особенности.

Навстречу солнцу

Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветов по определенному расписанию. Это зависит от того, какие насекомые — дневные или ночные — их опыляют, и от места, где живут эти растения.

Венчики открываются и закрываются с такой точностью, что по ним, как по часам, можно определять время.

Первым открывает лепестки желтый козлобородник, похожий на одуванчик. Это бывает между двумя и пятью часами утра.

К шести часам утра навстречу ранним солнечным лучам поднимает свои золотые головки одуванчик, а за ним широко открывает лепестки красная гвоздика. Солнце уже заливает своим светом и лес, и поле, и речку. Только тогда — в семь-восемь часов — раскрывает белоснежный венчик водяная лилия. А в садах к восьми-девяти часам утра расправляют свои лепестки пестрые, желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки.

Цветы, рано раскрывающие свои венчики, обычно первыми и засыпают. Это происходит еще задолго до заката солнца. К трем часам дня многие цветы уже стоят с закрытыми венчиками, словно и не пестрели только что.

В пять часов складывает лепестки белая водяная лилия.

Вот кончается день, солнце опускается все ниже и ниже. И тут начинают оживать другие цветы: душистый табак, ночная красавица, ма- тиола. Они издают чудесный аромат, по которому даже в темноте можно узнать, где находится цветник или палисадник. Эти цветы словно приглашают вас в сад, в укромный дачный уголок, где вас ждут гостеприимные хозяева. (В.И. Петлина)

Упражнение 6. Прочитайте очерк, придумайте к нему заголовок. Выделите в тексте фрагменты, которые могут иллюстрировать описание как функционально-смысловой тип речи. Какие виды описания здесь представлены? В каких отрезках текста описание вклинивается в иные функционально-смысловые типы речи? Докажите, что тот или иной фрагмент текста, выделенный вами, относится к глагольному или именному типу речи. Определите вид и время глагольных форм в каждом фрагменте и объясните стилистическое значение этих грамматических категорий.

Был ясный летний день, какие часто случаются в разгар лета в средней полосе России. Ласково светило солнце, небо было безоблачным, не было ни малейшего ветерка. День обещал быть жарким, потому что с утра столбик термометра уже показывал двадцать градусов.

В такие дни приятно пойти на реку или в лес. И плохо, если детям приходится все время торчать на солнцепеке. Поневоле они начинают

капризничать, шалить. Иногда детские шалости не приводят к добру. Так было и на сей раз.

Детишки играли во дворе. А неподалеку от них виднелся колодец. Когда жарко, невольно тянешься к воде. Вот и на этот раз близость колодца не давала покоя малышам. Они выбежали на улицу и стали бегать около манившего их загадочного источника влаги.

Очень маленькая девчушка, которую родители привезли из города, заглянула в колодец. Перегнувшись, она глядела вниз, точно завороженная. Она наклонялась все дальше и вдруг, потеряв равновесие, с коротким изумленным вскриком упала в широкий и глубокий колодец.

Поблизости были только ребята, немного старше, чем она. Кинувшись к колодцу, они увидели, что девочка плавает на воде, словно кувшинка. Пока она летела по глубокому стволу вниз, широкое ее платьице надулось, точно парашют, и удерживало ее на поверхности. Хрупкость этого случайного чуда была очевидна, и в любой миг девочка могла пойти ко дну.

Мальчик лет одиннадцати решил спуститься в колодец. Он сел в ведро, и товарищи стали спускать его на веревке. Но веревка оборвалась, и мальчик упал в колодец тоже.

Он умел плавать и не растерялся. Вынырнув, он оказался возле девочки. Платье ее, постепенно отяжелев от воды, сворачивалось, как лепесток, и она погружалась все глубже.

Подхватив ее, мальчик поплыл вдоль стен колодца. Вода была ледяной, и он плыл, изо всех сил старясь разогреться, кружа вдоль скользких черных стен. Уцепившись за него, девочка молчала. Ему казалось, он чувствует, как колотится ее сердце, словно он зажал его в кулаке. Так, не сдаваясь, не слабея, не теряя мужества, маленький человек кружился в ледяном колодце, крепко держа ребенка, пока не подоспели на помощь взрослые.

Прибежавшие люди спустили в колодец лестницу, и мальчуган, усадив спасенную им девочку на плечи, вылез наверх.

Упражнение 7. Прочитайте рассказ J1.H. Толстого, определите функционально-смысловые типы речи каждой его части. Составьте план текста. Оцените его композицию и докажите невозможность иного расположения материала.

Прыжок

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или сердиться.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи.

Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше. —

Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его и полезла еще выше, но мальчика уже

разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину... повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын, но, как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты.

Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал: —

В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. —

Прыгай или застрелю! Раз, два...

И как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок — они долгими показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль.

Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитал увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет. Упражнение 8. Определите функционально-смысловые типы речи в текстах «Сибирь — край большой науки», «В краю вечной мерзлоты», «Попробуйте учиться с удовольствием». Оцените абзацное членение в данных текстах, в случае несогласия с авторами внесите свои исправления.

Сибирь — край большой науки

От Урала и берегов Северного Ледовитого океана до Тихого океана и степей Казахстана раскинулась Сибирь.

Когда-то это слово наводило ужас, потому что Сибирь была местом ссылки. Даже в недавние советские времена лозунг «Комсомольцы, вас ждет Сибирь» звучал двусмысленно, ведь диссиденты попадали туда не по своей воле...

И все же с давних времен русский человек мечтал о том, чтобы Сибирь стала гордостью и славой великой страны. Еще Михаил Васильевич Ломоносов предсказывал, что сила России будет умножаться благодаря богатству Сибирского края.

Сейчас Сибирь — это край современной промышленности, край передовой науки и культуры. В Сибири создается много нового: заводы и электростанции, целые города и научные институты.

Еще во время Великой Отечественной войны в Сибири открылся филиал отечественной Академии наук. Рядом с заводами, стройками должны были работать большие коллективы ученых — физиков, химиков, математиков. В городе Новосибирске решено было создать большой научный центр.

И вскоре недалеко от Новосибирска вырос целый научный город. Физика, химия, биология, геология, медицина — все эти и другие науки были представлены в специальных институтах.

Вот огромный Институт ядерной физики, недалеко от него — здание Института неорганической химии, немного дальше — Институт геологии и геофизики, десятки научно-исследовательских институтов.

В научном городке есть все: высшие учебные заведения и школы, библиотеки и кинотеатры, больница и стадион, бассейн и зимний спортивный зал, детские сады и ясли.

Есть и самая большая в Азии научная библиотека, в которой хранится свыше 10 миллионов книг.

Улицы, дороги, здания города науки — все это среди леса, который должен беречь чистоту воздуха и тишину. Природа Сибири и современность находятся здесь рядом.

В краю вечной мерзлоты

Кому, как не нам, россиянам, изучать вечную мерзлоту?! Ведь она занимает более пятидесяти процентов территории России. Таких крупных городов на вечной мерзлоте, как у нас, нет нигде в мире. Если

у американцев, на Аляске, поселок с населением в пятьсот человек считается уже крупным населенным пунктом, то мы имеем такие индустриальные гиганты, как Воркута, Норильск, Магадан, Якутск. Возводить дома на вечной мерзлоте совсем не то, что строить в обычных условиях. Проектировщикам необходимы советы редких специалистов. Поэтому в Якутске был создан единственный в своем роде Институт мерзлотоведения, занимающийся исследованием этого уникального явления. Без рекомендаций данного научного центра строительство на мерзлоте невозможно. В конце XIX века были первые попытки строить здесь каменные дома, но они начали на глазах у людей проваливаться под землю, в самом прямом смысле слова. Оказалось, что вечная мерзлота вовсе не «вечная», как принято думать. Твердая, как камень, она тем не менее начинает таять под каменными постройками, выделяющими тепло. И на месте ледяной тверди образуется, как здесь говорят, «провальная воронка», в которую и «уплывает» разрушающийся дом. Тогда-то специалисты и задумались: как сохранить надежность грунта, так называемый мерзлотный статус-кво? Оказалось, что в этих условиях единственно правильное решение — сооружать здания на сваях. Тогда тепло не уходит в грунт, а выносится на воздух. Именно так теперь и ведут строительство в краю вечной мерзлоты. И не только строительство жилых помещений. Так же строят и трубопроводы. В этом деле тоже не обошлось без катастрофических ошибок. В свое время в Норильске уложили трубы в грунт, а через два-три года найти их не могли — они провалились. Теперь такого не случится, люди научились покорять мерзлоту.

Попробуйте учиться с удовольствием

Наверняка у тебя есть одно, а может быть, и несколько увлечений. Возможно, ты обожаешь играть в футбол, занимаешься гимнастикой, конным спортом или плаванием. А может быть, ты собираешь почтовые марки, играешь на каком-нибудь музыкальном инструменте, катаешься на скейте или любишь читать. Неважно, что ты делаешь, в одном можно не сомневаться: увлечением, которое ты сам для себя выбрал, ты занимаешься с радостью и желанием. Иначе бы ты просто этим не занимался, не так ли?

Даже если ты не блещешь успехами в школе, да и вообще ходишь в школу через силу, наверняка есть какой-нибудь школьный предмет, который тебе нравится. Может быть, это биология или английский язык, физкультура или рисование. Ты радуешься, когда этот предмет есть в расписании, ты, скорее всего, стараешься хорошо подготовиться к этому уроку и делаешь по нему чуточку больше, чем необходимо, потому что тебе легко заниматься по своему любимому школьному предмету. Возможно, ты даже убедился, что учишься по этому предмету как бы не прилагая особых усилий, что тебе по нему приходится готовиться меньше, чем по другим предметам, которые ты не любишь и которые тебе даются с таким трудом. А ведь все это просто объясняется: тому, кто учится с радостью, желанием и интересом, учеба дается легче и быстрее, чем тому, кому приходится заставлять себя заниматься нелюбимыми предметами. Предположим, ты любишь футбол и ненавидишь математику. Нетрудно догадаться, чем ты станешь заниматься, если тебе вдруг скажут, что ты можешь делать все, что хочешь. Уж наверняка ты не бросишься решать задачи, правда?

Но ты должен учить математику, и никто не предоставляет тебе свободу выбора и не позволяет делать то, что тебе больше всего по душе. Так постарайся убедить себя, что и математика — очень полезная, даже необходимая наука. И тогда у тебя пробудится к ней неподдельный интерес.

Упражнение 9. Оцените композицию очерка. Выделите в нем различные функционально-смысловые типы речи, объясните обращение к ним автора. Насколько мотивирована, по вашему мнению, последовательность изложения материала в повествовательной части текста?

Интересное открытие

1. Открытия бывают разные. Кому-то посчастливится найти клад, когда-то мореплаватели открывали никому не ведомые земли, а поселенцы — золотые прииски. Теперь возможность подобных открытий практически исключается. Нынешние открытия связаны с кропотливым трудом ученых, исследователей. 2. Недавнее открытие сделали реставраторы, работавшие в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. 3. В отделе голландской живописи Эрмитажа хранится портрет ростовщика. Это полотно, писанное маслом, относится к первой половине семнадцатого века, его автор долго оставался неизвестным. 4. Знатоки сомневались, что «Ростовщик» по стилю близок к голландской школе, как это указывалось в аннотации. На холсте изображен старик, который дрожащими пальцами отсчитывает монеты. Вокруг него — застывшие в ожидании, обездоленные, бедные люди. На их лицах отблески догорающей свечи... Тихое таинство света, мрачная молчаливость теней передают напряженность сцены. Лица людей также напряженны. 5. Предыстория открытия шедевра такова. 6. Несколько лет назад, изучая полотно, научный сотрудник и реставратор высказали предположение, что автор картины не голландец, а французский художник Латур. 7. Доселе было известно восемь картин Латура, подписанных собственноручно, и двадцать три работы без автографа. А вдруг — это еще один Латур, к тому же шедевр?! 8.

Знатоки живописи к единому мнению не пришли. Картина продолжала экспонироваться в голландском зале. Правда, на багете «Ростовщика» появилась табличка: «Произведение неизвестного художника». 9.

Картину бережно упаковали и отправили в Париж. Директор галереи, сопровождавший путешественницу, рассказывает: «В Лувре организовывалась выставка произведений Латура. Наряду с известными полотнами французские искусствоведы решили показать и те, которые приписывались Латуру. Таких полотен оказалось в разных странах бо-

лее двадцати». 10. В заключении по делу экспертной комиссии говорилось о принадлежности картины Латуру. 11. Из Парижа картину везли в бронированной машине, за которой следовал вооруженный эскорт мотоциклистов. И это неудивительно: полотно было оценено знатоками творчества художника более чем в полтора миллиона долларов. 12.

А потом появилось еще одно подтверждение из Санкт-Петербурга, где готовилась выставка. Стояли сильные морозы, и лак на полотне в отдельных местах отошел. На открывшемся уголке проступили какие-то буквы. Исследователи стали изучать таинственную надпись... Это был автограф художника — подпись знаменитого Латура.

Упражнение 10. Прочитайте определения, которые предлагают авторы кроссвордов и составители одного из словарей по философии54. Укажите причины допущенных авторами ошибок (указание лишь родового или видового признака, псевдонаучность, определение неизвестного понятия через другое неизвестное, тавтология и др.). Отредактируйте тексты, используя надежные источники и словари.

1. Рабочий — это тот, кто работает. 2. Собака — животное, которое служит человеку. 3. Лазерный измеритель — следящий цифровой фазометр оптического диапазона. 4. Дворник — это тот, кто подметает двор.

5. Платоническая любовь — понятие, возникшее на извращении. 6. Время — форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире. 7.

Идеальность — бытие как голая идея. 8. Человек — единственный пункт, в котором, посредством которого не только первосущее постигает само себя — постигает и познает, но также сущее.

Упражнение 11. Прочитайте текст. Какой тип речи в нем преобладает — описание, определение, рассуждение или повествование? Укажите сочетание разных типов речи в данном тексте. Приведите подобные примеры из произведений других авторов.

Старый дом

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль штукатуренной стены пальцем, пошел по длинному коридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого коридора, на южной стороне дома, были расположены зимние комнаты, натопленные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, наполовину пустых комнат, с залом посередине. Здесь огромные изразцовые печи протапливались только раз в неделю, хрустальные люстры висели, окутанные марлей, на полу в зале лежала куча яблок, — гниловатый, сладкий запах их наполнял всю летнюю половину.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двухстворчатую дверь и на цыпочках пошел по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленный снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. На поляне синели заячьи следы. У самого окна на ветке сидела черная головастая ворона, похожая на черта. Никита постучал пальцем в стекло, ворона шарахнулась боком и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей.

Никита дошел до крайней угловой комнаты. Здесь вдоль стен стояли покрытые пылью шкафы, сквозь их стекла поблескивали переплеты старинных книг. Над изразцовым очагом висел портрет дамы удивительной красоты.

Никита сел на диван и, подперев кулаками подбородок, рассматривал даму. Он мог так сидеть и глядеть на нее подолгу.

(А.Н. Толстой)

Упражнение 12. Сократите текст на 1/4. Предложите другой заголовок.

Чей это силуэт

Известно ли вам происхождение слова «силуэт»? Более двухсот лет назад во Франции жил некто Этьен де Силуэт, которому покровительствовала небезызвестная маркиза де Помпадур. С ее помощью он был назначен генеральным контролером финансов. Де Силуэт проявил себя на этом посту энергичным и компетентным специалистом. Однако стоило ему при наведении порядка в финансах затронуть некоторые привилегии дворянского сословия, как против него началась подлинная травля.

В светских салонах его имя стало синонимом ругательства, а стены домов покрылись карикатурными изображениями его профиля. В дальнейшем слово «силуэт» и связанные с ним графические изображения постепенно лишились бранного содержания. Французская академия официально допустила включение этого слова в лексикон в 1835 году. История этого и еще более 250 происшедших от имен собственных и широко употребляемых ныне слов описывается в вышедшем во французском издательстве «Анкр» «Словаре незнакомцев с нарицательными именами».

Упражнение 13. Прочитайте начало беседы журналиста с ректором Санкт-Петербургской консерватории В.А. Чернушенко. Сократите текст, учитывая то, что он должен быть опубликован в газете. Какие недочеты и фактические ошибки в этом интервью вы смогли заметить? Устраните их. Оцените абзацное членение текста и внесите свои поправки в изложение материала. —

В этом году Консерватории исполняется 140 лет. Несмотря на то что это старейший вуз России, о юбилее мало говорят и пишут. Расскажите об истории Консерватории, об истории Российской музыкальной школы. —

Петербург не удивишь словами «старейший», «первый». Первый Российский университет, первая Академия наук, первая Академия ху-

дожеств, первая горная школа, первая Лесотехническая Академия, первое театральное училище... В этом далеко не полном ряду мы моложе многих. Но правда и то, что в 1862 году Антоном Григорьевичем Рубинштейном в Петербурге была основана первая в России консерватория. До этого времени такого типа общедоступных музыкальных учебных заведений в России не было. Однако сие не означает, что до того музыкальное образование в стране вообще отсутствовало. Справедливости ради следует заметить, что начало ведения в России музыкального образования принадлежит капелле Санкт-Петербурга, бывшей Императорской придворной певческой капелле, дата основания которой — 1479 год — период княжения Ивана III. А первая школа обучения певческому искусству возникла в Александровой слободе вблизи Москвы еще при Иване Грозном, который, кстати сказать, неплохо владел этим ремеслом и даже сам сочинял музыку. В 1738 году для нужд Придворной капеллы на Украине в городе Глухове указом Анны Иоанновны учреждается специальная школа, где обучаются 20 особо одаренных и голосистых мальчиков. Именно оттуда в Петербургскую капеллу в семилетнем возрасте был доставлен Дмитрий Бортнянский. Но обучение игре на оркестровых инструментах шло иным путем. На своих родных народных инструментах в России играли издревле и передавалось это умение, естественно, из поколения в поколение. Европейские же инструменты широко стали применяться в послепетровский период вместе с приглашенными на службу в Россию иностранными музыкантами. Развитию оркестрового дела способствовали не только регулярные гастроли итальянских оперных трупп, но и появление домашних оркестров и даже целых театров при дворах высоких российских сановников, организация полковых военных оркестров, создание в Петербурге и Москве отечественных оперных театров. Попытка организации регулярного, профессионального обучения игре на оркестровых инструментах относится к 1840 году, когда управляющий Придворной капеллой Алексей Федорович Львов — сам выдающийся композитор и скрипач-виртуоз, автор первого русского гимна — ввел эти занятия для мальчиков, певчих Придворного хора. Сразу не получилось, но с 1856 года это приняло в капелле обязательный характер.

Возникновение консерватории по западному образцу оказалось востребованным временем. Не только и не столько здесь стояла задача постановки системного образования по основным музыкальным специальностям: сочинению музыки, пению, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, сколько стремление вывести его за пределы закрытых учреждений, сделать его доступным для различных слоев населения и, как бы теперь выразились, интегрировать российскую музыкальную жизнь в общеевропейскую.

В творческом плане это уже давно происходило. Упомянутые ранее гастроли итальянской оперы, становление собственно русского оперного театра, возникновение в 1802 году в Петербурге филармонического общества и исполнение в его концертах лучших образцов западной музыки, создание Императорского русского музыкального общества — все это стимулировало творчество отечественных композиторов и ставило задачу популяризации их музыки среди широких слушательских кругов. Так что почва для появления консерватории была не только взрыхлена, но и засеяна. Уже начальный состав педагогов консерватории включал в себя известнейших европейских музыкантов: певицу Ниссен-Саломан, скрипача Венявского, пианиста Лешетицкого, виолончелистов Шуберта и Давыдова, арфиста Цабеля, контрабасиста Ферреро. Сам Рубинштейн вел классы сочинения музыки и фортепиано. Появление консерватории далеко не у всех вызвало восторг. Резко отрицательную позицию по отношению к ней заняли композиторы Могучей кучки и их лидер М.А. Балакирев. Возражения касались главным образом прозападной ориентации в постановке образования. Но, так или иначе, как говорят: «процесс пошел». И вот оттуда, от тех дней, от тех профессоров, среди которых было много иностранцев, берет начало русская профессиональная музыкальная школа.

Упражнение 14. В данных примерах найдите глазные ошибки и сгруппируйте их в соответствии с предложенной нами классификацией (с. 89). 1.

Не забывайте правила хорошего стона. 2. Взятки сладки. 3. Наломать даров. 4. Кулинарный рецеп: ...предваритьельно очделить мясо от гостей. 5. Министервство культуры. 6. Занятия со спротивным уклоном. 7. Пушное цветение. 8. Грусно слоняются ивы. 9. Рабость стажера.

10. Бендяга проигрался. 11. Погромная выгода. 12. Великоушный поступок. 13. Газета «Кранты». 14. Потность населения. 15. Удивительное великоляпие. 16. Лечебное вредстов. 17. Черномордское побережье. 18.

Метод пробок и ошибок. 19. Замеченные очепатки. 20. Рукопись ввергнуть автору. 21. Вступили в барак по любви. 22. Эта железообразная масса разливается в формочки. 23. Изысканный укус. 24. Мыло для души.

25. Тела давно минувших даей. 26. Первоопечатник. 27. Декларации, представляемые иными платфелыциками. 28. Пенсионеры по страсти.

29. Положить коней ценовой неразберихе. 30. Уможенных на количество месяцев, пришедших в текущем налоговом периоде. 31. Продолже- ник следует. 32. В квартире никто не пописан. 33. Гражданин не зарегистрирован в этом помещении как поживающий в нем. 34. Способность более эффективно вешать актуальные проблемы. 35. Рабочее место, на которое целенаправленно подтирается сотрудник. 36. Компьютер не только обличает работу, но и экономит средства. 37. Эту статью решили внять с пубикации, а другую сдать с коментариями специалсиста.

38. Больная семья — это хорошо!

Упражнение 15. Выполните правку-вычитку текста.

Бъют телом илье черниговцы, несут ему хлебсоль, серебро, золотое, дорогие ткани, камнями сшитые. —

Добрый мододец, русский багатырь, ты какого роду-пламени? Какого оца, какой матушки? Как тебя по имени зовут? Ты или к нам в Чернгов воеводой, будем все мы тебя слушаться, тебе часть отдавать, тебя кормить-поить, будешь ты в богатстве и почесе жить.

Поканчал головой Илья Мурмец: —

Добрые мужички черниговские, я из-под города из Мурома, из села Карачанова, простой русский богатырь, крестьянский сын.

Я списал русских людей, красных девушек, малых девочек, старых мытерей. Не пойду я к вам воеводой в гатстве жить. Моё богатство — сила тырская, мое село — Руси служить.

Упражнение 16. Прочитайте текст, укажите в нем информативные центры и те отрезки текста, которые можно исключить при сокращении. Выполните правку-сокращение, уменьшив заметку наполовину, указав и устранив речевые ошибки. Сравните ваш вариант с тем, что дан в примечаниях.

В 1770 году в России утвержден орден Святого Георгия. Этот орден вручался только за воинские подвиги и имел девиз: «За службу и храбрость». Вряд ли его учредители могли предвидеть, какая великая судьба ожидает их детище. Орден тесно связан со всей последующей историей России: им награждались самые выдающиеся полководцы и отличившиеся в боях воины. Эта награда стала символом русской славы.

Примечания. Вариант правки. В 1770 году в России был утвержден орден Св. Георгия. Он вручался только за воинские подвиги и имел девиз: «За службу и храбрость». Эта награда стала символом воинской славы в России.

Упражнение 17. Выполните правку-сокращение в материале, предназначенном для публикации в газете. Исправьте ошибки в употреблении собственных существительных.

У истоков местных промыслов. Страницы истории

Известно, что в прошлом Звенигородский край отличался высоким уровнем в развитии мелких крестьянских промыслов и ремесел. В XIX столетии Звенигородский уезд по их числу (около 60) занимал одно из первых мест в Московской губернии. До сих пор считалось, что главной причиной этого явления было малоземелье крестьян и обилие лесных угодий. Несомненно, это способствовало развитию промыслов, например, в части деревообработки.

Но все же основными «рассадниками» промыслов и ремесел в России издавна считались города и монастыри. Подмонастырные села и слободы становились местом оживленной кустарной деятельности крестьян-ремесленников.

На территории Звенигородского уезда в прошлом функционировали два крупнейших в стране монастыря: Савво-Сторожевский и Ново-

Иерусалимский. Располагая свободными денежными средствами, эти духовные «корпорации» стимулировали развитие промыслов не только у окрестных крестьян своих вотчин, но и у крестьян соседних, помещичьих, деревень.

Уже во второй половине XII века в подмонастырных слободах жили плотники, кузнецы, медники, каменщики, гончары, портные, которые за небольшую плату работали на монастырь. По данным переписной книги 1676 года, только в трех подмонастырных слободах Савво- Сторожевского монастыря трудились 136 человек разных мастеровых людей, включая слуг, поваров, конюхов. Центром разнообразных ремесел стала позднее Саввинская (бывшая Стрелецкая) слобода. После упразднения в 1676 году стрелецкого гарнизона (200 человек), несшего в монастыре караульную службу, в слободе продолжали жить стрелецкие дети и бобыли. Они не владели землей, уплачивая монастырю денежный оброк.

Еще до упразднения гарнизона многие стрельцы занимались различными хозяйственными работами в монастыре, а также промыслами и ремеслами.

К середине XIII века в Стрелецкой слободе под монастырем насчитывалось 11 видов ремесел: иконописное, живописное, столярное, плотничье, гончарное, печное, медное, кузнечное, сапожное, башмачное, пуговичное. Их возникновение, безусловно, связано с обслуживанием сложного феодального монастырского вотчинного хозяйства.

В крупных монастырских селах широкое распространение в XII и XIII веках получили промыслы по обработке дерева. Например, в селах Луцыне, Игнатьеве, Аксиньине, Супоневе крестьяне занимались плотничьим, столярным, пильным и колесным мастерствами. Кроме того, в селе Луцыне среди крестьян были специалисты по изготовлению седел, овчин, рукавиц.

Следует отметить, что разработка леса явилась наиболее старинным промыслом крестьян Звенигородского уезда. Нуждаясь в бревнах, тесе, досках и дровах, Савво-Сторожевский монастырь в большом количестве скупал их у крестьян окрестных селений: Фуньково, Дютьково, Осано- во, Григорово, Софьино, Чупраково, Исаково. Во второй половине XII века у крестьян деревень Белозерово и Пестово монастырем приобретались дубовые и сосновые бочонки для «подносного» пива и кваса.

В конце XIII века в связи с развитием в уезде ткацкого производства обработка по дереву получила еще большее развитие. Так, в одиннадцати деревнях Ягунинской волости крестьяне изготовляли ткацкие катушки, кружки для прядильных машин и другие мелкие изделия, необходимые в домашнем ткачестве. Наряду с местными промыслами в некоторых селениях уезда большое распространение получили отхожие промыслы и, прежде всего, извозничество — в селах Аксиньино, Игнатьево, Супонево и других. Это имело немалую пользу для крестьян в том смысле, что приобщало их к городской культуре. Надо отметить, что от- хожие промыслы стали особенно внедряться в уезде среди монастырских крестьян после 1764 года, когда они освободились от личной зависимости духовных феодалов и стали государственными крестьянами. Конечно, близость Москвы, равно и острое малоземелье, несомненно, благоприятствовали отходу. На основе отходничества в уезде в конце XIII века возникали новые местные крестьянские промыслы. Среди них особенно знаменито гитарно-балалаечное производство, появившееся в Луцыне и Шихове.

В XIX веке в связи с отменой крепостного права и развитием капитализма в России в уезде возникло много новых видов промыслов и ремесел. В наше время здесь выросли крупные государственные предприятия.

Е.Н. Дементьев, научный сотрудник ЦГВИА

Упражнение 18. Сравните неотредактированный текст с вариантом, исправленным редактором. Проанализируйте правку-переделку и объясните причины изменений в тесте. В случае несогласия с редактором предложите свой вариант текста и новый заголовок. Неотредактированный текст Когда сыр плачет

Сыр. Его остроароматные ломтики придают нашему утреннему завтраку особый аппетит. «Российский», «Прибалтийский», «Пошехонский»... В витринах магазинов головки похожи, словно двойнята. Тонкая парафиновая оболочка надежно укрывает секреты каждого.

— Чтобы разгадывать и создавать их, нашим сыроделам приходится много трудиться, — рассказывает главный инженер маслосырозавода. — Сыр очень капризен в изготовлении. Только точное выполнение технологии может дать необходимые вкусовые качества.

Борьбу за них сыроделы начинают вести с самого начального момента — заготовки сырья. Работники завода сами часто вы-

Отредактированный текст Как делают сыр

...Много лет нужно работать, чтобы научиться готовить вкусный и ароматный сыр. Для этого, оказывается, недостаточно знания технологии, важно раскрыть особые секреты мастерства. И этот опыт уже есть у сыроделов из Углича. Но на заводе и теперь продолжаются эксперименты по совершенствованию технологии производства.

В этом месяце мастера сыроварения перешли на новый вид закваски, при которой вредные для сыра бактерии замед ляют свой рост. У сыра, полученного новым способом, прекрасный вкус и запах.

Как это принято, в канун праздника называются имена лучших сыроделов. Но выделить их не просто, потому что на этом заводе каждая из работниц достойна езжают в хозяйства, выискивают фермы, которые могут поставлять сыропригодное молоко.

...Дело не в одной только технике, сыр надо понимать, чувствовать надо! Это дается только многолетним опытом. И он уже, можно смело сказать, пришел к угличским сыроделам. На достигнутом коллектив не думает успокаиваться. В этом месяце здесь перешли на новый вид закваски, которая значительно замедляет развитие вредных для сыра масляно-кислых бактерий. При его созревании устраняются такие нежелательные пороки, как затхлость, горечь.

В канун праздника мы хотели назвать имена лучших сыроделов завода, но сделать это оказалось не просто. Все работницы по многу лет трудятся в цехе, и каждая вкладывает свою частицу в общий котел, все вместе они ответчики за качество, за то, чтобы сыр, как говорят здесь, «плакал». Разрежешь головку, а в глазках рисунка поблескивают молочные «слезинки». Их матовые шарики и есть первые вестники удавшегося сыра.

похвалы: все они трудятся здесь по многу лет, и каждая старается, чтобы сыр получился отличного качества, чтобы он, как говорится, «плакал» — при разрезе в «глазках» рисунка тогда выступают молочные шарики — «слезинки». Появление их — верное доказательство успеха: сыр удался на славу! Упражнение 19. Прочитайте неотредактированный текст, проанализируйте его, указывая недостатки в композиции, речевые ошибки. Выполните правку-переделку данного текста.

Новый год... на кухне

Весь сегодняшний день я, по поварской традиции, провел у плиты. Здесь же встречу и Новый год. Нисколько об этом не вздыхаю: такая уж наша профессия — радовать в праздник человека хорошим столом, чтобы блюдаж предложенных яств мог удовлетворить самый взыскательный вкус гурманов. Под сводами ресторана... в предновогоднюю ночь будет накрыт громадный стол, за который сядут гости столицы, прибыв-

шие в Москву со всех концов земли. Ведь Москва всегда хлебосольно привечает дорогих гостей.

Вроде бы не в первый раз приготовлены котлеты «Россия», но всегда хочется, чтобы это блюдо из рубленого мяса курицы с добавкой грибного фарша из шампиньонов и нежно поджаренного хрустящего лука было для посетителей неожиданным сюрпризом. Особое место, конечно, займет наша фирменная закуска «Матрешки», всегда радующая гурманов оригинальных блюд. Иностранцы, хоть раз заглянувшие к нам в гости, неизменно заказывают это блюдо. Иногда они круто показывают жестом, будто повязывают на голову платок.

Открою секрет приготовления «Матрешек»: требуются сваренные и очищенные от скорлупы яйца и свежие помидоры.

Упражнение 20. Прочитайте данный материал для заметки об очередном юбилее МГУ, обратите внимание на выделенные части предложений. Относите ли вы их к информативным центрам текста? Достаточно ли представленного материала для публикации в газете? Если вы считаете, что недостаточно, восполните информацию, используя приведенную ниже статью из энциклопедии. Продумайте композицию текста, обработайте материал и представьте свой вариант правки- переделки данной публикации для газеты.

Московский университет основан по инициативе М. В. Ломоносова — великого русского ученого. Он всегда являлся центром русской науки и просвещения. В университете учились знаменитые русские писатели и поэты, передовые общественные деятели. В нем работали выдающиеся русские ученые.

В настоящее время в Московском университете имеется 17 факульте- тов. В систему учреждений МГУ входят четыре научно-исследовательских института, учебно-научные станции, астрономические обсерватории, ботанический сад, библиотека, издательство и типография.

Статья из энциклопедии

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) — крупнейшее в России высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Первый в России, основан в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова в составе философского, юридического и медицинского факультетов. Многочисленные ученые и научные школы ун-та внесли и вносят большой вклад в мировую науку. Факультеты: физ., механико-матем., вычислит, математики и кибернетики, хим., биол., почвоведения, геол., геогр., филос., ист., филологич., журналистики, психол., экон., юрид.

Упражнение 21. Прочитайте рассказ, предложенный для публикации в газете. Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки, исправьте их. Отредактируйте текст и объясните, какой вид стилистической правки для этого вы применили. Музыканты

Старый медвежатник сидел на завалинке возле дома и пиликал на скрипке. Он очень любил свою музыку и очень старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старина и тем был доволен, потому что у него была своя музыка. Мимо проходил знакомый и заявил старичку: —

Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил знакомого, где он видел в лесу медведя. Взял ружье и пошел в лес. В лесу старик долго искал медведя, но все напрасно: он не нашел даже и следа его.

Устал и присел на пенек отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал:

«Дзенн!..» Красивый такой раздался звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу вдруг на струне играет?»

Из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково. Старик встал с пенька и осторожно пошел в лес, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за елочки и видит: на земле лежит разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.

Медведь наклонил голову вниз и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поет щепка!

Замолк звук — медведь опять взялся за свое: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый мужик еще раз проходит мимо избы. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дергал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!» Прохожий спросил старика: —

Ну что, убил медведя? —

Нет, — ответил старик. —

Что ж так? —

Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал, как медведь играл на расщепленном грозой дереве.

<< | >>
Источник: Голуб И.Б.. Литературное редактирование: учеб. пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос. - 432 с. — (Новая университетская библиотека).. 2010

Еще по теме Функционально-смысловые типы речи. Виды стилистической правки текста:

  1. Глава З ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ
  2. Стремление к благозвучию речи при стилистической правке текста
  3. Классификация текстов по функционально-смысловому типу речи
  4. Устранение стилистических недочетов и ошибок в предложениях при стилистической правке текста
  5. Устранение недостатков фоники при стилистической правке текста
  6. Стилистическая правка текстов с неоправданным употреблением иностранных слов
  7. Выделение функционально-смысловых типов речи
  8. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
  9. Повествование как функционально-смысловой тип речи
  10. Применение правки-обработки при редактировании текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям
  11. Логико-смысловой анализ текста § 227. Языковые средства передачи логико-смысловых отношений
  12. Использование параллельных синтаксических конструкций при стилистической правке
  13. Правка текста в работе редактора
  14. § 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств
  15. Глава 7 ПРАВКА ТЕКСТА ПРИ ЛИТЕРАТУРНОМ РЕДАКТИРОВАНИИ
  16. Стилистические функции синонимов в тексте
  17. Стилистические функции имен числительных в различных текстах
  18. Стилистическое использование антонимов в художественных и публицистических текстах
  19. О СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ГАЗЕТНОЙ РЕЧИ