<<
>>

РОЛЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ и пионерской ОРГАНИЗАЦИЙ В АТЕИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

  В нашей стране есть все возможности для того, чтобы вести успешную борьбу за полное преодоление религиозных суеверий. В этом большом деле важную роль призваны сыграть пионерская и комсомольская организации школы.

Известно, что в Уставе ВЛКСМ прямо указывается, что каждый член Коммунистического Союза Молодежи обязан вести борьбу с религией, предрассудками и суевериями.

Комсомольцы и пионеры на своих собраниях и сборах под руководством учителей могут разработать немало ценных мероприятий по усилению атеистического воспитания в школе и вне ее.

Комсомольцы могут выступать организаторами на- учно-популярных лекций, бесед, тематических вечеров. Такие вопросы, как строение вселенной, происхождение жизни и человека, последние достижения в различных областях науки, могут быть включены в тематику школьных и комсомольских лекториев.

Первейший долг руководителей школы и учителей — помогать учащимся-комсомольцам на деле выполнять указанный выше пункт Устава ВЛКСМ.

Учебная часть нашей школы, учителя и классные руководители повседневно занимаются вопросами атеистического воспитания в пионерских отрядах и в школьной комсомольской организации. На протяжении учебного года в отрядах были проведены пионерские сборы на следующие темы:

«Знахарство и медицина» — в VI классе; «Почему некоторые люди боятся мертвецов»—в IV классе; «Демьян Бедный — враг религии и суеверия» — в VII классе; «Почему некоторые люди верят в бога?»—в V классе; «Как возникла вера в существование души?» — в VII классе; «Трудовые чудеса советских людей» — в VII классе.

Преимущество пионерских сборов перед классными часами состоит в том, что здесь учащиеся-пионеры проявляют больше инициативы, самостоятельности, смекалки, выступают как воинствующие атеисты в борьбе с религиозными пережитками в сознании своих товарищей. Интересно еще и то, что самодеятельность ребят часто связана с практическим выполнением тех или других мероприятий.

Для примера следует рассказать о двух отрядных сборах и о сборе дружины. Они интересны каждый по-своему.

Поводом для проведения в VI классе отрядного сбора на тему «Знахарство и медицина» послужил следующий случай: у ученицы этого класса Р. заболел малень

кий братишка. Суеверная мать пригласила для излечения больного бабку-лекарку, которая пользуется на селе славой «исцелительницы от недугов». Р. рассказала своим сверстницам в школе, как, изгоняя «злой дух» из ее братишки, бабка-шарлатанка ухитрилась одурманить бедную суеверную мать. Шепча молитвы, она вылепила образ братишки из воска, долго гладила мальчика по голове куриным яйцом, накрывала его черным платком, крестилась и все сплевывала в сторону, а потом читала перед восковой свечой какую-то толстую, черную книгу, старую-престарую и крестилась.

Закончив «процедуру», бабка быстро спрятала данные ей деньги, перекрестилась во все углы дома и ушла. Она, правда, обещала прийти еще на следующий день утром, а также в конце этого месяца, *на «исходе луны».

Девочки разговаривали об этом с каким-то затаенным интересом, и нам казалось, что они стремились познать «необыкновенные тайны», которыми «владела» бабка-лекарка.

Узнав об этом, старшая пионервожатая школы попросила классную руководительницу на одном из отрядных сборов выступить перед учащимися с беседой «Знахарство и медицина».

Классная руководительница выступила на очередном пионерском сборе с беседой на эту тему, разъяснив вред и бессилие знахарства. Мы передаем содержание этой беседы.

«В Советском Союзе на невиданную высоту поднято дело народного здравоохранения, которое использует все достижения науки и естествознания. Советские граждане получают медицинскую помощь от врачей.

Однако имеются еще лица, которые верят в предрассудки, суеверия и, в частности, в знахарские приемы лечения.

Что такое знахарство? Это «лечение» лицами, не имеющими научно-медицинской подготовки, лечение методами и средствами, не основанными на данных науки и рассчитанными на невежество, легковерие и суеверие.

Знахарство нельзя смешивать с народной медициной, которая является весьма полезной, так как она в большинстве случаев пользуется ценными лекарственными

веществами и эффективными лечебными приемами. Научная медицина признает ценность ряда народных средств и, точно изучая их лечебные свойства, внедряет эти средства в практику лечебных учреждений.

К таким средствам, например, относится настойка ландыша, жен-шень («корень жизни»), вещества, выделенные из лука, чеснока, горчицы и др.

Совершенно по-иному следует оценить знахарство. В основе его лежит невежество. Знахарство появилось потому, что человек не сразу накопил достаточное количество знаний, чтобы иметь возможность с успехом бороться против болезней. Первобытный человек не мог объяснить всего того, что его окружает.

Если человек заболел, то считалось, что он наказан духом, что в него вселился злой дух и т. д.

Первобытные люди думали, что лечить такого человека нельзя, ибо дух накажет того, кто окажет больному помощь. Наивны и нелепы были эти предрассудки! Отсутствие научных знаний и вера в религиозные предрассудки приводили к объяснению всех болезней карой божества. Все это вылилось в лечение и исцеление с помощью «высшей силы». Появились и свои «целители» и «врачеватели». Сначала ими были представители культа, церкви, затем появились знахари, которые действовали уже вне храма.

«Колдуны» действовали якобы при помощи «дьявольской силы», будто бы обладали способностью слушать «шепот матери-земли», готовили из трав зелье при помощи «заклятья».

Велика была каста знахарей в царской России: ха- кимы, хабибы, шаманы и другие знахари широко занимались «врачеванием», эксплуатируя и обирая при этом народ. Достаточно сказать, что в царское время шаманы собирали у народов севера за свою «лечебную деятельность» до 40 тысяч оленей в год.

Методы, которые применялись знахарями для лечения заболеваний, в большинстве случаев были просто опасны для здоровья. Так, например, при различных воспалительных заболеваниях кожи на нее накладывали шерсть овец, припарки из льняного семени, кислое молоко, сметану, творог, на рану накладывали лист свежей или квашеной капусты, зеленую глину, табак.

Вывихи, переломы лечили шептанием, накладывали повязки без учета необходимости вправить вывих или правильно составить поломанные кости.

При ожоге и обмораживании пользовались свежим куриным пометом, а при кровотечении «замаливали кровь» заговорами, представлявшими собой бессмысленный набор слов.

Нужно ли доказывать, что никакой набор слов не мог остановить кровотечение! Между тем известно, что до настоящего времени есть люди, которые верят, что «заговоры» помогают в борьбе с заболеваниями. И по сей день в капиталистических государствах существуют монастырские лавочки, в которых можно купить различные амулеты, якобы ограждающие человека от болезней и несчастий.

В капиталистических государствах медицинская помощь платная, поэтому лечение доступно богатым и почти недоступно для широких народных масс. Бедность и невежество побуждают обращаться к знахарям, деятельность которых не только не преследуется, но в ряде случаев и поощряется.

В нашей стране категорически воспрещается врачевание лицам, не имеющим диплома врача.

Советская медицина активно борется против знахарства и суеверий. Вооруженная научными методами исследований больного организма, медицинская наука раскрывает причины болезней и определяет пути лечения больного.

В СССР знахарство исчезает не только потому, что оно преследуется законом. Широкое развитие народного здравоохранения, приближение медицинской помощи к населению, большой размах санитарного просвещения и прежде всего общий подъем культурного уровня населения — все это суживает круг деятельности знахарей.

В Советском Союзе сейчас насчитывается более 300 тысяч врачей и 900 тысяч средних медицинских работников. Свыше 95% сельских районов страны имеют каждый не менее трех врачей. Полностью изжиты такие заболевания, как оспа, чума, холера и др.

У нас значительно снизилась смертность населения. В Советском Союзе достижения медицинской науки используются для блага всего народа. Особенно это

заметно на окраинах страны. В Средней Азии, Закавказье и других национальных республиках, где до революции было очень мало больниц и врачей, теперь существуют научно-исследовательские институты и свои кадры медицинских работников.

Успешное развитие советской медицины почти полностью обеспечило ликвидацию знахарства, наносящего вред здоровью трудящихся. Но, к сожалению, среди незначительной и более отсталой части населения нашей страны есть еще случаи веры в знахарство.

Учительница зачитывает фельетон, печатавшийся в сентябрьском номере газеты «Амурская правда»: «Бабка Яцищиха советуется с богом». Фельетон ярко показывает вздорность и вред знахарства.

Наши местные условия подсказали старшей пионервожатой тему для отрядного сбора в IV классе:              «По

чему люди боятся мертвецов?» Дело в том, что четвертые классы в нашей школе занимаются во вторую смену и учащимся приходится ходить домой мимо кладбища, которое расположено недалеко от школы. Многие дети, особенно девочки, часто из школы не идут домой мимо кладбища, а обходят его.

Чтобы рассеять пустые страхи, по поручению старшей пионервожатой отрядная вожатая, комсомолка, ученица IX класса, провела с учащимися пионерский сбор, на котором сама выступила с беседой на тему «Почему люди боятся мертвецов?»

«Вера в существование души воспитывала у людей боязнь покойников, опасение, как бы они не причинили вреда. Старинные обряды погребения — это те меры, которыми люди стремились помешать мертвецу вернуться и потянуть за собой в могилу живых. Покойнику закрывали глаза, чтобы он не высматривал того, кого будто бы может увести с собой, труп выносили окольными путями, чтобы мертвец не нашел обратную дорогу к жизни, и т. д.

В Африке у одного племени с умершим обращаются очень почтительно и любовно, но перед самыми похоронами кладут его на живот и задают основательную трепку палками по спине для того, чтобы покойник заранее знал, что его ожидает, если ему вздумается чем- нибудь досадить оставшимся в живых родственникам. Многие рассказы о воскресших мертвецах основаны на

незнании очень простых явлений. Так, например, после окоченения тело покойника постепенно размягчается и иногда судорожно двигается.

Профессор Ленинградского университета Немилов установил причину того, что труп в зависимости от условий температуры и влажности может вытянуться и выпрямиться, даже перевернуться». Рассказала она о том, как это явление истолковывают суеверные люди, о причинах веры в привидения, привела ряд легенд.

Одна из учениц прочла рассказ Герцена «Пустые страхи», другой ученик рассказал балладу Жуковского «Лесной царь», прочли стихотворение Некрасова, в котором поэт вспоминает о своем детстве, что он «страха смолоду не знал».

Я страха смолоду не знал,

Считал я братьями людей И даже скоро перестал Бояться леших и чертей.

Однажды няня говорит:

«Не бегай ночью, волк следит За нашей ригой, а в саду Гуляют черти на пруду!gt;

И в ту же ночь пошел я в сад,

Не то, что я чертям был рад,

А просто мне хотелось видеть их.

Я постоял на берегу, послушал —

Черти — ни гу-гу!

Я пруд три раза обошел,

Но черт не вышел, не пришел!

Затем одна из учениц рассказала о смелых, отважных и умелых. В своем выступлении она осуждала трусов из своего класса, которые боятся ходить из школы домой мимо кладбища. «Страх лишает людей рассудка, отнимает силу. В народе об этом так говорят: «Кто испуган, тот побежден наполовину. Побеждает тот, кто не даст себя запугать»; «Если не сробеешь — всегда одолеешь». Прочитала стихотворение А. С. Пушкина «Утопленник».

После сбора (это было уже поздно вечером) решили сходить всем отрядом на кладбище, чтобы раз и навсегда изжить страхи у некоторых девочек. Решение было выполнено. Когда ребята стояли на кладбище, вдруг один ученик говорит: «Ребята! Я сейчас припоминаю

стихотворение А. С. Пушкина «Вурдалак». Прочесть его?» Все: «Прочти! Прочти!» Среди тишины осенней дождливой ночи бодро раздается голос пионера, рассказывающего о нелепости суеверных страхов.

«Вурдалак»

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет По могилам: вдруг он слышит.

Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал: шагнуть не может.

Боже! думает бедняк,

Это, верно, кости гложет Красногубый вурдалак.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной Я с молитвою не съем!

Что же? вместо вурдалака (Вы представьте Вани злость!)4 В темноте пред ним собака На могиле гложет кость.

Несмотря на то что пионеры на кладбище находились порядочное время, никаких привидений не увидели. Они убедились, что всякого рода сказки про мертвецов — выдумки темных, невежественных людей.

Кто-то предложил спеть песню, и вот раздались звонкие детские голоса. Учащиеся с песней расходились по домам.

После этого сбора и посещения в ночное время кладбища у детей исчезли страхи. Они спокойно стали ходить из школы домой мимо кладбища.

В конце первого полугодия мы провели сбор дружины на тему «Непримиримость науки и религии». С беседой на сборе дружины выступила учительница естествознания. Свою беседу она начала так:

«Раннее утро 17 февраля 1600 г. На площади цветов в Риме свалена большая груда дров. На дровах, привязанный цепями к столбу, стоит пожилой человек. Он худ, изможден и бледен. Но глаза его, устремленные

вдаль, глядят ясно и спокойно... Вот взметнулись зловещие языки пламени. Они подбираются к стоящему на костре все ближе и ближе. Уже тлеет одежда, уже охвачен огнем беспомощный человек. Но по-прежнему гордо и смело глядит он вдаль. Палачи не слышат даже слабого его стона... Кто же он был, этот мужественный человек? Кто обрек его на мучительную гибель в пламени костра?

Гениальный итальянский ученый Джордано Бруно в своих трудах утверждал, что вселенная бесконечна, что нет числа звездам, что они подобны нашему Солнцу, вокруг которого движется наша Земля, и что вокруг этих далеких солнц движутся свои планеты, обитаемые мыслящими, разумными существами.

Эти утверждения резко противоречили религиозным учениям, согласно которым плоская Земля, прикрытая круглым твердым куполом-небом, неподвижно покоится внизу всего мира. А за твердым небом находится некое «царство небесное».

С ярым упорством религия отстаивала эту старую- престарую сказку. «Огнем и мечом» утверждала она и другие заблуждения людей далекого прошлого. И много бесстрашных ученых, посмевших поднять голос против ее догматов, подобно Джордано Бруно, нашли смерть в пламени костров, в страшных застенках инквизиции».

Далее учительница говорит о вере первобытного человека в духов, о жертвоприношениях, о зарождении веры в бога. Подробно останавливается она на непримиримой многовековой борьбе науки и религии.

«Ребята, — заканчивает беседу учительница, — в результате победы Великой Октябрьской революции рабочий класс и крестьянство нашей страны приобщились к подлинной науке и почти целиком освободились от духовного гнета религии. В Советском Союзе передовая наука и социалистическая техника вооружили советских людей всем необходимым для успешной борьбы со стихийными силами природы.

Взгляните вокруг, вспомните книги, которые вы перечитали: всюду идет невиданный по своему размаху процесс изменения облика нашей страны, создаются условия для борьбы с засухой, успехи советской медицины неизмеримо повысили могущество человека в его борьбе с болезнями. Растениеводы и животноводы, вооружен

ные методами мичуринской биологии, создают невидан* ные сорта растений и новые породы животных.

Систематически повышаются урожаи сельскохозяйственных культур и продуктивность скота.

Все это укрепляет уверенность советского человека в своих силах, убеждает в могуществе советской науки и наносит сокрушительный удар по религии. Ваша задача состоит в том, чтобы упорно учиться, упорно и настойчиво овладевать основами наук, которые преподаются вам в нашей советской школе».

На сборе выступили многие учащиеся. Они рассказали о преследовании церковниками выдающихся ученых с мировым именем, в частности, польского астронома Коперника, о сожжении на костре итальянского ученого Ванини, обвиненного в безбожии, о преследовании знаменитого итальянского ученого-физика XVIII века Галилея, об обвинении испанского врача Сервета в ереси и сожжении его на костре; рассказали об известном русском первопечатнике Иване Федорове, бежавшем в Литву, чтобы уйти от преследований со стороны московского духовенства, обвинявшего его в ереси. Пионеры также вспомнили о неоднократных попытках талантливых русских самоучек из народа овладеть воздушной стихией. Эти попытки жестоко пресекались церковниками. Так, например, в середине XVI века крепостного Никиту духовенство приговорило к смерти за изобретение летающей машины, которая была сожжена, как дьявольская выдумка. В XVIII веке рязанский подьячий Крякутной поднялся на изобретенном им воздушном шаре. По решению духовенства, подьячего приговорили к сожжению за сношение с дьяволом, и только бегство спасло его.

Один из пионеров в своем выступлении рассказал о гонениях церкви на великих русских ученых Ломоносова, Менделеева, Сеченова, Павлова, Мичурина и других.

Это и понятно: церковь не заинтересована в успехах науки, так как каждое научное открытие наносит ей удар, подрывая ее авторитет в глазах верующих, — закончил он.

Председатель совета дружины рассказала о борьбе русских ученых с религией.

«Несмотря на гонения, передовые русские ученые публично заявляли, что они отрицают правдивость библейских сказаний, не верят в чудеса и пророчества. Круп

ный математик, академик Марков в своей книге по теории вероятностей остроумно доказал, что вероятность всех библейских историй равна нулю.

В 1912 г. этот ученый отправил в синод православной церкви прошение, в котором доказывал ложность библейских пророчеств и сказаний и просил отлучить его от церкви. В архиве Академии наук СССР в Ленинграде хранится копия этого интересного письма.

В своем прошении А. А. Марков заявляет, что он в течение 20 лет на основании выводов науки и собственных наблюдений пришел к полному атеизму.

Поэтому А. А. Марков просит святейший синод отлучить его от церкви. Он утверждает, что его желание — не мимолетная прихоть, а продуманная мысль. Для большей убедительности А. А. Марков ссылается на ряд своих сочинений, в которых он проводит мысль, безусловно отрицающую церковь и религию. Святейший синод переслал прошение А. А. Маркова в Петербургскую духовную консисторию на усмотрение митрополита, после чего протоиерей Иорданский посетил А. А. Маркова и беседовал с ним в целях увещевания. Беседа состоялась, чо

А.              А. Марков, разумеется, остался непреклонным в своих убеждениях.

Демонстративное выступление знаменитого русского математика было большим скандалом для почитателей священного писания. Пожилого ученого, труды которого получили международное признание, было опасно подвергать преследованиям. Ревнителям священного писания пришлось проглотить неприятную пилюлю, поднесенную А. А. Марковым.

Партия коммунистов, как последовательный борец за науку, отметила этот поучительный факт в газете «Правда», № 14, от 9 мая 1912 г., поместив сообщение о прошении академика Андрея Андреевича Маркова — «Отказ от религии».

В заключительном слове старшая пионервожатая рассказала о расцвете науки в нашей стране, о повседневной заботе Коммунистической партии и Советского правительства о науке. Занимательно говорила она о связях науки с жизнью.

Свое выступление вожатая подкрепила примерами, назвала многих ученых, удостоенных звания лауреатов Ленинских премий, говорила об открытиях советской на

уки, об исследовании атома, о его расщеплении и о получении ядерной и термоядерной энергии, об использовании атомной энергии в мирных целях, о запуске искусственных спутников Земли.

Правильно поставленная работа по вопросам атеизма воспитывает у учащихся высокое сознание и материалистический взгляд на мир.

Педагогический коллектив постоянно руководит комсомольской организацией в вопросе атеистического воспитания: рекомендует тематику бесед и докладов, подбирает соответствующий материал, руководит подготовкой тематических вечеров.

Тематические вечера пользуются заслуженным уважением наших учащихся. Эта форма воспитательной работы всегда остается новой и интересной. Неиссякаем выбор тем, а подготовка к каждому вечеру позволяет учащимся применять свои силы, знания и способности, открывает широкие возможности для творчества и инициативы.

Независимо от тематики вечера—посвящен ли он вопросам морали, литературы или знаменательным событиям, рассказывает ли о достижениях науки и техники,— в любом случае он расширяет кругозор учащихся, вовлекает их в активную общественную жизнь. На тематических вечерах мы стремимся преподносить знания учащимся в доходчивой, живой и увлекательной форме. Поэтому готовимся особенно тщательно. Нелегко порой популярно излагать очень сложные вопросы.

Мы стремимся вовлечь в подготовку этих мероприятий большинство учащихся.

Подготовка к очередному вечеру длится месяца полтора. Готовясь к выступлению, школьники читают книги, брошюры и газеты. Классные руководители, учителя, библиотекарь, старшая пионервожатая и завуч школы руководят чтением, помогают учащимся выбрать из прочитанной литературы все то, что может быть использовано в беседе или при изготовлении наглядных пособий.

Ценно еще и то, что в процессе подготовки к вечерам молодежь учится работать с книгой.

В период подготовки к вечеру учащимся известна только общая тема, иногда мы вывешиваем заранее ряд центральных вопросов, которые должны быть освещены на вечере, указываем художественную литературу, те-

кеты стихотворных произведений, тексты песен и т. д.

Для примера остановимся на вечере, проведенном учениками-комсомольцами IX класса под руководством классного руководителя на тему «Религия — враг прогресса».

План вечера. Вступительное слово учителя:

В.              И. Ленин о религии. Выступления учащихся: Причины возникновения религии. Религия — враг прогресса. История религиозных праздников. Отношение религии к женщине. Неизменность религиозных верований и соответствующих им учреждений. О свободе совести в СССР и странах народной демократии. Заключительное слово классного руководителя: Чем объясняется наличие некоторых пережитков в сознании советских людей? Задачи советской молодежи, в частности комсомола, в организации и проведении атеистической пропаганды среди населения.

Классная комната, где проходил вечер, была удачно оформлена: на стенах портреты основоположников марксизма-ленинизма, здесь же портреты писателей, красочные картины, говорящие о победе науки и прогресса в нашей стране, о том, что советской молодежи чужда религия. Выступающие умело использовали репродукции с картин, демонстрируя жизнь и быт народов царской России и нашей социалистической родины.

После выступлений учащихся с небольшими докладами хор юношей и девушек исполнил несколько песен советских композиторов под аккомпанемент баяна («Москва— Пекин», «Марш энтузиастов», «Песня мира»). Несколько комсомольцев выступило с художественным чтением отрывков из произведений писателей и поэтов классической русской и советской литературы и литературы народов СССР.

Вечер прошел удачно. Подготовкой вечера руководила классная руководительница. Она наметила пример

ный круг вопросов, на которые учащиеся-комсомольцы должны были приготовить выступления.

Классная руководительница рассказала, что конспекты выступлений учащимися были подготовлены буквально в первую же неделю.

С каждым из них она побеседовала наедине, проверила, как понимает ученик то, что написал в конспекте. Она убедилась, что ученики сознательно работали и глубоко понимают то, о чем говорят.

На вечере учащиеся говорили ярко и убедительно. Выступали они без конспектов. Присутствовало на вечере много учащихся. Выступления получили одобрительные отзывы со стороны присутствующих. Было решено дать вечер на следующий день в сельском клубе, как лекцию-концерт. На нем присутствовало более 130 колхозников, рабочих МТС, интеллигенции села.

Практика показала, что проведение подобных вечеров, вечеров-лекций, имеет большое познавательное и воспитательное значение как для выступающих, так и для слушателей. Такие вечера приучают детей к активной работе, развивают их самостоятельность, заставляют чаще обращаться к дополнительной литературе, приучают систематически следить за печатью, развивают куль- туру устной и письменной речи.

Важно еще и то, что учашиеся-старшеклассники приучаются уже со школьной скамьи общаться с народом.

Необходимо рассказать также о вечере — читательской конференции, проведенной комсомольской группой X класса под руководством преподавателя физики. Читательская конференция была посвящена обсуждению книги В. Болховитинова «А. Г. Столетов».

Готовя конференцию, мы поставили перед собой две задачи: 1. Рассмотреть жизнь и деятельность Столетова, как бескорыстное служение русской науке, народу, родине. 2. Показать, какое громадное значение для борьбы с религией и ее верованиями имеют научные труды и изобретения Столетова в области физики (рентгеновские лучи, столетовский фотоэффект).

В процессе подготовки конференции была проведена многогранная работа. Учашиеся предварительно на внеклассных занятиях коллективно прочли книгу В. Болховитинова. Чтобы популяризировать ее в школе среди

учащихся-старшеклассников, решили провести читательскую конференцию. В этой большой и интересной работе помог преподаватель физики. С его помошью школьники наметили план конференции, выделили центральные вопросы, написали их на большом листе бумаги и вывесили в коридоре школы. Вот эти вопросы: Законы физики — удар по религиозным утверждениям о неизменности и вечности материи. Московский государственный университет — центр науки, культуры и прогресса. Годы странствований и поисков истины. Столетов — страстный пропагандист науки на университетской кафедре. Столетов — достойный соратник «могучей кучки» русских ученых, борцов против религии. Тайна железа научно раскрыта и обоснована Столетовым. Открытия Столетова — новый удар по религиозным утверждениям о начале и конце мира. Мировая слава Столетова. Последние годы жизни Столетова, полные страданий.

Вышеперечисленные вопросы вызвали большой интерес у учащихся к книге, спрос на нее в школьной и сельской библиотеках увеличился.

Ко времени проведения читательской конференции в обеих библиотеках книгу Болховитинова «А. Г. Столетов» прочли 58 учащихся. Все комсомольцы X класса готовили выступления.

На читательской конференции выступило 17 человек. Говорили о том, что значение Столетова для русской науки неизмеримо. Многое из того, что сделал Столетов, еще при его жизни дало замечательные плоды. Современники ученого были свидетелями того, как быстро пошла вперед электротехника, в чем немалая доля открытий Столетова.

Великий ученый, борец за честь русской науки, Столетов был любим и высоко уважаем всеми передовыми современниками.

Столетов пропагандировал материалистическую науку, активно боролся с идеалистическими и религиозными

взглядами на жизнь, он помог росту и расцвету физики в нашей стране и во всем мире.

Вот почему церковь, царское самодержавие торопились убрать великого русского ученого, страстного борца за процветание русской и мировой науки. Не случайно церковь мстила Столетову даже и после его смерти, объявив великого ученого богоотступником.

Мы считаем, что работа над книгой «А. Г. Столетов» сыграла важную роль в формировании марксистского мировоззрения у учащихся, в воспитании чувств патриотизма и гордости за нашу прекрасную родину, за ту плеяду русских ученых, которые, не щадя своих сил и жизни, борясь с косностью, консерватизмом и отсталостью царского самодержавия, вписали золотую страницу в историю мировой науки.

Мы рассказали об этих двух вечерах как о характерных примерах хорошего вклада комсомольской организации в дело атеистического воспитания.

Все пионерские сборы и тематические вечера, как мы убедились в этом, должны быть целенаправлены, а их содержание облечено в художественно выразительную форму. Для этого необходима тщательная подготовка. Учитель, классный руководитель, пионервожатая должны постоянно помнить, что чем интереснее, увлекательнее пройдет вечер, тем сильнее он запомнится, обогатит знания учащихся, а значит, тем лучше выполнит свою воспитательную роль.

Атеистическое воспитание мы стремимся строить так, чтобы оно проникало во все мероприятия,' проводимые школой, дружиной, классом. Например, закончив изучение жизни и литературной деятельности А. М. Горького в X классе, мы решили дать литературный вечер-концерт, посвященный творчеству А. М. Горького. В программу вечера мы включили выступление одной ученицы по вопросу: «А. М. Горький — страстный борец против религии».

Характеризуя Горького как борца с религией, ученица говорит, что в своей статье «О новом человеке» Горький называл религию подлой спутницей истории, которая играла роль сводни, убеждая бедных любить богачей.

В программу вечера, посвященного празднованию Великой Октябрьской революции, мы включили выступ

ление ученика на атеистическую тему. Он прочитал стихотворение В. В. Маяковского «Наше воскресенье», где говорится о том, как без всякого бога комсомольцы уверенно строят новую жизнь.

...Не будут

вперекор умам дебоширить ведьмы и Вии,— будут

даже грома на учете тяжелой индустрии.

...Мы

не в церковке,

тесной и грязненькой, будем кукситься в праздники наши.

Мы

свои установим праздники и распразднуем в грозном марше Не святить нам столы усеянные.

Не творить жратвы обряд.

Коммунистов воскресенье —

25*е октября.

В этот день

в рост весь,

Меж

буржуазной паники раб рабочий воскрес, воскрес

и встал на ноги 

<< | >>
Источник: А. Н. АЛЕКСЕЕВ. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ. 1958

Еще по теме РОЛЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ и пионерской ОРГАНИЗАЦИЙ В АТЕИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ:

  1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЫТА
  2. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
  3. РОЛЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ и пионерской ОРГАНИЗАЦИЙ В АТЕИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
  4. ДЕТСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК СРЕДСТВО АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -