<<
>>

Описание. Общая характеристика

Одним из самых распространенных и важных функциональносмысловых типов речи является описание, указывающее на внешние черты и свойства предмета, явления, наблюдаемые со стороны в определенный момент.

В описании дается перечисление важнейших признаков явлений, предметов или событий, которые автор представляет все сразу, как существующие (или происходящие) в одно время. Например:

Как-то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, все вокруг заросло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой. Я насобирал этих цветов. Они напоминали колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись верх, словно они раскрылись навстречу заре.

(К. Паустовский)

Предметы описания могут быть различны — пейзаж, явления природы (например, гроза), портретные зарисовки, поведение героя, тематически тяготеющие к художественной и публицистической речи, а также эксперименты, техника, предметы производства, условия труда, что важно для научных и официально-деловых текстов. Поэтому описания могут быть включены в любой стиль речи. Они могут представлять собой целостный, завершенный текст (например, стихотворение С. Есенина «Береза») или четко обозначенный структурно фрагмент произведения: Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива... (А.С. Пушкин). Однако чаще в художественной речи описания невелики по объему, и поэтому они не приостанавливают действия, а включаются в текст иного типа. Так, в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» рассказывается о прогулках доктора, изучающего местность вокруг партизанского лагеря. Этот эпизод начинается описанием (первые два предложения), вслед за которым идет речь о «первом обходе» доктором лагеря в форме повествования.

Затем вновь дается описание осеннего леса (второй абзац), которое настраивает автора на философский лад, и его герой начинает размышлять о «какой-то живой близости между птицами и деревом» (последний абзац). Это был лес сплошной, непроходимый, таежный. В одну сторону, прочь от дороги и лагеря, ему конца не было... Он (Юрий Андреевич) углубился в лес в нескольких направлениях с целью его обследования и убедился, как в нем легко заблудиться. Два уголка привлекли его внимание и запомнились ему на этом первом обходе.

У выхода из лагеря и из леса, который был теперь по-осеннему гол и весь виден насквозь, точно в его пустоту растворили ворота, росла одинокая, красивая, единственная из всех деревьев сохранившая неопавшую листву ржавая рыжелистая рябина. Она росла на горке над низким тонким кочкарником и протягивала ввысь, к самому небу, в темный свинец предзимнего ненастья плоско расширяющиеся щитки своих твердых разордевшихся ягод. Зимние пичужки с ярким, как морозные зори, оперением, снегири и синицы садились на рябину, медленно, с выбором клевали крупные ягоды и, закинув кверху головки и вытянув шейки, с трудом проглатывали.

Какая-то живая близость заводилась между птицами и деревом. Точно рябина все это видела, долго упрямилась, а потом сдавалась и, сжалившись над птичками, уступала, расстегивалась и давала им грудь, как мама младенцу. «Что, мол, с вами поделаешь. Ну, ешьте, ешьте меня. Кормитесь». И усмехалась.

Такое включение описания в другие типы текста не нарушает его структурную целостность и не приостанавливает развитие сюжетной линии произведения.

Даже в газетной заметке описание получает различное композиционное оформление. Так, описание выставки в Историческом музее, посвященной княгине Е.Р. Дашковой, предваряется рассуждением, портретная характеристика первой женщины-академика чередуется с объяснениями, перечисление некоторых экспонатов дается с комментариями. И такое построение текста вполне оправданно, литературный редактор согласился с такой композицией.

Из заговорщиц — в академики

Какой была княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810), первая и единственная женщина, возглавлявшая Петербургскую и Российскую академии наук? Чем увлекалась, кто окружал ее, как управляла академиями? Об этом рассказывает выставка «Сей путь тебе принадлежит», которая проходит в Историческом музее в рамках проекта «Женщины в русской истории и культуре».

Вглядываясь в экспонаты, словно погружаешься в атмосферу эпохи Просвещения. Вот на портрете 19-летняя княгиня в мундирном платье: умные, живые глаза, не красавица, но в облике ее море обаяния, воодушевления, энергии! Это 1762 год, тот период, когда она оказалась участницей дворцового переворота, в результате которого Екатерина II стала императрицей. А на позднем портрете начала XIX века Дашкова показана в ссылке: после блестящих успехов в молодости ей пришлось пройти через горькие испытания в старости.

В центре зала портреты Екатерины Великой и Екатерины Малой (как называли Дашкову) специально помещены друг против друга, как напоминание об их непростых отношениях. Большой интерес представляют экспонаты, связанные с академической деятельностью Дашковой: подлинные архивные документы, издания Академии наук, в том числе и «Словарь Академии Российской» — персональная заслуга княгини Екатерины Романовны.

Выставка в Историческом музее воссоздает многогранный облик этой удивительной женщины — литератора, ценителя музыки, певицы, матери, сестры... Книги из ее библиотеки, коллекция античных гемм.

О ярких и насыщенных путешествиях Дашковой напоминают гравюры с видами городов, портреты знаменитых собеседников (Дидро, Вольтер, французская королева Мария-Антуанетта), автографы королей. Все это плюс умело подобранные предметы мебели, посуда, красиво сгруппированные безделушки позволяют посетителям выставки ощутить аромат эпохи русского Просвещения.

(В. Хан-Магомедова)

Писатели ценят строгую композицию описания в художественных текстах: в нем последовательно перечисляются все детали, привлекшие внимание автора и определившие обилие однородных членов предложения, выраженных именами существительными и прилагательными.

Описания нередко составляют важную часть сюжетной линии, выполняя при этом и важную эстетическую функцию. Вспомним, например, в «Записках охотника» И.С. Тургенева рассказ «Татьяна Борисовна и ее племянник»:

...Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодые листья ракит блестят, словно вымытые; широкая, ровная дорога вся покрыта той мелкой травой с красноватым стебельком, которую так охотно щиплют овцы; направо и налево, по длинным скатам пологих холмов, тихо зыблется зеленая рожь... За небольшим прудом, из-за круглых вершин яблонь и сиреней, виднеется тесовая крыша, некогда красная, с двумя трубами; кучер берет вдоль забора налево и при визгливом и сиплом лае трех престарелых шавок въезжает в настежь раскрытые ворота... Мы у Татьяны Борисовны.

Здесь нет случайных, ненужных деталей, все подробности художественно оправданны. Последовательное нанизывание картин создает сценичность описания: читатель словно едет вместе с автором по этой широкой дороге, любуется природой, подъезжает к барскому дому и «останавливается наконец перед крылечком темного домика со светлыми окнами».

Продолжением рассказа служит описание самой помещицы:

Татьяна Борисовна — женщина лет пятидесяти, с большими серыми глазами навыкате, несколько тупым носом, румяными щеками и двойным подбородком. Лицо ее дышит приветом и лаской. Она когда-то была замужем, но скоро овдовела. Татьяна Борисовна весьма замечательная женщина...

Такие описания природы, обстановки, портрета персонажей в художественных произведениях выполняют важную эстетическую функцию, они живо, наглядно, образно рисуют предметы, явления, людей; показывают атмосферу, в которой разворачиваются события. В зависимости от содержания описания делятся на портретные, пейзажные, событийные.В художественных текстах описания могут даваться через восприятие персонажей, но неизменно являются компонентом словесно-художественной ткани произведения.

<< | >>
Источник: Голуб И.Б.. Литературное редактирование: учеб. пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос. - 432 с. — (Новая университетская библиотека).. 2010

Еще по теме Описание. Общая характеристика:

  1. 5.3.1. Общая характеристика направления
  2. § 1. Общая характеристика
  3. Библиографическое ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ГОСТ 7.1-84
  4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  6. 16.1. Общая характеристика правосознания и правовой культуры в государственно организованном обществе
  7. § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  8. 1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ
  9. Лекция 2. Общая характеристика исследовательского подхода к проблеме суицида
  10. 3.2. МАТЕРИЯ 3.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИИ
  11. Описание. Общая характеристика
  12. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЭВМ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
  13. 2.1. Общая характеристика информационных жанров
  14. Классификация современного репортажа: общая характеристика
  15. Общая характеристика
  16. Общая характеристика источников
  17. 6.1. Общая характеристика современной научной революции
  18. Общая характеристика
  19. Общая характеристика метода
  20. 2. 1. Общая характеристика неофициальной части (1840 - 1863)