<<
>>

Критерии редакторской оценки звуковой стороны речи

Упражнение 1. Исследуйте звуковой строй стихотворения Г. Р. Державина. Какие приемы звукописи использовал поэт, чтобы, по его выражению, «одоброгласить» стих, достичь «гладкотекучести»? Соловей во сне Я на холме спал высоком, Слышал глас твой, соловей, Даже в самом сне глубоком Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался В слухе издалече он;

И в объятиях Калисты Песни, вздохи, клики, свисты Услаждали сладкий сон.

Если по моей кончине,

В скучном, бесконечном сне, Ах! не будут так, как ныне,

Эти песни слышны мне;

И веселья, и забавы,

Плясок, ликов, звуков славы Не услышу больше я, —

Стану ж жизнью наслаждаться, Чаще с милой целоваться, Слушать песни соловья. Упражнение 2. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере. Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель, Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель, В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело: Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой —

И мы домой. Упражнение 3. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных материалах, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы. 1.

«Афганский урок не впрок». 2. «Витамины грудничкам и старичкам». 3. «Спид не спит». 4. «Без надзора ревизора» (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда»). 5. «Хода нет на минарет» (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. «Таможенный склад — не работа, а клад». 7. «В одночасье съезд зачах. При свечах» (статья о чрезвычайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1991 г.).

8.

«Недостаток внимания руководства к развитию производства». 9.

«Строится остров». 10. «Конъюнктура для контр культуры». 11. «Баллы за бал на льду». 12. «Их конек — коньки». 13. «Какие хлопоты, таков и хлопок». 14. «Инъекция против инерции». 15. «База не обуза». 16. «Чем туже, тем хуже». 17. «Прогноз и диагноз». 18. «Продолжатели и подражатели». 19. «Кому облегчение, кому огорчение». 20. «Расчеты и просчеты». 21. «Мнения и сомнения». 22. «Цитадели из цитат». 23. «Ждет матчей мяч». 24. «Уха из петуха». 25. «Чудо-чадо». 26. «Быт не забыт».

27. «Визит к “визирям”».

Упражнение 4. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты звуковой организации речи и устраните их.

1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2.

Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным свойственна в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6.

Основным методом изучения положений уставов, не связанных с практическими действиями обучаемых, обычно является беседа с разъяснением уставных положений при помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. Это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации. 8. В экспериментах измерение импульсов вторичных частиц часто четко не удается выполнить. 9. Преподаватель дает учащимся ряд контрольных вопросов для уяснения усвоения материала. 10. Речь прерывалась слушателями шумными и долгими аплодисментами.

Упражнение 5. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи.

Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб стилю письменной речи, а также лексические ошибки.

1. Проблем предостаточно, и главная — сюрпризы капризной природы. 2 Успешно выдержавшие экзамены в ГМ получают удостоверения водителя автомобиля-любителя 3. После экспедиции по традиции состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение о улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Этот дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7.

На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекали внимание прессы. 9.

Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематически тематические выставки. 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12.

Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на вознаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из-за задержки с поставкой нержавеющей стали.

Упражнение 6. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты, исправьте предложения.

1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация — это регистрация какой-либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 14. Крытый стадион открыт для всех. 15. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 16. Не видели ли вы Лидии?

Упражнение 7. Проанализируйте правку А.М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий.

1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно было, глядя на небо, думать, что оно — тоже море, только море взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный заработок, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4.

Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждая о чем-то) гудел угрюмо и был страшен.

Упражнение 8. Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку. Согласны ли вы с редактором? В случае необходимости внесите в правку свои коррективы. Неотредактированный текст 1.

В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов. 2.

Пограничники охраняют границу, как зеницу ока. 3.

Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды. 4.

Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело стартует и смотрит на соперника. 5.

С раннего утра сюда стало стекаться все население села. 6.

Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде. 7.

Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений. 8.

В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.

Отредактированный текст 1.

В заметке говорилось о том, что по вине Управления капитального строительства две автомашины, которые привезли на завод оборудование, не разгружались несколько часов. 2.

Пограничники надежно охраняют границу. 3.

Зловещий холодный свет грозно бросал отблески на воронки, в которых, казалось, кипела вода. 4.

Свиридов помнит о реактивном финише соперника и старается вырваться вперед. Он смело делает рывок на спуске и оглядывается на Иванова. 5.

Рано утром сюда начали идти люди со всего села. 6.

По инициативе родителей в детском саду улучшилось питание: блюда стали вкуснее и разнообразнее. 7.

Бесхозяйственное хранение товаров создает благоприятную почву для хищений и растрат. 8.

В некоторых службах связи было поставлено под угрозу выполнение задания. Упражнение 9. В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию и случайные звуковые повторы. Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и речевые ошибки. 1.

Предложенный проект призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2. Очевидец рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3. Можно пользоваться как свежегашеной известью, так и известью, используемой ранее при строительных работах. При применении последней следует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал цемент. 4. Не боимся прямо сказать: если бы так всегда работалось, завалили бы завод коленвалами. 5. Информация о температуре выдастся в виде, удобном для ввода в счетные, управляющие и направляющие устройства. 6. Последний взнос внесли в копилку российского спорта наши шашисты. 7.

Четкий пас Пасечника четко использовал Тарханов. 8. На юге уже весна шагает широким шагом.

Упражнение 10. В отрывках из художественных и публицистических произведений, подобранных для трансляции по радио, устраните недочеты фоники. 1.

Я лишь последний год войны прихватил — и то хватило горя... 2.

Дом был вовсе не так богат, как выглядел на первый взгляд. 3. При выходе из проходной меня задержали Липатовы. 4. Отбросив вечерние страхи и сомнения, семенили люди. 5. Вихрь пламени и дыма обрушился на племя. Пламя плевалось искрами и издавало оглушительный треск.

6. Опустившись на стул, он застыл остолбенелым. 7. Тогда я еще не питал неприязни к этому упитанному юнцу. 8. Плуг заглубился на заданную глубину. 9. Прибор понравился. Он предназначен для работы в схемах простого и программного автоматического регулирования.

С ним можно осуществлять непрерывную запись регулируемого параметра и его показания показания задания от ручного или программного задающего устройства и показания величины давления на исполнительном механизме. 10. Во многом способствует улучшению работы и лучшая организация труда и отдыха.

Упражнение 11. Оцените фонику текста, предназначенного для публикации в газете. Укажите недочеты в звуковой организации речи (неблагозвучие, неуместные аллитерации, случайную рифму), а также лексические ошибки. Отредактируйте текст.

Секрет трюка

Их имена редко появляются в титрах, в лицо этих людей знают лишь работники киностудии — режиссеры, сценаристы, операторы. Но в те минуты, когда они «работают» на экране, каждый из нас следит за происходящими событиями с замирающим сердцем.

...Грузовик с прицепом, взвизгнув резиной колес, свернул с шоссе и понесся по проселку. Через мгновение из-за поворота появилось преследующее его такси-пикап. От тряски и ударов фургон прицепа развалился и с грохотом, рассыпая снопы искр, покатился за обочину. Грузовик резко затормозил, развернулся, поднял шлейф пыли и, взревев мотором, помчался навстречу такси. Удар, скрежет металла, звон разбитого стекла.

Я пришел в себя от увиденного только после громкой команды: «Снято!» Из автомашин вылезли каскадеры.

Интерес к профессии каскадера с каждым днем растет. Фильмы, в которых мужественные, смелые герои участвуют в невероятных при-

ключениях, погонях, совершают головокружительные трюки, привлекают наше внимание. Каскадеров часто чуть ли не сказочными героями представляют, «не горящими в огне, не тонущими в воде». Кто же они на самом деле?

Если вы встретитесь с ними, то ничего особенного не заметите. Спортивные, подтянутые, приятные в общении люди. Таких немало.

Но в сложной ситуации, когда от реакции, расчета, физической выносливости, хладнокровия зависит успех номера, вы понимаете, что это не обычные актеры.

Каскадеры — это те же актеры, но роли у них бывают сложны не только технически. Например, выпасть на ходу из машины, изображая мертвое тело, гораздо труднее, чем прыжок из едущего автомобиля. Иногда приходится дублировать известных актеров. Тут одного грима мало, чтобы зритель не узрел подмены, не заметил фальши. Необходимо передать манеру двигаться, пластику «звезды» экрана. Все это возможно лишь обладая актерскими способностями.

Упражнение 12. Исследуйте фонику отрывков; определите виды звуковых повторов и покажите их стилистическую функцию в речи. 1.

Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезнувшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, и не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев (И.С. Тургенев). 2.

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо (А.П. Чехов).

Упражнение 13. Рассмотрите звуковую организацию речи; обратите внимание на художественное значение фоники в прозе И.С. Тургенева.

Направо от огорода, тихо пошептывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек <...> ...Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уж охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу.

Все замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то неизвестная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?», — и тотчас же отвечала сама себе: «Видел! видел! видел!» <...>

Наступило молчание... Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились все ярче, лучистее... Меланхолически- однообразная трескотня кузнечиков, дерганье коростеля и крик пере-

пела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще большую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба...

Упражнение 14. Дайте оценку звуковой организации речи в отрывке из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Назовите слова, усиленные звуковыми повторами, отметьте случаи звукописи. Определите, какова художественная роль фоники в данном отрывке.

Все эти давние, необыкновенные происшествия заменились спокойною и уединенною жизнью, теми дремлющими и вместе какими-то гармоническими грезами, которые ощущаете вы, сидя на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены, а между тем радуга крадется из-за деревьев и в виде полуразрушенного свода светит матовыми семью цветами на небе. Или когда укачивает вас коляска, ныряющая между зелеными кустарниками, а степной перепел гремит, и душистая трава вместе с хлебными колосьями и полевыми цветами лезет в дверцы коляски, приятно ударяя вас по рукам и лицу.

Упражнение 15. Дайте оценку звуковой организации речи в следующих отрывках. Укажите звуковые повторы, разграничивая анафору (повторение начальных звуков в словах) и эпифору (повторение конечных звуков). Постарайтесь дать эстетическое обоснование усилению звуковой выразительности слов, подчеркнутых средствами фоники. 1.

Для нас не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им, хотя бы и не намеренно... В нашей жизни до сих пор нет публичности, кроме официальной; везде мы сталкиваемся не с живыми людьми, а с официальными лицами, служащими по той или другой части: в присутственных местах — с чистописателями, на балах — с танцорами, в клубах — с картежниками, в театрах — с парикмахерскими пациентами и т.д. Всякий хоронит дальше свою душевную жизнь; всякий так и смотрит на вас, как будто говорит: «Ведь я сюда пришел, чтоб танцевать или чтоб прическу показать; ну и будь доволен тем, что я делаю свое дело, и не вздумай, пожалуйста, выпытывать от меня мои чувства и понятия». И действительно — никто никого не выпытывает, никто никем не интересуется, и все общество идет врозь... (Н.А. Добролюбов) 2. Во всем ее [Елены] существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое... (И.С. Тургенев) 3.

Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. (И.С. Тургенев)

Упражнение 16 (повторительное). Прочитайте текст, предназначенный для публикации в журнале. Определите его жанр, функциональносмысловой тип речи. Укажите недочеты, речевые ошибки. Отредактируйте рукопись, устраняя недостатки в композиции, абзацном членении текста.

Я представляю Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, в фондах которого на временном хранении находятся так называемые «перемещенные культурные ценности» или, как их называют музейщики, — «трофейные произведения искусства».

У всех владельцев, или, точнее, временных держателей этих фондов, до недавнего времени было несколько «болезненных» проблем: первая — атрибуция этих произведений и определение их прежних владельцев, а вторая — проблема реставрации и консервации этих произведений, так как определенной группой государственных чиновников была введена цензура на показ этих экспонатов, что мешало не только проведению атрибуции, но и ограничивало доступ к ним музейщиков. Так, требовался специальный приказ на лиц, которым поручалось консервационное наблюдение за этим специальным фондом. Также проведение консервации в определенных помещениях без доступа коллег-реставраторов.

Но тем не менее даже в этот подцензурный период удалось сделать очень многое. Удалось установить, что коллекция имеет венгерское происхождение, и удалось установить имена некоторых бывших владельцев особо ценных произведений, в чем большую помощь нам оказал один из лучших специалистов по западноевропейскому искусству — доктор искусствоведения А.Д. Чегодаев. Среди владельцев произведений оказались: барон Ференца Хатвани, барон Андре Херцога де Чета, граф Дьюла Андраши и др.

Наше реставрационное сообщество нормально отнеслось к режиму повышенной секретности при работе с этими экспонатами. Так как именно в эти годы заканчивалась работа над реставрацией и консервацией произведений Дрезденской картинной галереи и развернулась большая реставрационная работа над экспонатами советских музеев, вернувшихся из оккупации: Псковского, Новочеркасского и др. Работа была напряженная, так как в результате перемещений появились специфические разрушения. Общеизвестно, что любая война, помимо человеческих жертв, оставляет свой трагический след и в памяти мировой культуры.

Может быть, поэтому в 1957 году руководство Горьковского музея, приняв трофейный груз и ознакомившись с его содержанием, отправило его в полном составе в мастерские Грабаря для консервации и наблюдения за его состоянием.

Произведения, которые поступили к нам из Горьковского музея, были неоднородны по своему составу. Кроме 8 деревянных средневе- ковых скульптур, в коллекциях находилось более сотни произведений живописи различных по времени создания, по качеству и состоянию.

Первичный осмотр коллекции показал, что часть произведений пострадало из-за непрофессиональной упаковки, вызвавшей протечки ящиков во время транспортировки. При этом особенно пострадала деревянная скульптура. Стало ясно, что необходимо принять срочные меры по консервации коллекции.

В понятие консервации входят все реставрационные процессы, останавливающие разрушение экспоната. Но проведение консервационных работ вовсе не означает, что после них картины или скульптуры могут быть показаны в экспозиции.

Именно такой комплекс реставрационных мероприятий, вернее работ по консервации, был проведена 50 — нач. 60 годов в нашем Центре. В результате реставраторам удалось затормозить процесс разрушения картин и скульптур, что в тот момент было важно (в дальнейшем венгерские коллеги одобрили эти действия).

По существующей реставрационной этики, глобальное вмешательство реставратора в состояние памятника может быть произведено только с согласия владельца, то есть реставраторы Центра не могли сделать «расчистки» поздних записей без согласия владельцев.

Предварительное исследование показало, что 90% работ из этой коллекции было приобретено на различных аукционах, то есть побывало во многих коллекциях, где претерпели различные реставрационные вмешательства.

Между тем наиболее значительные в художественном отношении произведения, такие, как: две пастели из собрания Ф. Хатвани — «Портрет Мари Лоренс с мопсом» Эдуарда Мане и «После купания» Эдгара Дега, а также известные картины из собрания М. Херцога — «Женщина, смотрящая на птичку» Огюста Ренуара, «Карнавал на площади» Франсиско Гойи, «Апостол Иаков» Доменико Эль Греко, после консервационных мер оказались в экспозиционном состоянии.

В 1995 году в связи с подготовкой Гос. музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в экспозицию выставки, которая называлась «Дважды спасенные», из нашей коллекции было отобрано 10 наиболее ценных работ, вошедших в состав этой экспозиции. К сожалению, она не сопровождалась каталогом, так как до сих пор атрибуция этих картин и принадлежность их владельцам не прояснена. Тем не менее выставка послужила стимулом для деятельности совместной российско-венгерской экспертной комиссии, организованной в рамках российско-венгерской рабочей группы по урегулированию взаимных реституционных претензий.

В 1996 году стараниями реставраторов Центра были подготовлены 34 картины и 9 скульптур для экспозиции в Нижнем Новгороде (временном владельце этих произведений). В этой ситуации все произведении были приведены в экспозиционное состояние и в настоящее время демонстрируются в нескольких залах Нижегородского музея. Нам кажется, что показ их широкому кругу зрителей позволит решить многие острые вопросы реституции. Главное, как говорят наши реставраторы: «Живопись создавалась не для того, чтобы ее прятали!»

Наш альбом-каталог может служить тому примером!

<< | >>
Источник: Голуб И.Б.. Литературное редактирование: учеб. пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос. - 432 с. — (Новая университетская библиотека).. 2010

Еще по теме Критерии редакторской оценки звуковой стороны речи:

  1. § 3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова
  2. Глава 13 КРИТЕРИИ РЕДАКТОРСКОЙ ОЦЕНКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
  3. КРИТЕРИИ РЕДАКТОРСКОЙ ОЦЕНКИ ФОНИКИ ТЕКСТА
  4. Глава 12 КРИТЕРИИ РЕДАКТОРСКОЙ ОЦЕНКИ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ, НЕОЛОГИЗМОВ
  5. Синдромы нарушения звуковой стороны речи
  6. 8.1.1. Механизмы нарушений звуковой стороны речи
  7. Глава 10 КРИТЕРИИ РЕДАКТОРСКОЙ ОЦЕНКИ СИНОНИМИИ, АНТОНИМИИ, ПАРОНИМИИ, МНОГОЗНАЧНОСТИ, ОМОНИМИИ
  8. Критерии редакторской оценки тропов в публицистических текстах
  9. Глава 14 РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ
  10. 9.5. ИССЛЕДОВАНИЕЭКСПРЕССИВНОГО УРОВНЯ РЕЧЕВЫХ И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 9.5.1. Исследование звуковой стороны речи
  11. Критерии редакторской оценки использования вариантных форм имени числительного
  12. Глава 4 РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ОПИСАНИЯ