<<
>>

Телевизионные стандарты

Требования к качеству телевизионного изображения были абсолютно ясны всем еще на заре телевизионного вещания. Если бы магнитная видеолента и обработанная серебром кинолента Давали изображение одинаково высокого качества — то массовое производство телевизоров нового поколения стало бы эпохальным событием, вторым рождением телевидения.
Технические нормы для ныне используемого телевидения были разработаны в 40-х гг. для черно-белого и в 50-х гг. для цветного вещания и уже казалось исчерпали пределы совершенства. Новое телевидение существует и его смотрели 20 млн посетителей Всемирной выставки 1985г. в Цукуба, в окрестностях То кио, а также все, кто попадают на специализированные технические экспозиции и ярмарки с участием японцев. Телевещание высокой четкости (ТВЧ) дает качество телеизображения на домашнем телеэкране обычных размеров выше, чем при использовании в кинопроекторе 35-миллиметровой кинопленки и приближается к 70-миллиметровой кинопленке. Используется при этом телестандарт не менее 1125 строк, а не в 625 строк, как в Европе, и не в 525 строк, как в США и Японии. Так уж получилось, что у американцев и у японцев оказалось телевидение с самым худшим качеством изображения; другие два более поздних мировых телевизионных стандарта ПАЛ и СЕКАМ с их несколькими подвариантами для отдельных стран значительно превосходят 525-строчный НТСК, аббревиатуру которого в США с грустной иронией расшифровывают как «Нэве твайс зе сейм калор» — никогда дважды один и тот же цвет. Но американцы были первыми; организовав массовое производство, они снизили в 1949 г. цены на самые дешевые телевизоры до 300 долларов — таков был в то время месячный заработок секретарши. И продавали телевизоры в кредит. На 1 января 1948 г. в США было 16 станций и 200 тыс. телевизоров. На 1 января 1949г. в 35 различных районах страны действовало 64 вещательные станции и 1,5 млн телевизоров; 57 станций строилось, а еще 319 дожидалось разрешения на строительство.
В конце 1951 г. — 15 млн телевизоров, передаточные и ретрансляционные станции на всей территории страны. В тот же год французское телевидение, одно из старейших в мире, вещало всего на. 600 телевизоров, писал один из пионеров ТВ Франции публицист Луи Мерлен. При новом стандарте ТВЧ ширина частотного спектра возрастает примерно в четыре раза, что практически исключает возможность эфирного телевещания — ни у одной страны частот не хватит. Возможно кодирование и соответственно «сжатие» телевизионного сигнала, использование оптического кабеля и спутниковой ретрансляции, но все подобные ограничения повышают стоимость нового телевидения. Один телевизионный приемник высокой четкости стоит пока не менее 3 тыс. долларов. Имеет смысл проецировать новое высококачественное телевизионное изображение на гигантские телеэкраны 1,5X2 метра и 3X4 метра или даже 25X40 метров, как, например, экран «Джумбо- трон» фирмы «Сони», изображение с которого вечером легко смотрелось с расстояния до одного километра посетителями в Цукуба, на Всемирной выставке. В технологической гонке за качеством телеизображения японская телекомпания-гигант Эн-Эйч-Кей вкупе с самыми крупными японскими фирмами электроники «Мацусита», «Сони», «Хитачи», «Тосиба» и «Икегами», исследуя с 1971 г. возможность применения стандарта 1125 строк, истратили свыше 100 млн долларов. Не менее значительные суммы потратили американцы, в частности, специалисты исследовательской службы в Стэнфорде (штат Коннектикут), принадлежащей одной из трех самых крупных американских телесетей Си-Би-Эс. На проходившей в сентябре 1987 г. в Западном Берлине ежегодной самой представительной в мире выставке бытовой электроники больше всех удивили публику западноевропейцы. Они сумели представить свой собственный вариант технического стандарта и образцы аппаратуры для телевидения высокой четкости, хотя и созданные с опозданием на два-три года по сравнению с японцами. Западноевропейцы достигли результата только после объединения усилий крупнейших капиталистических фирм Европы, желая сохранить нынешний контроль над 80 процентами рынка телевизоров в своих странах, тогда как большинство раскупаемой населением прочей бытовой электроники является азиатского производства.
Главная стратегическая задача — удержать то, что еще осталось в руках. Какую фантастическую шумиху подняла французская пресса всех политических направлений, когда осенью 1987 г. владельцы сети крупных парижских универмагов сумели за считанные часы распродать десятки тысяч цветных телевизоров «Мэйд ин Гонконг», с экраном 36 сантиметров по диагонали, ценой 180 долларов штука. Новые десятки тысяч желающих записались в очередь за дешевыми (и вполне качественными) телевизорами, но на их пути грудью встали таможенники, промышленники, финансисты, адвокаты и прочие, вопя о том, что все это. незаконно. Действительно, кто станет из патриотических побуждений переплачивать вдвое за отечественный телевизор, когда за бесценок можно купить импортный, ничуть не хуже. Такая политика властей по охране собственного рынка называется протекционизмом и вслух осуждается всеми западными правительствами. Хотя французам пока грех жаловаться на засилье иностранцев на национальном рынке телевизоров. Кстати, директорат сети универмагов заявил, что — будучи вынужденным отказаться от дальнейшего импорта телевизоров из Гонконга из-за придирок французской службы технических стандартов — он планирует завоз во Францию в 1988г. партии проигрывателей компакт-дисков из Южной Кореи и розничную продажу их по 90 долларов (баснословно низкая цена). Французский концерн «Томсон», сумев приобрести все заводы бытовой электроники такого американского гиганта как «Дженерал моторе», надеется стать для США главным поставщиком, производителем телевизоров. Министры промышленности Франции и ФРГ вкупе с заинтересованными деловыми кругами своих стран не перестают твердить, что западноевропейский эволюционный путь внедрения нового телевизионного цифрового стандарта высокой четкости MAC («Multiplexage analogique par compo-sant») более перспективен, чем японский вариант MUSE («Multiple Subnyquist Sampling Encoding» с более устаревшей аналоговой техникой. На сегодняшний день для всех заинтересованных сторон ясно, что современные достижения электроники дают возможность усовершенствовать обычный телевизор, не прибегая к кардинальной его замене, как настаивают японцы.
Для них обновление (замена) всего парка телевизоров в мире равнозначно манне небесной. Японцы вполне способны завалить весь мир своими телевизорами. Им трудно делать разнообразное электронное оборудование малыми партиями, а в организации массового производства им нет равных. Но пока сторонникам японского телестандарта в 1125 строк придется довольствоваться малым: выпуском оборудования для спутниковой ретрансляции телепрограмм в кинозалы и на стадионы. А западноевропейцы тем временем приняли решение об унификации существующих телевизионных стандартов на континенте и таким образом на какое-то время оградили себя от натиска японских фирм, поставивших цель смять на всех континентах конкурентов собственной бытовой аудиовизуальной электронной техники. С 1985 г. во всех странах Западной Европы выпускаются только цветные двухстандартные телевизоры ПАЛ-СЕКАМ. Это первый шаг к стандартизации телевидения на континенте на основе единых норм «Д2-МАК Паке» и отказа от систем ПАЛ и СЕКАМ к 1995 г. Нынешние цветные телевизоры послужат и морально не устареют еще добрый десяток лет. Но возможности их и, соответственно, применение будут постоянно расширяться, пишет обозреватель парижской газеты «Монд» (24.11.1987) в статье «Япония — Европа: соперничество в области телевизионной техники»: «После того как лазерная технология стала использоваться для воспроизведения звука, теперь прогресс намечается в изображении. Технологический прогресс в области телетехники проходит, однако, не без конфликтов. Еще появление цветного телевидения, в начале 60-х годов в США и в конце 60-х гг. в Европе, вызвало жестокую конкуренцию американского стандарта НТСК, западногерманского ПАЛ и французского СЕКАМ. Мир видеотехники раскололся на три большие зоны: первую составляют страны Северной и частично Южной Америки (Чили, Боливия, Перу, Эквадор, Венесуэла, Суринам) и Япония, где безраздельно господствует НТСК. Другая зона включает в себя ФРГ, Великобританию, Бенилюкс, Скандинавские страны, Швейцарию, Испанию, Португалию, Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай, принявшие стандарт ПАЛ.
Наконец, третья зона, менее многочисленная, объединяет Францию, Грецию, Италию, СССР и восточноевропейские страны, в которых принят стандарт СЕКАМ. Сосуществование трех стандартов разорительно для всех. Предприниматели не могут пойти на увеличение производства и добиться масштабной экономии средств, а потребитель переплачивает дополнительно до 20—30 проц. стоимости то- вара. К тому же из этой войны никто так и не вышел победителем: 370 каждый оставил у себя свой стандарт. Все три стандарта, и наихудшим из них является НТСК, дают изображение весьма среднего качества по сравнению с качеством киноизображения (в семь раз более четкого), являются технологически устаревшими и бесперспективными. Ни ПАЛ, ни СЕКАМ, ни тем более НТСК не могут в достаточной мере быть приспособленными к новым видам связи, таким, как спутниковая или кабельная связь. Первая из- за недостаточной бортовой мощности спутников продолжает зависеть от атмосферных условий, что касается второй, то рост числа программ и предоставление многих каналов для передачи звука делают ее применение крайне затруднительным. Давно уже ни один инженер в мире не помышляет об «омоложении» какого-либо из трех стандартов в рамках программы намечаемых усовершенствований (достижение высококачественной передачи изображения к началу 90-х гг.; переход к телевидению высокой разрешающей способности и широкоэкранному телевидению к 1996 г.; полный переход к цифровым процессам обработки изображения к концу века с тем, чтобы сделать аудиовизуальную технику еще более качественной и способствовать ее миниатюризации). Европа должна найти иной путь, желательно в рамках общей программы, свой способ придать новый импульс индустрии телевизионной техники, испытывающей в последние годы серьезные трудности как из-за складывающейся конъюнктуры, так и из-за конкуренции японских фирм. В стране восходящего солнца телевидение высокой разрешающей способности станет доступным в 1988 г. на основе технологии, разработанной около десяти лет назад мощной телевизионной корпорацией Эн-Эйч-Кей.
Японские предприниматели прилагают огромные усилия для того, чтобы навязать именно свой стандарт. Они уже сумели переманить в свой лагерь американских производителей программ. Французская промышленная группа «Томсон» и голландская «Филипс» сумели оценить преимущества объединения своих сил для отражения японского наступления. Таким образом появилась, хотя и несколько поспешно, система «Д2- МАК Паке», принятая отныне во Франции, Великобритании и Нидерландах. Западногерманский искусственный спутник «ТВ-САТ» станет первым действующим на основе этой системы для ретрансляции передач телесетей на немецком языке. По отношению к японскому европейский стандарт обладает рядом неоспоримых преимуществ, будучи, в частности, применимым к существующим телевизионным приемникам, хотя в любом случае для приема космического телевидения частному лицу необходимо будет оснастить свою аппаратуру соответствующим оборудованием (антенной, демодулято ром, приемником, декодером), что составит для него дополнительный расход порядка 5—6 тыс. франков. Общим для всех трех существующих стандартов является то, что они используют частотный способ передачи сигналов, порождающий феномен интерференции, который, в свою очередь, лежит в основе многих помех изображению (рябь, мелькание строк, помехи, похожие по рисунку на языки пламени или движущийся эскалатор). Система «Д2-МАК Паке», использующая метод аналогового разделения составляющих, позволяет эти дефекты устранить («МАК» — это аббревиатура является сокращением французского названия этого метода) Сигналы передаются очередями — отсюда слово «Паке» (которое во французской транскрипции пишется как «Пакет» — Г. В.) Это обеспечивает лучшее разделение цветов и делает изображение более четким. При цифровой передаче звука значительно выигрывает его качество. Для кодирования звука специалисты избрали необычный двубинарный метод, сокращенно названный «Д2». Речь идет об одном хитроумном электронном приспособлении, позволяющем вдвое сократить занимаемое сигналами место. Это дает возможность дублировать передачи на многие языки, передавать субтитры и т д. Кроме того, в новом стандарте заложена возможность дальнейшего его развития, что открывает дорогу к телевидению с высокой разрешающей способностью. Полное видеоизображение состоит из 520 625 элементов изображения В действительности же число элементов на видеокартинке в системах ПАЛ и СЕКАМ составляет немногим более 275 тыс. и всего 180 тыс. в системе НТСК, что очень далеко от 2 млн элементов в изображении, получаемом при проецировании 70-мм кинокадра. Система «Д2-МАК Паке» гарантирует на 80 тыс. сигналов больше в ПАЛ и СЕКАМ и на 50 тыс. в НТСК. Высококачественное телевидение позволит довести число элементов изображения от 355 тыс. до 460 тыс. Эта система телевидения должна начать функционировать к середине будущего десятилетия. В ее основе лежит метод увеличения вдвое частоты сканирования изображения при приеме, что резко повысит его качество. Такой специальный электронный метод откроет путь широкоформатному телевидению с экраном по диагонали в 1 метр. Он подготовит появление телевидения с действительно высокой разрешающей способностью, ожидаемого за три-четыре года до конца века Качество телеизображения станет превосходным: с 1250 строками экрана его разрешающая способность будет обеспечена 1,6 млн элементов изображения, то есть приблизится в этом отношении к киноизображению. Вместе с тем о полной победе нового стандарта говорить еще преждевременно. Система «Д2-МАК Паке» была официально признана Международным консультативным ко митетом по радио на промежуточной ассамблее МККР 2—8 ноября в Женеве. Для нового европейского стандарта это успех. Но окончательное его принятие должно состояться только лишь на пленарной ассамблее комитета в 1990 г. Вероятность принятия МККР нового стандарта высока, так как большинство членов этой международной организации, то есть большинство стран Западной Европы, Азии, включая Китай, и все восточноевропейские страны высказались в его поддержку. Все достаточно ясно отдают себе отчет в том, что к телевидению с высокой разрешающей способностью невозможно подойти за такой короткий отрезок времени, как десять лет, не прибегая к системе «Д2-МАК Паке», разработанной к тому же на базе норм цифрового телевидения, принятых самим Международным консультативным комитетом по радио в 1982 г. Японская система предполагает широчайшую замену всей существующей техники (студийной аппаратуры, оборудования для приема и передачи), что на практике представляется неосуществимым. Предлагаемое японцами оборудование несовместимо с существующим и, кроме того, с трудом поддается адаптации, так как оно рассчитано на частоту в электросети в 60 Гц и даже при компактном варианте занимает слишком широкий канал по сравнению с европейскими частотными каналами. Ее эффективное функционирование зависит от создания спутников, которые будут вести передачи в гиперчастотном диапазоне. А это дело не скорого будущего, если иметь в виду существующие проблемы распространения сигналов в атмосфере. Однако на карту в этой игре поставлено слишком многое, чтобы предположить, хотя бы на мгновение, что японцы откажутся от своей технологии, качество которой, несмотря на все ее недостатки, является превосходным. Какой бы путь ни был избран, в ближайшие 15—20 лет мировой парк телеприемников (600 млн аппаратов) будет практически полностью обновлен. Откроют ли японцы заградительный огонь по своим противникам, желая урвать львиную долю этого рынка? «В худшем случае будет два стандарта, — говорят в компании «Сони». — Мы по-прежнему надеемся, что у нас будут шансы выиграть». Исход этой борьбы будет, видимо, зависеть от решения, которое примут США. В этом противоборстве Европа, представленная «Томсоном», завоевала серьезный козырь. Эта французская группа после приобретения ею у американской компании «Дженерал электрик» отделения по производству электроники массового потребления владеет теперь 20 проц. американского рынка телевизоров. Благодаря 12 проц. рынка, которыми уже владеет «Филипс», обе группы-партнеры имеют основания рассчитывать на внедрение системы «Д2-МАК Паке» по ту сторону Атлантики. К этому надо добавить, что американские компании кабельного телевидения, похоже, склоняются к приему европейского стандарта, который им позволит предлагать свою продукцию европейским потребителям непосредственно, т. е. без смены телевизионного приемника. Если «Филипсу» удастся убедить «Сони» присоединиться к европейскому проекту, а обе фирмы уже сотрудничают в рискованном предприятии по производству компакт-дисков, то партия будет выиграна. Тем временем европейцы и японцы решили создать в начале 1988 г. рабочую группу, которая попытается как-то сблизить разрабатываемые технологии». В 1986 г. США произвели 23 млн телевизоров. Следом за ними в первую десятку вошли Китай (14,6 млн), Япония (13,6), СССР (9,4), Южная Корея (8,6), ФРГ (3,8), Великобритания (3,2), Бразилия (2,2), Франция (1,8) и Италия (1,7). Ценится, однако не только количество, но и качество. В том же 1986 г. на миллион телевизоров в Англии приходилось 82 (!) пожара, в ФРГ — 110, в Японии телевизоры не горели, хотя было время, когда подобные возгорания занимали четвертое место среди прочих причин и первое — среди пожаров от всех электробытовых приборов. Японцы уверенно лидируют во всех областях телевизионной технологии, доведя до совершенства практику кооперирования с иностранными исследовательскими фирмами. Использовав результаты фундаментальных исследований в сфере жидкокристаллической индикации западногерманской фирмы «Мери» и американских ученых из Принстонского университета, японская компания «Сейко» выбросила на мировой рынок в 1987 г. миллионы телевизоров с черно-белым изображением, вмонтированные в наручные часы, а также миниатюрный цветной телевизор размером с пачку сигарет. Жидкие кристаллы, в отличие от сравнительно объемистых обычных электронно-лучевых трубок Брауна, занимают мало места. И так как им достаточно нескольких десятых долей ватта, телевизоры, работающие на новой основе, едва ли останутся доминировать в гостиных. Пока эта технология еще не созрела для выхода в крупносерийное производство, но эксперты едины в мнении о том, что плоскому телевизору, толщиной всего в мизинец, принадлежит будущее. В 1986 г. японская компания «Мацусита» пустила в продажу цветной телевизор с плоским экраном 16X9 сантиметров, весом 430 граммов и четкостью, вдвое превышающей разрешающую способность японских домашних телевизоров с экраном обычных размеров. Как сообщил министр промышленности средств связи СССР Э. Первышин («Известия», 1.1.1988) к концу пятилетки предполагается выпустить первый отечественный «карманный» телевизор с экраном на жидких кристаллах 5—6 сантиметров по диагонали и весом около 700 граммов. По словам министра, уже в 1988 г. «на прилавки магазинов поступят телевизоры четвертого поколения, конструктивно не уступающие мировым стандартам», — с дистанционным управлением, стабильным и качественным изображением, программированным управлением и т. д. В рамках Комплексной программы научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. уже разработана совместная модель телевизора Варшавским телевизионным заводом и Львовским объединением «Электрон». Новый телевизор будет рассчитан на прием всех каналов телевидения — в том числе кабельного, телетекстов, на работу в качестве монитора при видеомагнитофоне, компьютере, видеотелефоне. К встроенному в телевизор компьютеру можно будет подключать новые блоки: скажем, для «подглядывания» за тем, что идет по другим программам. Аппарат должен принимать звук по двум каналам, что важно, если мы хотим слушать только оригинальный текст фильма, без голоса переводчика, или при приеме стереофонических трансляций. Чему еще можно научить домашний телевизор? Когда-нибудь, когда подешевеет цифровой телевизор (противоположность нынешнему, аналоговому), можно будет значительно большему числу телезрителей, чем сегодня, смотреть одновременно до 10 телепрограмм, которые поделят домашний экран на соответствующее число квадратиков. Блажь? Возможно и другое, более рациональное применение этого процесса. На один экран вынесены изображения с телекамер, установленных в больничных палатах, в школьных классах или общественных местах, а также несколько или одна телевизионная программа. Большинство выше перечисленных специальностей телевидения расширяет его аудиторию за счет увеличения времени использования его телезрителями. Со временем телевещание станет еще более притягательным — за счет улучшающегося содержания и технических новинок. Объемное телевещание, стереотелевидение также существует, но для просмотра специальным образом отснятых передач, как и в стереокино, надо пользоваться особыми очками, — японские стоят более 1 тыс. долларов, — что малоудобно со всех точек зрения. В Западной Европе экспериментальные стереопрограммы телевидения демонстрирует фирма «Филипс», в США еще в 1987 г. выбросили в продажу полный комплект специальной телесъе- мочной аппаратуры для стереотелевидения высокой четкости. Стоит эта уникальная техника бешеные деньги, но спрос есть, так как 22-й канал в Лос-Анжелесе постоянно демонстрирует игровые полнометражные фильмы, снятые в объемном, трехмерном изображении — для их просмотра все также требуются похожие на бинокли футуристического вида очки. Возможно, скоро от очков можно будет избавиться. Один американский промышленник уже продает всем желающим телеэкран на жидких кристаллах, объемное изображение на котором видно сквозь очень дешевые очки — экран только очень дорогой. В лабораториях можно увидеть 375 и другую новинку отдаленного будущего — объемное телевидение на принципах голографии. После очень сложной телесъемки двумя лазерными лучами, изображение с магнитной ленты может быть спроецировано лазером же на полупрозрачный стеклянный куб; так восстанавливается объемное изображение предмета, полностью повторяющее оригинал. При этом сохраняется эффект присутствия. Зритель может обойти вокруг куба и наблюдать изображение со всех сторон. Составной частью внутреннего устройства домашнего телевизора может стать компьютер — для перманентного улучшения и поддерживания высокого качества изображения. Подобно тому как только с помощью сложных компьютерных операций уже много лет возможно обрабатывать, т. е. делать различимыми все детали снимков, передаваемых на Землю с космических беспилотных зондов вблизи Луны, Марса, Венеры и других далеких миров. И хотя изображение на нашем телеэкране предварительно задержится на телевизионном компьютере какие-то мгновения, оно качественно улучшится — вдвое и больше, т. е. почти до 1 млн элементов изображения (пикселей), даже без перехода к стандартам телевидения с высокой разрешающей способностью. Мощные чипы неуклонно дешевеют и лет через десять можно будет использовать процесс компьютерного насыщения сигнала не только как сейчас, в профессиональных студиях, но и для обычных бытовых телевизоров. С помощью специального анализатора на экране телевизора с памятью пройдет демонстрация диапозитивов, цветных слайдов, которые нам приходится сегодня проецировать на стену в затемненной комнате. В эпоху видеобанков компьютеризированный телевизор через кабельные или компьютерные сети с может очень быстро «перекачивать» в свой блок памяти огромное количество необходимых видеосюжетов. Отключив телевизор от кабельного ТВ или от компьютерной сети, владелец сможет не торопясь изучать на экране полученные фильмы или графический материал, смотреть их повторно и при этом оплачивая только одномоментное (для одного кадра это может быть и одна двадцать пятая доля секунды) подключение к банку данных. Пользование видеобанком — пока ар- хидорогое удовольствие, так как передача изображения обходится в сотни раз дороже передачи звука. Как это не покажется читателю странным на первый взгляд, но будущее телевидения, всех информационных и коммуникационных систем зависит в каждой определенной стране или даже городе, не столько от достижений научно-промышленного комплекса, сколько от политических решений проблем данной сферы, от настроений общественности и самого высшего руководства. Информатика интегрируется с коммуникацией, т. е. компьютер сращивается с телефоном и телевизором. Нынешняя аналоговая система во всей аудиовизуальной и телекоммуникационной аппаратуре начинает вытесняться более прогрессивной — цифровой. Спутниковое и кабельное телевидение конкурируют между собой и дополняют друг друга. Применение световодов в десятки и сотни раз увеличивает пропускную способность кабельных линий. Что в свою очередь позволит транслировать на домашний телевизор десятки телевизионных программ: местных, региональных, общенациональных, зарубежных и — самое главное — специализированных, рассчитанных на узкий круг заинтересованных лиц. С начала 1988 г. больницы и другие медицинские центры двухсот французских городов регулярно принимают трижды в неделю по полтора часа общенациональную больничную телепрограмму. Арендаторы канала по спутнику «Телеком-1С» обещают сделать эту программу круглосуточной и передавать ее на большее количество кабельных телесетей. Ведь известно, что спутниковая параболическая антенна, в зависимости от своих параметров может обслуживать телевизоры в одном здании, в одном квартале, а то и в целом городе. Обновление телевизионной и прочей коммуникационной технологии неизбежно, хотя и стоит астрономические суммы денег. Сложность состоит и в том, что число возможных моделей, вариантов этой модернизации увеличивается. Экономика и стратегия коммуникации становятся столь весомыми и обширными областями человеческой деятельности, что привлекает внимание политических и хозяйственных руководителей любого ранга, от директора школы до главы государства — оба они хотят и должны иметь свои телевизионные центры для изложения собственной платформы и общения с массами. И ученики, и уже взрослые граждане любого государства должны иметь право и реальную возможность выразить личное мнение публично не только с трибуны собрания или в печати. Очень скоро количество телевизионных программ превысит во многих странах число газет и журналов, потому что телевизионная коммуникация по технической природе своей более демократична, чем печатное слово. Обратная связь, т. е. влияние читателя на газетную редакцию ограничено уже хотя бы временем, необходимым для отправки письма редактору, подготовки его для публикации и т. д. В телевидении, особенно в местных телепрограммах, контакты с аудиторией носят более постоянный и оперативный характер — телезритель звонит на студию и тут же слышит звучание своего голоса в эфире. С помощью персонального компьютера обычный гражданин может незамедлительно направить по сетям электронной почты свое сообщение неограниченному числу адресатов. Перспективы и последствия развития коммуникации столь сложны, что здесь есть над чем поломать голову идеологам и финансистам. Организаторы всемирного симпозиума в Давосе (Швейцария), где регулярно собираются для взаимных консультаций «власть предержащие» из многих стран, разослали в январе 1988 г. первый номер ежемесячного журнала на английском языке «Уорлд линк» («Всемирная связь») в адрес «самых влиятельных на планете» 33 333 лиц в 170 государствах. В качестве авторов первого номера роскошно изданного журнала на 110 страницах выступают ведущие западные политические деятели, ученые и предприниматели, а единственная тема, по которой они высказываются — это анализ проблем развития телекоммуникаций в мире. Такое внимание данной теме объяснимо. Не случайно ведь буржуазные авторы сотен книг, изданных начиная с 60-х гг., трактуют как идентичные понятия «постиндустриального общества» и «информационного». Не вдаваясь в теоретико-методологические рассуждения о природе будущих стадий капиталистической формации, скажем иначе: обсуждение путей развития информационной и коммуникационной технологии заняло прочное место в ряду глобальных проблем первостепенной важности. Речь идет здесь о совместимости технических норм и стандартов, об острой политической и экономической конкуренции, даже об образе жизни миллионов людей — ведь сферы бизнеса, работы, образования, информации и досуга затрагивают интересы всех без исключения. Ставки в игре огромны. И как всегда — проигравший платит., к сожалению, чаще всего из кармана налогоплательщика.
<< | >>
Источник: Вачнадзе Георгий Николаевич.. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации — их аудитория, техника, бизнес, политика. 1989

Еще по теме Телевизионные стандарты:

  1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В.В. Боннер-Смеюха Ростовский государственный университет
  2. САМОДИСЦИПЛИНА
  3. ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  4. Модуль 1.2. ЦЕНЗУРА
  5. СЕКСУАЛЬНОСТЬ
  6. Рынок
  7. Часть 2 СРЕДСТВА РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ В 2000 ГОДУ
  8. Телевизионные стандарты
  9. Под давлением конкурирующей техники.
  10. Американская телемонополия.
  11. Телевидение янки в Европе.
  12. Война спутников.