<<
>>

Россия

Россия, публично заявлявшая о сбалансированности своей позиции, явно проявляла сочувствие палестинцам. Российский МИД призвал остановить кровопролитие в секторе Газа, обеспечить взаимное прекращение огня, срочно снять блокаду, открыть КПП и предотвратить масштабную гуманитарную катастрофу.

Правда, в заявлении, которое было сделано 27 декабря 2008 г., призыв прекратить насилие прозвучал к обеим конфликтующим сторонам, а также указывалось: «В Москве, убеждены, что самое неотложное сегодня - это прекращение вооруженной конфронтации, восстановление затишья и избавление от ужаса и боли мирных жителей с обеих сторон. Россия в различных форматах продолжит настойчивые усилия для того, чтобы разорвать порочный круг насилия как непременное условие для решения существующих проблем переговорным путем».

Министр иностранных дел С.В. Лавров предпринял попытку сыграть роль посредника, для чего 28 и 31 декабря 2008 г. имел серию телефонных разговоров с представителями руководства Государства Израиль и палестинцев, однако, безуспешно. Повлиять на позиции конфликтующих сторон с тем, чтобы они прекратили военные действия в секторе Газа, главе МИДа не удалось. января 2009 г. по решению Президента РФ Д.А. Медведева в связи с резким обострением ситуации в секторе Газа была осуществлена эвакуация постоянно проживающих там граждан России и стран СНГ, изъявивших желание покинуть зону конфликта. В результате 108 граждан России и 77 граждан ряда стран СНГ, в том числе женщины и дети, были вывезены наземным транспортом из Газы и самолетами МЧС России вылетели в Москву.

В тот же день, 2 января 2009 г., по решению Правительства РФ «с учетом сложившейся в Газе крайне тяжелой обстановки вследствие блокады и про

должающейся военной конфронтации», двумя самолетами МЧС России в египетский город Эль-Ариш была доставлена крупная партия гуманитарной помощи для населения сектора Газа.

Помощь оказана. Речь шла о продовольствии, медикаментах и палатках. Как подчеркивалось в официальном заявлении МИД России, «в Москве исходят из того, что мирные граждане не должны превращаться в заложников опасной напряженности внутри и вокруг палестинских территорий». И далее: «Долг международного сообщества - помочь гражданскому населению пережить нынешний сложный период, не допустить обвала социально-экономической ситуации и полномасштабной гуманитарной катастрофы. Направленная для палестинцев помощь - новый конкретный вклад России в предпринимаемые с этой целью коллективные усилия».

Россия, как участник «квартета» по ближневосточному урегулированию, первой отправила в Палестину своего представителя, замминистра иностранных дел А. Салтанова. 4 января 2009 г. он прибыл на Ближний Восток.

В связи с началом 3 января 2009 г. наземной операции в секторе Газа усилия России стали более существенными. В появившемся на следующий день заявлении официального представителя МИД России А.А. Нестеренко подчеркивалось: «Новая опасная фаза эскалации вооруженного противостояния после начала Израилем сухопутной операции в Газе вызывает крайнюю обеспокоенность. Необходимо безотлагательно положить конец страданиям гражданского населения с обеих сторон, остановить кровопролитие, обеспечив взаимное прекращение огня. В числе срочных мер - предотвращение масштабной гуманитарной катастрофы в секторе, снятие блокады и открытие КПП. Россия продолжит энергично добиваться этого в контактах со всеми заинтересованными сторонами, в Совете Безопасности ООН и в квартете международных посредников по Ближнему Востоку».

Прибывший к тому моменту на Ближний Восток спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел России А.В. Салтанов в течение нескольких дней, используя «челночную дипломатию», провел ряд встреч с руководителями Государства Израиль и палестинцев, в ходе которых «состоялся обстоятельный обмен мнениями о возможных путях преодоления нынешнего кризиса».

Серьезную активность Россия развила и в рамках Организации Объединенных Наций. 6 января 2009 г., выступая на заседании Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку, заместитель министра иностранных дел России А. Яковенко выразил обеспокоенность эскалацией ситуации в Газе, заявив, что она «вплотную приблизилась к гуманитарной катастрофе», а также поддержал призывы к незамедлительному прекращению кровопролития.

При этом представитель России подчеркнул, что режим прекращения огня должен быть длительным и устойчивым, гарантирующим невозобновление насилия. «Российская Федерация глубоко обеспокоена серьезной эскалацией кризиса в Газе в связи с началом Израилем наземной военной операции. Нынешнее трагическое развитие событий чревато дальнейшей дестабилизацией

обстановки на палестинских территориях и на Ближнем Востоке в целом. Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что драматические события в районе Газы начались в момент, когда дополнительно активизируются международные усилия в интересах арабо-израильского урегулирования, по сути, началась подготовка к созыву Московской встречи», - подчеркнул А. Яковенко.

Полностью Россия поддержала принятие 8 января 2009 г. резолюции, посвященной событиям на Ближнем Востоке. «Российская Федерация поддержала принятие этой резолюции. Мы руководствовались принципиальной позицией России в пользу незамедлительного прекращения всеми сторонами огня в секторе и возобновления полноценного дипломатического процесса, призванного найти долгосрочное и всеобъемлющее решение многочисленных проблем Газы», - отметил А. Яковенко, подчеркнувший, что в результате коллективных усилий удалось принять сбалансированное решение.

При этом представитель России заявил, что меры международного сообщества не должны быть ограничены принятием резолюции о скорейшем установлении прочного перемирия в секторе Газа. «Важно оказать поддержку предпринимаемым сейчас на различных уровнях, в том числе и Россией, усилиям, направленным на преодоление кризиса вокруг Газы», - добавил А.

Яковенко.

В течение последующих дней, вплоть до прекращения военных действий в секторе Газа, Россия вновь использовала, главным образом, заявления с тем, чтобы способствовать нормализации ситуации на Ближнем Востоке. По словам А.В. Салтанова, «причина кризиса в Газе - неурегулированность арабоизраильского конфликта и его центрального вопроса, а именно палестинской проблемы. Создание независимого палестинского государства в общепризнанных границах, прекращение израильской оккупации арабских территорий, в том числе Голанских высот, нормализация арабо-израильских отношений, - иными словами, достижение всеобъемлющего мира в регионе позволит устранить причины столь резких дестабилизации. Новый старт продвижения к такому сценарию и призвана дать встреча в Москве».

16 января 2009 г., когда в Нью-Йорке на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по Ближнему Востоку была принята резолюция по кризису вокруг Газы, получив поддержку подавляющего большинства членов ООН, Россия оказалась в числе государств, проголосовавших за этот документ. В своем выступлении постоянный представитель Российской Федерации при ООН В.И. Чуркин заявил: «За последнее время Россия неоднократно выражала свою принципиальную позицию по событиям в секторе Газа. Хотел бы вновь подтвердить нашу крайнюю озабоченность гибелью и страданиями мирных жителей Газы. Кровопролитие нужно безотлагательно остановить, что позволило бы избежать гуманитарной катастрофы в Газе, эвакуировать раненых и дать ее обитателям возможность просто выжить. Сейчас важно перестать руководствоваться эмоциями и сконцентрироваться на достижении устойчиво

го перемирия, активного содействия усилиям, предпринимаемым в этих целях международным сообществом, включая важную работу «квартета» и находящегося в регионе Генерального секретаря ООН, Главную задачу сейчас мы видим не в том, чтобы возлагать на кого-то ответственность, а искать пути прекращения насилия».

18 января 2009 г. появилось заявление официального представителя МИД России А.А.

Нестеренко по ситуации вокруг сектора Газа, в котором указывалось: «С самого начала вооруженной конфронтации в Газе Россия настойчиво добивалась главного - как можно скорее остановить кровопролитие, гибель и страдание мирных палестинцев и израильтян. Любой шаг к этой цели, включая одностороннее прекращение огня, не может не приветствоваться. Однако крайне важным и принципиальным является выполнение резолюции 1860 СБ ООН от 8 января 2009 года, в которой содержится требование немедленного, устойчивого и соблюдаемого всеми сторонами прекращения огня, ведущего к полному выводу израильских сил из Газы. Россия будет и впредь предпринимать все от нее зависящее на региональном и международном уровне, чтобы содействовать преодолению открытого конфликта и переводу ситуации в русло политического урегулирования».

В дальнейшем Россия предприняла попытку подключиться к тем инициативам представителей международного сообщества, которые были связаны с процессом реконструкции сектора газа. К примеру, в начале марта 2009 г. министр иностранных дел С.В. Лавров принял участие в так называемой «Конференции доноров по Газе», во время которой заявил о том, что Москва помимо гуманитарных грузов в виде продовольствия и медикаментов, необходимых для сектора Газа, передаст Палестинской национальной автономии военную технику (50 бронетранспортеров и 2 гражданских вертолета) «для укрепления палестинской национальной администрации». Однако, в реальности оказалось, что возможности России оказались весьма ограниченными.

Что примечательно, позиция, занятая Россией, в целом задала тон и позициям стран, расположенных на постсоветском пространстве, которые, как оказалось, больше тяготели в пользу палестинцев, чем Государства Израиль. Официально на события на Ближнем Востоке отреагировали, помимо России, Украина, Беларусь, Азербайджан и Армения.

Самая сбалансированная реакция прозвучала из Белоруссии. «Республика Беларусь осуждает применение силы, в результате которого гибнет мирное население Палестины и Израиля», - говорилось в официальном заявлении пресс-службы МИД этой страны.

В аналогичных коммюнике Украины, Азербайджана и Армении про жертвы среди израильского населения не было ни слова. Однако МИД Украины выразило «сомнение в пропорциональности задействованной Израилем военной силы». Армения и Азербайджан заявили, что они «с глубокой обеспокоенностью» следят «за происходящими в секторе Газа событиями, во время кото

рых уже погибли и ранены сотни людей», а также осуждают «военные действия в секторе Газа».

Правда, на общем фоне наиболее односторонней выглядела позиция Баку. Пресс-служба МИД Азербайджана заявила, что Азербайджан поддерживает усилия палестинского народа по достижению мира и стабильности в регионе, а также по созданию независимого Палестинского государства. Причем это было далеко не первый раз, когда официальные лица в Баку занимали сторону палестинцев в конфронтации с Государством Израиль. Так, в 2008 г. глава МИД Азербайджана Э. Мамедъяров назвал археологические раскопки, проводившиеся израильтянами в районе Храмовой горы, «агрессией против мусульманских святынь». Он призвал тогда ООН «предпринять немедленные действия, чтобы обеспечить адекватную защиту исторических ценностей Иерусалима».

Остальные страны СНГ, в силу различных причин, предпочли вообще не реагировать официально на очередной виток палестино-израильского конфликта. К категории «воздержавшихся» первоначально относились все пять республик Центральной Азии, а также Грузия и Молдова, но в дальнейшем и они определились со своей позицией в отношении происходящего на Ближнем Востоке, которая больше походила на российскую.

***

Реакция общественного мнения в России в условиях обострения ситуации на Ближнем Востоке в конце 2008 - начале 2009 гг. традиционно отличалась от того, что наблюдалось в других странах мира. В частности, оказалось, что в России вновь население, в отличие от СМИ, которые с достаточной тщательностью отслеживали развитие ситуации на Ближнем Востоке, проявляя беспокойство по поводу того, что очередная эскалация палестино-израильского конфликта создаст непреодолимые препятствия на пути мирного процесса[343], в гораздо меньшей степени проявило интерес.

Между тем 16-19 января 2009 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос общественного мнения, посвященный событиям на Ближнем Востоке и зафиксировавший практически те же самые тенденции, что и ранее, т.е. еще до момента обострения ситуации в конце 2008 - начале 2009 гг.

Во-первых, это по-прежнему устойчивый антиамериканизм, занимающий господствующие позиции в общественном мнении в России. По мнению относительного большинства россиян, основную ответственность за продолжение кровопролития и нестабильность на Ближнем Востоке несут США/Буш/Правительство США/Американцы (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Ответственность за продолжение кровопролития и нестабильность: мнение россиян

«Кто, по Вашему мнению, несет основную ответственность за продолжение кровопролития и нестабильность на Ближнем Востоке? ».

Ответы (в %%)

США/Буш/Правительство США/Американцы

26

Страны Запада/НАТО

5

Г осударство Израиль/Евреи

12

Палестинцы/Арабы

5

Исламские фундаменталисты/Исламские террористы

10

Нефтяные компании

2

Иран

1

Бен Ладен

1

Другое

3

Затрудняюсь ответить

35

Источник: Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). Пресс выпуски за январь 2009 года. 27.01.2009. Россияне о вооруженном конфликте в секторе Газа. - http://www.levada.ru/press/2009012701.html.

Во-вторых, россияне предпочли не занимать в палестино-израильском конфликте ни сторону Государства Израиль (10 %), ни сторону палестинцев (12 %), считая необходимым не оставаться ни на той, ни на другой стороне - 57 % (21 % выбрали ответ «Затрудняюсь ответить»)[344].

В-третьих, хотя и считая, что проблему терроризма следует решать только путем уничтожения террористов - 56 % (24 % подчеркнули, что с террористами нужно вести переговоры и находить решения, которые бы удовлетворяли всех), немногие высказались в поддержку военной операции «Литой свинец». На вопрос «Одобряете ли Вы проведение Израилем военной операции против палестинской организации «ХАМАС» в секторе Газа?» были получены следующие ответы: Определенно да / Скорее да - 17 %, Скорее нет / Определенно нет - 47 %, «Затрудняюсь ответить» - 36 %[345].

В-четвертых, более 1/3 россиян подчеркивало, что в отношении палестиноизраильского конфликта Россия должна занять позицию в целом нейтральную, т.е. «Оставаться в стороне, не вмешиваться в этот конфликт» (34 %), а 38 % считали, что Россия должна «приложить все силы для мирного урегулирования конфликта». Соответственно, меньшее число респондентов полагали важным, чтобы Россия поддержала Государство Израиль (6 %) или палестинцев (4 %)[346].

Вместе с тем оказалось, что отдельные, наиболее активные представители российской общественности «в полный голос» заявили о своей позиции. 15 января 2009 г. у посольства Израиля в Москве прошел митинг «в защиту палестинского народа» и против военной операции ЦАХАЛа в Газе. Организаторами акции стала КПРФ, представители мусульманских организаций, действующих в стране и члены палестинской диаспоры. Подобные акции прошли также в Санкт-Петербурге, Казани и Махачкале. Правда, в Москве, по сообщениям СМИ участие в акции протеста против действий Государства Израиль приняло всего несколько десятков человек, среди которых все являлись представителями мусульманской общины, в том числе палестинцы.

При этом, согласно сообщениям СМИ, мэрия Москвы запретила евреям провести митинг солидарности с Израилем. Власти Москвы отказали в проведении аналогичной акции солидарности с Израилем возле посольства на ул. Большая Ордынка, и чиновники мотивировали свой отказ тем, что узкий тротуар возле посольства может вместить только 10 человек[347].

Тем не менее 17 января 2009 г. Российский Еврейский Конгресс в выпущенном пресс-релизе отразил собственное видение происходящего в секторе Газа. «В эти дни, когда антитеррористическая операция Армии обороны Израиля в секторе Газа переходит в решающую стадию, мы считаем необходимым поддержать борьбу израильтян за мирную жизнь и безопасность их страны. Мы понимаем причины, по которым еврейское государство вынуждено обороняться. Сегодня, уничтожая инфраструктуру террора в Газе, Израиль покончил с уступками тем, кто использует для достижения своих целей насилие против мирного населения. Нет никакой разницы, идет ли речь о захвате школы в России, отелей в Индии или ракетных обстрелах городов и сел в Израиле. Мы скорбим о жителях Газы, которые гибнут из-за того, что население сектора хладнокровно и цинично используется боевиками ХАМАС в качестве живого щита. Они являются заложниками борьбы на уничтожение, которую развязало против Израиля руководство ХАМАС. Вина за гибель мирных людей и в Газе, и в Израиле лежит именно на движении ХАМАС», - подчеркивалось в пресс-релизе Российского Еврейского Конгресса.

Однако, даже несмотря на вышеуказанное, для подавляющего большинства россиян, более озабоченных проблемами экономики и социальных отношений, чрезвычайно актуализировавшихся в условиях захлестнувшего страну Мирового финансового кризиса, происходящее на Ближнем Востоке, как и раньше, представляло собой событие отдаленное и не вызывающее интерес.

<< | >>
Источник: Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение: в 2-х частях. Часть I: Арабо-израильский конфликт. 2009

Еще по теме Россия:

  1. 7.4. Выводы для России
  2. Президент, властвующая элита, общество и многопартийность в начале XXI века в России
  3. Борьба политических партий России за депутатские мандаты IV и V Государственной Думы
  4. СТОЛКНОВЕНИЕ ОБРАЗОВ РОССИИ: ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРИРУЮЩИХ МИФОИДЕОЛОГИЙ
  5. Глава 34 ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ И РУССКОГО НАРОДА: ПРОЕКТ ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМА
  6. Г Л А В А 4 ПРОБЛЕМА ИРАНА И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ РОССИИ
  7. Г Л А В А 4 ПРОБЛЕМА СЕВЕРНОЙ КОРЕИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ РОССИИ
  8. Россия
  9. Россия
  10. Россия
  11. Россия
  12. Россия
  13. Конфликты путинской России
  14. Проблемы национальныхдиаспор в России
  15. Поиск идей пространственного развития современной России.
  16. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИИ
  17. РУССКИЕ ВНЕ РОССИИ: МИФЫ И ПОЛИТИКА