<<
>>

Дидактические игры

  В практике профессиональною образования дидактические игры получили широкое распространение с 80-х гг. прошлого столетия. Повышение гибкости в организации учебного процесса, расширение свободы действий преподавателя, мастера, учащихся, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры привлекли к ним большое внимание.

В учебных заведениях дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. К таким играм относятся: соревнования «Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои»; турниры «Что? Где? Когда?», технические КВН, составление и решение кроссвордов по материалу предмета; тематические викторины и др. Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю, мастеру чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление учащихся.

Применение дидактических игр получило наибольший импульс в связи с применением в учебном процессе компьютеров. Компьютерные дидактические игры становятся средством формирования у учащихся основ компьютерной грамотности, ознакомление с языками программирования, формирования работы с компьютерами.

Одним из широко используемых в процессе производственного обучения типов дидактических игр являются так называемые деловые игры, представляющие собой имитацию принятия решений в различных искусственно созданных или взятых непосредственно из практики ситуациях путем коллективного обсуждения или разыгрывания соответствующих ролей (индивидуальных и групповых) по заданным или выработанным самими участниками игры правилам.

Массовое применение этого типа дидактических игр обусловлено рядом причин. Одна из них связана с тем, что деловые игры в значительной степени повышают познавательную активность учащихся.

Участвуя в деловой игре, учащиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала. Свойственный деловой игре азарт, возможность рпковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, ибо все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях.

Решая поставленную задачу, учащиеся анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активизирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, развивает инициативность, умение оперативно принимать решения и т. д.

Вторая причина связана со становлением в стране рыночных отношений. В этих условиях расширяется сфера деловых контактов, а выпускнику профессиональной школы по ряду профессий помимо специальных знаний и профессиональных умений необходим опыт делового общения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Продуктивность деловых контактов часто становится решающим фактором достижения поставленной цели: правильный выбор тактики общения, культура переговоров, гибкость, выдержка и такт, знание правил делового этикета позволят завоевать доверие и уважение партнеров по общению, создать положительный имидж, а это весьма важно, особенно в начале самостоятельного жизненного пути.

К обязательным признакам деловой игры относятся: наличие проблемы или задачи, предлагаемой для решения; наделение играющих ролями и ролевыми функциями; наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения;

многозвенность цепочки решений, вытекающих одно из другого;

наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников игры или условий информационной неопределенности;

правдоподобие имитируемой ситуации или ситуации, взятой из реальной действительности;

наличие системы оценки результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих.

Наиболее характерными ситуациями деловых игр, применяемых в процессе производственного обучения, являются: анализ заданных производственных условий и принятие оптимальных решений; определение (диагностика) дефектов обработки (сборки,

регулировки, соблюдения режимов работы оборудования и т.п.) по их описанию, проявлению, характеристикам и показателям работы оборудования, по реальным или имитированным контрольно-измерительным средствам; определение характера деятельности рабочего, специалиста в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы (вплоть до аварийных ситуаций), заданных словесно, письменно, по показаниям приборов на тренажере (имитаторе); обсуждение плана действий и распределение ролей в бригаде при получении ею определенного задания, ведение деловых переговоров и т. п.

В деловой игре, как правило, принимают участие: ведущий (руководитель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации команд; следит за ровным ходом игры;

игропрактики (капитаны, старшие команд): прилагают усилия для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления активного включения каждого участника в творческий процесс в ходе игры;

информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации; анализирует ход игры и дает предложения руководителю по оценке ее результатов;

игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.

Руководителем игры является или мастер производственного обучения, или мастер совместно с преподавателем специального предмета. Их позиция и роль в процессе деловой игры многогранна: до игры — они инструкторы; в процессе игры — консультанты; при подведении итогов — главные судьи и руководители заключительной дискуссии.

Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа: этап подготовки - разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры, описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игры пакеты материалов, инструкций, правил, установок, даются необходимые консультации участникам игры;

этап проведения — групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», а также межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа экспертов и арбитров;

этап анализа — обсуждение и оценка результатов игры: выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение ведущий сообщает о достигнутых результатах, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог проведенной игры.

Приведем некоторые правила проведения деловых игр, следование которым повышает эффективность этой формы учебной работы.

При подготовке к игре:

в процессе разработки содержания и сценария игры следует учитывать необходимость связи практики с теорией;

разрабатывать правила желательно совместно с учащимися - участниками игры;

желательно сохранять постоянный состав команд при подготовке к следующим играм;

обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми дидактическими и справочными материалами, технической и технологической документацией и др.;

не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой деятельности, создавать в группе атмосферу подлинного творческого энтузиазма.

При проведении игры:

четко излагать правила игры, добиваться их понимания и принятия участниками — это во многом определяет ее ход и успех;

быть непосредственным участником игры, предоставлять участникам игры максимальную самостоятельность, воздерживаться от мелочной опеки учащихся;

внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных конфликтов среди участников игры;

постоянно способствовать самоорганизации к самоуправлению учащихся в процессе игры;

строго следить за соблюдением правил игры; не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний учащихся;

не спешить с упреками нерасторопных учащихся и с похвалами победителей;

не стремиться к снятию «игрового шума»; следить, чтобы он лишь не мешал процессу игры.

При оценке результатов игры:

добиваться, чтобы оценка результатов игры судьями из числа ее участников всегда была справедливой и соответствовала принятым критериям;

давая собственную оценку результатов игры, сверять свое мнение с мнением играющих; если расходятся, то подумать — почему, и не спешить навязывать свое решение;

стараться замечать положительные черты у каждого играющего;

помнить, что в развитии способностей к самостоятельным, творческим решениям важен сам процесс, а не конечный результат;

широко использовать коллективную оценку результатов игры, уметь с нею соглашаться.

Одной из разновидностей деловых игр являются ролевые и управленческие игры, когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии.

Вот как описывает такую ролевую игру мастер производственного обучения швейников: «После изучения темы «Обработка карманов» провожу деловую игру с целью закрепления освоенных способов работы. Группу разделяю на четыре бригады, каждая из которых выполняет роль одного из отделов предприятия: отдел конструкторов, отдел технологов, контролеров ОТК, отдел внедрения передовой! технологии. В бригадах выбираются руководители соответствующих отделов, которые организуют работу учащихся по решению задачи: разработать наиболее оптимальную технологию изготовления кармана из определенного материала с заданными размерами и фасоном, соответствующего заданным техническим требованиям. Конкретные задания для каждой подгруппы выдаются дифференцированно. Так, в задачу конструкторского отдела входит разработка чертежа кармана с указанием размеров и всех технических требований, отдел технологов разрабатывает технологический процесс обработки детали с указанием переходов и необходимого оснащения. Отдел контролеров определяет предельные размеры, качественные показатели и другие критерии, по которым принимается готовая деталь. Четвертая бригада подготавливает рекомендации по внедрению новшеств при изготовлении данного вида продукции. Для выполнения задания игры дается 30—40 минут, после

чего каждый отдел докладывает о результатах своей работы. Арбитрами и критиками выступают члены других бригад, каждый обосновывает свое мнение, предложение, изменение, поправку. В результате такого коллективного обсуждения выполненных заданий совместно вырабатывается наиболее оптимальное решение. Этим самым я достигаю не только закрепления полученных знаний и умений, но и в значительной степени развиваю творческую мысль учащихся». 

<< | >>
Источник: Скакун В.А.. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. 2007

Еще по теме Дидактические игры:

  1. 5.2. Игры в обучении праву
  2. 6. Игра в воспитательном процессе
  3. 5. 3. Деловые игры
  4. § 5. Значение игры для психического развития ребенка
  5. Игра и коррекция трудностей в познавательной деятельности младших школьников
  6. Г лаваХ1У ТЕОРИЯ ИГРЫ
  7. Глава XV1I1 ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
  8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  9. КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКИХ ИГР
  10. ИГРА И ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
  11. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА
  12. 4.3.1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры
  13. 4.5.3. Дидактическая система Л.В. Занкова
  14. Дидактические принципы
  15. Общедидактические методы
  16. Дидактические игры
  17. 2.5.2. Деловые игры
  18. Игра и игрокоррекция (Л.Б. Баряева, А.П. Зарин )
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -