<<
>>

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  Внеклассная атеистическая работа должна дополнять и углублять ту работу, которая проводится учителями на уроках.

Содержание внеклассной атеистической работы составляют те важные для атеистического воспитания учащих

ся вопросы, которые не имеют органической связи с учебно-программным материалом и поэтому не могут быть освещены на уроках.

При разработке плана внеклассной работы мы учитываем возраст и уровень знаний учащихся, для которых предназначаются те или другие мероприятия.

Для проведения внеклассной атеистической работы мы используем все формы массовой работы с учащимися: лекции, беседы, доклады самих школьников, вечера самодеятельности, художественное чтение, демонстрацию опытов, читательские конференции. В программу школьных вечеров художественной самодеятельности мы всегда включаем 2—3 номера, направленных против религиозных пережитков.

На протяжении учебного года классными руководителями были проведены беседы на такие темы, как: «Нет правды в снах и наговорах», «Нет чудес без науки, надо учиться, чтобы творить чудеса», «Необыкновенные дожди», «Миражи и их научная основа», «Северное сияние — интересное природное явление», «О происхождении звезд», «Из царства тьмы к свету научного знания», «Почему бывает дождь, снег, град?», «Огнедышащие горы», а для учащихся IX и X классов были прочитаны лекции с заранее подготовленными выступлениями учащихся на темы: «Марксизм-ленинизм о происхождении религии», «Астрономия и религия», «Наука и религия», «Происхождение и сущность христианских религиозных обрядов». Теперь, разумеется, нельзя обойти молчанием тему «Искусственные спутники Земли».

Практика показала, что беседы, доклады, лекции, проводимые на атеистические темы, воспринимаются учащимися с большим интересом.

Классная руководительница VI А класса провела для учащихся на внеклассных занятиях интересную беседу на тему «Падают ли звезды с неба?»

Наблюдая природу, человек часто сталкивается с явлениями, на первый взгляд, загадочными и непонятными, — говорит учительница.

Таковы, например, явления «красного снега» и «кровавого дождя», появление на небе одновременно трех Солнц, околосолнечный крест, звездный дождь, затмение Луны и Солнца.

В далеком прошлом, когда люди еще не знал*и закономерностей окружающего мира, такие явления казались им чудом, чем-то сверхъестественным.

Существует суеверие: если в ясную ночь с темного неба скатывается яркая звездочка,—значит, кто-то умрет. Это суеверие возникло в те времена, когда люди еще не имели ясного представления о небе. Считалось, что небо—это твердый голубой свод, опирающийся на Землю, а к этому твердому небу прикреплены своего рода небольшие светильники— звезды. У каждого человека есть якобы на небе своя звезда, она загорается с его рождением, падает с его смертью.

Времена таких невежественных представлений о небе и звездах прошли давно. Теперь мы знаем, что каждая звезда — это огромное материальное тело, часто во много раз больше нашего Солнца, и нелепо думать, что вместе с рождением людей на Земле во вселенной появляются огромные небесные тела.

Не существует в действительности и падающих звезд. В самом деле, нередко мы наблюдаем, как с неба падают десятки и сотни звезд, в то же время там остаются неизменными все созвездия. Что же представляют собой «падающие звезды»?

Так называемые «падающие звезды» не имеют никакой связи с настоящими звездами. Это всего-навсего крупинки космического вещества, влетающие в атмосферу из мирового пространства.

Научные названия «падающих звезд» — метеоры. В настоящее время наукой установлено, что в мировом межзвездном пространстве носится по разным направлениям множество мелких твердых частиц, небольших камней и мелких пылинок. Эти частицы, проникая в атмосферу со скоростью до 70 км в секунду, на высоте 120—140 км над поверхностью Земли начинают испытывать сопротивление воздуха: перед ними образуется своеобразная сжатая воздушная подушка. Метеоры, частицы сильно разогреваются и сгорают, превращаясь при этом в газы.

Наиболее крупные метеоры в земной атмосфере разрушаются частично, и остатки их выпадают на поверхность Земли в виде метеоритов.

На высоте 60—130 км над Землей временами на небе можно наблюдать не отдельные «падающие звезды», а целый «звездный дождь». Конечно, и здесь нет ничего обще

го со смертью людей. Это красивое небесное явление происходит, когда Земля встречается на своем пути не с отдельными метеорами, а с целыми роями.

Такой крупный «звездный дождь» наблюдался, например, в октябре 1933 г. и в 1946 г. В прошлые века явления «звездных дождей» суеверные люди связывали с событиями на Земле, считали их предвестниками несчастий. Не зная причин этого необычного явления, не зная, чем его объяснить, люди верили различным нелепым выдумкам. Теперь мы знаем не только причину этого явления, но и можем предсказать время появления «дождей». Известно, что ежегодно Земля встречает на своем пути вокруг Солнца в определенные месяцы одни и те же скопления метеорных тел. Например, каждый год 9— 14 августа Земля встречается с роем таких частиц. В эти дни и наблюдаются ежегодно слабые «звездные дожди».

Беседа проводилась в яркий, звездный осенний вечер на свежем воздухе, и высокое, далекое звездное небо, осыпанное миллиардами горящих точек, способствовало возбуждению у учащихся живого интереса к рассказанном^ учителем. Сколько было вопросов! Детей интересовали и Млечный путь, и Большая и Малая Медведицы, летящие и падающие звезды.

Много, конечно, в этой беседе недосказанного, да и нельзя глубоко и подробно было осветить все те вопросы, которые, как «из рога изобилия», сыпались из уст детей. Поэтому учительница в конце своей беседы порекомендовала ученикам прочесть по интересующим их вопросам ряд книг, которые имелись в школьной и сельской библиотеках.

Наше внимание привлекла беседа на тему «Сон и сновидения», проведенная во многих классах. Вот, например, как ее построила классная руководительница VII Б класса. В субботу она сообщила учащимся, что в понедельник в классе будет проведена беседа на тему «Сон и сновидения», порекомендовала ребятам побеседовать с родителями и узнать, как их родители объясняют сон и сновидения, как «разгадывают» сны.

Много забавных суеверий принесли дети от своих бабушек, дедушек и недостаточно культурных и грамотных родителей.

Существует целый свод толкований снов, например: видеть во сне печь — значит предстоит печаль, огонь —

скандал, яйца — кто-то явится, зуб выпал — кто-то из семьи или родственников умрет, укус черной собаки — встреча с недругом, кружева или ситец — к дороге, упал в яму — к смерти, нашел что-нибудь или купил — к счастью, к прибыли.

Нетрудно убедиться в том, что все эти толкования основаны на случайных ассоциациях и связях, иногда на чисто случайном созвучии слов, например: яйцо — явится, печь—печаль и т. д.

Надо суметь объяснить это ученикам и убедить их во вздорности и необоснованности всех этих толкований.

Из сообщений учащихся учительница увидела, какое влияние на них оказывают семьи.

Она поняла, какую индивидуальную работу с каждым из учащихся надо проводить. Выслушав ребят, она так начала свою беседу.

«Человек спит, он лежит неподвижно, не слышит, что происходит вокруг него, и в то же время он совершает удивительные подвиги, далекие увлекательные путешествия... человек видит сон.

Довольно долго люди не имели научного представления о снах и сновидениях, не могли научно распознать их причины. Теперь же наука показала, что сон и сновидение вполне доступны строго научному объяснению, что в них нет ничего таинственного и непонятного».

Далее классная руководительница разъяснила школьникам, что такое сон, рассказала, как наука благодаря великому русскому ученому И. П. Павлову сумела объяснить происхождение сновидений. Она говорила о работе головного мозга во время бодрствования человека, о том, как и когда происходит торможение работы коры головного мозга, что является источником сновидений, показала значение внешних раздражений для возникновения сновидения.

До сих пор есть люди, которые верят, что сны могут предсказывать будущее. Это суеверие давно опровергнуто наукой. Но почему же в жизни иногда случается то, что мы видим во сне? Это нетрудно объяснить.

Мы ожидаем какого-нибудь события или опасаемся его. Эти мысли во сне превращаются в образы, и если предположения были правильны, то, о чем мы думали, может действительно произойти.

Ребенок накануне дня рождения видит во сне подар

ки, а школьнику, не приготовившему уроки, снится плохая отметка. Ожидания одного и опасения другого из действительности переходят в образы и действия, которые человек видит во сне. Такое совпадение между снами и действительностью вполне объяснимо.

Большое значение для изживания религиозных предрассудков в среде учащихся имеет атеистическая пропаганда, проводимая в связи с религиозными праздниками. Эту работу перед «престольными» религиозными праздниками школа, классный руководитель, пионервожатые и комсорги могут осуществлять с помощью учащихся.

В нашей школе, как правило, классные руководители, учителя-предметники и учителя начальных классов проводят беседы с учащимися об истории возникновения того или иного религиозного праздника накануне его празднования верующими. В истекшем году для учащихся были проведены беседы на следующие темы:              «Религиозные

праздники и их вред для народа», «Почему празднуют рождество Христово?», «Что такое празднование старинного Нового года?», «Почему некоторая часть населения справляет обрядовые праздники?», «Что такое масленица?», «Пост и страстная неделя», «Родительские субботы», «История возникновения праздника пасхи». «Как возникли праздники?», «Николин день», «Ильин день», «Егорьев день», «День казанской божьей матери» и др.

В январе, перед религиозным праздником рождества, комсомольские группы IX—X классов под руководством классных руководителей организовали вначале для учащихся школы, а потом и для населения вечер на атеистическую тему со следующей программой: Вступительное слово классного руководителя класса. Религия зародилась много тысяч лет назад. Выступления учащихся:

а)              История возникновения обрядов, заклинаний, молитв и жертвоприношений.

б)              Как произошел праздник рождества Христова?

в)              В чьих интересах было создано такое множество религиозных праздников?

Исполнение хором девушек под аккомпанемент баяна частушек «Поповская камаринская», слова Демьяна Бедного.

Художественное чтение:

а)              «Казанское чудо» (не басня, а быль), слова Демьяна Бедного.

б)              «Темнота («У божественной иконы»), слова Демьяна Бедного.

в)              «Свеча» — басня, слова Демьяна Бедного.

В заключительном слове ученик X класса рассказал о наших праздниках:

«Весь советский народ радостно и торжественно отмечает свои трудовые и революционные праздники. Они наполнены глубоким содержанием. Каждый советский праздник имеет богатую революционную историю, это праздники труда, праздники победы нового мира над старым, прогнившим.

В дни наших праздников мы подводим итоги созидательной работы, чествуем героев труда, новаторов производства. В эти дни особенно ярко проявляются лучшие черты советских людей, их морально-политическое единство, сплоченность вокруг Коммунистической партии, великая дружба между народами, советский патриотизм.

На протяжении целого ряда лет в нашей школе установилась традиция: классные руководители каждый понедельник проводят с детьми тематические классные часы. Они планируются классным руководителем на четверть. Классные часы охватывают различные вопросы коммунистического воспитания учащихся, в том числе и вопросы атеистического воспитания.

Готовятся такие беседы серьезно, а выступают на них не только классные руководители, но и сами дети. Они делают коротенькие сообщения по тем или другим вопросам.

В начальной школе центр тяжести внеклассной атеистической работы лежит в разъяснении тех фактов, с которыми приходится сталкиваться учителю в процессе его наблюдения над детьми. В нашей школе такими фактами чаще всего бывают различные приметы, суеверия, вера в чудеса, страхи, религиозные обряды и праздники. По всем этим вопросам учителя ведут среди учащихся большую разъяснительную работу, противопоставляют научно-мате- риалистическое объяснение всему тому, что высказывает окружающая детей религиозная среда. Ниже приводится план открытого классного часа в III классе.

«От суеверных, ложных примет, -кроме вреда, ничего нет».

План классного часа. Беседа учителя о приметах:

а)              верных,

б)              ошибочных. Выступления учащихся:

а)              пословицы о ложных приметах,

б)              стихотворение Маршака «Приметы»,

в)              стихотворение Маяковского «От примет, кроме вреда, ничего нет»,

г)              стихотворение Маяковского «Не бог, не ангелы бога крестьянству не подмога»,

д)              приметы верные, обоснованные наукой. Заключительное слово учителя.

Учительница говорит о том, что человечество богато жизненным опытом, приобретенным повседневным трудом. Практический опыт, труд помогли человеку открыть в окружающем мире много важного и полезного для себя. Человечество накопило различные верные наблюдения за повадками зверей, птиц, за изменением погоды. Точные наблюдения, отмечающие повторяющиеся совпадения фактов в природе, можно назвать приметами. Такие приметы помогали людям в борьбе за существование.

Подмечать явления природы люди научились очень давно.

По признакам, совершенно незаметным для нас, дикарь, который постоянно соприкасался с природой, определял без труда, есть ли рыба в реке, водится ли дичь в лесу и какая, будет ли нынче ветер или безветренная погода продержится до заката. Одни и те же явления природы повторялись множество раз и давали дикарю возможность подметить признаки дождя или засухи. Еще 6 тысяч лет назад в древнем Вавилоне была записана на дощечке такая примета: «Когда солнце окружено кольцом, выпадет дождь».

Наблюдениями пользовались и земледельцы. Все хорошо знают русские народные приметы: снег глубок — хлеб хорош, зима без снегу — не быть хлебу. Почему эти приметы верны? Да потому, что они основаны на наблюдениях, подтвержденных многовековым опытом. Глубокий

снег предохраняет озимые хлеба от жестоких морозов, а весной обеспечивает землю обильной влагой, необходимой для высокого урожая.

Крестьяне внимательно следят за изменениями в природе и часто умеют предсказать перемену погоды. Отчасти все это знакомо нам: пала роса — к ясному дню, туман поднимается — будет дождь, ласточки низко летают — тоже будет дождь. Это объясняется тем, что перед дождем повышается влажность воздуха, влага оседает повсюду, в том числе и на насекомых, крылышки которых от влаги тяжелеют, поэтому насекомые высоко подниматься не могут и летают низко над землей; ласточки, гоняясь за добычей, также вынуждены низко спускаться. Что дым стелется — к дождю, можно объяснить просто: дым — это масса частичек угля, образовавшихся при горении дров; перед дождем в воздухе много влаги, частички угля впитывают в себя влагу, становятся тяжелыми, поэтому они стелются по земле.

Рыбаки по приметам узнают о надвигающейся буре и направляются к берегу, в то время как неопытный человек, обманутый ясной погодой, продолжает плыть в открытое море.

Многие опытные лесорубы замечают изменения в атмосфере: перед дождем усиливается запах цветов и трав, наступает абсолютная тишина: птицы замолкают, мелкие звери прячутся в укрытия. В стихотворении «Приметы» А. С. Пушкин удачно передал наблюдательность народа, его умение зорко примечать изменения в природе. Все местные признаки изменения погоды связаны между собой, вот почему можно составить целую таблицу верных народных примет о погоде (учительница вывешивает таблицу «Верные приметы о погоде» и зачитывает ее учащимся).

«Верные приметы о погоде»:

Дождя не бывает, коль ветер ночью утихает. Вёдро летом: днем жарко, ночью прохладно. Есть на траве роса — не жди в этот день дождя Утром небо без облаков — к вёдру.

Красный вечер — ясный день.

Звезды прыгают — к холоду.

Дым столбом — к вёдру.

Оконницы летом плачут—к ненастью.

Если утром трава суха — к ночи жди дождя.

С утра парит — дождь вдаlt;рит.

Небо принасупилось — значит, ненастье будет.

Сбежались тучки в одну кучку — дождь будет.

Кольцо вокруг солнца — к дождю.

Ласточки понизу летают — к дождю.

Эти народные приметы отражают естественные признаки изменения погоды. Верные приметы облегчают труд, но часто они тонут среди ложных суеверных примет, которые только мешают людям трудиться. Существует, например, суеверная примета: если во время рыбной ловли вблизи пройдет женщина, то рыба перестанет ловиться. Вот рыбак и бросает ловить рыбу, если увидел, что невдалеке идет женщина.

В старину крестьяне при посадке капусты нарочно одевались в изорванные рубахи и старались потуже стянуть волосы, чтобы капуста была лиственной, качан твердым гладким, как женская голова. Отсюда примета: «В драной рубахе капусту садить — к урожаю».

Известна примета: «Если красная корова идет с пастбища первой, то завтра день красный, а если черная — ненастный». Какая может быть связь между погодой и мастью коровы? Или другая суеверная примета: «Кошка перебежала дорогу — к несчастью». Подобных пословиц, выражающих ложные приметы, очень много, и разобрать их все невозможно. Недаром народная мудрость гласит: «Разбирать приметы да встречи, так не слезать с печи», «Встречи да приметы до добра не доведут».

Ученик В. говорит, что он знает несколько пословиц- примет, в которые верит его мама, но они ложны, пусты и никогда еще не подтверждались, например: ногти цветут к обнове, к гостинцу, а у него белые пятнышки на ногтях бывают часто, но обновок в это время не покупается. Моя мама знает много примет,— говорит ученик,— но они ей никогда не помогают.

Несколько девочек прочли в ролях стихотворение Маршака «Приметы». Затем ученики по частям читают стихотворение Маяковского «От примет, кроме вреда, ничего нет».

Было прочитано стихотворение В. Корнилова «Приметы»:

На собрании звена спрашивает Вольна: Почему ты, Ильина, получаешь двойки? — Отвечаю: — Есть причина! — Лень? А вот совсем не лень!

В понедельник получила,

Знать, на то была причина. —

Улыбнулся Волька: Ну, а почему во вторник получила двойку? Нам во вторник наизусть Задавали правил^,

Шла к доске и... как споткнулась Вдруг на ногу правую,

Это правая нога подвела, наверняка! Ну, а в среду почему? —

Отвечаю я ему: В среду видела во сне,

Как в тетрадку синюю

Двойку вписывает мне Клавдия Васильевна.

А на это есть приметы!

От судьбы не спрятаться:

Сны сбываются по средам И еще по пятницам.

Как раз в четверг Шла я в школу бодро,

А навстречу человек Нес пустые ведра... —

На дворе уже темно...

Не расходится звено,

Все кричат: — Она примет Заучила множество,

Вот ей и учиться нет Никакой возможности!..

Выступает ученица Н.: «А я, ребята,— говорит она,— знаю мародные приметы, которые можно научно доказать. Эти приметы имеют большое значение для сельскохозяйственных работ. Нам их объяснила наша учительница Антонина Николаевна. Например, ласточка низко летает над землей — к дождю, соль становится влажной — к плохой погоде, зарево перед заходом солнца— к ветру, усилились запахи цветов, трав — к грозе, птицы в лесу замолкли — к грозе, к буре».

После еще нескольких выступлений учащихся учитель сделал заключение, в котором отметил, что существует много ложных примет и примет, обоснованных наукой, доказанных практическим опытом людей. Приметы ложные, выдуманные никакой пользы человеку не дают, а только вредят ему. Ложные приметы не научны, они заставляют всего бояться, мешают жить. Научными же приметами всегда можно пользоваться, полезно научиться объяснять те или иные действия животных, птиц, изменения в природе.

Трудный путь пришлось пройти человеку, много вынести лишений, чтобы выйти из подчинения природе, превратиться в современного человека, владыку мира, каким стал передовой человек нашей великой родины.

Мы считаем, что тема «От примет, кроме вреда, ничего нет» раскрыта удачно. Она имеет большое познавательное и воспитательное значение для учащихся. Различая вредные и полезные приметы, школьники будут по-другому к ним относиться дома и положительно влиять на своих родных.

Если в начальной школе атеистическая работа направлена на разоблачение грубейших форм суеверия и обрядовой стороны религии и касается преимущественно бытовых вопросов, то в старших классах выводы и заключения становятся более серьезными и глубокими.

Мы считаем, что лишь систематическая, длительная работа может постепенно сделать наших учащихся атеистами.

Наше внимание привлек классный час на тему «Миражи», проведенный в VIII классе. Поводом для проведения классного часа послужил разговор учениц восьмого класса о том, будто бы в престольный религиозный праздник пасху в раннее солнечное утро от земли поднимаются огненные столбы, а вокруг солнца образуются яркие переливающиеся разноцветными радужными пятнами круги. Одна из довольно суеверных учениц говорит, что ее бабушка объясняет это тем, будто бы в этот праздник воскрес из мертвых Иисус Христос и вся природа радуется этому вокресению. Девочки обратились к классной руководительнице с просьбой объяснить им, что это за явление и почему оно бывает в эти религиоз-

ные праздники. Учительница, подумав, решила, что несколькими словами здесь ограничиться нельзя, решила организовать беседу на тему:              «Миражи,              или              маре

во, — обыкновенное природное явление». Дала задания для выступлений и самим учащимся. Ребята с большим интересом ждали беседы. Их привлекало то, что на классном часе, посвященном миражам, они узнают много интересного.

Беседу начали с интересных и занимательных сообщений сами учащиеся. Одна из учениц рассказала о том, как в пустыне, измученные зноем и жаждой, путники иногда видят миражи. Им кажется, что впереди раскинулся прекрасный оазис. Пальмы отражаются на зеркальной поверхности воды. Люди спешат к оазису, но пальмы отодвигаются все дальше и дальше. Кругом по-прежнему сверкает один раскаленный на солнце песок.

Другая ученица в своем выступлении рассказала о древнегреческом ученом Диодоре, жившем 2 тысячи лет назад и описавшем необыкновенное явление, когда в обычную тихую погоду воздух наполняется изображениями всякого рода животных. Одни из них неподвижны, а другие как бы плывут. Порой кажется, что они бегут от преследования, порой наоборот, одни точно гонятся за другими. Зрелище это наводит страх и ужас на тех, кто видит его впервые.

Ученик М. рассказал о путешественниках, видевших в жарких странах на небе «райские» сады, которые словно висят в воздухе над раскаленной пустыней, о моряках, рассказывавших о волшебном острове, который то поднимается из морских пучин, то вновь опускается на дно морское, об утверждении некоторых матросов, якобы видевших на небе призрачный воздушный корабль — «Летучий голландец».

Классная руководительница объяснила причины этих странных явлений. «Дело в том,— говорит она,— что в жарких странах в тихую, спокойную погоду воздух при известной влажности становится более плотным. Слои воздуха различной плотности преломляют свет и образуют как бы зеркало, отражающее дальние предметы. Райские сады, волшебные острова, воздушные корабли — это отражения в воздушном слое, как на зеркальной поверхности, предметов, находящихся очень

далеко от наблюдающего человека. Корабли, видимые в воздухе, действительно существуют, но это самые обыкновенные корабли с живыми людьми, которые не подозревают, что где-то другие моряки принимают их за привидение. Предметы, видимые в миражах, существуют, но они находятся не на небе, а на земле и только отражены в слоях атмосферы».

Ученик К. рассказал о Брокенском видении, о котором он читал в одном из журналов. В Германии есть невысокая гора, которая называется Брокен. В старину Брокенская гора считалась местом сборища ведьм. На вершине горы находится гранитная глыба, которую называют «престолом колдуньи».

Ручей, протекающий невдалеке, носит название «колдовского источника». Эти названия объясняются тем, что на Брокене бывают миражи. Далее он рассказал об опыте одного ученого, который поднимался на гранитную глыбу, чтобы убедиться в своих предположениях; и он и его друг были отображены в воздухе со всеми их движениями. Тут дело не в колдунах, а в природном явлении, — делает вывод ученик.

Классная руководительница добавляет, что такие воздушные призраки можно видеть и у нас в СССР; крестьяне называют их маревом.

Ученик С. рассказал о том, что в капиталистических государствах предпринимаются «изыскания» для доказательства существования привидений. Так, например, в 1947 г. в Англии вышла книга Гарри Прейса «Дом, где много привидений». Автор ее приобрел известность мирового шарлатана своей попыткой превратить на горе Брокен козла в юношу. В 1932 г. группа немецких и английских шарлатанов, пробравшихся в науку (профессор Геттингенского университета Мор, член национальной лаборатории психологических исследований в Англии Гарри Прейс и другие), в компании с одной девушкой и... козлом специально отправились на Брокен, чтобы проверить, могут ли там происходить «колдовские превращения».

«Ученые» зажгли лучину, очертили «магический круг». В центре его села девушка в легкой одежде рядом с козлом, накрытым попоной. «Мужи науки» затянули средневековые латинские заклинания и начали жечь арома

тические вещества. В момент восхода луны девушка сдернула с козла покрывало. Вместе с учеными она ожидала увидеть юношу необыкновенной красоты, однако упрямый козел не поддался действию колдовства, а, разочаровав ученых ослов, так и остался козлом.

Все эти факты, перечисленные самими учащимися, а также краткие замечания учительницы вызвали живейший интерес у ребят к тому, как же научно объяснить явление миража.

Классная руководительница научно объясняет вопросы, заинтересовавшие учащихся.

«Игра света, — говорит она, — происходит в самых низких слоях воздуха; у поверхности земли окружающий нас воздух не является однородной средой, он состоит из слоев различной плотности. Благодаря этому луч света, идущий к наблюдателю от далекого предмета, всегда меняет свое направление. Происходит преломление света. В воздухе преломление получается постепенно. Объясняется это тем, что рядом лежащие слои воздуха не имеют резкой границы по плотности.

Искривление луча света в атмосфере Земли называют земной рефракцией. Благодаря рефракции света все отдаленные предметы кажутся немного ближе и немного выше, чем есть на самом деле. По этой причине Солнце и Луну мы видим после того, как они уйдут за горизонт, еще несколько минут (15—10). В силу различных причин плотность воздуха в нижних слоях, граничащих друг с другом, бывает иногда резко различна. И тогда нередко далекие предметы начинают нам казаться сильно видоизмененными — перевернутыми, изуродованными, увеличенными или уменьшенными до неузнаваемости.

Возникает явление миража. В истории известно большое число описаний различных миражей. Одно из первых описаний этого явления было дано еще в древнем мире, около 2 тысяч лет назад.

Неожиданные диковинные явления — порождение игры света в атмосфере, укрепляли у людей прошлого времени веру в сверхъестественные силы. Невежественные, суеверные люди считали, что миражи—это проделки духов воздуха, издевающихся над уставшими путниками. В других случаях, когда в воздухе отражалась

какая-то красивая фантастическая картина, люди думали, что они видят отражение небесного рая».

Далее учительница рассказала о явлениях нижнего, верхнего и двойного миража.

«Верхний мираж особенно часто можно видеть в полярных странах, а также над морем. Известны случаи, когда при верхнем мираже люди видят целый город, отраженный «вверх ногами», мерцающий огнями. Такая картина наблюдалась в 1869 г. в Париже:              при              свете

луны на небе были ясно видны изображения многих улиц и домов».

Было рассказано и о боковых миражах. Своей беседой учительница рассеяла сказки бабушек, которые принесли с собой на классный час девочки, о воскресении из мертвых Иисуса Христа в день пасхи и «о великом торжестве» радости природы в этот день.

«Благодаря отклонению световых лучей от прямолинейного распространения, происходит игра Солнца, когда восходящие лучи как бы прыгают, беспрерывно меняя свою форму и цвет, а особенно заметны переливы оранжевого и красного цветов. Такие явления можно наблюдать в любое время яркого летнего утра. Игра Солнца прекращается, как только оно поднимется над горизонтом». Успех классного часа состоял в умелом соединении активности учащихся и руководящей роли учителя, в научности и живой образности, актуальности темы и подготовленности беседы.

Необходимо рассказать о классном часе, проведенном в X классе на тему «Представители духовенства буржуазных стран на службе у реакции».

Он был построен несколько иначе, чем в VIII классе. Классный руководитель X класса разбил учащихся на группы и предложил каждой группе один-два вопроса, на которые юноши и девушки должны были найти ответ, приготовив коротенькие выступления. Была указана соответствующая литература.

Ученица Ц. рассказала о кардинале Зойгеле, палаче трудящихся, вожде церкви, стоявшем во главе правительства Австрии в течение нескольких лет. Он сделал все, чтобы проложить дорогу фашизму в Австрии: потопил в крови восстание рабочих Вены в 1927 г., беспощадно расправился с представителями передовой мысли в стране.

Было рассказано и о фон Папене, руководителе католической клерикальной партии, сыгравшем в Германии большую роль в приходе фашистов к власти, о деятельности и прямой помощи фашистам главы Румынской православной церкви патриарха Мирона Кристеа, который именем бога призывал рабочих не вести борьбу с невзгодами жизни, а терпеть и быть смиренными. Война фашизма против Абиссинии велась не только с разрешения папы римского, но и при прямом его финансировании. Папа лично благословил маршала Гра- циани на эту войну. А война против Китая велась Японией при активной поддержке буддийского духовенства, — говорит ученик.

В 1917 г. в Америке «Христианская ассоциация молодых людей» собрала несколько миллионов долларов для организации шпионских ячеек, в которых видную роль играли сектанты.

Наша страна по праву может назваться страной воинствующего атеизма. Во многих колхозах, на фабриках, заводах в дни религиозных праздников проводится показательная ударная работа. Этим колхозники и рабочие еще сильнее подчеркивают свое нетерпимое отношение к религии и религиозным праздникам.

Далее ученик приводит пример:              в России было

295 тысяч попов, монахов, а учителей было всего 79 тысяч, знахарей было 130 тысяч, а врачей всего 15 956. Сейчас у нас врачей насчитывается 334 тысячи, а инженеров, вместо 4 тысяч, 600 тысяч. Грандиозные успехи Советской страны привели к уменьшению количества людей, верящих в бога.

Но нельзя ослаблять атеистическую пропаганду, ибо религиозные пережитки весьма живучи и мешают строительству коммунизма. Религия учит человека быть рабом, надеяться на «волю божью». Верующий человек робок, он не уверен в своих силах. Марксизм-ленинизм учит, чтобы человек был хозяином своей жизни, творцом ее.

В заключение выступающий сказал о необходимости атеистической пропаганды на селе и о задачах комсомольцев в этом важном и необходимом деле. Задача агитаторов-комсомольцев состоит в том, чтобы терпеливо разъяснять верующим сущность религии, ее фантастические измышления.

Ученик К. рассказал о том, как огромная культурно- просветительная работа, в том числе и атеистическая, проводимая в нашей стране, разрушает религиозные предрассудки, усиливает отход верующих от религии.

К сожалению, среди некоторой отсталой части населения нашей страны сохранились еще пережитки прошлого— вера в бога. Эти люди полностью одобряют внутреннюю и внешнюю политику советской власти, все мероприятия Коммунистической партии и правительства. Они сами своим повседневным трудом на предприятиях или в колхозах участвуют в строительстве новой жизни. Но на них еще давит груз прошлого. Тянется к новому и религиозный человек, но пережитки старогр мешают ему идти вперед.

Задача комсомольцев состоит в том, чтобы показать верующему, как научные знания, коллективный труд помогают человеку без помощи сил небесных и «спасителей» переделывать природу, экономику и жизнь общества. Комсомольцы должны показать ему, что и он сам на своем участке работы, пусть маленьком, вносит долю и своего труда в великое дело строительства коммунистического общества. И тогда в нем все больше и больше будет расти уверенность в своих силах, вера в силу народа, в силу науки, победу коммунизма. Он все яснее будет помнить, что «...от пуговицы и спички до комбайна и аэроплана — все создается человеком. Все тайны жизни, все ее загадки разрешает трудовая энергия людей» (А. М. Горький).

Ученики приняли предложение об организации силами учащихся X класса в течение года двух вечеров для населения на атеистические темы.

В беседах по вопросам атеистического воспитания мы используем также и сатиру. Например, на большие листы бумаги мы перенесли соответствующий материал из газеты «Пионерская правда».

На них образно и ярко показано, как первобытный человек, не умея научно объяснить явления природы, истолковывал их, сообразуясь со своим мировоззрением.

Мы сопоставили взгляды первобытного человека каменного века на явления природы с теми пережитками, которые, к сожалению, сохранились у некоторых учащихся нашей советской школы, живущих в век электричества, телевидения, невиданных успехов в развитии

советской медицины, в век искусственных спутников Земли.

Эти плакаты вызывают, как правило, живой интерес у детей и дают положительные результаты.

Педагогический коллектив нашей школы в поле своего зрения держит воспитанников интерната, помня о том, что поступили они к нам в школу из самых отдаленных сел района, что в прошлом году они были распространителями «святых писем» по школе и что многие родители их люди религиозные, суеверные. Вот почему воспитательница интерната систематически проводит беседы на атеистические темы. Только во втором полугодии ею проведены для школьников следующие беседы: «Происхождение религиозных праздников»; «Почему говорят в народе: «тяжелые» и «легкие» дни?»; «Как произошли поговорки: «Понедельник — день тяжелый?», «Дурной глаз»; «Почему люди верили в бога?»

Все беседы ею тщательно готовятся с учетом индивидуальных особенностей детей.

Опыт убеждает нас в том, что внеурочная работа преподавателя по атеистическому воспитанию имеет очень большое значение. Именно в ней можно добиться разрешения тех вопросов, которые более всего интересуют учащегося в данный момент. Лучше всего конкретизируется атеистический материал как раз в связи со своими местными злободневными явлениями. Внеурочная работа не только дает возможность учителю проводить атеистическое воспитание индивидуализированно и оперативно, но и позволяет полностью использовать любознательность учащихся, воспитать в них активный и самостоятельный интерес к мировоззренческим вопросам.

<< | >>
Источник: А. Н. АЛЕКСЕЕВ. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ. 1958

Еще по теме АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

  1. СОВЕТСКИЙ УЧИТЕЛЬ — АКТИВНЫЙ ПРОПАГАНДИСТ АТЕИЗМА
  2. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
  3. РОЛЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ и пионерской ОРГАНИЗАЦИЙ В АТЕИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
  4. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛК СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМЗАНЯТИЯМ
  5. Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Заключение от 12.04.2009 по содержанию и направленности проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного рабочей группой Института проблем образовательной политики «Эврика» под руководством А.И. Адамского
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -