<<
>>

Ксерография сегодня.

«Чем лучше узнаешь тайны ксерографии, тем больше поражаешься тому, как она вообще работает», — говорит Роберт Гандлак. Надо полагать, что он поражается больше других, потому что никто не знает пред мет лучше него.
По последним подсчетам, ему принадлежит 131 патент, в большинстве своем — в области ксерографии. Гандлак формально не участвовал в разработке «Модели 914», ибо в то время он был уже всецело погружен в разработку машин следующих поколений. Но когда у конструкторов, разрабатывавших «Модель 914», возникали затруднения, они обращались к Гандлаку, и он почти всегда находил верное решение. Подобно многим талантливым изобретателям, Гандлак похож на выходца с другой планеты. Я познакомился с ним в 1985 году в Вашингтоне на церемонии включения «Модели 914» в коллекцию наиболее ценных технических изобретений Смитсоновского института. На нем были светло-голубые брюки, светло-голубой пиджак в клетку, светло-голубая рубашка в полоску и светло-голубой галстук с изображением какой-то птицы. Он высокий, худой и загорелый, как ковбой. В своем кабинете в научно-исследовательском центре «Ксерокса» в пригороде Рочестера Гандлак держит маленький гладкий камешек, который он часто запускает волчком на своем письменном столе. Если придать камешку вращение против часовой стрелки, он сначала плавно крутится, затем начинает колебаться, а потом вдруг начинает крутиться в обратную сторону. Увидев впервые эту демонстрацию, я подумал было, что Гандлак ненароком выдал тайну своего инопланетного происхождения. Оказалось, однако, что загадка камня имеет вполне земное объяснение. Камень ассиметричен. При вращении против часовой стрелки он начинает вибрировать, вследствие чего энергия вращения преобразуется в энергию поступательного движения. Из-за этого он меняет направление, на первый взгляд вопреки закону инерции. Одна из наиболее важных заслуг Гандлака в разработке «Модели 914» состоит в решении проблемы подачи бумаги.
— У меня был друг, который тоже занимался физикой, — рассказывал Гандлак. — Каждый раз, когда мы шли на экзамен, он говорил: «Сила равна массе, помноженной на ускорение, и ты не можешь поднять себя за волосы. Вот тебе и вся физика». Так же точно нельзя проталкивать бумагу через копировальную машину, ее надо протаскивать. Помимо проблемы отклеивания бумаги от фоторецепторного барабана конструкторам пришлось немало поломать голову в попытках найти способ накладывания ее на барабан. «Модель 914» была рассчитана на все виды бумаги — от тонкого картона до папиросной бумаги — и на все значения температуры и влажности. В Новом Орлеане бумага влажнее, чем в Цинциннати, и ведет себя в машине по-иному. Разные сорта бумаги отличаются друг от друга текстурой, от которой зависит ее сворачиваемость. Лист должен закрутиться на од ной стадии процесса и должен быть разглажен на другой. При нарезке бумажных кип на целлюлозно-бумажной фабрике на кромках листа образуется насечка, из-за которой листы слипаются. И так далее и тому подобное. В 1986 г. Гандлак частично отошел от дел. Когда он достиг пенсионного возраста и ему надо было назначить дату ухода на покой, он избрал день 15 января. В этот день исполнялось ровно 33 с третью года, треть века, с тех пор, как он поступил на работу в компанию. Но «Ксерокс» не мог себе позволить распроститься со столь ценным работником. Гандлаку была предложена собственная лаборатория с небольшим штатом сотрудников, где он продолжает работать три дня в неделю. Его исследования посвящены в основном микрокопироваль- ным машинам на случай, если «Ксерокс» решит выйти на этот рынок, где доминируют японские фирмы. Недалеко от кабинета Гандлака находится своеобразный музей изделий конкурентов «Ксерокса», в большинстве своем японских марок. Глава коллекции Хол Богданофф настолько проникся образом мышления конкурентов, что в большей степени идентифицирует себя с ними, чем со своим работодателем. Спросите его о новом изделии марки «Ксерокс», и он признается в своем невежестве.
Зато на вопрос о чужой машине он опишет ее до последнего винтика. Его группа разбирает на части продукцию конкурентов, тщательно анализирует все узлы и детали и точно оценивает их себестоимость. Заглядывая во внутренности машин других компаний, быстро осознаешь, что метод, изобретенный Честером Карлсоном, представляет собой единственную возможность изготовления копий на обычной бумаге. С годами в области ксерографии был достигнут значительный прогресс, но даже самые современные копировальные машины — все без исключения — основываются на изобретениях, запатентованных Карлсоном. Эти патенты дали «Ксероксу» громадные преимущества перед конкурентами в 60-х гг., Карлсон знал, как оградить патент от посягательств — недаром он работал в патентном бюро. Монополия «Ксерокса» длилась до 70-х гг., когда истек срок действия последних патентов. Первые шаги «Ксерокса» в незнакомом мире подлинной конкуренции нельзя назвать уверенными. Сотрудники отдела сбыта привыкли сидеть целый день, задрав ноги на стол, ожидая звонков заказчиков. Теперь у покупателей появился выбор. Помимо этого, из-за невероятного роста «Ксерокса» в 60-х гг. почти полностью испарился дух братства, благодаря которому маленькая безалаберная компания смогла встать на один уровень с наиболее могущественными корпорациями мира. В раннюю эпоху между научно-исследовательским и проектно-конструкторским отделами не пролегало границы — открытия исследователей праздновались инженерами, а достижения конструкторов были радостью для исследователей. В 70-х гг. процесс разработки новой продукции забуксовал в трясине острой бюрократической междоусобицы и соперничества. А тем временем японцы не дремали. К чести «Ксерокса» компания ответила на эти трудности не требованием установления пошлин и торговых барьеров, а кардинальным пересмотром своих производственных методов. Клиентам «Ксерокса» стали уделять больше внимания. Компания послала в утиль старую технологическую систему и построила новую по японскому образцу, наполовину сократив производственные затраты. Сейчас Рочестер — один из немногих городов, который может похвастаться положительным торговым балансом. Копировальные машины, собираемые на заводе «Ксерокса» в Уэбстере, рядом с Рочестером, посылаются непосредственно в Японию, где, несмотря на острую конкуренцию, они пользуются большим спросом. И на отечественном рынке, где конкуренция с японцами еще острее, доля «Ксерокса» не только не сокращается, но даже растет. Отчасти из-за успехов своей компании сотрудники «Ксерокса» отзываются о конкурентах с нескрываемым восхищением, особенно о фирме «Кэнон», превратившейся в крупную новаторскую силу в области ксерографии благодаря выпуску не только миниустройств, но и больших копировальных машин. Когда я нанес визит Богданоффу, он и его сотрудники с особым уважением и вниманием изучали «умную» копировальную машину «Кэнон», которую они в тот момент «вскрывали». Вместо привычных линз и зеркал в этой машине использовалась «матрица прибора зарядной связи», то есть компьютерный чип, преобразующий свет в цифровую информацию, которая может закладываться в память машины или непосредственно передаваться на лазерное печатающее устройство. Машина способна увеличивать любое изображение по вертикали, сужать его по горизонтали, переворачивать его, извлекать из своей памяти другое изображение и накладывать его на первое и в считанные секунды отпечатывать комбинированное изображение. Я был страшно разочарован, узнав, что лазерное печатное устройство вовсе не грозный аппарат с лазерной пушкой, выжигающей четкие очертания черных букв на чистых листах бумаги. Увы, это просто ксерографическое устройство, где лазерный луч «пишет» непосредственно на поверхности фоторецептора, который затем выдает бумажные копии по системе Честера Карлсона. Как не раз бывало в его истории, «Ксерокс» первым придумал принцип лазерной печати, но не был первой фирмой, применившей его в товарной продукции. Лазерной ксерографии отводится видная роль в офисе будущего, о котором уже сейчас много говорят. В комбинации с микропроцессором лазер позволит делать копии без оригинала. Повисшие в воздухе в реактивных креслах секретарши будут создавать роскошно иллюстрированные документы на своих настольных микрокомпьютерах и в мгновение ока передавать их на другую сторону планеты, где их будут печатать, складывать страницу за страницей и переплетать автоматические лазерные копировальные устройства, без всякого участия человеческих рук. Вообще-то говоря, если не считать реактивных кресел, все остальное сейчас уже стало реальностью. А со временем такая практика будет только расширяться. Компания «Кэнон» выпускает лазерные печатающие устройства и продает лицензии на их производство другим фирмам, в том числе компаниям «Хьюлетт — Паккард» и «Эппл», выпускающим компьютеры и печатающие устройства. «Ксерокс» постарался наверстать упущенное, разработав и выпустив на рынок несколько собственных моделей лазерных печатающих устройств. Оглядываясь на прошлое из моего скромного современного кабинета, я не могу удержаться от улыбки при мысли о том, какой диковинкой когда-то казалась ксерография. Вскоре после появления «Модели 914» один журнал для библиотекарей заметил тоном, каким Колумб, вероятно, описывал Новый свет королеве Изабелле, что курьезная новинка, быть может, найдет себе применение для копирования старых книг. Могу предположить, что на заре автомобильной эпохи, наверно, тоже вполне серьезно говорили, что это диковинное изобретение, возможно, пригодится для «облегчения передвижения». Сегодня же мне гораздо труднее придумать область, в которой ксерографии не было бы места. Сейчас я на все случаи жизни держу как минимум две копии материалов, которые прежде меня вполне устраивали в одном экземпляре. Я упомянул об этом одному приятелю. В ответ он показал мне статью из газеты «Нью-Йорк тайме», где говорилось, что значительная часть фотокопий, изготовляемых в наши дни, на самом деле никому не нужна. Любопытно, подумал я, взял вырезку домой и снял с нее копию». Фирма «Ксерокс» нашла себя не только в оргтехнике, но и в медицине. От 60 до 70 процентов рентгеновских снимков молочной железы делаются сегодня в США с помощью ксерографии. Этот процесс был разработан корпорацией «Ксерокс» в начале 70-х гг. При этом процессе рентгеновские лучи вместо фотопленки бомбардируют селеновый барабан, и полученное на нем изображение переносится на бумагу, точно так же, как в обыч ном копировальном процессе, описанном в вышеприведенной статье. Ксерографическая маммография в 30—40 раз чувствительнее пленочной маммографии и обладает более глубоким и широким полем зрения. Репрография в США получила действительно широкое распространение. Персональная копировальная машина размером с пишущую машинку продается любому желающему в любом специализированном американском магазине по цене чуть дороже видеомагнитофона или цветного телевизора, т. е. от 500 долларов и выше. Некоторых американцев огорчает, что активность японцев, которые, похоже, нацелились покорить весь мировой рынок копировальных машин и успешно сбывают их во всех странах без исключения. 84 процента этих машин, проданных потребителю в 1985 г. в Западной Европе, были сделаны в Японии. В руководящих органах «Общего рынка» сетовали, что японцы и здесь оказались верны своему правилу демпинга, продавая копировальные машины западноевропейцам дешевле чем в самой Японии и вообще дешевле всех. Да и возможно ли сдержать этот безудержный натиск? Ведь в том же 1985 г., после долгих колебаний, страны ЕЭС подняли таможенные пошлины на ввозимые из Японии электронные пишущие машинки (с памятью) до 43 процентов — а завоз машинок в Западную Европу не уменьшился. Дело дошло до того, что ведущие фирмы электроники капиталистической Европы скупают крупные партии копировальных машин у японцев, а затем продают их под своей маркой в комплекте с собственным конторским оборудованием. Тем временем, в начале 1988 г. японцы выбросили на мировой рынок новое поколение машин для получения цветных копий, обойдя конкурентов, как минимум, на два года. Японская фирма «Кэнон» первая использовала в копировальных машинах технику цифрового кодирования изображения, лазерные устройства для считывания, сканирования цветного оригинала и для печатания идентичной цветной копии со скоростью от 300 до 600 штук в час. Можно также получать копию, уменьшенную (не более чем вдвое) или увеличенную (до четырех раз) с точностью до 1 процента. Можно менять цвета на всей копии или на ее части, наносить рисунок на копию в том месте, в каком он отсутствует на оригинале. Можно печатать цветные копии с цветных диапозитивов, слайдов, с любой фото- и кинопленки, делая при этом желаемый размер кадра для тиража. Сумев первыми в мире выйти на массовое производство цветных цифровых копировальных машин, фирма «Кэнон» запродала их основные узлы своим конкурентам в разных странах с тем, чтобы они могли выпускать аналогичную технику уже под маркой, к примеру, американских фирм «Эппл» или «Дижитал экипмент». В Советском Союзе и в социалистических странах Европы массовое производство надежных и качественных копировальных машин пока отсутствует.
<< | >>
Источник: Вачнадзе Георгий Николаевич.. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации — их аудитория, техника, бизнес, политика. 1989

Еще по теме Ксерография сегодня.:

  1. «Рождение ксерографии.
  2. КАНТ СЕГОДНЯ
  3. Патентная экспертиза сегодня
  4. ЖУРНАЛ СЕГОДНЯ
  5. Вчерашние союзники сегодня
  6. Оссендовский вчера и сегодня
  7. IHT: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
  8. Политика здравоохранения сегодня: усилия правительств и международного сообщества
  9. Чепуренко А. Ю.. Идейная борьба вокруг «Капитал» сегодня, 1988
  10. Панова Маргарита Ивановна.. Народный капитализм» сегодня., 1970
  11. Глава 1 Вчера бедняк — сегодня богач
  12. С. К. Носов ПРАВОСЛАВНЫЙ АСКЕТИЗМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА