§ 1. Организационно-правовая основа
В число документов такого рода входят юридически оформленные решения, принятые на межгосударственном, региональ- ном и локальном уровнях. Из документов, выработанных на многостороннем межгосударственном уровне, следует отметить договоры и соглашения, достигнутые в рамках Таможенного союза, а затем Евро-Азиатского экономического сообщества, в особенности Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1999 г. и межправительственное Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества от 26 февраля 1999 года. В числе документов, подписанных на двустороннем уровне официальными представителями РФ и РК, особое значение имеют Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие (от 6 июля 1998 г.) , Договор об экономическом сотрудничестве на 1998— 2007 гг. (от 12 октября 1998 г.) и действующая тот же срок Программа экономического сотрудничества, пакет более чем из 30 межправительственных и межведомственных документов, регулирующих вопросы финансовых взаимоотношений, сотрудничества в областях информационного обмена, борьбы с преступностью и др.
Первым базовым документом, регулирующим взаимодействие сопредельных регионов, стало заключенное 26 января 1995 г. в Омске Соглашение о сотрудничестве приграничных областей России и Казахстана.
Главной целью Соглашения было объявлено содействие развитию сотрудничества между приграничными областями, включая решение таких задач, как устранение препятствий для движения товаров, услуг, произведенных в пределах приграничных областей; совершенствование законодательства, направленного на регулирование экономических связей (ст. 3); поощрение взаимных инвестиций и создания межрегиональных акционерных компаний, финансово-промышленных групп, совместных предприятий, упрощение процедур пограничного и других видов контроля в отношении жителей приграничных регионов (ст. 7) ; обеспечение благоприятных условий для функционирования трансграничного транспортного сообщения, охрана окружающей среды, обеспечение рационального природопользования, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; взаимодействие в гуманитарной области и сфере информационного обмена; регулирование миграционных процессов, координация взаимодействия правоохранительных органов 2. Несколько более конкретный характер при сходных приоритетах носит зак- люченное 24 сентября 1999 г; Соглашение о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999—2007 гг., подписанное вместе с ориентированной на тот же срок Программой приграничного сотрудничества;На региональном уровне рамочная основа для трансграничного сотрудничества задается договорами и соглашениями между высшими административными органами РФ и областными акима- тами РК; В настоящее время такими договорами и соглашениями (пик процесса заключения которых пришелся на конец 1990-х — начало 2000-х гг;) охвачены практически все приграничные регионы России и Казахстана. В документах определяется статус и перечень субъектов сотрудничества (которыми могут быть органы государственной власти, кредитно-финансовые учреждения, коммерческие и некоммерческие организации, совместные предприятия, индивидуальные предприниматели, общественные объединения и т; п;) 3, его сферы и основные приоритеты, механизмы реализаиии. В ряде случаев предусматривается создание координирующих структур 4, рамочные договоры (соглашения) дополняются программами по их реализации, где определяются мероприятия, сроки их выполнения и состав исполнителей 5.
Лидером и во многих отношениях пионером в рассматриваемой сфере является Оренбургская область, еще в период с 1992 по 1994 г.
заключившая ряд соглашений с акиматами граничащих с Россией (Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Семипалатинской, Карагандинской, Кокшетауской, Кустанайской, Павлодарской) областей и некоторыми другими регионами Казахстана. Оренбургской области принадлежит приоритет и в деле заключения соглашения сразу с несколькими сопредельными областями 6;Большая (до середины первого десятилетия 2000-х гг.) цен- трализованность административно-территориальной системы Казахстана по сравнению с российской создавала для наиболее заинтересованных регионов РФ потребность в юридическом оформлении соглашений непосредственно с центральными структурами исполнительной власти РК. Так, Челябинская область — наиболее мощный по своему потенциалу регион российского приграничья — еще 25 мая 1995 г. заключил с Казахстаном Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи; Протоколы о намерениях торгово-экономического, научно-технического и дру- гого сотрудничества казахстанское правительство подписало с Челябинской (13 ноября 1997 г.) и Оренбургской (22 июня 1998 г.) областями.
Процесс создания юридической базы взаимоотношений на локальном (районном) уровне в целом проходит с некоторым отставанием, что может быть объяснено меньшей потребностью в рамочных документах, чаще всего формулирующих лишь общие принципы взаимоотношений. Как и в предыдущих случаях, главное место уделяется определению сфер сотрудничества, в большей степени конкретизированных с учетом местных условий. Особая роль, как правило, отводится сельскохозяйственным проблемам, наряду с которыми выделяется сотрудничество в правоохранительной и гуманитарной (образование, развитие этнокультурных традиций) областях.
В институциональном отношении трансграничное сотрудничество курируется на нескольких уровнях, главными из которых являются межгосударственный (обеспечение исполнения подписанных договоров и соглашений, координация совместных усилий в областях сотрудничества), государственный (политическое обеспечение и контроль над соответствием осуществляемых мероприятий внешнеполитическому курсу страны; проекты, требующие крупных инвестиционных вложений, и т. п.), межрегиональный (на международном уровне — обеспечение реализации подписанных между регионами сопредельных стран соглашений; внутри одной страны, — главным образом, стимулирование экономического сотрудничества) и региональный (координация развития сотрудничества в наиболее важных для региона сферах и т.
п.). Неформальная, идущая «снизу» активность по развитию трансграничного сотрудничества пока еще слаба и отличается нестабильностью.Органы, специализирующиеся в вопросах трансграничного сотрудничества в зоне российско-казахстанской границы, как правило, создаются на межгосударственном и межрегиональном уровнях. В соответствии с Соглашением о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999—2007 гг. от 24 сентября 1999 г., в рамках Межправительственной комиссии по сотрудничеству была учреждена Совместная подкомиссия по приграничному сотрудничеству. В состав подкомиссии, заседания которой проводятся 2 раза в год, вошли представители министерств и ведомств, а также исполнительных органов власти приграничных регионов; Деятельность других межгосударственных органов охватывает отдельные сферы трансграничного взаимодействия; Например, в соответствии с подписанным 27 августа 1992 г. межправительственным Соглашением о совместном использовании и охране трансграничных объектов, была создана российско-казахстанская межправитель - ственная Комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов;
Важную роль в развитии отношений между двумя странами и в решении широкого круга экономических и гуманитарных вопросов играют действующие в приграничных регионах консульства: российское — в Уральске и казахстанское — в Астрахани. В 2005 г. планируется открытие нового казахстанского консульства в Омске; Выбор местонахождения таких учреждений зависит от комплекса факторов, включая потребность в консульстве того или иного региона и прилегающих территорий, уровень экономического и гуманитарного сотрудничества, политическую конъюнктуру и т. п.
На межрегиональном уровне, наряду с действующими на двусторонней (с участием регионов соседней страны) основе комиссиями, создаются и органы, в которых представлено сразу несколько регионов двух или более стран; Следует, в частности, отметить инициативу алтайских административных территорий России (Алтайский край и Республика Алтай), Казахстана (Восточно-Казахстанская область), Китая и Монголии!, в апреле 2003 г.
ставших учредителями Международного координационного совета «Общий дом — Алтай»; В качестве приоритетных направлений деятельности организации определены «сохранение экосистем, разумное экономическое использование территорий, создание банка нормативных правовых актов для оказания помощи государственным органам, коммерческим структурам, научным учреждениям и неправительственным организациям, осуществление сотрудничества с партнерами приграничных территорий»7;Помимо постоянно действующих органов, видное место в организационной системе российско-казахстанского приграничного сотрудничества занимают разовые официальные мероприятия, в которых принимают участие представители центральных и региональных органов власти; Одним из крупнейших событий такого рода стал форум приграничных областей Казахстана и России, проведенный в апреле 2004 г. в Омске. В форуме, которым руководили вице-премьеры РФ (В. Христенко) и РК (А. Павлов), приняли участие представители центральных министерств и ведомств двух стран, 12 губернаторов субъектов РФ и 9 акимов областей РК. В повестке дня форума рассматривались такие вопросы, как таможенное регулирование, регулирование трансграничной миграции, борьба с наркоторговлей, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, карантинные проблемы, охрана окружающей среды 8;
Ввиду своей относительной молодости организационно-правовая система приграничного сотрудничества с Казахстаном нуждается в серьезном совершенствовании, пока далеко не всегда эффективно решая возлагаемые на нее задачи; Значительная часть возникающих проблем связаны либо с вопросами межгосударственных отношений в экономической и гуманитарной сферах, либо с несоответствием статуса приграничных регионов их интересам в области трансграничного сотрудничества; Закономерно, что в число наиболее типичных требований ряда граничащих с Казахстаном субъектов РФ входило придание им особого статуса и расширение международно-правовых и налоговых полномочий; По мнению граничащих с РК регионов (в соответствии с предложениями, которые последние выдвинули в апреле 2003 г.) , сложившаяся ситуация требовала разработки и принятия федеральных законов «О приграничном сотрудничестве в РФ», «О приграничной торговле», «О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий РФ», «О привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и использовании их труда», федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» и ряда других нормативных актов, которые могли бы решить проблемы правового статуса приграничных регионов, разграничения полномочий с федеральным центром в вопросах приграничного взаимодействия и определить меры государственной поддержки прилегающих к границе территорий 9; Жесткая и централизованная административно-территориальная система РК и начавшаяся в 2004 г.
унификация аналогичной системы РФ, наряду с прочими проблемами (о которых речь пойдет далее), в обозримой перспективе ставят под вопрос (хотя принципиально и не исключают) возможность формирования качественно новых механизмов приграничного сотрудничества, в частности, трансграничных межрегиональных объединений по европейскому образцу. Возможно, что на первом этапе подобные объединения было бы легче создать на уровне некоторых приграничных районов, хотя организационно-правовая база сотрудничества между ними в целом развита относительно слабо. Далеко не всегда высока и заинтересованность в более тесной институциональной кооперации, что может быть объяснено ограниченностью ресурсов и нерешенностью ряда трансграничных социальных проблем (межэтнические отношения, неконтролируемая миграция и т.п.).
Еще по теме § 1. Организационно-правовая основа:
- 1.5 Основные концепции правового образования
- § 4. Юридическое лицо н правовой нигилизм
- Договорно-правовая и организационная база научно-технического сотрудничества США и КНР
- 48 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.
- § 2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
- § 1.2.4. Правовой механизм
- § 2.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
- Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
- § 4. Правовые позиции конституционного суда как форма судейского правотворчества (на примере Конституционного Суда РФ)
- § 1. Организационно-правовая основа
- КОНЦЕПТУАЛЬН^ІЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРН^ІХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Подкопаев В.В.
- Организационно-правовые основы обеспечения национальной безопасности РФtype="1"> Совет Безопасности Российской Федерации как основной конституционный орган обеспечения национальной безопасности страны
- ПОНЯТИЕ МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
- § 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СРЕДА КАК ЕДИНЫЙ ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
- ТЕЛЕПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
- Глава 13 Географические основы ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ