<<
>>

СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

БЕЗЗАБОТНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Каждый отдельный человек должен получить разностороннее развитие,— такова должна быть цель человеческого общежития. Он не должен поэтому оставаться прикованным к тому месту, куда забросила его случайность рождения.

С людьми и миром следует знакомиться не только по книгам и газетам, необходимо также личное наблюдение, практическое изучение. Будущее общество должно поэтому предоставить всем эту возможность, которою и теперь уже пользуются многие, хотя в большинстве случаев лишь под давлением нужды. В человеческой природе глубоко коренится потребность в разнообразии всех жизненных отношений. Эта потребность вытекает из стремления к совершенствованию, присущего всякому живому существу. Растение, находящееся в темном помещении, тянется, как бы одаренное сознанием, к свету, проникающему сквозь какую-либо щель. То же и с человеком. Стремление же, прирожденное человеку, т. е. инстинкт, должно получить разумное удовлетворение. Новый строй общества не только не будет препятствовать удовлетворению потребности в разнообразии, а наоборот, лишь он впервые даст возможность всем удовлетворить эту потребность. Это будет в высокой степени облегчаться развитой системой путей и средств сообщения и необходимо будет вызываться международными сношениями. В будущем бесконечно большее число людей будет объезжать мир для самых разнообразных целей, чем до сих пор.

Общество нуждается далее в обильных запасах жизненных средств всех родов для удовлетворения всех потребностей. Соответственно этому общество регулирует

свое рабочее время по надобности: оно его то удлиняет, то укорачивает, согласно своим запросам и сообразно с временем года. В одно время года оно занимается преимущественно производством сельскохозяйственных продуктов, в другое — промышленных продуктов и изделий художественных ремесел. Соответственно потребности управляет оно рабочими силами: комбинируя разнообразные рабочие силы, оно легко создаст совершеннейшие по технике предприятия, что в настоящее время кажется совершенно невозможным.

Общество возьмет на себя заботу о молодежи и будет простирать ее и на стариков, больных и инвалидов. Кто почему-либо сделается не способным к труду, того возьмет под защиту все общество. Притом здесь дело будет идти не о благотворительности, а об исполнении долга, не о милостивой подачке, а о самом деликатном попечении и помощи, на которые имеет право всякий, исполнявший свои обязанности по отношению к обществу в годы своего здоровья и работоспособности. Закат жизни будет украшен всем, что общество может предоставить старику. Ведь всякий питает надежду в будущем пользоваться самому тем же вниманием, какое он оказывает старику. Тогда не будет мучить стариков мысль, что другие ожидают их смерти, чтобы «наследовать» от них, а также исчезнет страх, что на старости тебя выбросят, как выжатый лимон. Старики тогда не будут зависеть ни от милости и поддержки со стороны детей, ни от нищенских подачек общины [48]. Всякому прекрасно известно, в каком положении находятся большей частью родители, которые к старости зависят от поддержки со стороны детей. А каким развращающим образом влияет обыкновенно на детей и еще более на родственников надежда на наследство? Какие низменные страсти просыпаются и сколько преступлений совершается как раз из-за наследства: убийство, хищение, подлог, лжеприсяга, вымогательство и т. д.

Духовное и физическое состояние общества, характер труда, жилищ, питания и одежды, общественная жизнь — все будет способствовать возможно лучшему предохранению от несчастных случаев, заболевания и хилости. Естественная смерть, постепенное истощение жизненных сил все более и более станет общим правилом. Убеждение в том, что «рай» есть на земле и что со смертью кончается все существование, будет побуждать людей к разумному пользованию жизнью. Наслаждается больше всего тот, кто наслаждается долго. Как раз духовенство, подготовляющее людей к загробному существованию, лучше всего умеет ценить долгую жизнь. Беззаботная жизнь позволяет духовенству достигать самого высокого, в среднем, возраста.

ПЕРЕВОРОТ В ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ

Чтобы жить, нужно прежде всего есть и пить. Сторонники так называемого «естественного образа жизни» нередко спрашивают, почему социал-демократия относится равнодушно к вегетарианству. Конечно, у каждого свой вкус. Вегетарианство, т. е. учение об употреблении исключительно растительной пищи, привилось с самого начала в тех кругах, которые имели возможность выбирать между растительной и животной пищей. У значительного большинства людей такой свободы выбора не существует, они принуждены жить по своим средствам, скудость которых заставляет их в весьма многих случаях ограничиваться почти исключительно растительной пищей, и притом зачастую наименее питательной. Для нашего рабочего населения в Силезии, Саксонии, Тюрингии и т. д. картофель составляет основу питания, даже хлеб занимает второе место. Мясо, даже самого дурного качества, почти вовсе не появляется на столе. Большинство нашего сельского населения, хотя и занимается скотоводством, тоже редко ест мясо; оно вынуждено продавать скот, чтобы на вырученные деньги удовлетворять другие потребности.

Для этих многочисленных невольных вегетарианцев хороший бифштекс, порядочная баранья котлета время от времени были бы существенным улучшением их питания [49]. Вегетарианцы правы, поскольку они восстают против переоценки питательности мяса; но они неправы, поскольку они, преимущественно в силу крайне сентиментальных соображений, борются против потребления мяса вообще, приписывая ему развращающее и роковое влияние. Так, например, они ссылаются на то, будто естественное чувство запрещает нам убивать животных и питаться «трупом». Между тем, стремление к приятной и спокойной жизни принуждает нас вести войну против значительной части живых существ в лице всякого рода паразитов и уничтожать их, а для того, чтобы не быть самим съеденными, мы должны умерщвлять и искоренять хищных животных. Что же касается домашних животных, этих «добрых друзей человека», их беспрепятственное размножение увеличило бы в течение нескольких десятилетий число этих «добрых друзей» в таком огромном размере, что они «сожрали» бы нас, лишив пищи.

Несправедливо также утверждение, будто растительная пища создает мягкость нравов. В кротком, питающемся растительной пищей индусе также проснулся «зверь», когда жестокость англичан привела его к возмущению.

О              питательной ценности какого-нибудь пищевого вещества по отношению к белку можно судить не только по содержанию последнего. Нужно еще принимать во внимание, какая часть принятого в соответственном пищевом веществе белка остается непереваренной. С этой точки зрения, напр., мясо, рис или картофель относятся к белку как 2,5 и 20 и 22, т. е. из 100 г принятого в мясе белка 2,5 г снова появляются в испражнениях, из 100 же г принятого в рисе и картофеле 20 и 22 г. Знаменитый русский физиолог Павлов и его школа показали, что при переваривании хлеба появляется гораздо больше фермента, чем при переваривании мяса. Павлов далее доказал, что выделяющиеся из желудочных желез пищеварительные соки состоят в количественном отношении из двух величин; часть желудочного сока выделяется при раздражении слизистой оболочки желудка соответствующим пищевым веществом, другая часть в виде «психического» сока выделяется при раздражении органов чувств (зрения, обоняния) пищей. Количество «психического» сока зависит, во-первых, от состояния нашей психики, от голода, печали, гнева, радости и т. д., а затем от природы соответствующего пищевого вещества.

Однако значение «психического» сока для пищеварения не одинаково при различных пищевых веществах. Некоторые из них, например хлеб, сваренный яичный белок или чистый крахмал, как непосредственно доказано опытом, вообще совершенно не перевариваются, если их переваривание не сопровождается выделением «психического» сока: только при аппетите (или вместе с другими пищевыми веществами) вышеназванные вещества могут быть усвоены. Напротив, мясо, как доказал Павлов, переваривается частью и без «психического» сока, хотя с последним усвоение мяса происходит несравненно скорее (в 5 раз). «А/w должны поэтому принимать во внимание обстоятельства, связанные с человеческой психикой.

Здесь проложен мост между явлениями физиологии пита- ния и социальными отношениями. Современные горожане, а особенно широкие рабочие массы живут в таких социальных отношениях, которые убивают всякий нормальный аппетит. Работа в душной фабрике, постоянная забота о насущном хлебе, недостаток духовного досуга и хорошего настроения, полное физическое истощение — все это является факторами, ослабляющими аппетит. В таком душевном состоянии мы не можем выделить «психического» сока, который необходим для того, чтобы начать и провести усвоение вегетарианской пищи. В мясе, напротив, мы имеем такое пищевое вещество, которое,— если можно так выразиться,— само заботится о своем переваривании: оно в значительной части не только переваривается и без аппетита, но при этом является могучим возбудителем нашего аппетита, как раздражающее средство. Оно облегчает усвоение принятых вместе с ним растительных пищевых веществ и этим самым обеспечивает нам наилучшее использование их. В этом, кажется нам, и лежит огромная выгода питания продуктами животного происхождения для современного человека» [50].

По нашему мнению, Зондереггер лучше всего решает данный вопрос, когда он говорит: «Не существует никакой табели о рангах по отношению необходимости в разных пищевых продуктах, а есть неизменный закон, касающийся разнообразного состава их питательных элементов». Верно, что одной только мясной пищей нельзя жить, а одной растительной — можно, при условии соответственного выбора. Однако никто не станет довольствоваться определенной категорией растительной пищи, как бы питательна она ни была. Так, бобы, горох, чечевица, вообще стручковые растения — наиболее питательные вещества. Но быть принужденным питаться исключительно ими — будь это возможно — было бы пыткой. Так, Карл Маркс отмечает в первом томе своего «Капитала», что чилийские владельцы рудников принуждают своих рабочих питаться из года в год бобами, ибо последние дают значительную силу и способность носить тяжести, как никакая другая пища.

Рабочим опротивело это блюдо, несмотря на всю его питательность, но им не дают ничего другого, и они вынуждены довольствоваться им. Во всяком случае, счастье, и благополучие людей не зависят от какого-либо определенного рода пищи, как это утверждают фанатики вегетарианства. Решающую роль играют климат, социальные отношения, привычки, личный вкус [51].

Правда, по мере развития культуры растительная пища все более вытесняет почти исключительно мясную пищу, какую мы находим у охотничьих и пастушеских народов. Богатое разнообразие культурных растений служит признаком более высокой культуры. Далее, на одном и том же пространстве земли можно возделать гораздо более растительных пищевых веществ, чем получить мяса путем скотоводства. Все это дает растительной пище все больший перевес. Ввоз мяса в Европу, благодаря буржуазному хищническому хозяйству, из далеких стран, в особенности из Южной Америки и Австралии, через несколько десятилетий прекратится. Но, с другой стороны, скотоводством занимаются не ради одного только мяса, но и ради шерсти, волос, щетины, кожи, молока, яиц и т. д., и от этого зависят многие отрасли промышленности и многие человеческие потребности. Кроме того, многие отбросы в промышленности и домашнем хозяйстве едва ли можно где-либо использовать так хорошо, как в скотоводстве. Далее, в будущем морские глубины в гораздо большей степени, чем до сих пор, откроют человечеству свои богатства по части животной пищи. Позднее вряд ли еще будет происходить то, что мы видим теперь, когда при богатом улове большое количество рыбы идет на удобрение, потому что ее сохранение невозможно при наличных способах перевозки и консервирования, или потому, что высокие перевозные цены мешают ее сбыту. Весьма вероятно, что с упразднением противоположности между городом и деревней, когда население из городов переселится в деревню, когда труд в закрытых фабричных помещениях соединится с трудом сельскохозяйственным, мясная пища по сравнению с растительной снова отойдет на второй план. Разумеется, недостаток возбуждающих средств в растительной пище можно возместить путем соответствующего разумного приготовления и добавления пряностей. Чисто вегетарианский образ жизни, однако, не является в будущем обществе ни вероятностью, ни необходимостью. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ КУХНЯ

В деле питания наиболее важно не количество, а качество: многое лемного поможет, если это многое дурного качества. Качество же значительно улучшается при хорошем приготовлении пищи. Приготовление пищи должно быть устроено на тех же научных основаниях, как и всякая другая деятельность человека,— только тогда оно принесет наибольшую пользу. Для этого необходимо знание и организация. Излишне доказывать, что наши женщины, на обязанности которых теперь, главным образом, лежит приготовление пищи, не обладают в большинстве случаев таким знанием и не могут им обладать.

Техника, используемая крупными кухнями, уже в настоящее время достигла совершенства, которого не знает даже оборудованная самым лучшим образом семейная кухня. Кухня, отапливаемая и освещаемая электричеством, отвечает идеалу. Нет более дыма, жары, испарений, кухня больше похожа на салон, чем на рабочее помещение. Кухня имеет всевозможные приспособления, которые легко выполняют самые напряженные и отнимающие много времени работы. Там имеются движимые электричеством машины для чистки картофеля и фруктов, для вылущения зерна, для набивки колбасы, для прессования сала, рубки мяса, жарения его, размолки кофе и кореньев, разрезывания хлеба, рубки яиц, вытягивания и прессования пробок, и тысячи других машин и аппаратов, при которых может работать относительно небольшое число лиц с умеренным напряжением сил, чтобы приготовить пищу для сотен обедающих. То же самое можно сказать о приборах для мытья и чистки посуды.

Частная кухня является для миллионов женщин учреждением, напрягающим все их силы, отнимающим и растрачивающим их время, убивающим их здоровье и настроение и являющимся источником забот для тех,— а их большинство,— которые стеснены в средствах. Упразднение частной кухни будет освобождением для бесчисленного количества женщин. Частная кухня является таким же отсталым пережитком, как мастерская мелкого ремесленника; оба обозначают огромную бесхозяйственность, растрату времени, силы, топлива и освещения, пищевых веществ и т. д.

Питательная ценность пищи повышается с ее удобоваримостью; последняя имеет решающее значение [52]. Таким образом, естественный способ питания для всех возможен также только в новом обществе. Катон восхваляет старый Рим за то, что вплоть до VI столетия от основания города (200 лет до р. Хр.), хотя и были в нем знатоки врачебной науки, но им нечего было там делать. Люди вели такую трезвую и простую жизнь, что они редко болели, и смерть от дряхлости была наиболее обычной формой смерти. Все это коренным образом изменилось лишь с той поры, как стали распространяться кутежи и праздность, вообще беспутная жизнь одних, нужда, чрезмерный труд других. Кутежи и беспутная жизнь не могут иметь места в будущем, как и нужда, нищета и лишения. Для всех имеется всего в изобилии.

Говорил ведь уже Генрих Гейне в своей «Winter- marchen» («Зимняя сказка»):

Es wachst hienieden Brot genug Fur alle Menschenkinder,

Auch Rosen und Myrten, Schonheit und Lust,

Und Zuckererbsen nicht minder.

Ja, Zuckererbsen fur jedermann,

Sobald die Schoten platzen!

Den Himmel uberlassen wir Den Engeln und den Spatzen.

Достаточно хлеба растет здесь внизу.

Всем хватит по милости бога,

И миртов, и роз, красоты и утех,

И сладких горошинок много.

Да, сладкий горошек, чуть лопнут стручки,

Для всякого в свете найдется,

А горнее царство пускай воробьям И духам его достается.

(Перев. П. Вейнберга.)

«Кто мало ест, хорошо (т. е. долго) живет»,— сказал итальянец Корнаро в XVI столетии. В конце концов, в будущем над изготовлением новых и улучшенных пищевых продуктов станет работать в небывалой до сих пор мере и химия. Ныне этой наукой крайне злоупотребляют в целях подделки и надувательства; но не подлежит сомнению, что химически изготовленный пищевой продукт, имеющий все свойства естественного продукта, столь же полезен, как и этот. Способ добывания безразличен, раз только продукт во всем остальном отвечает всем требованиям. ПЕРЕВОРОТ В ДОМАШНЕЙ ЖИЗНИ/

Как кухня, так и весь строй домашней жизни подвергнется коренному изменению, станут излишними бесчисленные работы, которые теперь приходится еще делать. Подобно тому, как в будущем, благодаря центральным заведениям для изготовления пищи, станет совершенно излишней домашняя кухня, так и, благодаря центральному отоплению, электрическому центральному освещению, отпадут все работы, связанные с отоплением печей, уборкой ламп и других служащих освещению аппаратов. Водопроводные трубы, дающие не только холодную, но и теплую воду, сделают общедоступными умывание и купание по желанию без всякой чужой помощи. Центральные прачечные и центральные сушильни возьмут на себя стирку и сушку белья, центральные же заведения возьмут на себя чистку платья и ковров. В Чикаго были выставлены ковроочистительные машины, исполнявшие свою работу в самое короткое время, к изумлению и удивлению посещавших выставку дам. Электрическая дверь открывается слабым давлением пальца и автоматически запирается. Особые электрические приспособления доставляют письма и газеты во все этажи домов; электрические подъемные машины избавляют от подъема по лестницам. Внутренняя обстановка домов, полы, обои, мебель будут так устроены, чтобы все можно было чистить очень легко, не накопляя пыли и бактерий. Пыль, сор и отбросы всякого рода будут удаляться из жилищ через соответствующие трубы, подобно тому, как это ныне делается с помойной водой. В Соединенных Штатах, в некоторых европейских городах, как, напр., в Цюрихе, Берлине и его предместьях, Лондоне, Вене, Мюнхене уже имеются такие со всей роскошью устроенные дома, в которых живут многочисленные зажиточные семьи, ибо для других они слишком дороги, и пользуются значительной частью описанных удобств [53].

Мы видим, таким образом, лишний раз, как буржуазное общество подготовляет почву также и для переворота домашнего строя жизни, но только для избранных. Раз домашняя жизнь будет коренным образом преобразована в начерченном направлении, то исчезнет слуга, этот «раб всех капризов своей барыни». Исчезнет также и барыня. «Без прислуги нет культуры», ужасается господин фон Трейчке с комическим пафосом. Он не в состоянии представить себе общество без прислуги, как Аристотель не мог его представить себе без рабов. Удивительно, что господин фон Трейчке считает прислугу «носительницей нашей культуры». Трейчке, как и Евгению Рихтеру, причиняет, далее, много забот чистка сапог и платья, кото- рая-де никак не может быть сделана каждым для себя. Однако в девяти случаях из десяти каждый теперь исполняет эту работу сам для себя, или жена для мужа, дочь или сын для семьи, и можно было бы ответить, что то, что до сих пор делали девять десятых людей, может делать и последняя одна десятая. Но есть еще и другой выход.

Почему бы в будущем обществе не привлечь к таким и подобным необходимым работам молодежь без различия пола? Труд не бесчестие, даже если он состоит в чистке сапог.— Это познал некий архиблагородный офицер, который из-за долгов уехал в Соединенные Штаты и работал там домашним слугой или чистильщиком сапог. Евгений Рихтер в одной из своих брошюр даже низвергает «социалистического государственного канцлера» из-за вопроса о чистке сапог, после чего «социалистическое государство будущего» распадается само. «Социалистический канцлер», видите ли, отказывается чистить сам себе сапоги, и в этом его беда. Буржуазия была в восторге от этой выдумки Рихтера и засвидетельствовала этим лишь о скромности требований, предъявляемых ею к критике социализма. Евгению Рихтеру же пришлось дожить до огорчения, что не только один из его собственных партийных товарищей в Нюрнберге вскоре по появлении брошюры изобрел машину для чистки сапог, но и что в 1893 году на Чикагской всемирной выставке была выставлена электрическая машина для чистки сапог, которая исполняла свое дело превосходнейшим образом. Так, главное возражение, которое Рихтер и Трейчке выставили против социалистического общества, было разбито самой практикой, благодаря изобретению, сделанному даже еще в буржуазном обществе.

Революционное преобразование, коренным образом изменяющее весь строй жизненных отношений людей и в особенности положение женщины, происходит, таким образом, уже у нас на глазах, и лишь вопрос времени, когда общество возьмется за это преобразование в самых широких размерах и совершающийся революционный процесс еще более ускорит, обобщит и тем самым привлечет всех без исключения к пользованию его бесчисленными благами.

<< | >>
Источник: А. БЕБЕЛЬ. БУДУЩЕЕ ОБЩЕСТВО. 1959

Еще по теме СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:

  1. 1.1. Ценностная детерминация цивилизационного развития
  2. 3.2. Экологическая этика и устойчивое развитие
  3. 1.1. Ценностная детерминация цивилизационного развития
  4. 3.2. Экологическая этика и устойчивое развитие
  5. Саморазвитие и его средства: педагогическая рефлексия, анализ и самоанализ, педагогическая интуиция
  6. Тренировка ума средней личности
  7. 1. 1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта
  8. Принципы развития, самодеятельности и рефлексивности как методологические ориентиры процесса проффесионального самосовершенствования педагога Л. А. Кунаковская (Воронеж)
  9. 6. Правовой статус личности
  10. Развитие мышления
  11. Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  12. Тема 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ГРУПП И ПОЛОЖЕНИЕЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ
  13. Основные направления в изучении развития личности
  14. Теории личности в зарубежной психологии
  15. СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  16. §1. Философско-культурологические и психолого-педагогические основания развития экологической культуры студентов гуманитарного вуза
  17. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  18. 4.2. Проектирование и развитие этнокультурно-коннотированных учреждений образования
  19. 1.1. Характерные черты и тенденции развития гуманистической образовательной парадигмы в отечественной педагогике
  20. §2. Влияние информационных технологий на развитие личности в процессе образования