<<
>>

1.2Интерактивные компьютерные технологии как средство формирования самообразовательной компетентности студентов вуза

Информационные технологии в современном обществе прочно вошли во все отрасли жизнедеятельности человека, в том числе в сферу образования, где их использование в большинстве случаев связано с применением в образовательных системах и комплексах, а также средствах телекоммуникации.

Признавая высокий потенциал информационных технологий для повышения качества образования и обеспечения его доступности, в Москве создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, который занимается вопросами применения информационных технологий в различных секторах образования и на всех его уровнях.

Современные информационные технологии большей частью предполагают использование компьютеров и компьютерного программного обеспечения для выполнения действий с информацией, поэтому тонкая грань между понятиями «информационные технологии» и «компьютерные технологии» стирается. Термин «информационные технологии», как «совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации» [195, С. 111] становится сегодня синонимом термина «компьютерные технологии» или «информационные компьютерные технологии». В некоторых трактовках данного понятия выделяется особая роль передачи информации и вводится термин «информационно-коммуникационные технологии».

По определению, предложенному Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), информационно-коммуникационные технологии - это «совокупность технических средств, используемых для обработки информации и облегчения коммуникации, включая компьютерные и сетевые технические средства и необходимое программное обеспечение» [146, С. 189]. В данном определении выделяется исключительная роль коммуникаций (телефонных линий и беспроводных сигналов), как одной из информационных технологий.

В нашем исследовании понятия «информационные технологии», «информационные компьютерные технологии», «информационно-коммуникационные технологии» понимаются как синонимы и, для дальнейшего их обозначения в тексте работы, будет использоваться термин «компьютерные технологии».

Внедряемые в образовательный процесс компьютерные технологии, требуют от образования предварительного создания для них необходимой интеллектуальной базы. В связи с этим, интерактивным компьютерным технологиям уделяется сегодня значительное внимание.

Прежде чем дать определение интерактивных компьютерных технологий, рассмотрим более подробно понятие интерактивности. Слово «интерактив» английского происхождения: «inter» - взаимный, «act» - действовать [166], соответственно «интерактивность» рассматривается нами как способность взаимодействовать или находиться в режиме учебной беседы, учебного диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком), оказывая друг на друга активизирующее влияние.

В образовании в настоящее время происходит переосмысление понятия «интерактивность». Различные словари по-разному трактуют термины, касающиеся интерактивности. Так, в философском словаре трактовка терминов «интеракция» и «интерактивность» не рассматривается, но приводится толкование термина «взаимодействие», как процессов «взаимного воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность и даже в известном смысле переход друг в друга» [233, С. 93]. По данным педагогического энциклопедического словаря интерактивное обучение - «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [170, С. 118]. Большой психологический словарь определяет термины «интеракция» - это способность взаимодействовать или находиться в состоянии беседы, диалога с чем-либо или с кем-либо; «социальная интеракция» – процесс, при котором личности при коммуникации в группе ведут себя таким образом, что влияют на других личностей, которые в ответ влияют на них [57, С. 257]. Последние два определения наиболее близко отражают наше понимание интерактивности.

Следует отметить, что неотъемлемой частью понятия «интерактивные компьютерные технологии» является понятие «интерактивный диалог». Первоначальное понимание интерактивного диалога не связано с компьютерными технологиями обучения.

Ранее под интерактивным диалогом понимался диалог, в котором происходит активный обмен информацией, в процессе которого происходит активное изучение учебного материала по предмету [215, С. 37]. В новом словаре методических терминов и понятий Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин рассматривают понятие «интерактивный диалог» как способ взаимодействия обучающегося с программой обучения [107]. Выделяется также отличие его от диалога, предполагающего заранее планируемые ответы на текстовые команды, в том, что интерактивный диалог предусматривает возможности реализации программы в более открытой, произвольной форме, с выбором варианта ответа и режима работы.

Понятие «интерактивный диалог» в педагогическом терминологическом словаре описывается как взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся, в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задать произвольный вопрос, при использовании «ключевого» слова, в окне с ограниченным количеством допустимых знаков); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы [108].

Интерактивные компьютерные технологии, понимаемые нами как компьютерные технологии, реализующие интерактивный диалог, обладают огромными потенциальными возможностями формирования самообразовательной компетентности студентов вуза. Интерактивные компьютерные технологии, используемые как средство обучения, мы относим к интерактивным компьютерным средствам обучения, под которыми мы понимаем такое компьютерное средство обучения, при котором «возникает интерактивный диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [8, С. 352].

В педагогических исследованиях Б. Б. Андерсен [31], Л. Г. Дьяченко [96], С Б. Ступиной [209] наиболее подробно рассматривается интерактивность мультимедиа технологий, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности и уровень обучения конкретного контингента обучающихся.

Приводится актуальная для нашего исследования классификация трех уровней интерактивности компьютерных мультимедиа технологий:

– реактивный – пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны;

– активный – пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта;

– обоюдный – пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем, как и при активном взаимодействии, расширяются [31, С. 30].

Перечисленные выше типы интерактивности в мультимедиа технологиях могут, на наш взгляд, быть успешно распространены и на интерактивные компьютерные технологии, используемые с целью формирования самообразовательной компетентности студентов вуза.

Проведенный нами анализ компьютерных средств обучения [8, С. 353] позволил выделить аппаратные интерактивные компьютерные средства обучения и программные, последние в свою очередь подразделяются на локальные и сетевые, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Классификация интерактивных

компьютерных средств обучения

Рассмотрим ниже более подробно выделенные нами типы интерактивных компьютерных средств обучения, способствующих формированию самообразовательной компетентности студентов вуза. Так, к аппаратным интерактивным компьютерным средствам обучения, кроме самого персонального компьютера, относятся электронные интерактивные доски (ЭИД), сенсорные дисплеи, документ-камеры, пульты для опроса и тестирования, беспроводные планшеты и другие.

Нами выяснено, что широкое распространение, благодаря своей простоте, удобству и многообразию возможностей использования в образовательном процессе, получили электронные интерактивные доски.

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входят также компьютер и проектор: компьютер передает изображение проектору; проектор отправляет изображение на интерактивную доску; интерактивная доска работает одновременно как большой монитор и устройство ввода данных (управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски).

Наиболее подходящей для формирования самообразовательной компетентности студентов вуза является интерактивная доска, работающая на резистивной технологии, так как отвечает нормам экологической безопасности, легко управляется и актуальна в условиях самообразовательной деятельности студентов вуза.

Помимо технологии, доски делятся по способу проекции: прямая – в этом случае проектор стоит перед доской и обратная – проектор светит на просветный экран сзади. В Горно-Алтайском государственном университете используются резистивные интерактивные доски прямой проекции SMART Board, всего ими оборудовано 20 аудиторий. Совместно с электронной интерактивной доской SMART Board образовательная организация получает лицензию на использование программного продукта SMART Notebook, который используется при создании интерактивных обучающих материалов для данного типа досок. В программное обеспечение SMART Notebook встроена электронная библиотека, которая содержит большой набор мультимедийных файлов (аудио, видео, графика, flash-файлы), фрагменты обучающих и контролирующих материалов, что позволяет создавать собственные электронные обучающие продукты высокой степени интерактивности.

Кроме того, электронная интерактивная доска может быть оснащена дополнительными аппаратными интерактивными компьютерными средствами обучения, такими как документ-камеры, пульты для опроса и тестирования и беспроводными планшетами.

Важную роль в процессе формирования самообразовательной компетентности студентов вуза, как мы считаем, играет использование документ-камеры, которая является наиболее простым инструментом для оцифровки изображение любого предмета.

С ее помощью можно быстро получить электронное изображения документов с печатных оригиналов, фотографий, слайдов и небольших предметов. Последнее позволяет сделать графические комментарии на бумажном носителе или продемонстрировать приложение сил в физической модели, подписать детали разнообразных мелких объектов, неразличимых невооруженным глазом, и многое другое.

Повысить эффективность формирования самообразовательной компетентности студентов вуза поможет, на наш взгляд, использование беспроводных планшетов, благодаря чему создается непринужденная творческая обстановка на занятии, которая позволяет наряду с получением самообразовательных знаний, развивать самообразовательную мотивацию и коммуникацию. Легкие и удобные беспроводные планшеты дают возможность преподавателю и студентам управлять интерактивной доской, писать на ней, даже не вставая со своего места. Одновременно к одному компьютеру по технологии Bluetooth можно подключить до 6 планшетов – это удобная функция для организации групповой работы. Можно ходить по аудитории, писать специальной беспроводной ручкой по планшету, а все будет отображаться на компьютере преподавателя и соответственно на интерактивной доске. С помощью планшета можно не только писать, но и удаленно управлять компьютером, выбирать экранные объекты и управлять ими, создавать и сохранять заметки, запускать приложения и выполнять другие операции.

Перейдем к более подробному рассмотрению программных интерактивных средств обучения, используемых для формирования самообразовательной компетентности студентов вуза. Локальные программные интерактивные средства обучения – это мультимедийные энциклопедии, мультимедийные путеводители, адаптированные программно-методические комплексы, электронные учебники, программы-тренажеры, тестирующие программы и другое образовательное программное обеспечение, предназначенное для работы на одном персональном компьютере и не требующее подключения к компьютерной сети [8, С. 352].

Выделим в этой группе перспективное, на наш взгляд, решение для создания схемы индивидуальной самообразовательной траектории студента вуза – это совместимое с электронной интерактивной доской программное обеспечение SMART Ideas, которое позволяет легко и быстро создавать наглядные схемы. Причем это может быть и обычная «плоская» блок-схема и многоуровневая пронизанная гиперссылками – аналог мини-сайта. Рассматриваемый программный пакет создан для отображения концепций и может вдохновить как преподавателей, так и студентов на мозговой штурм, преобразуя абстрактные идеи в хорошо понятные зрительные схемы, претворяя мысли и образы в карты. Яркие формы, наглядные связи, набор иллюстраций по тематическим разделам – все это поможет обогатить занятия и увлечь студентов, а гиперссылки позволят отобразить концепцию сразу на нескольких уровнях, благодаря чему студентам будет легче разобраться в деталях. В дальнейшем можно дополнить полученную схему мультимедийными элементами – файлами, видеоклипами, flash-анимацией, доступ к которым открывается одним щелчком мыши. Бесплатную тридцатидневную версию программы SMART Ideas можно скачать на сайте www.smarttech.com. Внешний вид программы в процессе создания схемы индивидуальной самообразовательной траектории представлен в Приложении 14.

Сетевые программные компьютерные средства обучения – это «образовательные программные продукты, работающие по технологии «клиент-сервер» в локальной вычислительной сети, а также ресурсы образовательной направленности в глобальной компьютерной сети Интернет» [7, С. 7].

Прежде всего, в этой группе следует отметить специальные программные продукты для управления компьютерным классом (например, Netop School, SMART Sync, iTALK и др.), которые создают особую самообразовательную среду, позволяющую студентам реализовывать индивидуальные самообразовательные задачи. Так, для использования в локальной сети подходит совместимое с электронной интерактивной доской SMART программное обеспечение Synchron Eyes или SMART Sync classroom management software (стоимость около пятидесяти тысяч рублей для одного компьютерного класса, доступна тридцатидневная бесплатная версия) – программный пакет для компьютерных классов оснащенный простым и мощным интерфейсом, позволяющим создавать тематически ориентированную учебную среду. С помощью этой программы можно одновременно просматривать изображения на экранах всех обучающихся и контролировать открытые чаты, организовывать опросы и тестирования, и тут же проверять результаты. Аналогичные возможности предлагает свободно распространяемое программное обеспечение iTALC «Интеллектуальное обучение и изучение с использованием компьютеров». Пример использования этой программы в одном из компьютерных классов Горно-Алтайского государственного университета смотрите в Приложении 15.

В сети Интернет программный пакет SMART Bridgit позволит создать конференции между пользователями компьютеров, находящихся в любой точке земного шара. Каждый участник конференции может не просто видеть и слышать удаленных пользователей, но, что самое главное, мгновенно обмениваться данными. Возможности программного обеспечения позволяют реализовать удобную среду дистанционного обучения. Преподаватель может установить на своем компьютере сервер Bridgit и открывать на нем любое количество «конференций», назначенных на определенное время и предназначенных для определенных участников. При этом с помощью стандартной почтовой программы всем будущим участникам рассылается приглашение, воспользовавшись которым каждый из них может автоматически скачать и установить у себя клиентскую часть программы Bridgit, а для защиты от посторонних каждая «конференция» может быть защищена паролем. Недостатком данного программного обеспечения является достаточно высокая стоимость (порядка двести семидесяти тысяч рублей за 1 серверный и 25 пользовательских ключей), поэтому широкое распространение получили представленные ниже бесплатные интернет-платформы для вебинаров (онлайн-семинаров), обладающие аналогичными возможностями.

Наибольшее значение для самостоятельного обучения в сети Интернет играют, на наш взгляд, ресурсы на базе систем дистанционного обучения и платформы для проведения вебинаров. Система дистанционного обучения – это программный продукт, обеспечивающий взаимодействие обучающегося с преподавателем на расстоянии средствами телекоммуникаций, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). В учебном процессе Горно-Алтайского государственного университета используется свободно-распространяемая система дистанционного обучения Moodle. Данная система при формировании самообразовательной компетентности студентов вуза позволяет реализовать все виды занятий по каждой конкретной дисциплине и включает в себя: средства изучения теоретических основ дисциплины; средства поддержки практических занятий; лабораторный практикум; средства поддержки выполнения проектов и расчетных заданий; средства контроля знаний, позволяющие студентам самостоятельно отслеживать уровень усвоения изучаемого материала; средства взаимодействия между преподавателем и обучающимися в процессе изучения дисциплины, позволяющие формировать коммуникативный компонент самообразовательной компетентности студентов; методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе; средства управления процессом изучения дисциплины.

Наличие перечисленных выше компонентов позволяет реализовать в системе дистанционного обучения Moodle процесс формирования самообразовательной компетентности студентов вуза с учетом всех требований к образовательному процессу.

Для реализации таких форм занятий как лекция, практическая работа, тренинг, семинар, консультация прекрасно подходит еще одно программное сетевое интерактивное компьютерное средство обучения – интернет-платформа для вебинара, обеспечивающая «проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени» [64]. Вебинар является современным аналогом телемоста, однако имеет гораздо больше возможностей и подразумевает не только обмен видео и звуком, но и совместный доступ к рабочему столу, трансляция и передача файлов между участниками вебинара, чат и другие возможности. От программных пакетов для создания конференций (например, рассмотренного выше SMART Bridgit) вебинары отличаются отсутствием необходимости создавать собственный сервер, что значительно облегчает техническую составляющую данной формы проведения занятий. В качестве сервера для вебинаров используются уже готовые интернет-платформы различных фирм производителей программного обеспечения. Платформы могут различаться по техническим возможностям и стоимости участия. Таким образом, преподаватель может выбрать ту или иную платформу в зависимости от поставленных целей и задач обучения. При формировании самообразовательной компетентности студентов вуза вебинары могут быть использованы как средство реализации конкретного этапа индивидуальной самообразовательной траектории студента.

Уникальные возможности для реализации самообразовательных целей студентов предлагают Интернет-университеты, а также готовые онлайн-курсы отечественных и зарубежных разработчиков, например, электронные курсы электронной библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн», доступные по адресу http://lms.biblioclub.ru/.

Программные интерактивные средства обучения и требования к ним достаточно хорошо изучены в работах И. В. Роберт [187], С. А. Бешенкова [52], С. Г. Григорьева [82] А. А. Кузнецова [127], Е. С. Полат [178] и других. Исследователи проводят классификацию компьютерных средств обучения по различным критериям. Так, А. И. Архипова, Т. Л. Шапошникова, А. В. Лавреньтев [38] классифицируют по дидактическому назначению; Е. В. Нужнов [162], А. В. Дворецкая [88] по характеру дисциплины, педагогическим целям, уровню образования, реализации интеллектуальных функций и формам предъявления информации; А. И. Башмаков и И. А. Башмаков [46] разделяют компьютерные средства обучения по функциям в учебном процессе.

В аспекте нашего исследования наиболее значимой является классификация интерактивных компьютерных средств обучения по степени интерактивности, предложенная О. В. Солнышковой [207], где выделяется 5 степеней интерактивности по следующим критериям: воспринимается студентами с отдельными способами восприятия; воспринимается студентами со всеми основными способами восприятия; обеспечение самостоятельной работы; доступность диагностики; опосредованное взаимодействие преподавателя и студентов; непосредственное взаимодействие преподавателя, студентов и групп.

Каждая следующая степень интерактивности подразумевает выполнение критерия предыдущей [там же, С. 54], что на наш взгляд, делает процесс формирования самообразовательной компетентности студентов вуза посредством интерактивных компьютерных технологий последовательным, проектируемым и алгоритмичным.

Анализ исследовательского поля выделил задачи применения интерактивных средств обучения в процессе формирования самообразовательной компетентности студентов вуза. Таковыми являются: формирование активной познавательной и мыслительной деятельности обучающихся; выработка основных навыков общения внутри и за пределами учебного коллектива, в том числе в компьютерной сети; исключение монологического преподнесения учебного материала; создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях; создание возможностей для самостоятельной деятельности при решении индивидуальных самообразовательных задач; формирование навыков работы с интерактивными компьютерными технологиями; формирование навыков самоанализа, самооценки, рефлексии и корректировки индивидуальной самообразовательной траектории в процессе достижения самообразовательных целей.

Итак, одно или группа интерактивных компьютерных средств обучения реализуют ту или иную задачу, каждая из которых в свою очередь влияет на формирование одного или нескольких компонентов самообразовательной компетентности студентов вуза (см. рисунок 3).

Знаниевый

компонент

Деятельностный

компонент

Коммуникативный компонент

Мотивационный

компонент

Рисунок 3 – Использование интерактивных компьютерных средств обучения при формировании компонентов самообразовательной компетентности

Проведенный выше анализ понятий «интерактивность», «интерактивный диалог», «интерактивные компьютерные технологии» позволил разработать авторскую классификацию интерактивных компьютерных технологий, их функций и свойств с позиции использования их возможностей в процессе формирования самообразовательной компетентности студентов вуза.

Так, создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях и исключение монологического преподнесения учебного материала перспективно влияет на формирование мотивационного компонента самообразовательной компетентности. Активная познавательная и мыслительная деятельность студентов формирует знаниевый и деятельностный компоненты самообразовательной компетентности. Коммуникативный компонент формируется через выработку основных навыков общения внутри и за пределами учебного коллектива, в том числе в компьютерной сети, навыков самоанализа, самооценки, рефлексии и корректировки индивидуальной самообразовательной траектории в процессе достижения самообразовательных целей, а также навыков работы с интерактивными компьютерными технологиями.

Таким образом, интерактивные компьютерные технологии являются активным средством формирования самообразовательной компетентности студентов вуза. Они используются как средство обучения в системе высшего профессионального образования. К ним относятся электронные интерактивные доски, в том числе дооборудованные дополнительными аппаратными и программными средствами, а также специализированные локальные и сетевые программные интерактивные средства обучения. Интерактивные компьютерные технологии должны способствовать формированию нового качества образования, формирующего самообразовательную компетентность студентов вуза.

<< | >>
Источник: АЛЬКОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА. ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. 2015

Еще по теме 1.2Интерактивные компьютерные технологии как средство формирования самообразовательной компетентности студентов вуза:

  1. 1.2Интерактивные компьютерные технологии как средство формирования самообразовательной компетентности студентов вуза
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -