<<
>>

Мангуп

Проходим через миниатюрное сельцо Ходжа-Сала. * Ходжа-Сала, Коджа-Саласы, Пятихатки, село, расположившееся на берегу, у С-отрога Мангупа = 1, 2) тюрк, ходжа священное; сала село (-сы пртяж.
форма), др. инд. сала поток воды, 3) русск. видимо по малочисленности дворов (после эмиграции 1783, 1860 гг.). «Селение Коджа-саласы. Это деревня между двух голых скал в лощине, по которой протекает живая вода, с одной мечетью, одной баней, со 100 мусульманскими домами, крытыми черепицей, с садами и виноградниками». (Книга путешествий Эвлия Челеби) После депортации татар в ночь на 18 мая 1944 г., согласно постановления Гос. Комитета Обороны «О крымских татарах» от 11.05.44 г. село опустело и, по сути, исчезло. Ситуация изменилась лишь спустя десятилетия после Указа Президиума Верховного Совета СССР от 05.09.67. Сейчас Ходжа-Сала возрождается, и существует отчасти, видимо, от продажи билетов на посещение Мангупа. Мы у подножия величавого Баба-Дага, покоящего на себе руины некогда не менее величественного средневекового города Феодоро, столицы одноимённого княжества, образованного после разгрома Византии крестоносцами, на землях Готской епархии: монастыри, замки, земли в басе, pp . Чёрная и Бельбек, часть Южного берега от Симболона (Балаклава) до Алустона (Алушта). Население составляли аланы, готы, греки, караимы. Плато Мангуп выше и просторнее окрестных гор, возвышается над долиной на 250-300 м, а высота (над уровнем моря) 584 м. «Положение Мангупа необыкновенно, - писал Кеппен, - находясь между небом и землёй он мог бы противостоять... всем превратностям мира». С трёх сторон края плато ограничены скалистыми обрывами высотой 20-30, а местами до 70 м. С С-стороны, где плато прорезано тремя оврагами, четыре мыса прикрыты мощной оборонительной стеной с башнями. * Баба-Даг, Баба-Даги, Баба-Хая, обширное плато-останец, выдающееся к С четырьмя выступами-мысами (3-В): Чамны-Бурун, Чуфут-Чеарган-Бурун, Елли-бурун, Тешкли-Бурун; высшая точка - верш.
Мангуп-Кале; на плато руины срв. городища Мангуп-Кале; в 2,5 км Ю от нп. Залесное (бывш. Юкары-Каралез), по п. борту долины Ураус-Дереси = тюрк, баба отец, др. инд. баба мать; даг гора. * Мангуп-Кале, Манкуп, Ман-Кермен, Аргода, Ягуд-Калеси, Феодоро, Дорос, срв. городище на плато Баба-Даг = тюрк. 1, 2, 3) манглюп разгромленный, разбитый, поражённый (топоним появился в 1475 г. после разгрома турками); кале крепость, кермен крепость; 4, 5) яхуди, еуди еврей (здесь была община караимов); колеси крепость (притяж. форма сущ.), 6) греч. Феодор ИЛ, в честь Феодора Гавраса, народного героя, мученически пострадавшего от турок-сельджуков в 1098 г. и причисленного к лику святых (топоним появился в конце XI в.), 7) др. инд. дари пещера, кельт, дурос крепость (топоним появился в V - VI вв.). Мангуп - столица наиболее крупного государства (княжества) средневековой Таврики. С 1996 г. в списках уникальных мировых исторических древностей ЮНЕСКО. О времени возникновения крепости нет единого научного мнения. По мнению археолога А. Г. Герцена, исследователя памятника, крепость была основана в VI - VII вв. Раннесредневековые укрепления, возведённые во второй половине VI в., практически не сохранились, только археологическими раскопками 1970-х гт. выявлены следы укреплений на мысах Чамны-Бурун, Чуфут-Чеорган-Бурун, в верховьях балки Капу-Дере, построенные в римско-византийских традициях. Пояс стен и башен, отсекающих мысы плато, перегораживая доступ с оврагов построен в XIV - XV вв. и достроен турками. Это т. н. «второй рубеж обороны». «Первый рубеж» природный - это неприступные мысы. Укрепления создавались не сплошной линией, а «узлами» в расселинах и на пологих склонах, дополняя естественные преграды. Поэтому при общей длине оборонительных сооружений в 1500 м, длина оборонительного контура с мысами составляет 6000 м. Мангуп возвышается, господствуя среди трех смежных долин - Каралезской, Джан-Дере и Адым- Чокракской. «Это высокая крепость, расположенная на вытянувшейся к небу белой скале.
Окружность скал, на которых находится крепость, составляет 20 тысяч шагов. Это ровный луг и приятная поверхность, а со всех сторон этой горы, на тысячи аршинов - ущелья, как адские колодцы. - писал Челеби, - А крепость расположена в восточной стороне этой высокой горы, на мысу. Она окружена лишь одним рядом толстых стен. На стенах этой крепости, как ни в одной другой, нет зубцов и бойниц. А в некоторых местах над пропастью совсем нет стен. Да они и не нужны, потому что эта гора как будто нарочно была создана крепостью Могучей рукой». Плато и сравнивают с окаменевшим четырёхпалым отпечатком на Крымской земле. Четыре пальца разделены тремя оврагами. * Чамны-Бурун, горный мыс с ребристыми скальными обрывами, поросший соснами; крайний к СЗ выступ плато Баба-Даг = тюрк, чам сосна, -ны суфф. прилаг.; бурун мыс. * Табана-Дере, крутое лесистое ущелье со старинным караимским кладбищем, гротами, родником. На С-склоне плато Баба-Даг, между мысами Чамны-бурун с 3 и Чуфут-Чеарган-Бурун с В = тюрк, табан плоский, подошва, табан РПН, табак тарелка, корыто для водопоя, кожевник, дубильщик (ниже кладбища сохранились следы кожевенного производства, выдолбленные в камнях чаны); дере ущелье, овраг, долина. •  Чуфут-Чеарган-Бурун, Ишильген-Бурун, горный мыс, поросший лесом, со скальными обнажениями на оконечном С-выступе плато Баба-Даг, второй с 3, между мысами Чамны-Бурун с 3 и Елли-Бурун с В = тюрк. 1) традиционное толкование как «мыс вызова иудеев»: чуфут иудей, еврей, чагран, чагрган призыв; бурун мыс (в этой части города жили караимы), 2) ешиль зелёный; бурун мыс. •  Гамам-Дере, Хамам-Дере, крутое лесистое ущелье с родником в верховье.На плато Баба-Даг, по его С-склону, между мысами Чуфут-Чеарган-Бурун и Елли-Бурун = тюрк. 1, 2) хамам баня при роднике (по предположению археологов здесь была городская баня); дере ущелье, овраг, долина. •  Лагерная, балка, л. исток в верх. ущ. Гамам-Дере, между мысами Чуфут- Чеарган-Бурун и Таврским = микротопоним, здесь излюбленное место больших лагерных биваков.
•  Таврский, мыс, небольшой уступ в верховье ущ. Гамам-Дере, по п. борту = микротопоним. •  Елли-Бурун, Элли-Бурун, Гелли-Бурун, горный мыс, С-скалистый выступ плато Баба-Даг, второй с В, между мысами Тешкли-Бурун и Чуфут-Чеарган- Бурун = тюрк. 1) ель, иелъ, элли ветер, кр. татар, джель ветер, воздух, тюрк. эль (эли притяж форма сущ.) народ, поселение, племя, 2, Ъ)элли эллинский (?); бурун мыс. •  Капу-Дере, крутое лесистое ущелье, по п. борту которого проходит дорога из балки Джан-Дере в срв. городище Мангуп-Кале. На плато Баба-Даг, между мысами Тешкли-Бурун и Елли-Бурун с 3 = тюрк, капу, хапу ворота; дере ущелье, овраг, долина *Тешкли-Бурун, Тешекли-Бурун, Ташкли-Бурун, узкий горный мыс, на С- оконечности которого в отвесных скальных обрывах виднеется сквозное отверстие, образованное вырубленными пещерами срв. городища Мангуп- Кале, С-выступ плато Баба-Даг, крайний к В = тюрк. 1, 2) тешик дыра, брешь, нора, 3) таш камень; бурун мыс   На плато можно подняться всеми тремя оврагами. Самый короткий путь тропой по среднему оврагу Гамам-Дере. Менее чем за 1 час тропа выведет к оборонительной стене, естественному гроту, рядом с которым источник чистой прохладной воды. Можно также подняться по «исторической» дороге - эта древняя колесная дорога вьётся по В-ущелью Капу-Дере и приводит к Главным Воротам крепости (по ней мы будем спускаться). Чтобы увидеть как можно больше, мы выберем тропу, входящую в первый, 5-овраг Табана-Дсре. *Табана-Дере,крутое лесистое ущелье со старинным караимским кладбищем, гротами, родником. На С-склоне плато Баба-Даг, между мысами Чамны-бурун с 3 и Чуфут-Чеарган-Бурун с В = тюрк, табан плоский, подошва, табан РПН, табак тарелка, корыто для водопоя, кожевник, дубильщик (ниже кладбища сохранились следы кожевенного производства, выдолбленные в камнях чаны); дере ущелье, овраг, долина. «Все иудеи выделывают телячьи и козьи шкуры. В Крыму знаменита телячья кожа с Мангупа». (Книга путешествий Эвлия Челеби) Как отмечал П. Паллас, здесь и вода «почитается способной для такой работы» и растения дубильные здесь произрастают во множестве, например, кожевенное дерево сумах.
Подъём начинается довольно круто и, не давая передохнуть, неумолимо тянется вверх. Когда кажется, что это будет длиться бесконечно, тропа выходит к остаткам оборонительной стены. Возведена она в турецкое время, возможно, на месте более ранней. Тут же протянулось вверх старое и довольно большое караимское кладбище. «... есть 7 иудейских кварталов. И всего 1000 крытых черепицей злосчастных иудейских домов, поганых и грязных. А также 80 соответствующих лавок. Все иудеи выделывают телячьи и козьи шкуры. Все здешние иудеи принадлежат к караимскому толку. Остальные иудеи не любят иудеев этого толка. В своем учении они совершенно не знают, что есть кошерное, и что есть трефное. Мясо едят какое угодно, не взирая на то, кто его продает, даже приготовленное на масле и не очищенное от жил. Они - как бы кызылбаши (шиитские секты, здесь - отступники, неверные) среди иудеев. В день Страшного Суда они не будут сидеть верхом на кызылбашах. Ведь говорят, что израильские иудеи в день Страшного Суда оседлают кызылбашей. Они говорят полустишие: «Отступники в день Суда будут как ослы под иудеями». Но в действительности эти иудеи - израильтяне и последователи Мусы (Муса - библейский Моисей). Они читают Тору и Псалтирь. Но еврейского языка совсем не знают, все разговаривают по-татарски. Все они носят татарские колпаки, сшитые из фиолетовой шерсти. Шапок не носят». (Книга путешествий Эвлия Челеби) «Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут (сюда) с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй». Быт. гл. 15. «Когда изберу время, Я произведу суд по правде». Псалт. гл. 74. Вскоре, неожиданно, выходим к источнику. Довольно мощный родник истекает в корыто. По левую руку, на п. борту ущелья, - выдолбы в скальном массиве - кожевенные чаны и пещерная баня (гамам), некогда служившая кожевенной дубильней. Ещё немного вверх, и мы у руин оборонительной башни, изрядно пострадавшей не столько за истекшие пять веков, сколько за последние два десятилетия.
«Разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем». Пс. 88. Здесь тропа раздваивается: влево уходит мимо остатков стены на мыс Чуфут-Чеарган-Бурун и вправо, на В, через кустарники - на плато в обход зачищенного фундамента храма, размеры которого 26,2x31,5 м. Прямоугольная в плане базилика была вытянута 3-В. В основании В-стены прекрасно видны полуокружности абсид. Примечательно то, что центральная абсида построена на остатках более древней, расположенной ближе к Ю- стене. Это говорит за то, что храм полностью перестраивался (укрупнялся, ремонтировался, отстраивался?). А что же говорят археологи. Храм Святых Константина и Елены был воздвигнут в XIV в. на месте более древней базилики. Так известняковые и мраморные обломки колонн, пилястр и капителей датируются V - VI вв. Храм не раз страдал от пожаров и последний раз восстанавливался на рубеже XIV - XV вв. Базилика была трёхнефной, делённой вдоль двумя рядами по шесть колонн. Пол центрального нефа был каменным, а боковых нефов - мозаичным. К С- и Ю-стенам были пристроены галлереи. В полу храма были устроены могилы правителей, за пределами стен хоронили люд попроще. Святой император Константин Равноапостольный, в миру Великий (306-337 гг.), был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правителя Галлии и Британии, соправителя Западной Римской Империи. Царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах. Будущий правитель Римской империи Константин был воспитан в уважении к христианской религии. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 г. был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 г. Миланский эдикт о веротерпимости, а через десятилетие, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа. Придя в земли древнегреческой колонии Византии на Босфорском берегу, удачно расположенной на стыке европейских и азиатских владений Рима и пересечении важнейших стратегических и торговых путей Запада и Востока, император Константин 8 ноября 324 г. закладывает новую столицу. Свое летоисчисление Константинополь начинает с 11 мая 330 г. Отказавшись от язычества, Константин I был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве Тем не менее, набирает силу ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия. По повелению императора, в 325 г. был созван Первый Вселенский Собор в городе Никее, на котором собрались 318 епископов, присутствовал и сам император. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 г. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 г. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной. Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 г. и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. День памяти Св. Равноапостольных Константина и Елены 6 марта и 21 мая. Несколько вернувшись к остаткам стены, выходим на мыс Чуфут- Чеарган-Бурун. *Чуфут-Чеарган-Бурун, Ишильген-Бурун, горный мыс, поросший лесом, со скальными обнажениями на оконечном С-выступе плато Баба-Даг, второй с 3, между мысами Чамны-Бурун с 3 и Елли-Бурун с В - тюрк. 1) традиционное толкование как «мыс вызова иудеев»: чу фут иудей, еврей, чагран, чагрган вызов; бурун мыс (связано с поселением здесь в XVIII в. караимов), 2) ешиль зелёный; бурун мыс. Устроившись на ночлег, после того, как отдадим должное заслуженному ужину и перед тем, как под трели сверчков сладко уснуть, обратимся к истории, вернее кратким сведениям о том месте, которое так влечёт к себе грозным, и немного мрачным именем Мангуп. Результатами раскопок последнего времени установлено, что уже в первые века нашей эры на плато Мангупа в районе мыса Чуфут-Чеарган- Бурун существовало поселение. Затем город раскинулся на остальные три мыса, а верховья Табана-Дере превратились в ремесленный район. На мысу Чамны-Бурун до конца существования крепости оставался городской пустырь (по аналогии с другими городищами). При возникновении пещерные города могли устоять лишь, будучи укрепленными поселениями, постепенно превращаясь в города-крепости. Осколки воинственных остготов, теснимые болгарами (волгарами?), в 258 г. заняли горную и прибрежную области Таврики. Так в V - VI вв. возникла небольшая крепость на мысе Тешкли- Бурун, локализируемая как древний Дорос. Занятые земли именуются Готия, известную также под именем Дори. После длительных и отчаянных войн с Византией, ослабленные гунскими набегами, готы вынуждены идти под покровительство своего злейшего врага. А попав под покровительство Византии при Юстиниане I , Дорос, как и вся Готия, становится оплотом Константинополя в Таврике. Византия, участвуя в военном строительстве в Таврике, укрепляла не только своё военно-политическое влияние. Местное население приобщалось к христианству - официальной религии империи. Одним из непреклонных условий союза было епархиальное подчинение Византии - епископы назначались непосредственно из Константинополя. «И сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли». 4-я Кн. Царств, гл. 17. А в 730 г. Лев III Исавр принимает эдикт иконоборчества, среди прочих причин, как дипломатический шаг по распространению христианства среди арабов-магометан и евреев - ярых противников поклонения рисованным святым. «Истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих». Кн. Пр. Михея, гл. 5. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Исход, гл. 20. Но это же и отвернуло христиан, возникшей в 754 г. Готской епархии от Византийского ставленничества и они переизбирают епископом Иоанна Готского, иконопочитателя. В это время Хазарский Каганат, разорвав отношения с империей, вторгается Таврику, вытесняя интересы Византии. У дорийцев с «новой властью» устанавливаются союзническо-вассальные отношения, тем более, что христианство не притесняется. Но после прямого захвата Дороса и размещении там хазарского гарнизона, в 787 г. епископ Иоанн Готский поднимает народ на широкомасштабное антихазарское восстание. Восставшие прогнали хазар за укреплённые горные проходы - клисуры. В этом же 787 г. на VII Вселенском Соборе побеждает партия иконопочитателей, поддерживаемая императрицей Ириной. Монастыри вновь набирают силу, занимая в Готии лучшие земли. Возникают две епархии: Готская (митрополия) и Сугдейская. Монастырские владения теснят общины с лучших земель, и часть жителей Готии предпочитает искать поддержку у Хазарского Каганата, выдав своего недавнего предводителя бывшим врагам. Иоанн Готский был заточён в крепости Фуллы (Чуфут- Кале), откуда бежал, преследуемый своим народом, за море в Амастриду (портовый центр в Пафлагонии - приморской области на южном побережье Черного моря). «Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его'! Как будто корень зла найден во мне». Кн. Иова. гл. 19. «Чем я согрешил перед тобою и перед слугами твоими, и перед народом сим, что вы посадили меня в темницу?» Кн. Пр. Иеремии, гл. 37. Иоанн, сын Льва и Фотины, .живших в селении Партенит, в Таврической Готии, выросши избрал себе жизнь подвижническую, совершая добрые дела, почему имя его с юных лет было известно окрестным людям, а слава о богоугодной жизни дошла до Константинополя, где в это время царствовал Константин Копроним (741- 775). Около 775 г. жители Готии выразили желание иметь епископом у себя Иоанна, вместо прежнего епископа, заразившегося иконоборческою ересью... Иоанн был отправлен в Иверию (Грузию) для посвящения во епископа Готии, ибо в Царьграде и во всей Греции в это время высшая иерархическая власть была заражена ересью иконоборства... По возвращении в Сурож, Иоанн оправдал избрание народа, неприкосновенно сохраняй догматы Православной Церкви и правую веру, заботясь о научении паствы истине православия... По смерти императоров Константина (775) и Льва (780), при воцарении Ирины и сына ее Константина Иоанн приехал в Царьград, где всем говорил со свободою и дерзновением о принятии святых икон в православной церкви, а затем воротился в Тавриду на свою кафедру... Около 787 г. Готиею завладели хазары, заняли крепость Дорос вооруженными людьми; тогда св. Иоанн, по соглашению с князем готским и народом, изгнал хазар из крепости и завладел горными проходами (елисурами, клисурами); но вслед за сим некоторые дурные люди из готов выдали св. Иоанна хазарам, которые посадили святого в темницу города Фулы, где он переносил тяжкие страдания, когда узнали об этом верующие готы, то приняли меры к освобождению излюбленного святителя, отправив его в Амстраду. Чрез четыре года, во время бунта у хазар, каган их был убит; когда весть об этом дошла до св. Иоанна в Амастриду, то святой исповедник сказал: «И я, братия мои, отхожу по истечении срока дней судиться с гонителем моим пред Судиею Богом». В сороковой день св. Иоанн, уча слову Божию и наставляя всех в делах спасения, предал душу в руки Божий, согласно со своим предсказанием 26 июня 791 года. После кончины святого, тело его епископ Амастридский Георгий в сопровождении жителей города положил на корабль, и повезли в Готию на Таврический полуостров 27 июня на место его родины и кафедры; корабль пристал в бухте села Парфенит 28 июня во время всенощной; святыню погребли в храме св. Апостолов, находящемся от бухты Парфенитской в версте у подошвы горы Аи-Даг. День памяти Св. Иоанна 26 июня. 11 марта 843г. Вселенский Собор торжественно восстановил иконопочитание. Захваченный хазарами в конце VIII в., Дорос был разрушен и обезлюдел. Но уже во второй половине IX в. оккупанты ремонтируют крепость, заселяя её выходцами Таматархи (Тмутаракани), в X в. сделав её укреплённым хазарским поселением. В 932 г. Византия предпринимает неудачную попытку вернуть Готию. Однако, это ей удаётся лишь в 965 г., после разгрома ослабленных печенегами хазар киевским князем Святославом. В крепости началось строительство большого города, занявшего со временем почти всю территорию плато. А в сер. XII в. Мануил I Комнин, император Византии, назначает топархом Готии опального Константина Гавраса (1140-1170 гг.), своего дальнего родича. Обновлённой крепости топарх даёт имя Феодоро, в честь своего легендарного дяди, народного героя Феодора Гавраса, уроженца Халдии, прославленного воина и талантливого военачальника, назначенного императором Алексеем Комнином правителем в Трапезунд. Освободив Трапезунд от захватчиков турок-сельджуков, Феодор Гаврас стал в конце XI в. почти независимым правителем освобождённого города. В 1098 г. при сражении был захвачен в плен, мученически пострадал от турок-сельджуков. Причислен к лику святых. В 1204 г. после захвата Константинополя, венецианские крестоносцы на оккупированной территории создают Латинскую империю, а на свободных осколках Византии возникают Эпирское государство, Никейская и Трапезундская империи. Свою императорскую власть Комнины переносят на Трапезунд, отстранив от правления неугодных Гаврасов - прежде независимых хозяев этих земель. Византийские владения в Таврике номинально переходят в состав Трапезундской империи, но своенравные Гаврасы на дорийских землях основывают княжество Феодоро с одноимённой столицей-крепостью. Всё же оставаясь в вассальной зависимости от Трапезунда, княжество платит ежегодную дань, тем не менее унаследовав ЮЗ -часть территории Готской епархии, первоначально лишь нагорье, а со временем и поморье: Ю-граница проходила по побережью от Симболона (Балаклава) до Алустона (Алушта), с С граница тянулась от Фуны (под г. Демерджи) до Каламиты и проходила чуть ли не под столицей княжества Кырк-Ор. В 1261 г. император Михаил VIII Палеолог восстанавливает Византию, однако монолитность сепарированному государству вернуть так и не удалось, не говоря уже о подопечных территориях. Феодоро номинально признаёт главенство Византии, фактически оставаясь суверенным. К тому времени население княжества составляли готы, огреченные потомки тавров, скифов, сарматов, аланов; были также греки-византийцы, караимы, армяне и татары, принявшие христианство. Жители земель возделывали поля и огороды, занимались садоводством, виноградарством и виноделием, пасли скот. В прибрежных районах занимались рыболовством, горожане жили с ремёсел, в основном, гончарного и кожевенного. После вторжения Батыя в 1239 г., когда Эски-Кермен прекращает существование, Кырк-Ор становится главной татарской крепостью, Феодоро изрядно пострадавшее, всё же отстраивается. Строится княжеский дворец, восстанавливается большая базилика Свв. Константина и Елены, укрепляется цитадель. А в Крыму обосновываются вездесущие морские бродяги из Генуи, вытесняя с прибрежных земель (не без поддержки Византии) венецианцев. Орду раздирает междоусобица и её влияние слабеет, ордынский отступник Тохтамыш-Хан в 1380 г. заключает с генуэзцами договор о переделе земель - за теми закреплялось Капитанство Готия (Кампанья) - побережье от Чембало (Балаклава) до Солдайи (Судак). Княжество, чьи интересы на побережье были грубо попраны, начинает военные действия против генуэзцев. Прокняжествовавшего 20 лет Димитрия Чутани в 1380 г. сменяет Стефан Гаврас. Но уже в 1399 г. князь Стефан Васильевич Ховра эмигрирует в Москву, где был принят с честью князем Дмитрием Донским, получил подворье в Кремле города. Позднее он принимает монашество под именем Симон. В его честь сын Григорий основывает Симонов монастырь. А на Руси от него пошли семьи Ховриных и Головиных. Другой сын Алексей, именовавший себя не иначе как «господином и владыкою Феодоро и Поморья» принимает княжество и занят насущными вопросами: восстанавливает княжеский столичный дворец, в 1425 г. строит донжон, в 1426 г. выдаёт дочь Марию за последнего трапезундского царевича. Но самое главное - овладевает выходом к морю и в 1427 г. строит порт Авлита в устье р. Чёрной и крепость Каламиту для его защиты. А уже в 1433 г. предъявляет консулу Кафы Батисте де Фаранри свои претензии на Чембало и, не дожидаясь ответа, направляет в крепость под видом купцов своих лазутчиков. Местные рыбаки, недовольные генуэзцами, поддержали и подоспевшие войска князя. Чембало перешла во владение Феодоро. Почти год длилась внеконкурентная морская торговля феодоритов. В июне 1434 г. двадцать галер и шесть тысяч пехоты под командованием Карла Ломеллино появились у Чембало. После недолгой осады генуэзцы ворвались в крепость, истребили ее защитников и горожан. Пленив княжьего сына Алексея-младшего и приближенных, заковали в кандалы и отправили в Геную. Каламиту предали огню. Вскоре после окончания военных действий княжич был отпущен, и в 1434 г. после смерти отца стал правителем Феодоро. Окрылённые же успехом генуэзцы отправились в кровавый поход на татарскую Кафу. Взяв город, Ломеллино пошел на Солхат, но в битве с Хаджи-Гиреем потерял войска и бежал в Кафу. Генуэзцы запросили у татар мира, который и был подписан в Солхате. А в 1444 г. Алексей Алексеевич заключает с генуэзцами мирный договор. Была восстановлена Каламита, процветала торговля, успешно конкурируя с итальянцами. В 1446 г. у стен Кафы появился флот Трапезундской империи под командованием Давида Комнина. Новый князь Олубей, брат Алексея-младшего, и крымский хан Хаджи-Гирей поддержали действия флота. Кафе пришлось откупиться продовольствием и дарами. 29 мая 1453 г. после 53-дневного штурма Константинополь пал под пушками Мехмеда II и отныне стал именоваться Истамбул. Символ Артемиды покровительницы Константинополя отныне стал гербом Турции. «Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его». Кн. Иова гл. 25 Перед лицом турецкой угрозы взаимоотношения феодоритов и генуэзцев становятся более дипломатичными. Но в 1471 г. умер Олубей и правителем Феодоро стал его брат Исаак, заключивший в Кафе союз с генуэзцами. В это время княжество покидает некий Константин Гаврас, несостоявшийся феодорийский князь. Его путь лежит в Морею к родичу-правиителю Фоме, у которого была дочь София. В качестве свата Константин сопровождает богатую невесту в Рим, и далее в Москву для сватовства Софии за сына Ивана III Васильевича, куда пышная свита и прибыла 12 ноября 1473 г. По разным данным, женитьба так и не состоялась, тем не менее, Великий князь щедро одарил Константина и всю свиту деньгами, вотчинами, поместьями и титулами. Константин покинул великокняжеский двор и определился боярином к ростовскому архиепископу Иосафу. Однако, вскоре вместе с ним удалился в Ферапонтов Белозерский монастырь и был пострижен в монахи и наречен именем Кассиана. Из монастыря преподобный вместе с другими братиями отправился вниз по Волге к устью реки Учьмы, где стараниями устроил монастырь и воздвигнул храм Успения Пресвятой Богородицы. После затопления волжским разливом, при поддержке князя Андрея Углицкого был отсроен новый монастырь с церквями Успения Богородицы и Рождества Св. Иоанна Предтечи. 4 октября 1504 г. в почтенном возрасте 102 лет Кассиан скончался. День памяти Преподобного Кассиана 21 мая и 4 октября. Именно его а не основателя Феодоро православная церковь чтит как Мангупского князя Константина. А в Феодоро, накануне турецкого вторжения в 1475 г. умирает Исаак. Власть захватывает его племянник, сын Олубея. Узнав об этом, старший сын Алексея Александр вернулся из изгнания и с отрядом в 300 воинов, данных ему шурином Стефаном Великим, господарем Молдавии, высадился в бухте Ласпи, прибыл в Мангуп и отбил у кузена отчий престол. Но уже летом того же года войска Султана (внявшего просьбам воюющего с генуэзцами Менги- Гирея I ), под командованием Великого визиря Кедук-Ахмет-паши, высадились в Крыму, взяли в пять дней Кафу и в начале июля осадили Феодоро. Город и князь Александр со своей молдавской дружиной выдержал пять турецко-татарских приступов, поддерживаемых снятыми с кораблей пушками. По легенде полугодовая осада завершилась взятием города в декабре 1475 г. в результате военной хитрости турок: они притворились отступающими, тем самым, выманив защитников за стены крепости. «А он не знал, что для него есть засада позади города». Кн. Иисуса Навина. гл. 8. По иной версии, менее колоритной, исход войны уже был предопределён турецкой артиллерией. Мощь нового оружия, отрепетированная у стен Константинополя, сломила твердыню стен, но не мужество защитников. Феодориты, впервые увидевшие грозное оружие, тем не менее, полгода удерживали напор огненного шквала. Турки, развернули батареи на мысе Ели-Бурун и били шестипудовыми ядрами по стене, перекрывающей верховье Гамам-Дере. Когда стена, перекрывающая верх балки Лагерной, рухнула, гарнизон Алекандра отошёл в цитадель. До последних минут боя здесь работал кузнечный горн, где кузнецы ковали наконечники стрел и копий. Подтянутая к цитадели артилерия взломала последний рубеж обороны. Крепость была предана разграблению, жители истреблены, город сожжён, Князь Александр был казнён в Истамбуле, все мужчины семьи погибли в заточении, женская половина попала в султанский гарем. В живых был оставлен лишь маленький царевич, воспитанный турками в янычарских традициях и сохранивший почётный, но только номинальный титул Мангупского князя Кеналби (Кемаль-бея). Поже он «украшал» пышные дипломатические свиты, направляемые к Василию III . «Ибо придут дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то что ты не узнал времени посещения твоего». Лук. гл. 19. На территории княжества и генуэзских владений турки создали Мангупский Кадылык, судебно-административный округ с центром на Мангупе, в непосредственном подчинении Османской Империи. Каламита переименовывается в Инкерман, чембало в Балаклаву, а крепость с тех пор стала именоваться Мангуп-Кале. «И опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная». Кн. Пр. Исайи гл. 1. При турках крепость постепенно ветшает, а в 1493, 1592 и 1593 гг. страдает от сильнейших пожаров, уничтоживших весь город. Крепость теряет свою значимость, превращаясь в незащищённый многонациональный город. В XVI в. возводятся мечеть, синагога, кенаса, отстраивается цитадель. «Даже после того, как Крымская страна была завоевана, эта крепость была в руках неверных семь лет. Гедик Ахмед-паша положил здесь столько воинов, что из-за этого сам пал от государева гнева. Поэтому эту крепость и назвали Манкуп - Злосчастная». (Книга путешествий Эвлия Челеби). Мангуп был населён греко-готами (Элли-Бурун и до цитадели), караимами и татарами (Чамны-Бурун), турками (цитадель и весь Тешкли- Бурун), и существовал как местечко до первой половины XVII в., хотя жизнь ещё продолжала теплиться вплоть до присоединения Крыма к России. Когда потерпевшие поражение в войне с Россией, турки ушли с полуострова, крепостью недолго завладели татары. А после переселения христианского население в Приазовье, Мангуп покинули и последние жители - караимы. Итак, продолжим увлекательнейший экскурс по руинам времени, с уважением относясь к каждому камню, несущему отпечаток красивой, но суровой старины. Выйдя на тропу, идущую из Табана-Дере, через плато минуем остатки оборонительной стены. Углубляясь по тропе к середине плато, подойдём к левому ответвлению тропы, через поляну на Таврском мысе, сбегающему в балку Гамам-Дере. * Гамам-Дере, Хамам-Дере, крутое лесистое ущелье с родником в верховье. На плато Баба-Даг, по его С-склону, между мысами Чуфут-Чеарган-Бурун и Елли-Бурун = тюрк. 1, 2) гамам (искаж.), хамам баня при роднике (по предположению археологов здесь была городская баня); дере ущелье, овраг, долина. Совсем немного спустившись вниз, слышим шум родника. А рядом с мощным родником, в стене п. борта ущелья - пещеры. Одна общая, довольно большая (городская баня?) и несколько отдельных с прорубленными дверными и оконными проёмами. Жилые это пещеры или «гамамы» (бани) -решать вам. Поднявшись по вырубленным ступеням, подходим к огромному сохранившемуся фрагменту стены, некогда перекрывавшей ущелье. Именно сюда пришёлся самый ожесточённый удар турецкой артиллерии. Прямо под брешью в стене, через которую тропа выходит на плато, есть небольшая пещера, служащая жилищем семье энтузиастов, отказавшихся от современного мира и живущих на Мангупе, ухаживая за ним, убирая его, любя его (а вот куда идут собранные в кассе деньги остаётся непонятным). Их, в общем-то, беззлобно прозвали «Чингачгуками». Даже, если вы не понимаете и не воспринимаете их, то, встретив, не торопитесь судить о них своими мерками. «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; и я сам не сужу о себе». 1-е Корин, гл. 4., «Что есть истина?» Иоанн, гл. 18. Выйдя вновь на плато, вернее на основание мыса Елли-Бурун, продолжим путь к Ю-склону. *Елли-Бурун,Элли-Бурун,Гелли-Бурун, горный мыс, С-скалистый выступ плато Баба-Даг, второй с В, между мысами Тешкли-Бурун и Чуфут-Чеарган- Бурун = тюрк. 1, 2, 3) ель, иель, элли ветер, кр. татар, джелъ ветер, воздух, тюрк, эль {эли притяж форма сущ.) народ, поселение, племя; бурун мыс. Ориентиром будет служить триангулятор. По тропе подходим к остаткам Княжего Дворца. Открыт дворец Р. X . Лепером в 1912 г. и зачищен в 1938 и 1968 гг. Здание было двухэтажным, почти квадратным в основании, 40x35 м. К С-стене была пристроена башня, дверная арка располагалась с Ю- стороны. Строительство относят к XIV в., а уже на рубеже XIV - XV вв. дворец был разрушен пожаром. В 1425 году его вновь отстроил князь Алексей (об этом рассказала найденная на камне надпись). На С-стороне дома возвышалась башня, в Ю-части на втором этаже находился парадный зал с террасой, куда вела каменная лестница. Зал был отделан мрамором, расписан фресками. Также на первом этаже располагались хозяйственные помещения, второй был этаж жилой. Археологами найден фрагмент каменной плиты с двуглавым орлом - византийский герб, заимствованный князем. Здесь же у дворца была центральная и, как ныне говорят, деловая часть города. Рядом находилось христианское кладбище, а позже, по всей видимости, на его месте - караимское. Резные двурогие караимские надгробия прекрасно сохранились на сегодняшний день. Далее тропа выводит к Ю-кромке плато. Окиньте взглядом Адым-Чократскую долину, раскинувшуюся внизу. По ней мы вскоре продолжим путь. А здесь, на плато, в 50 м к ЮЗ от триангулятора находятся остатки храма, основание которого вырублено в известняке. Если же продолжить движение в ЮЗ-направлении то еще через 250 м подойдём к «потайному» проходу - спуску в узкой ложбине Ю-склона. «На западе (от цитадели - авт.) прямо над пропастью проделана малюсенькая железная дверь. Не то что телега, там конь с трудом протиснется. Во время завоевания все янычары, рабы султана, пали шехидами в этом месте». (Книга путешествий Эвлия Челеби) Тропа ведёт к пещерному храму у подножия. Пещера двухэтажная: в храм нее ведет лестница из пещеры, находящейся под церковью. Храм с коробовым сводом, с высеченной полукруглой, полусводчатой абсидой. В абсиде вырезан синтрон, ниша для Святых Даров и место для престола. В средней части храма влево полувысечены две могилы в виде гробов и еще одна в стене северо-западного угла храма. Продолжим движение в СВ-направлении вдоль Ю-кромки. Минуя триангулятор (отмечающий высшую точку Мангуп-Кале, 583 м), в 70 м от него, подходим к гроту со ступенями и тарапаном на верхней площадке. Следы виноградников найдены на Ю-склоне Мангупа. Сохранились крепиды террас, а на них одичалый виноград. С 1 га, где росло около 5000 тыс. лоз винограда, получали 4200 л готового вина. На В-краю городища откопаны пещерные сооружения, среди них - несколько тарапанов. Представлял тарапан вырубленное в скале прямоугольное углубление, где виноград давился ногами, сусло через перемычку, запираемую чопом, стекало по стоку в небольшой бассейн. Собранное сусло сбраживалось. Готовое вино хранилось иногда во вкопанных пифосах (более 1000 л), но в основном в просмоленных амфорах (17-19 л), а перевозилось в овечьих или козьих мехах. Вино, разбавленное водой, входило в повседневный рацион. «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно». Кн. Премудр. Иисуса, гл. 31. Дальше двигаемся в направлении цитадели и подходим к двухэтажной пещере с балконом над пропастью. На верхнем ярусе в полу - костницы. В нижний ярус ведёт лестница из шести ступеней. Здесь был склеп, позже приспособленный под хозяйственное помещение. Слева от входа - выход на балкон, прямо и слева - входы в пещеры, здесь же множество всевозможных ниш. Рядом с церковью еле приметные остатки усадьбы VIII в. - некогда это был двухэтажный дом под черепичной крышей с примыкавшим двориком. Последний примечательный объект перед цитаделью - ещё одно двухъярусное пещерное сооружение, к которому можно спуститься по ступеням. Справа у лестницы вход в пещеру, а ниже, под ногами дозорный каземат. И вот мы у цитадели, отсекающей Тешкли-Бурун от плато. * Тешкли-Бурун, Тешекли-Бурун, Ташкли-Бурун, узкий горный мыс, на С- оконечности которого в отвесных скальных обрывах виднеется сквозное отверстие, образованное вырубленными пещерами срв. городища Мангуп, С- выступ плато Баба-Даг, крайний к В = тюрк. 1, 2, 3) тешик дыра, брешь, нора; бурун мыс. На сегодняшний день цитадель сохранилась более полно из всех мангупских руин.
<< | >>
Источник: Литвинов. По пещерным городищам Крыма. 2010

Еще по теме Мангуп:

  1. 14.1 Крым в древности и в средние века
  2. Глава V МИССИИ СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ВРЕМЕНИ (VII—VII! вв.)
  3. Хазария
  4. УКАЗАТЕЛЬ ТОПОНИМОВ И ГИДРОНИМО
  5. День первый. Бахчисарай - г . Чуфут-кале.
  6. День шестой. Сюреньская крепость- Мангуп.
  7. Мангуп
  8. Цитадель
  9. День седьмой.Мангуп-Шулдан.
  10. Главные ворота
  11. День пятый.Беш-текне(Ялтинская яйла)-Ай-петри.