<<
>>

5.2. Игры в обучении праву

Со времен античности игре придавали важное значение, включая ее в культовые праздники. Во время игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими представлениями.
Они вызывали интерес, а посредством их процесс познания окружающей действительности превращался в «некое удовольствие» . 1

См.: Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1: Учеб. пособие для 8-11 кл.-СПб., 2000, с. 78. 2

См.: Словарь античности. / Перевод с нем. — М., 1989.

В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра —это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе»112.

Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией.

Вот некоторые правила проведения уроков в форме игры по праву: 1.

Ученикам следует четко, доходчиво объяснить правила игры. 2.

Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании. 3.

Игра должна быть четко продумана и организована ( цель, задачи, методы, результат). 4.

Нельзя проводить из урока в урок по праву игры, не обобщая правового материала. Доминирование игр в области правового обучения так же вредно, как и их отсутствие. 5.

В игру следует вовлекать всех учеников. 6.

Каждая игра по завершении должна быть обсуждена, проанализирована. 7.

В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях. 8.

Нецелесообразно проводить игры в форме суда по произведениям литературы, сказок и проч. Это может привести к неверным трактовкам деятельности героев и проч. 9.

Игра должна носить добровольный характер, творческий, и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию.

7

193

3666

В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.

Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на: 1.

Дидактические игры и игровые элементы. 2.

Имитационные игры. 3.

Сюжетно-ролевые игры. 4.

Деловые игры. 5.

Иллюстративные игры.

В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестко определены ее правила и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру.

Рассмотрим особенности некоторых игр, которые можно использовать в процессе обучения праву.

Дидактические игры

Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Правила такой игры подробно объясняются всем ученикам. Специалисты считают, что они похожи на соревнование. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний, которым он обладает. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного правового материала. Для этого отводится немного времени. Учитель права должен организовать такую игру с учетом уровня подготовленности класса. В том случае, когда игры не проводились, следует объяснить ученикам правила поведения (соблюдение дисциплины, уважение других).

В процессе игры нельзя менять правила. Учитель, разрабатывая игру при подготовке к уроку, должен учитывать возрастные особенности класса.

Приведем в пример варианты проведения игр, рекомендуемых для учителя права И.Е. Уколовой, И.Л.Друбачевской, А.П. Вакуленко, СИ Володиной, А.М.Полиевктовой\

«Чудо-фраза». Игра направлена на любое восстановление нескольких заданных целых из одного. Пример применения. На разрезанном плакате записывается определение юридической ответственности, заведомо неверное, состоящее из признаков уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной ответственности. Оно помещено в центре доски (на отдельной доске). Команды забирают «свои» части, соответствующие заданным им видам ответственности, размещают их на своем игровом поле (стена, доска) и достраивают мелом недостающие детали. (Также различные виды договоров в Гражданском кодексе.) Такие задания можно использовать в КВН, при проведении правовой олимпиады, интеллектуального марафона.

«Летает— не летает» (вариант известной детской игры). Учитель называет слова, знание которых ему необходимо проверить, а также иные слова, не имеющие отношения к теме, и при каждом слове поднимает руки. Если названное слово относится к нужной группе («летает»), дети тоже поднимают руки, если нет — просто сидят. Поднятие рук можно заменить хлопками, топаньем, кашленьем, киванием ладошкой.

Шарады. Одна группа школьников после краткого совещания показывают «немую сценку» (пантомимическое групповое изображение), другая - отгадывает, какой сюжет им загадали. Можно загадывать любую юридическую профессию, формы собственности (государственная, частная, муниципальная), виды договоров (купли-продажи, аренды), правоотношения (взаимные обязанности супругов, родителей и детей) — т. е. любые правовые ситуации. Не стоит показывать сцены из области уголовного и административного права, чтобы не фиксировать в памяти детей модели неправильного поведения.

«Контакт». Участники игры делятся на две команды.

Первая втайне загадывает какое-либо понятие (например «дееспособность»), затем выбирает одного человека из второй команды и называет ему задуманное слово. Последний без слов, только жестами, мимикой, некоторыми условными знаками, которые будут выработаны во время игрового общения, должен «объяснить» своей команде замысел соперников.

«Странные рассказы»:

А) «Прерванный рассказ». Команды (обычно две) рассказывают историю на правовую тему, неожиданно прерывая ее на самом интересном месте: «И вдруг...», «И в эту самую минуту...». Задача соперников - продолжить рассказ.

Б) «Рассказ наоборот». Педагог придумывает казус и говорит последние 1-2 фразы, например: «И тогда ей присудили 50 милли- онов долларов...». Играющие дополняют рассказ по одной фразе в обратном порядке. Играть можно до завершения сюжета.

Сюжетно-ролевые игры

В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом специалисты называют сюжет. Он может быть вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, «исполнение» которых предполагается в ее процессе. Не целесообразно превращать игру в спектакль, заставляя учеников лишь воспроизводить сценарий.

Учитель может быть организатором игры, имея право вносить исправления, пояснения в случае ошибок. Так закрепляется правильная модель поведения в процессе игры с помощью специальных приемов.

Ход игры продумывается заранее. Допускаются некоторые отклонения от тактики игры. Педагог может сам выполнять определенную роль.

Вот такие игры подобного вида предлагают И.Е. Уколова, И.Л.Друбачевская, А.П. Вакуленко, СИ Володина и А.М.Поли- евктова:

«Шаг за шагом». Группам школьников предлагаются темы, которые следует проиграть (при этом темы должны быть связаны между собой логическим путем): таким образом дети показывают несколько спектаклей, которые образуют (возможно, довольно неожиданным образом) единую пьесу-реконструкцию.

Пример применения. Так можно воспроизводить различные стадии процесса: арбитражного, уголовного, гражданского. Например: «Пенсионер Иван Иванович Пузырьков защищает свое право на дачный участок. Местные власти захотели забрать его под предлогом отчуждения для строительства дороги за мизерную компенсацию в ценах пятилетней давности. Иван Иванович полагает, что это место просто понравилось кому-то из начальства и решает обратиться в суд». Каждая группа показывает свой этап в развитии этого дела: —

подачу искового заявления; —

суд первой инстанции; —

суд второй инстанции.

Или: «Бабушка оставила завещание в пользу племянницы, но ее дочь и внучка собираются оспаривать его». На любом этапе (от подачи иска до выступлений сторон в суде) может наступить мировое со- глашение: это зависит от исполнителей ролей. Если удалось примириться уже на первом этапе, то вторая группа может показать, как могла бы развиваться ситуация дальше. Таким образом, здесь нет предопределенности, и это дает ребенку понять, что, конечно, правовой механизм един и конкретен, но есть обстоятельства дела и усилия сторон, которые позволяют в некоторых случаях менять внутреннее содержание этого механизма.

«Пересказываем сказку». Играющие должны пересказать событие от лица его участников. Ученики должны разобраться в той роли, которую они представляют. Поэтому во время рассказа кто-то будет постоянно вмешиваться, ссориться, выяснять отношения. Остальные ученики - зрители. Пример применения. Проводя эту игру, педагог исходит из того, что ребята знакомы с текстом учебников «Основы правовых знаний» Проекта РФПР, в каждом из которых есть казусы, но они упрощенные (облегченные) модели реальных жизненных ситуаций. Теперь, в игре, школьники могут оживить любую заинтересовавшую их историю, пересказав от лица ее участников. Исполнители ролей могут изменить казус жизненными подробностями, эмоционально апеллировать к «своей правде»; так появится возможность зримо продемонстрировать, что в реальности правовая проблема обычно затрагивает интересы большого круга людей, каждый из них может быть защищен законом.

«Ролевое обсуждение».

Нескольким желающим школьникам раздаются карточки с обозначением роли (имени или должности) в игровом обсуждении. Роли являются тайной для всех, в том числе и для партнеров по игре. Через 10-15 мин. дискуссии зрители должны определить, кто в какой роли выступал. Пример применения. Игра предназначается для старшеклассников, углубленно занимающихся правом, - например, историей юриспруденции. Тогда в ролях могут выступать известные русские адвокаты, современные деятели юриспруденции. Можно разыгрывать процесс над Верой Засулич, заседание Госсовета по поводу принципов судебной реформы 1864 г. или же просто показать фигуры-знаки представителей правовой системы, в частности, их встречу во время судебного процесса.

«Один в поле воин». Один ученик, выступающий в определенной роли, должен убедить свои одноклассников принять его точку зрения. После истечения указанного времени проводится обсуждение: удалось ли это сделать, какие аргументы приводились для убеждения, какими способами воздействия на аудиторию пользовался выступавший. Пример применения. Игра может использоваться при изучении законов, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни: например, Закона о защите прав потребителей. На практике его нормы постоянно нарушаются, и свои права надо уметь отстаивать. Один школьник играет роль покупателя (больного, пр.), остальные— персонал магазина (поликлиники, пр.). Выбирается любая ситуация: —

продан бракованный прибор бытовой техники, но неисправность

обнаружилась на второй месяц эксплуатации; —

ремонт в квартире закончен, но полы оказались испорченными; —

пломба после лечения зуба выпала через неделю и т. д.

Потребитель должен заставить другую сторону удовлетворить его

претензии. При этом «пострадавший» должен знать пределы своих требований, которые устанавливает закон. Если ученику не удалось добиться желаемого, то после обсуждения игру можно продолжить: решить, в какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену по прежним правилам.

«Тайные цели». Дается игровая установка: «В нашем обществе назрела необходимость разрешить некоторые серьезные проблемы. Несколько групп (обычно две-три) начинают разрабатывать решение этих проблем (например, пишут законопроект). Предполагается, что герои, которых представляют ученики, наделены властью (представители государственных структур), но имеют определенный «тайный умысел», неизвестный остальным. Какая-то контрольная группа большинства (например простые обыватели этого общества) рассматривает предложения групп, выбирает подходящие предложения, отправляет на доработку. Группы-разработчики убеждают общество в своей правоте; их задача - провести как можно больше «своих» законопроектов. После принятия документов роли раскрываются, и члены «тайных групп» объясняют, в чем состоял их умысел, насколько они преуспели и как теперь изменится жизнь всех в соответствии с принятыми законами. Пример применения. Эту игру лучше адресовать старшеклассникам. Учитель права поясняет: «Общество с переходной экономикой попало в полосу кризиса. Одна группа (например депутатская фракция) предлагает принять пакет законопроектов, способных оздоровить экономику. Их «тайная цель» — создать препятствия свободному экономическому развитию, но предлагаемые законы не показывают эту цель, они не очевидно антирыночные. В частности, предлагается Закон по обеспечению всеобщей занятости (государство гарантирует всем гражданам право на труд, выпускники школ, не поступившие в вузы, обязательно получают работу, например, осуществляют ремонт дорог, озеленение города: для этого вводятся специальные квоты, проходит агитация в школах. Люди предпенсионного возраста, потерявшие работу, озеленяют улицы, в зимнее время - убирают снег. Оплата общественных работ гарантирована, на это из бюджета выделяется определенная сумма, которая делится на число работающих. Для пополнения фонда заработной платы вводится новый налог- 3%). Предлагается принять Закон о нотариате, по которому деятельность частных нотариусов не запрещается, но они становятся в неравные условия с государственными.

Другая группа предлагает создание гражданского общества со свободной экономикой, принятие Закона о налогах, который установит налогообложение с физических лиц не более 14% от полученного дохода, и Закона об обороне, по которому министром обороны должно назначаться только гражданское лицо, а набор в армию осуществляется по контракту1.

Деловые игры

Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества.

В школьном правовом образовании уже есть примеры использования деловых игр. Вот некоторые их примеры:

«Выборы местной власти». Игра призвана показать механизм формирования местной власти - органов местного самоуправления. Основой для ее построения будет служить текст Закона о выборах в органы местного самоуправления, который необходимо тщательно изу- чить всем участникам; для достоверности игры можно использовать образцы избирательных бюллетеней, регистрационных документов (подписных листов). В таких случаях учитель права должен обратиться за консультацией в органы местного самоуправления. Внеся игровые изменения в условия Закона (сроки предвыборной компании, количество необходимых голосов для регистрации кандидата, число округов и участков), его обнародуют, тиражируют и приступают к подготовке выборов.

Прежде всего образуется избирательная комиссия. Она объявляет условия регистрации кандидатов: для регистрации желающему необходимо собрать не менее «X» подписей участников игры, поддерживающих его как кандидата, и предоставить в избирком свою программу.

Всем потенциальным участникам предлагается выдвигать кандидатов, вокруг которых формируются группы поддержки. Кандидаты могут быть независимыми или выдвинутыми от партий. Эти партии складываются тут же, в процессе игры, они вырабатывают свою платформу, определяют ключевые местные проблемы и пути решения, которые их кандидат предложит обществу. Дети, объединившиеся в партийные группы, не должны увлекаться межпартийной борьбой, политической и идеологической агитацией. Их цель — продемонстрировать механизм участия партий в избирательном процессе, поэтому названия партий должны быть по возможности нейтральными, не вызывать злободневных ассоциаций: например, «зеленые», консерваторы, «отличники». Несколько участников игры получают роли журналистов (местной газеты, радио и телеканала), которым предстоит освещать избирательную кампанию.

Этот этап заканчивается регистрацией кандидатов, набравших необходимое число подписей.

Далее проходит этап наиболее острой предвыборной кампании: публичные дебаты кандидатов, расклейка листовок, выпуски политической рекламы. Журналисты берут интервью у кандидатов, политических лидеров, организаторов, проводят с ними пресс-конференции, пишут репортажи, выпускают газеты. В ходе игры легко увидеть, насколько знакомы школьники с действительными трудностями родного города; впрочем, именно требование роли могут побудить их заинтересоваться «проблемами взрослых»: экологической обстановкой, количеством правонарушений, недостаточным финансированием и т. п.

Избирательная комиссия определяет место проведения выборов, составляет план избирательного участка (участков), вырабатывает форму избирательного бюллетеня, составляет списки избирателей, протоколы подсчета голосов, готовит оборудование для избирательного участка. Между членами комиссии распределяют роли: выбираются председатель избиркома, заместитель председателя, секретарь. Точно в срок агитация прекращается. Наступает день выборов. На собрании всех участников игры председатель избиркома объясняет процедуру голосования. Затем все участники приглашаются на избирательный участок. Им вручаются бюллетени. Происходит процедура голосования. На избирательном участке присутствуют независимые наблюдатели, представители СМИ. По окончании голосования вскрывается урна, подсчитываются голоса, составляется протокол голосования, объявляются его результаты.

По такой же схеме можно провести игровое моделирование местного референдума по какой-либо реально существующей в городе проблеме и в строгом соответствии с Законом.

Иллюстративные игры

Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых).

Обычно иллюстративные игры проводятся для 7—8 классов. «Ты не один»113. Варианты этого игрового приема часто встречаются в психотехнике и актерском тренинге. В правовом обучении они показывают: —

что люди зависят в своих действиях, решениях от других людей, что все члены общества достаточно крепко связаны; -

что жизнь в обществе заставляет людей постоянно искать компромисс, вырабатывать решения, согласовывающие интересы многих.

Возможно, после игры дети дополнят этот перечень. А) Упражнение «Связка». Для игры понадобится прочная веревка длиной в несколько метров. Три игрока обвязываются веревкой и с этого момента могут двигаться только вместе. Остальные члены клуба разделяются на три группы, занимают в помещении место подальше

друг от друга и с воодушевлением начинают заниматься чем-то таинственным и очень непонятным для стоящих в связке (перешептываются, хохочут, вместе что-то рисуют и т. п.). Их задача — сделать так, чтобы связанные захотели посмотреть, что делается в группах. Но поскольку существует ограничение каким-либо предварительно введенным условием (например лимитом времени) или же каждой группе удалось придумать действие, особенно интересное только для одного из тройки, достичь единодушного согласия о направлении движения в связке не удастся, и им придется договариваться.

Веревка наглядно показывает, как происходит поиск компромисса: она провисает, когда игроки достигли взаимопонимания, и натягивается, когда они непримиримы. Во время обсуждения игры можно поговорить и о способах, которые применяли ученики для выработки решения: убеждение, давление и т. д.

Б) Упражнение «Цепочка» («Гусеничка»). Для игры понадобятся воздушные шарики - на один меньше числа игроков. Участники строятся цепочкой, положив руки на плечи впередистоящего; между животом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шарик, который запрещается поправлять и придерживать руками. Теперь цепочка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препятствия (перевернутые стулья, натянутые веревки, завороты в самых неожиданных местах). Практически сразу участникам становится ясно, что успех общего движения напрямую зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.

Обе игры желательно провести друг за другом, а потом учитель права задает школьникам такие вопросы: «Что ощущали участники во время игры?», «Какие наблюдения и выводы они сделали из этого игрового переживания?»

«Яблоко». Игра внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет жестко-заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли о создании закона как всеобщего обязательного регулятора отношений. Задается сюжет: «В первобытном племени на народное собрание приходят шесть человек (три пары) и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина яблоневого сада (дерева). Слушаются три истории (происходит ролевой рассказ пар о том, как все было), в каждой из них - одинаковое преступление, но разное наказание: -

первого вора первый хозяин отпустил; -

второго вора второй хозяин сильно избил; -

у третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал се

мью в рабство.

Хозяева могут обосновывать принятые ими меры (своей добротой, обстоятельствами жизни и пр.).

Каждый воришка протягивает старейшине яблоко (зримый элемент игры) и недоумевает: «Как же так? Почему за одинаковое дело нас наказали по-разному? Где справедливость? Рассуди, как судили предки!» Старейшина бессилен: «Раньше у нас не было яблоневых садов!» Происходит общенародное обсуждение (желательно, чтобы те шесть участников, которые имеют конкретные роли, здесь максимально проявили себя). В результате вырабатывается принцип правил - единых для всех случаев и обязательных для всех людей.

«Разные значения слова «закон»»114. С помощью этой игры можно наглядно рассмотреть и обсудить отличие законов юридических от нравственных и природных.

Ведущий предлагает поиграть в какую-нибудь известную детскую игру (например, когда число играющих на одного больше количества стульев, и надо успеть сесть по команде; оставшийся без места водит). «Время от времени, — говорит ведущий, — я буду добавлять новые правила, двух учеников попрошу быть экспертами и в конце игры сказать, хороши ли были новые правила и стоит ли их оставить в описании игры». Игра начинается, и 2-3 раунда ребята играют по заданным правилам. Затем ведущий вводит новое: «Все должны не добегать до своих мест, а допрыгивать на одной ножке». Ребята играют раунд с этим правилом.

Вводится новое: «Все играющие должны быть добры друг к другу, улыбаться и дарить друг другу подарки». Вначале это правило не вызывает особого затруднения. Ведущий строго следит за тем, чтобы никто не толкался, не обзывался («Все играющие должны быть добры друг к другу»), чтобы все действительно улыбались и дарили друг другу подарки. Для тех, кто не соблюдает правила, можно ввести «Скамейку штрафников». Вскоре ребята начинают чувствовать, что что-то здесь не то. Нельзя принудить быть добрым. Мы ввели в игру «нравственный закон» и требуем его соблюдения.

Однако обсуждение будет в конце, а пока вводится новое правило: «Когда водящий кричит «раз-два-три!», с потолка начинает идти снег, и все стараются быстро занять свободные стулья». Это уже интереснее. Мы попробовали добавить правило, нарушающее «закон природы». Выполнить его практически невозможно, поэтому игра в этот момент прекращается.

Ребята обсуждают, легко ли было соблюдать правила и почему. Ведущий проводит параллель между правилами игры и законами государства, нравственными законами и законами природы1.

Некоторые специалисты считают, что увлекаться ролевыми играми на уроках права не целесообразно. Вот позиция педагога А. Луховицкой по этому вопросу:

«Для того чтобы проводить ролевые игры и полноценно участвовать в них, нужно обладать, с одной стороны, определенными умениями, а с другой - личными качествами, которые просто являются частью характера. Может оказаться, что вам просто не понравится «играть».

Необходимо задействовать в игре всех детей в соответствии с их склонностями и способноаями (в данном случае коммуникативными).

Очень вероятно, что в каждом классе найдется один или несколько детей, которые откажутся играть вместе со всеми, сразу отойдут в сторонку. Тут перед учителем встают две задачи: определить, почему ребенок ведет себя таким образом, и придумать для него деятельность, соответствующую его возможностям и настроению. А ведь причины пассивного поведения могут оказаться самыми разными: от нежелания работать в одной группе с личным недругом до испуга в ситуации свободного выбора и полной независимости от учителя (последнее— очень серьезный повод для индивидуальной работы). Отказ от участия в игре — это только одна из проблем, связанных с личным поведением ребят.

И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от. неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий так же сильны, как и внеигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.

Игра должна быть правильно начата и правильно завершена.

' Также описания интересных иллюстративных игр можно найти в следующих изданиях:

а) Пособие для учителей «Что говорит закон». — М., ИНТЭКЛТД. 1995. («Отпуск вашей мечты, превратившийся в кошмар» из разд. III);

б) Ловягин С. Право и лево: Учебник для 7 кл. — М., 1998. («Равные права» из гл. 3).

В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько серьезными будут психологические последствия игры, лежит на учителе. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникативной ситуации игры.

Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед. В игре проявляются черты характера, поведенческие установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие особого внимания, скрываемые самим человеком.

Ситуация игры предполагает максимальную свободу действий, и, конечно же, это требует от учителя большой подготовки, гибкости, способности быстро реагировать на импровизации учеников, импровизировать самому - и все это не выходя из роли. Естественно, что перечислены не все трудности, тем более, что их набор очень индивидуален. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: игры могут принести массу неприятностей детям, огорчений — учителю, да еще и совсем не гарантируют хорошего учебного результата. Нужны ли они вообще? Да, но только правильно методически организованные»1.

В практике работы школ используется проведение игр-кон - курсов по праву. В таких случаях осуществляется систематизация правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большой коллектив детей (школу, ряд школ).Учитель права должен четко сформулировать цель предстоящей деятельности, разработать систему заданий и вопросов с опорой на содержание изученного школьниками материала. Целесообразно подготовить нестандартные задания, которые вызвали бы у участников мероприятия интерес. Уровень их сложности определяется индивидуально. Детей не следует предварительно знакомить с вопросами. Данные мероприятия имеют большой воспитательный эффект, поэтому многое зависит от корректного поведения пе-

' См.: Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1. 6—8 кл. — М.

дагога в процессе подготовки учеников для участия в игре. По итогам конкурса необходимо поощрить его участников.

Проведение игр-конкурсов по праву необходимо тщательно готовить, четко определив содержание игры и ее этапы.

Вот конкретный пример одного из вариантов такой игры.

Е.И. Бышков, учитель права средней школы № 14, г. Каменск- Шахтинский Ростовской области, создал и апробировал игру-конкурс по праву для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ города, которая получила название «ИМЕЮ ПРАВО...».

Вот как должно, по мнению специалиста, проходить мероприятие.

<< | >>
Источник: Певцова Е.А.. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 400 с.. 2003

Еще по теме 5.2. Игры в обучении праву:

  1. Певцова Е.А.. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 400 с., 2003
  2. Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
  3. 1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
  4. 1,2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны
  5. 1.4. Развитие современной системы обучения праву
  6. 2.1. Основные методы обучения праву
  7. 3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему
  8. 3,3.Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
  9. 4.1. Учитель права современной школы
  10. 5.1. Инновации в обучении праву
  11. 5.2. Игры в обучении праву
  12. 5.3. Методики правового обучения в практике работы школ
  13. «ПРАКТИКУМ «ЗАЩИТИ СВОИ ПРАВА»120
  14. 1. О некоторых особенностях дистанционного обучения праву. Что нужно знать о компьютерной справочной правовой системе?
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -