Мусульманские страны
Что касается мнения, которое в условиях Кувейтского кризиса 1990-1991 гг. имели жители мусульманских стран, то, например, арабы, проживающие в соседних с Ираком арабских странах, а также в странах Северной Африки, в силу того, что их связывает с жителями Ирака общая религия - ислам, а также того, что руководство арабских стран негативно относится к попыткам США установить свой «порядок» в регионе, практически всегда проявляли солидарность с иракцами.
Во многом этому способствовало то, что, осуществив захват Кувейта, Ирак использовал популистские лозунги об освобождении арабов от империализма и о том, что кувейтская демократия «искусственно создана иностранцами». В результате общественность арабских стран восприняла С. Хусейна фактически как героя, который бросил вызов Западу и прежде всего США. Кроме того, по мнению ее представителей, Ирак - это «авангард борьбы» против Израиля, союзника США, т.е. против сионизма и империализма на арабском Востоке.
В отличие от позиции, которую во время Кувейтского кризиса заняли СМИ мусульманских стран, в основном следовавшие курсу своего руководства, мнение жителей мусульманских стран, однако, иногда выходило за рамки официальной позиции. Так, например, во время Кувейтского кризиса, когда большая часть арабских стран оказалась в составе сил антииракской коалиции, а другая, меньшая их часть поддержала Ирак, общественность арабских стран также оказалась фактически расколотой на две части. При этом в своем подавляющем большинстве она, однако, пошла не за руководством своих стран, а поддержала Ирак[136]. В частности, как свидетельствуют данные, относящиеся к
проведенным тогда опросам общественного мнения, президент Ирака С. Хусейн приобрел достаточно серьезную популярность среди арабов[137].
Однако, что касается стран, находящихся в непосредственной близи от Ирака, в первую очередь стран Персидского залива, то здесь можно было наблюдать иные, противоположные по своему духу настроения[138].
Во время Кувейтского кризиса во многих странах арабского мира (за исключением разве что, стран соседних с Ираком, и прежде всего Саудовской Аравии, хотя и здесь число сочувствующих режиму Саддама Хусейна превышало количество их критиков) прошли массовые демонстрации протеста, сначала против отправки в район Персидского залива войск США и их союзников, а затем - против военной операции против Ирака[139].
Арабы, участвовавшие в этих демонстрациях, расценивая действия США и их союзников в более глобальном контексте, как направленные против всего мусульманского мира и наносящие удар по всем мусульманам, заявили о своей готовности вступить в борьбу на стороне Ирака. При этом в странах Северной Африки (в Алжире, где свою активность проявили члены Исламского Фронта Спасения, а также в Марокко и Тунисе) состоялись демонстрации, участники которых пытались оказать давление на руководство своих стран и тем самым добиться, чтобы оно осудило действия США и их союзников в районе Персидского залива. Кроме того, критика прозвучала тогда и в адрес Франции, исторически связанной со странами Магриба (ранее они входили в состав Французской колониальной империи)[140].
Особенный размах акции в поддержку Ирака приобрели на Западном берегу реки Иордан и в секторе Г аза. Что касается палестинцев, то они, как и жители арабских стран, вследствие их приверженности к одной религии - исламу, поддерживали именно Ирак. Так, во время Кувейтского кризиса 1990-1991 гг. палестинцы, чье руководство во главе с Я. Арафатом поддержало Ирак, вошли в число сторонников Ирака и его президента С. Хусейна, который стал настоящим олицетворением «национального героя». В ходе демонстраций протеста, проходивших тогда на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, палестинцы очень часто скандировали лозунг «Мы принесем себя в жертву Саддаму Хусейну!». 12 августа 1990 г. в Дженине состоялась демонстрация палестинцев, в которой участвовала тысяча человек. Маршируя, они кричали: «Саддам, ты герой, атакуй Израиль химическим оружием»[141].
Когда США и их союзники начали сосредотачивать свои войска в Саудовской Аравии, Я.
Арафат назвал эти действия «новым Крестовым походом», который «предвещает приход самых тяжелых опасностей и бедствий для арабской и исламской наций». Он также ясно обозначил свою позицию в этом конфликте: «Мы можем находиться лишь в окопах и занять позиции, открыто враждебные сионизму и его империалистическим хозяевам, которые сегодня мобилизуют свои танки, самолеты и всю свою современную, сложную военную технику, направленную против нашей арабской нации».Как только в районе Персидского залива начались военные действия, Исполком ООП подтвердил свою позицию поддержки Ирака: «Палестинский народ твердо стоит на стороне Ирака». На следующий день Я. Арафат направил С. Хусейну послание, в котором восхвалялась иракская борьба против «американской диктатуры», а Ирак был назван «защитником арабского народа, мусульман и всех свободных людей».
Исход войны никак не повлиял на отношение Я. Арафата к С. Хусейну. В ноябре 1991 г. Я. Арафат заявил: «Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы вновь сообщить вашему превосходительству о том, что мы гордимся узами братства и общностью судьбы, которые связывают нас». «Давайте вместе работать до тех пор, пока мы не добьемся победы и вновь не обретем освобожденный Иерусалим»[142].
В результате, позиция, которую в услoвиях Кувейтского кризиса заняли жители мусульманских стран, кардинально отличалась от той, в сущности, преобладающей точки зрения, что оформилась в общественном мнении многих стран мира. Даже тот факт, что Ирак являлся агрессором, не повлиял на ситуацию в мусульманских странах, где общественное мнение приобрело проиракскую направленность, опиравшуюся, однако, на антиамериканские взгляды, которые уже тогда составляли одну из важнейших составляющих, определяющих конфигурацию общественного мнения.
***
Еще по теме Мусульманские страны:
- Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв.
- 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
- МИР АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
- Арабская и еврейская общины Франции и их влияние на формирование курса руководства страны по отношению к конфликту на БлижнемВостоке
- Мусульманские страны
- Мусульманские страны
- Мусульманские страны
- Мусульманские страны
- Мусульманские страны
- Страны Европы
- Мусульманские страны
- Мусульманские страны
- Мусульманские страны
- Мусульманские страны
- 4. Мусульманская правовая система
- Особенности развития стран Востока в Средние века
- § 6. Мусульманское уголовное право
- Лекция 12. Формы государственного устройства стран мира
- Страна Ордения