<<
>>

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

В нашей советской школе обучение и воспитание детей построено на строго научно-материалистической основе, следовательно, оно должно быть проникнуто духом атеизма.

Основным средством атеистического воспитания является программный материал.

Учебные программы дают богатейшие возможности для атеистической пропаганды. Урок является основной формой обучения и воспитания учащихся. Каждый учитель школы имеет все возможности для включения атеистического материала в преподавание своего предмета.

Задача начальной школы состоит в том, чтобы дать детям элементарные научные понятия о жизни природы и общества, наглядно показать нелепость и вред различных суеверий.

К сожалению, некоторые представления о природных и общественных явлениях учащиеся получают вне школы, от окружающих людей, которые подчас дают школьникам неправильные, неверные понятия.

Учебный материал по естественным предметам, изучаемый в школе, вполне достаточен для того, чтобы на основе его показать детям нелепость и вред многих суеверий, связанных с явлениями природы. Особенно большое значение для атеистического воспитания учащихся начальной школы имеет тема «Строение человеческого тела». Она дает возможность раскрыть детям вред религиозного представления о душе, о божественном происхождении человека.

Большую атеистическую работу проводят на уроках чтения учителя начальных классов нашей школы

Так, например, учительница III класса при изучении стихотворения Некрасова «Эхо* останавливается на следующих словах этого стихотворения:

А эхо вторит всем...

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела — а живет оно,

Без языка — кричит!

Зная о том, что у некоторых учеников ее класса, бывающих в амурской тайге, с эхом связаны различные суеверия, она рассказывает ребятам, как дикари объясняли эхо. По их представлениям, эхо — невидимый двойник, душа, повторяет голос человека.

Далее учительница ясно и, главное, научно объясняет учащимся, что эхо получается при отражении звука.

При чтении статьи «Война на хлебном поло учительница рассказала учащимся, как в результате добросовестного труда и с помощью науки советские люди добиваются обильных урожаев, что не бог дает высокие урожаи, а честный труд. Потом учительница рассказала о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке; в своей беседе она на примерах убеждает учащихся в том, что все эти успехи есть трудовые достижения советских людей, основанные на научном знании природы.

Много внимания уделяется атеистическому воспитанию на уроках естествознания в V—IX классах.

Учительница помогает развитию у учащихся диалектико-материалистического понимания мира, показывает им, что окружающая нас природа находится в состоянии непрерывного движения, изменения, развития (эволюция происхождения растений, животных, человека).

На ее уроках школьники убеждаются в том, что в природе нет чудес, нет ничего сверхъестественного: развитие, изменение, движение в природе совершаются по определенным законам. Человек же, зная законы природы, может воздействовать на них, изменяя природу в своих интересах. Она показывает превосходство человеческого разума над силами природы, возможность преобразования природы в интересах людей,

На уроках ботаники учительница уже во введении рассказывает учащимся об огромном вреде, который приносят сельскому хозяйству религиозные сказки. В теме «Растение в природе и сельском хозяйстве» она подчеркивает, что не бог и не какие-то сверхъестественные силы создают ценные сорта растений и породы животных, а только труд человека.

При изучении тем «Корень» и «Питание растений из почвы» учительница знакомит учащихся с тем, как раньше, в дореволюционной России, крестьяне надеялись на бога, служили церковные молебны в период засухи, просили у бога дождя. Она показывает картину Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Далее она подводит учащихся к мысли, что не молитвой, а трудом человек создает себе богатую жизнь.

Данное положение она иллюстрирует яркими и убедительными примерами, взятыми из жизни и практики наших колхозов.

Особенно богатый материал для материалистического воспитания дают курсы «Основы дарвинизма», «Анатомия и физиология человека». Здесь на первых уроках можно подчеркнуть, что русская наука всегда носила воинственно-атеистический характер.

Рассказывая учащимся-восьмиклассникам об анатомии и физиологии человека, учительница указывает при этом, что наука, ведущая человека по пути к знаниям, к победе над природой, к управлению явлениями общественной жизни, всегда встречала в религии своего врага. Это происходило потому, что наука шаг за шагом сбрасывала покров таинственности с окружающего мира, формируя материалистическое миропонимание людей.

Наука стала зарождаться в глубокой древности; вступая в противоречия с религией, она неразрывно развивалась в процессе трудовой деятельности людей, обогащала их опыт и постоянно расширяла их знания о свойствах предметов, раскрывала закономерности в явлениях природы.

Далее учительница рассказала об основоположнике русского естествознания М. В. Ломоносове, который за 100 лет до Дарвина писал: «...твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком

состоянии были сначала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены». Ломоносов жестоко бичевал невежество и мракобесие.

При изучении темы «Кровь человека» (VIII класс) учительница сообщила, что в организме человека находится большое количество белых и красных кровяных шариков. Далее она указала на функции кровяных шариков, рассказала, как происходит движение крови по артериям и венам. Зная, что у некоторых учащихся с кровью связано много суеверий и предрассудков, учительница говорит о том, что еще и сейчас многие люди ошибочно боятся крови, относится к ней не так, как к любой обычной ткани человеческого тела. В старину крови придавали сверхъестественную силу, ею скрепляли договоры между племенами, подписывали клятвы, считалось, что подписанное кровью имеет особую прочность и силу.

Ученый Сервет, одним из первых начавший изучение кровообращения, был сожжен инквизицией на костре. Учительница сообщает, что с кровью связана реакционная расистская теория о преимуществах крови «арийской расы», по которой недопустимо смешение этой крови с кровью других рас. Далее она познакомила учащихся с составом крови, с изменением состава крови от продуктов питания и от физического и психического состояния человека.

Разбирая в IX классе по курсу «Основы дарвинизма» тему «Происхождение человека», учительница, кроме основного программного материала, рассказала учащимся о том, что советская наука получила новый антропологический материал, показывающий процесс развития человека от первобытного к современному. Это еще раз подтверждает весьма глубокую древность человечества и лишний раз показывает наивность религиозных представлений о сотворении человека богом, о недавнем существовании человека на земле и т. д. В Москву, в Институт этнографии Академии наук СССР недавно поступила довольно интересная находка экспедиции, производящей раскопки на правом берегу Дона, близ Воронежа. Это скелет человека, жившего примерно 40 тысяч лет назад. Известный антрополог М. М. Герасимов отмечает, что скелет такой хорошей сохранности еще не удавалось извлечь из древних слоев земли.

Учительница привела слова Герасимова:

«Первый этап моей работы над находкой уже дает возможность утверждать, что скелет человека так называемого кроманьонского типа является переходным от неандертальского (жившего 100 тысяч лет назад) к современному человеку».

На уроках естествознания учащиеся должны твердо усвоить, что живая материя не могла быть занесена извне, что жизнь никем не создана, она возникла из неживой материи, без всякой на то «воли божьей», что материя не уничтожается, а она может лишь переходить из одной формы в другую.

Физика относится к числу наук, более полно отражающих диалектику развития материального мира. Поэтому она дает богатый материал для атеистического воспитания учащихся.

Учителя используют эту возможность. При изучении закона Архимеда учитель рассказывает о многих случаях применения в технике закона Архимеда. Он показывает, что с этим законом человек сталкивается в самых различных областях: при погружении тел в воду и выталкивании их из воды, при строительстве стального шара — батисферы, на котором ученые проникают в глубину океана, при подъеме с морского дна затонувшего судна, к корпусу которого прикрепляются огромные поплавки — понтоны, наполненные воздухом. Узнают учащиеся и о том, что и плавание в воздухе подчинено закону Архимеда. Очень существенную роль сыграл закон Архимеда и в создании таких машин, как паровоз и автомобиль. Даже забивка шпунтовых свай подчиняется закону Архимеда. Самое же главное то, что закон Архимеда, как и все остальные закономерности в природе, убеждает учащихся, что человек не может ни изменить, ни отменить законов природы. Но тщательно изучив этот закон, люди могут использовать его в интересах общества.

Удачно проводится антирелигиозное воспитание в X классе на уроках астрономии. По теме «Происхождение вселенной» учительница рассказывает учащимся о том, что мир в целом вечен, бесконечно существует во времени и пространстве, но в отдельности все, что его составляет, имеет начало и конец.

Уже в глубокой древности были догадки о том, что вселенная существует вечно, что она бесконечна,

о чем свидетельствуют высказывания выдающегося древнегреческого философа-материалиста Гераклита Эфесского (около 530—470 гг. до н. э.): «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим» (БСЭ, изд. 2, т. 10, стр. 594).

Для образной иллюстрации бесконечности вселенной преподавательница передает содержание восточной сказки:

«На востоке рассказывали сказку про радужную птицу Время, которая трудится над созданием огромных гор Вечности. Горы должны быть сложены из мельчайших крупиц. Один раз в миллион лет птица прилетает и приносит в клюве по алмазной крупице.

Из этих крупиц сложена одна огромная гора, но птице надо воздвигнуть столько алмазных гор, сколько крупиц будет в каждой из них».

Эта сказка замечательно раскрывает представление народов о громадности вселенной, о ее бесконечности.

Свой рассказ о бесконечности вселенной учительница заканчивает словами о том, что в мире все создается и разрушается, все преобразуется.

Смерть и рождение —

Вечное море;

Жизнь и движение —

В вечном просторе.

На этом уроке учительница уделила большое внимание формированию у учащихся материалистических представлений о единстве вселенной, заключающемся в ее материальности. Это положение она подтвердила данными о спектральных исследованиях Галактики и химических исследованиях состава метеоров.

Раскрывая связь жизни на Земле с Солнцем, учительница объясняет причину возникновения религиозных представлений, выражающихся в обожествлении природы; обращает внимание учащихся на движение Земли вокруг Солнца и смену времен года, от чего зависит сельскохозяйственный год и с чем связаны различные религиозные праздники, например: рождество связано с зимним солнцестоянием, пасха — с умиранием и воскресением бога (рождение бога солнца). Эти обряды существу

ют почти у всех народов. Преподавательница приводит примеры религиозных обрядов со страдающим, умирающим и воскресающим богом у народов разных стран.

При изучении планет нашей солнечной системы учительница особенно ярко подчеркивает большую роль советского ученого Г. А. Тихова, который своими трудами последних лет показал возможность существования растительности на Марсе. Он подчеркнул, что наука быстрыми темпами продвигается вперед и что ею уже доказано наличие других систем планет и возможности жизни на них. В процессе изучения астрономии и физики учащиеся убеждаются в вечности материи и движения, в том, что в бесконечном пространстве вселенной происходит вечный круговорот материи, движение. />Уже знание самих фактов, добытых астрономической наукой и физикой, вооружает учащихся в борьбе с предрассудками, религиозными пережитками, содействует формированию материалистического мировоззрения.

В то же время ознакомление с практическим применением астрономии дает возможность понять ее роль в социалистическом строительстве, в изучении природных богатств нашей страны и в деле обороны нашей родины.

Большое значение в атеистическом воспитании детей имеет химия. Она доказывает материальное единство мира, непрерывную связь между неорганической и органической природой.

Преподавательница химии демонстрирует «обновление иконы», «самовозгорание» свечи и костра, получение «крови Иисуса Христа» и «молока святой девы Марии», показывая тем самым, как это проделывают служители культа.

Зная химию, учащиеся глубоко познают явления природы, их связь и обусловленность, что убеждает в недостоверности рассказов церкви о чудесах Иисуса Христа и его апостолов.

Химия дает богатейший материал для формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения.

Очень убедителен в этом отношении ответ ученика класса на вопрос о значении для науки закона сохранения материи и энергии, открытого М. В. Ломоносовым.

Он рассказал, как был открыт этот закон великим русским ученым. Подчеркнул, что закон сохранения материи и энергии лежит в основе науки о природе. «Изучая этот закон, мы убедились, что вещество и движение, материя и энергия при всех своих изменениях в природе не исчезают и не создаются вновь, а лишь изменяют свой вид, переходя из одной формы в другую».

Свой ответ ученик подтверждает опытом, демонстрирующим действие закона Ломоносова—Лавуазье о сохранении веса веществ.

Богатый и яркий материал дает для материалистического воспитания учащихся география.

Давая естественно-научное объяснение явлениям природы, география тем самым искореняет религиозные суеверия и предрассудки, приучает детей искать ответы на вопросы в науке, а не в религии.

Так, на первом уроке географии в V классе преподаватель географию как науку противопоставил религии. Наука призывает к исследованию, религия — к глепой вере. Церковники, опираясь на авторитет священного писания, рассказывали о далеких странах, где якобы живут всевозможные чудовища, люди трехголовые или совсем безголовые, с лицом на груди, циклопы, огнедышащие драконы и пр. Но шаг за шагом наука открывала истинную картину строения вселенной, исследовала далекие страны, отвергала религиозные сказки.

Организуя экскурсию с целью изучения рельефа местности, преподаватель заостряет внимание учащихся на том, что в образовании рельефа не принимали участия никакие сверхъестественные силы.

На уроке по теме «Вода на Земле» он указал, что на Руси насчитывалось несколько тысяч «святых» и «чудотворных» источников, почти каждый монастырь имел свой святой ключ. В этой теме преподаватель использовал рассказ Богданова «Корпушкин родник». Рассказал о том, что в знойных сухих пустынях с помощью артезианских колодцев человек разводит сады. Если верить священному писанию, бог сотворил здесь землю пустынной, но человек изменяет дело «рук божьих» по своему усмотрению, превращая пустыню в сад.

Говоря о реках, преподаватель и здесь лишний раз подчеркнул причины обожествления рек. Многие реки

люди считали священными. Египтяне обожествляли Нил, индусы — Инд. Это было вызвано тем, что все благосостояние египтян зависело от периодических разливов Нила. Египтяне не знали причин разливов Нила, они видели в этом явлении что-то сверхъестественное и обожествляли Нил. Теперь причины разлива Нила и других рек известны. Они зависят от выпадения дождей и таяния снегов.

Далее преподаватель говорит о том, что теперь наука так далеко шагнула вперед, что человек часто меняет движение рек по своему усмотрению, преграждает их плотинами, использует их энергию. Он рассказывает о стройках в нашей стране, о каналах, которыми соединяют реки, исправляя «ошибки» «творца», о каналах Москва — Волга, Волга — Дон, о большом Ферганском канале и других. Учитель демонстрирует красочную картину, на которой изображено, как люди жили раньше в бесплодной пустыне и как теперь благодаря каналу на том же месте раскинулись сады и большие поля хлопчатника.

В теме «Форма и движение Земли» преподаватель показал героическую борьбу, которую вела наука с религией. Он рассказал о том, как церковь пыталась сорвать путешествие Колумба, как Колумб и другие великие путешественники своими открытиями наносили удары по церковным догмам. Учитель рассказал о Копернике, пришедшем к мысли, что Солнце — центр планет, и о Джордано Бруно, сожженном служителями церкви на костре, и о неутомимом борце с религиозными суевериями Лючилио Ванини, приговоренном к смерти и сожженном на костре.

Преподаватель удачно иллюстрировал урок демонстрацией картин с помощью аллоскопа и проекционного фонаря.

В теме «Изменение поверхности суши» преподаватель в доступной форме рассказал детям о происхождении легенды о вулканах и землетрясениях, которые церковь объясняла верующим как «наказанье божье».

Учитель на простых и доходчивых примерах показал несостоятельность этих сказок и верований. Он убедил учащихся в необходимости видеть здесь только явления природы, вызванные естественными причинами. Он дока

зал учащимся, что землетрясения и извержения вулканов бывают там, где происходят горообразовательные процессы.

При объяснении нового материала по теме «Вулканы» он рассказал о том, какой страх и смятение вызывало у древних людей извержение вулкана, и странное поведение гор они, конечно, приписывали богам. Области, где имеются вулканы, древние греки считали владениями бога огня Гефеста и местом сражения богов.

Жители Камчатки думали, что огнедышащие горы — жилища покойников, и вулканы начинают «гореть» тогда, когда мертвецы внутри земли топят свои юрты.

Науке теперь уже многое известно о природе и происхождении вулканических явлений.

Деятельность вулканов связана с существованием внутри земной коры магмы — массы, состоящей из расплавленных и газообразных веществ. Вулканические горы с магмой связаны каналами, через которые газы и расплавленные вещества временами с большой силой вырываются на поверхность земли.

Такое короткое атеистическое вступление к теме сразу же приковало внимание учащихся, вызвало у них интерес к изучаемому материалу.

Значительны возможности атеистического воспитания у преподавателя литературы. Советская литература, классическая русская и мировая литература дают богатый материал для воспитания подлинных атеистов.

Программа средней школы дает широкие возможности для развертывания пропаганды во всех классах применительно к возрасту и развитию учащихся.

Так, представляется очень важным подчеркнуть учащимся, что великий критик и мыслитель В. Г. Белинский, отдавший всю свою жизнь служению народу, называл церковь поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницей братства между людьми. Великий критик считал, что борьба против церкви — это борьба против деспотизма и крепостничества. Взять хотя бы его знаменитое письмо к Гоголю. Какая здесь жгучая ненависть к религии, к церкви, к проповедникам религиозного дурмана!

Преподаватель литературы нашей школы разработал

урока по изучению в IX классе «Письма Белинского к Гоголю». В объяснительной записке к этим разработкам он пишет:

«Учитывая важность атеистического воспитания учащихся, я уделил особое внимание «Письму Белинского к Гоголю».

На изучение этого бессмертного произведения мной было отведено 2 часа. На первом уроке я провел вводную беседу, в которой указал на причины, заставившие Белинского написать письмо к Гоголю. На этом же уроке мы подробно "познакомились с текстом письма. Я зачитал его учащимся, сделал необходимые комментарии по содержанию. В конце урока, заканчивая работу над текстом письма, я рассказал о том, в чем видит спасение России Белинский, как он характеризует современную ему Россию и разрешение каких вопросов Белинский считает необходимым в России. Я рассказал также об отношении Гоголя и Белинского к самодержавию, о том, кого желает видеть русский народ в своих писателях.

Те места письма, где Белинский говорит об отношении Гоголя к церкви, к духовенству, где Гоголь утверждает, что русский народ — самый религиозный народ в мире и что ему образование вредно, я перенес специально на следующий урок, рассчитывая на то, что, разбирая вышеупомянутые вопросы, мне удастся подробно рассказать о самом Белинском как о пламенном атеисте и, кроме того, привлечь обильный материал по антирелигиозному воспитанию, связав его с местными условиями.

С этой целью учащимся были даны вопросы на дом, на которые они должны были найти ответы в «Письме Белинского к Гоголю», подкрепив слова Белинского материалом из различных источников, показывающих реакционную сущность религии как опиума для народа».

Учащиеся работали активно, просмотрели всю литературу в сельской и школьной библиотеках по атеистической пропаганде.

Преподаватель литературы может удачно использовать в V классе для атеистического воспитания учащихся стихотворение В. И. Лебедева-Кумача «Советский

простой человек». Двумя четверостишиями из этого стихотворения:

По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает Советский простой человек.

Отбросивши сказки о чуде,

Отняв у богов небеса,

Простые советские люди Повсюду творят чудеса [2] —

преподаватель может рассеять религиозные сказки о чудесах, творимых Иисусом Христом, и показать действительные чудеса, творимые советским человеком, вооруженным единственно правильной научной теорией марксизма-ленинизма.

В VIII классе учительница, характеризуя творчество писателя-революционера А. Н. Радищева, указала на то, что борьба против религиозных предрассудков и духовенства велась передовыми представителями русского народа еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции. Все передовые русские ученые, писатели, поэты, общественные деятели выступали активными борцами за свободную передовую научную мысль, за освобождение человека от религии. Писатель- революционер А. Н. Радищев — горячий патриот своей родины, один из первых в XVIII веке подверг резкой критике церковь и религиозную идеологию, как заклятых врагов науки и свободомыслия.

Радищев резко разоблачает единство интересов церкви и самодержавия, их союз против народа. В оде «Вольность» он пишет:

Власть царска веру охраняет,

Власть царску вера утверждает;

Союзно общество гнетут:

Одно сковать рассудок тщится,

Другое волю стерть стремится;

На пользу общую, — рекут[3].

Церковь, распространяющая невежественное представление о сотворении мира, рисовалась Радищевым в образе страшного и отвратительного чудовища:

И се чудовище ужасно,

Как гидра, сто имея глав...

Призраки, тьму повсюду сеет,

Обманывать и льстить умеет И слепо верить всем велит *.

Заключая свой рассказ о Радищеве как об истинном атеисте-патриоте своей Родины, учительница говорит о том, что борьбу трудящихся против самодержавия Радищев не мыслит без освобождения их от духовного гнета церкви.

Преподаватель литературы в IX классе в обзорной лекции по теме «Шестидесятые годы» подчеркивает, что революционер и писатель А. И. Герцен, неустанно боровшийся против самодержавия и крепостничества, называл служителей церкви «злодеями народа».

В ряде статей Герцен разоблачает связь церкви с полицейским аппаратом царизма. В статье «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ» Герцен пишет полные гнева строки против палачей народа— жандармов и церковников, которые издеваются над угнетенным и оскорбленным народом.

«О, если бы слова мои могли дойти до тебя, труженик, страдалец земли русской! — писал Герцен. — Если бы до тебя дошел мой голос, как бы я научил тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой Петербургским синодом и немецким царем. Ты их не знаешь, ты обманут их облачением, ты смушен их евангельским словом, пора их вывести на свежую воду».

Учитель литературы в X классе на множестве примеров, взятых из изучаемых произведений, показал великого пролетарского писателя А. М. Горького как пламенного атеиста. После изучения учащимися творчества А. М. Горького он провел классное сочинение на тему «Ложь — религия рабов и хозяев; правда — бог свободного человека».

Перед классным сочинением была проведена большая предварительная работа: учитель заранее сообщил тему классного сочинения, назвал несколько источников дополнительной литературы, которые можно было использовать в сочинениях. Сочинения показали, что учащиеся серьезно изучили и продумали эту тему, сумели правильно осветить вопросы.

Большие возможности атеистического воспитания учащихся имеются у преподавателей литературы в X классе при изучении творчества В. В. Маяковского—страстного борца с пережитками капитализма.

Каждое произведение великого советского поэта было откликом на явления жизни и обращением к современникам по самым важным вопросам.

В обзорной лекции по изучению поэмы «Облако в штанах» учитель ясно сформулировал направление поэмы, в которой Маяковский отрицает буржуазную любовь, буржуазное искусство, буржуазный политический строй и опору его — религию.

Атеистические мотивы в поэме очень сильны. В ней Маяковский как атеист полностью отрицает бога, который «поддерживает» такой мир, где человек должен переносить столько страданий и несправедливостей. Преподаватель приводит соответствующие отрывки из поэмы.

Далее преподаватель говорит об атеистическом характере поэмы «150 000 000», в которой автор приветствует появление настоящего человека, с помощью которого можно строить новое, «фантазировать», «издинами- тить» старое.

И, наконец, характеризуя образ В. И. Ленина, как атеиста, при изучении поэмы «Владимир Ильич Ленин», преподаватель еще раз, как бы делая заключение по творчеству Маяковского, словами поэта подчеркивает вред религии.

Религия — опиум, религия — враг, довольно поповских притч, — так жить велел Ильич.

Закончив изучение творчества В. В. Маяковского, преподаватель литературы провел классное сочинение на тему «В. В. Маяковский — активный борец с пережитками капитализма в сознании людей». В сочинениях содержались зрелые суждения учащихся по вопросам атеизма.

Богатый материал для атеистического воспитания учащихся дает курс средней школы по истории. На уроках истории учитель должен раскрыть два важных вопроса: Происхождение религии. Роль религии на разных этапах развития общества как орудия эксплуататорских классов для угнетения трудящихся масс.

Эти два вопроса раскрыты на материале отдельных тем преподавателем истории нашей школы.

На уроках истории в VIII—X классах преподаватель при изучении периода Великой французской революции на примерах восстания в Бретани, трагедии Жана Мелье, религиозной непоследовательности Вольтера, а также на истории Парижской коммуны и отношении к ней духовенства показал, что религия всегда приносила вред трудящимся массам, уводя их от вопросов классовой борьбы, что она выгодна лишь эксплуататорам, врагам народа. Преподавателем удачно было показано происхождение религии, ее классовая сущность при изучении таких тем, как «Древние славяне», «Введение христианства на Руси и его значение», «Освободительные войны Украины и Белоруссии» (положение крестьян, горожан, Брестская уния)% «Общественное движение в 30—50-х годах XIX в.», «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г.».

Преступная роль папы римского, как главного носителя духовного культа, показана преподавателем при изучении материала о крестовых походах, об интервенции польско-шведских захватчиков, о гражданской войне 1918—1920 гг., об Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Ватикан был показан как рьяный пособник американских поджигателей новой третьей мировой войны.

Известно, что в войсках белогвардейцев и интервентов под именем «святых» создавались специальные полки «Иисуса Христа», «Богородицы девы Марии», «Магомета», где борьба с советской властью прикрывалась религиозными убеждениями.

На уроках был освещен вопрос о реакционной деятельности служителей культа в странах народной демократии: в Венгрии — контрреволюционная деятельность кардинала Миндсенти, показаны зверства миссионерских общин в Китае (убийство нескольких тысяч детей).

Говоря о зарождении религии в теме «Жизнь первобытных людей», необходимо подчеркнуть учащимся мысль о том, что религия возникла в результате бессилия человека перед природой. Для подтверждения этого положения можно использовать на уроке картины № 14, 15 из альбома Никифорова «История древнего мира».

В теме «Древний Египет» дается характеристика египетской религии, как верной опоры рабовладельческого государства. Для иллюстрации этого положения используются научно-популярные рассказы «Строительство пирамид Хуфу», «В храмовых мастерских» (книга для чтения «Древний Восток»).

В итоге учащиеся подводятся к основной мысли: религия возникла при первобытнообщинном строе. Она выражала бессилие человека перед природой и зависимость его от природы. В классовом обществе религия выражает бессилие человека перед социальным неравенством и служит средством угнетения народных масс.

При изучении стран древнего Востока учительница показала роль жрецов, бывших составной частью класса рабовладельцев, указала на то, что наряду с царями и знатью, им доставалась добыча от жестокой эксплуатации рабов, что во всех странах древнего Востока они старались держать при помощи религии трудовой народ в повиновении и покорности.

В конце изучения истории в V классе она провела урок повторения по теме «Роль религии в древней истории человеческого общества».

Вот план этого урока: Как зародилась религия? 2. Какие факты из истории греков и египтян говорят о том, что в религии нашла отражение их общественная жизнь? 3. На каких фактах из истории Индии можно показать, что господствующие классы древней Индии использовали религию для укрепления своего господства? 4. Как древние греки объясняли происхождение человеческой культуры? 5. На кого в представлении древних греков похожи боги?

Достаточно полное выяснение этих вопросов позволяет показать учащимся, что религия как вера в сверхъестественный мир возникла не внезапно, а складывалась постепенно, все более овладевая сознанием древних людей. Легендарные божества олицетворяли в сознании древних народов различные могущественные силы

природы, фантастически отражали естественные и исторические явления той природной и общественной среды, в которой они возникли.

Наконец, в классовом обществе религия стала служить средством угнетения народных масс.

Все вышеуказанные вопросы преподаватель развивает в последовательной связи между собой.

При разборе третьего вопроса можно предложить ученикам сравнить сказанное об Индии с тем, что они узнали из истории древнего Египта. (Дети дают осмысленный рассказ по рисунку «Храмовое хозяйство в древнем Египте» из учебника, стр. 23.) Подчеркивая человеческий характер отношений между греческими богами, можно привести короткий отрывок из хрестоматии

Н.              А. Куна «Легенды и мифы древней Греции» (стр. 30— 31) о взаимоотношениях Зевса и Геры, подобных взаимоотношениям мужа и жены в человеческом обществе.

В заключение следует еще раз остановиться на происхождении религии. Необходимо подчеркнуть, что ре* лигиозные представления — это извращенные представления о мире. Они появились потому, что уровень развития производительных сил был чрезвычайно низок, область применения человеческих знаний была до крайности ограничена, человек был бессилен в борьбе с природой.

Подталкиваемый нуждой, голодом, человек шаг за шагом отвоевывал «свое место под солнцем». Однако всюду, в любой области его практики, оставалась сторона, понять и осмыслить которую он не мог, и поэтому ему казалось неизбежным вмешательство какого-то сверхъестественного существа, от которого все зависит.

Мир в сознании первобытного человека раздвоился. В каждой области человеческой практики была одна сторона, где человек что-то знал и что-то мог сделать, и другая, где открывался простор для необузданной фантазии, видевшей действия сверхъестественных сил, например в причинах плодородия почвы, болезней, здоровья, целебных свойствах лекарств и т. д.

Древние греки не знали причин многих природных и общественных явлений и объясняли это вмешательством богов, которых они представляли себе похожими на людей. Они считали, например, что богиня плодородия

и земледелия Деметра, потеряв свою дочь Персефону, прекратила свою деятельность, а это принесло неисчислимые бедствия людям. Когда же Персефона стала возвращаться к матери, Деметра три четверти года обеспечивала процветание земли. Так греки объясняли смену времен года.

После такой обобщающей беседы можно прочесть отрывок из хрестоматии Н. А. Куна «Легенды и мифы древней Греции» (стр. 63, 65—66).

Богатый материал по атеистическому воспитанию детей дает история средних веков.

На уроках истории средних веков в VI—VII классах учительница убедительно показывает учащимся, что церковь является тормозом в развитии культуры, врагом всего передового, прогрессивного. Эти мысли она особенно ярко проводит при объяснении следующих тем: «Установление феодального строя в Европе (Культура и феодальная церковь на Западе)»; «Культура Западной Европы в XII— XIII вв. (Реакционное влияние католической церкви на развитие культуры. Инквизиция)»; «Географические открытия конца XV и начала XVI века (Колумб и католическое духовенство)»; «Культура в XVI—XVII вв. (Наука и церковь)».

В результате изучения указанных тем учащиеся усвоили, что церкви было выгодно держать народ в невежестве, что духовенство боялось распространения научных знаний, сеющих неверие в бога, так как это могло сократить его доходы. Вот почему церковь душила всякие проблески научной мысли и насаждала самые грубые суеверия.

На большинстве уроков истории средних веков учительница в той или другой форме стремится подчеркнуть, что католическая церковь всегда была злейшим врагом народа в его борьбе против феодального строя, в его борьбе за свободу и национальную независимость. Эту мысль она особенно ярко раскрыла в следующих темах:

«Столетняя война (казнь Жанны д’Арк)»; «Борьба Руси с немецкими и шведскими феодалами»; «Ян Гус и гуситские воины»; «Борьба католичества с реформацией. Орден иезуитов»; «Гражданские войны во Франции»: «Реформация и крестьянская война в Германии»; «Нидерландская буржуазная революция (Нидерланды под владычеством феодальной Испании)»; «Угнетение украинского и белорусского народов польскими феодалами».

В теме «Завоевания арабов» учительница раскрывает сущность еще одной религии стран Востока — ислама, которая послужила средством подчинения простых бедуинов родовой знати. В теме «Арабский халифат и его распадение» она показала учащимся, как по воле людей возникает религия, создается образ такого бога, какой нужен господствующим классам в данный исторический момент.

Преподаватель Конституции СССР на уроке раскрыл великое демократическое значение статьи 124-й, гарантирующей гражданам СССР действительную свободу совести. На ярких примерах он продемонстрировал вред равнодушного отношения к религии, обосновал необходимость атеистической пропаганды.

* * *

Мы привели несколько примеров того, как проводилось атеистическое воспитание учащихся на уроках и как формировалось их материалистическое мировоззрение в процессе изучения программного материала.

Таким образом, в старших классах в процессе изучения естественных и гуманитарных наук подростки и юноши подводились к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых ими фактов и явлений, к пониманию объективной закономерности в развитии природы и общества, к неизбежному выводу о том, что религия была создана людьми и использовалась правящими классами в целях своей выгоды, что не с помощью «божественных сил», не молитвой, а трудом создает человек материальные и духовные богатства.

<< | >>
Источник: А. Н. АЛЕКСЕЕВ. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ. 1958

Еще по теме АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ:

  1. § 2.1.5. СИСТЕМА СЛОВЕСНО-НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ
  2. § 2.5.1. УРОК КАК ГЛАВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ Урок в системе форм обучения
  3. ГЛАВА VII РАСПРОСТРАНЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КЛЕРИКАЛИЗМ, МИСТИЦИЗМ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ (КАШИМОВ, ШАКАРИМ, КОПЕЕВ)
  4. РАССТАВАНИЕ С РОЖКОМ
  5. КОСМОС ИСЛАМА
  6. 2. С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)
  7. Е. Н. Катышева ХРИСТИАНСКИЕ ЗАПОВЕДИ в ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ подростков
  8. Образ человека и политическая практика (Вместо послесловия)
  9. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЫТА
  10. СОВЕТСКИЙ УЧИТЕЛЬ — АКТИВНЫЙ ПРОПАГАНДИСТ АТЕИЗМА
  11. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ
  12. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
  13. ДЕТСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК СРЕДСТВО АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
  14. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ШКОЛАМИ РАЙОНА
  15. Современные проблемы содержания образования
  16. 1. Количественные сдвиги
  17. СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС
  18. Комментарии
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -