О СОДЕРЖАНИИ И МЕТОДИКЕ ФАКУЛЬТАТИВА «ОСНОВЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ))
При изучении вопросов философии в курсе обществоведения учащиеся, интересующиеся естественными науками, обычно проявляют также повышенный интерес к диалектическому материализму, к философским проблемам естествознания. Этот интерес послужил основой для создания факультатива «Основы диалектического материализма и некоторые философские проблемы естествознания», который позволял решать такие задачи: расширить и углубить знания учащихся по основам диалектического материализма; способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся; показать, что борьба материализма и идеализма по философским проблемам естествознания является одной из сфер идеологической борьбы двух общественных систем современности; раскрыть в доступной форме неразрывную связь диалектического материализма и современного естествознания, показав, что только диалектический материализм может быть методологической основой естественных наук, что только он вооружает естествознание научным методом познания. Для организации факультативных занятий необходимо было определить: конкретную проблематику курса; возможный объем и глубину изучения вопросов диалектического материализма; содержание естественнонаучного материала, знание которого дало бы учащимся воз- иожность правильно понять сущность философских проблем естествознания; наиболее целесообразное соотношение между философским и естественнонаучным материалом. Определяя содержание факультативных занятий, мы руководствовались указанием В. И. Ленина о том. что «без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей...»70. Рассмотрение философских вопросов естествознания должно опираться прежде всего на знание учащимися основ диалектического материализма. Поэтому программа факультативных занятий предусматривала углубленное изучение основных положений диалектического материализма, включая следующие разделы и темы: I. Введение 1. Предмет марксистско-ленинской философии, задачи ее изучения. Соотношение философии и частных, специальных наук, их связь и взаимодействие. 2. Борьба материализма и идеализма в домарксистской философии. Связь домарксистского материализма с естествознанием. 3. Возникновение и развитие марксистской философии. 4. Ленинский этап в развитии марксистской философии. II. Диалектический материализм 1. Материя и формы ее существования. 2. Материя и сознание. Происхождение и сущность сознания. 3. Материалистическая диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. 4. Основные законы материалистической диалектики; ее категории. 5. Теория познания диалектического материализма. 6. Методы и формы научного познания. III. Некоторые философские проблемы современного естествознания 1. Философские проблемы современной физики и астрономии. 2. Философские проблемы биологии. 3. Критика основных течений современной буржуазной философии и идеалистических концепций в современном естествознании. 4. В. И. Ленин о значении воинствующего материализма и необходимости тесного союза философов-маркси- стов и естествоиспытателей для борьбы против идеализма. Чтобы уяснить сущность философских проблем естествознания, пути их диалектико-материалистического решения, методологическое значение диалектического материализма, необходимо подвергнуть философскому анализу более или менее целостный естественнонаучный материал, познакомить учащихся с основными этапами истории естествознания. Десятиклассники должны понять, что философские проблемы естествознания обостряются в периоды пересмотра и ломки понятий и категорий, выработанных естествознанием в прошлом, и замены их новыми, формирующимися на базе новых фактов и открытий в недрах самого естествознания, что разработка и решение этих проблем не является прерогативой одной философии, а осуществляется комплексно философией и соответствующей наукой на теоретической основе диалектического маг териализма. Основное внимание было уделено философским вопросам физики1. Это определялось следующими обстоятельствами. В системе связей философии и естествознания физика занимает одно из ведущих мест. Философское значение физики было одной из важнейших причин пристального внимания к ней В. И. Ленина. Это давало возможность при рассмотрении философских проблем физики опираться на ленинские положения, знакомить десятиклассников с ленинским подходом к философским проблемам естествознания в целом. Имело значение и то обстоятельство, что учащиеся, пожелавшие заниматься в философском факультативе, больше всего интересовались физикой и одновременно с философским посещали факультатив по физике71 72. Тесное сотрудничество учителей физики и обществоведения в организации и проведении факультативных занятий также играло важную роль. В статье Г. В. Артемьевой и М. П. Овчинниковой «Проблемы факультативных занятий» подчеркивается, что «если говорить о проблемах современной физики, то наиболее эффективен на занятиях факультатива философский анализ вопросов квантовой механики и дискретности времени и пространства»73. Но опираться при таком анализе на знания учеников, полученные в школьном курсе физики, не представлялось возможным, потому что до последнего времени школьный курс физики излагал лишь основы классической физики. Чтобы философский анализ вопросов квантовой механики и релятивистской физики был действительно эффективным, необходи- димо ознакомить учеников с элементарными основами теории относительности и квантовой механики. Эта задача была решена на основе организации тесных связей между философским и физическим факультативами, программы которых были согласованы. Работа философского и физического факультативов строилась так, чтобы изучение физического материала предшествовало, как правило, изучению тех философских положений, на основании которых анализировался данный физический материал. Такая последовательность дала возможность создать у учеников необходимую основу философских и естественнонаучных знаний и более целеустремленно организовать межфакультативные связи. Факультативные занятия по физике начались с обзор- но-обобщающего рассмотрения основных аксиом и положений классической механики. Затем учащиеся знакомились с некоторыми основными положениями теории относительности, квантовой механики, а также с основами современных космологических гипотез (теория нестационарной расширяющейся Вселенной и др.). На занятиях физического факультатива специально обращалось внимание на философские проблемы физики. Так, после ознакомления учащихся с основами специальной теории относительности учитель показывает соотношение между релятивистской и классической механикой, раскрывает принцип соответствия в науке и ставит вопросы: «Следует ли считать, что теория относительности является последним словом в науке, исчерпывающе раскрывающим пространственно-временные отношения движущейся материи? Нельзя ли предполагать, что в процессе развития науки будет создана новая теория, еще более общая и глубокая, чем теория относительности, которая по-новому раскроет пространственно- временные отношения движущейся материи и в свою очередь включит теорию относительности как предельный случай механики явлений? Каким путем развивается наука,— говорит далее учитель, — вам станет более ясно, когда вы на занятиях философского факультатива познакомитесь с марксистско-ленинской теорией познания, с учением об абсолютной и относительной истине в их диалектической взаимосвязи». Подобная работа на занятиях физического факультатива усиливала интерес учащихся к диалектическому материализму, стимулируя их желание разобраться в значении марксистско-ленинской философии для научного познания действительности. Примером «разделения труда» между философским и физическим факультативами при первичном рассмотрении философских проблем физики может быть философский анализ принципа неопределенности в квантовой механике. Правильное философское осмысление этого принципа и разоблачение спекуляций идеалистов и агностиков вокруг него возможно на основе диалектического понимания ряда философских положений. Разобрав на занятиях физического факультатива сущность принципа неопределенности, учитель проводит рассмотрение связанных с ним философских вопросов, для решения которых привлекается уже разобранный философский материал, и предлагает программу дальнейшего анализа на предстоящих занятиях философского факультатива. «Не свидетельствует ли соотношение неопределенностей,— ставит вопрос учитель, — о нарушении причинности или об отсутствии причинных связей iB природе? Этот вопрос, — продолжает учитель, — вы разберете на занятиях философского факультатива при изучении категорий «причина» и «следствие». При изучении этих категорий в философском факультативе данный вопрос оформляется в виде познавательной задачи, предлагаемой учащимся: «В 1927 г. выдающийся физик-теорётик Вальтер Гейзенберг сформулировал известный вам принцип неопределенности. По этому поводу один из зарубежных философов, Вейсман, писал в статье «Конец и падение причинности»: «1927 год явился вехой эволюции в физике. Это был год похорон понятия причинности»74. Основательно ли такое утверждение? Оцените его в свете диалектико-материалистического учения о причинности». В ходе первичного ознакомления с философскими проблемами естествознания у учащихся накапливались те представления и знания, которые стали основой для более углубленного и обобщающего разбора этих проблем при изучении третьего раздела программы факультатива, уже после изучения вопросов диалектического материализма и завершения работы физического факультатива, когда оба эти факультатива были объединены. Объединение философского и физического факультативов на завершающем этапе работы представляет собой попытку найти общий организационно-методический принцип изучения на доступном для десятиклассников уровне философских проблем естествознания, который соответствовал бы пограничному характеру этих проблем и способствовал развитию диалектического мышления, марксистско-ленинского мировоззрения выпускников средней школы. Анализ уровня знаний и глубины понимания учащимися основ диалектического материализма и изучаемого физического материала на первом этапе показал возможность рассмотрения на объединенных занятиях факультативов следующих философских проблем физики: 1) проблема реальности в современной физике; 2) некоторые основные положения теории относительности в свете диалектико-материалистического учения о пространстве и времени; 3) ленинский принцип неисчерпаемости материи и микромир; диалектика микромира и ее отражение в квантовой механике; 4) соотношение между классической и современной физикой в свете марксистско-ленинской теории познания. Центральной в факультативе «Основы диалектического материализма и некоторые философские проблемы естествознания» была проблема «Филорофия и естествознание». Вопрос о взаимосвязях философии и естествознания был поставлен уже во вступительной теме. При рассмотрении связей домарксистской философии с естествознанием мы руководствовались положением В. И. Ленина: «Естествознание бессознательно принимает, что его учение отражает объективную реальность, и только такая философия примирима с естествознанием»1. Знакомя учащихся с борьбой двух линий в философии— линии Демокрита и линии Платона, мы на конкретном материале показывали, что если идеализм с самого своего возникновения был тесно связан с религией, то материалистическая философия была тесно связана с естествознанием. В материалистической философии были высказаны и развивались идеи, ставшие основой развития естествознания. Демокрит, например, высказал гениальную догадку об атомном строении вещества и естественном происхождении человека. Французский философ Декарт выдвинул положение о сохранении во Вселенной одного и того же количества движения и т. д. При этом подчеркивалась и обратная связь: влияние развития естествознания на развитие и обогащение материалистической философии. В историческом обзоре развития домарксистской философии уделялось должное внимание раскрытию сущности механистического материализма и метафизического метода в познании. Учащиеся уясняли историческую обусловленность и оправданность метафизического метода в естествознании, когда оно было преимущественно собирательной наукой, и превращение метафизики в тормоз развития естествознания, когда последнее стало упорядочивающей наукой, наукой о процессах75 76. Это позволило десятиклассникам понять сущность вскрытого Ф. Энгельсом основного противоречия в развитии естествознания XIX в., которое заключалось в разрыве между диалектическим содержанием естественнонаучных открытий и устаревшим метафизическим мышлением естествоиспытателей. Этот способ мышления толкнул многих естествоиспытателей, стоявших ранее на позициях механистического материализма, в лоно идеализма в период великих открытий естествознания в начале XX в., которые с особой силой показали несостоятельность механистического материализма и метафизического метода мышления. Глубокая связь развития философии с развитием естествознания подчеркивалась при рассмотрении естественнонаучных предпосылок возникновения диалектического материализма. Этому способствовал на факультативных занятиях анализ фрагмента работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»1. Большое впечатление производит на учащихся рассказ о живом интересе К. Маркса и Ф. Энгельса к естествознанию и о естественнонаучных занятиях Энгельса. Раскрытие научного подвига К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина в разработке диалектического материализма и обосновании его методологического значения было одной из важных проблем в работе факультатива. На конкретных фактах учащимся показывалось, что, опираясь на естествознание, диалектический материализм вместе с тем опережал естествознание своего времени в решении важных проблем науки. Так, положение о единстве материи, пространства и времени было в философском плане выдвинуто основоположниками марксизма примерно за три десятилетия до создания А. Эйнштейном теории относительности. Блестящим примером философского опережения является и ленинское положение о неисчерпаемости электрона77 78. Это положение было высказано в то время, когда естествоиспытатели, едва примирившись под напором фактов со структурностью атомов, но Не преодолев метафизического мышления, отрицали структурность элементарных частиц, считая их точечными образованиями. Продумывая содержание разбираемых на факультативных занятиях философских понятий, мы стремились выделить те из них, которые имеют наиболее важное значение для формирования научного мировоззрения учащихся и раскрытия методологического значения диалектического материализма в естествознании. К ним были отнесены ленинское положение о неисчерпаемости материи и понятие «диалектика», которые неразрывно связаны между собой. Ленинское положение о неисчерпаемости движущейся материи служило руководящим началом для занятий факультатива. Опираясь на ленинское определение материи и используя естественнонаучный материал, мы показывали неисчерпаемость материи как бесконечное разнообразие структур материальных объектов. На этой основе обеспечивалось понимание учащимися недопустимости смешения философского понятия материи с конкретными знаниями о строении вещества, понимание того, что «единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания»79. Ученикам разъяснялось, что ленинское положение о неисчерпаемости материи включает также неисчерпаемость основных форм существования материи. Знакомство десятиклассников с основами теории относительности дало возможность понять, что не связанного с движущейся материей и друг с другом пространства и времени не существует и существовать не может, что особенности пространства и времени определяются особенностями двужущихся материальных объектов. При изучении всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений подчеркивалось, что ленинское положение о неисчерпаемости материи включает также неисчерпаемость связей и взаимодействий материальных объектов, а следовательно, и неисчерпаемость их свойств. Раскрытие онтологического аспекта неисчерпаемости движущейся материи, относящегося к материальному миру, явилось теоретической основой для уяснения учащимися при изучении теории познания гносеологического аспекта неисчерпаемости, относящегося к самому процессу познания. Неисчерпаемость материи обусловливает бесконечность процесса научного познания, которое в данное конкретное время ограничено возможностями науки и общественно-исторической практики. Разбор проблемы неисчерпаемости научного познания проводился на основе раскрытия диалектического единства абсолютной и относительной истины. Соответ ствующие положения теории познания раскрывались главным образом на материале развития физики, история которой наглядно показывает, как изменилось представление о самой науке, постоянно и бесконечно развивающейся в поисках все более глубоких фундаментальных законов, никогда не оказывающихся окончательными. При этом показывалась полная несостоятельность выводов идеалистов и агностиков, что поскольку новые открытия в науке противоречат тем понятиям и представлениям, которые считались незыблемыми, то нет уверенности, что наука вообще в состоянии постигать объективную реальность. Раскрывая роль практики в процессе познания и подчеркивая, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания»80, мы на конкретном материале развития науки подводили учащихся к пониманию относительности и абсолютности практики как критерия истины. Методологическое значение диалектики раскрывалось на основе показа учащимися всеобщности, универсальности ее законов и категорий. Учащимся важно также показать диалектику как логику и теорию научного познания, позволяющую адекватно отражать сложные и противоречивые процессы окружающей действительности. Познавательные объекты физики за время существования человечества и развития познания практически не изменились. Но за это время постоянно развивались и коренным образом изменялись представления людей о природе и познаваемых явлениях. Чтобы конкретизировать эту мысль, обратимся к примеру из творческой биографии А. Эйнштейна, на который мы ссылались при раскрытии гносеологического значения закона единства и борьбы противоположностей: «...Но что же такое все-таки свет? — допытывался Микельанджело Бессо у Эйнштейна. — Волна или частица? Ведь то и другое несовместимо. Волна охватывает непрерывное пространство, а частица отображает прерывный, зернистый лик реальности. Либо то, либо другое! Но волновую природу света требуют бесчисленные тончайшие приборы. А формула излучения Планка и фотоэлектрический эффект, как ты неопровержимо дока- зал..., с такой же неопровержимой ясностью говорят о квантах света. Но как же быть? Снова тупик, катастрофа? Или — или... — «Или — или»? — отвечал Эйнштейн. — А почему не «и—и»? Свет— и волна и частица в одно и то же время. Прерывное и непрерывное разом. Природа любит противоречия, лежащие притом в самой сердцевине вещей. Будущее покажет, не является ли данное конкретное противоречие в структуре света точкой для новых и величайших событий в физике»81. Этот и подобные ему примеры показывали учащимся, как диалектика объективной реальности отразилась в мышлении великого ученого, став диалектикой его мышления, познания, благодаря которой он смог предвидеть великие события в физике — рождение квантовой механики. И это предвидение блестяще подтвердилось. Учащиеся убеждаются, что закономерности микромира свидетельствуют о глубокой диалектичности всего сущего, что для правильного осмысления микромира, проникновения в самую «сердцевину вещей» и правильного решения возникающих в естествознании философских проблем необходимо овладеть мощным оружием диалектики. Некоторые философские проблемы астрономии рассматривались при ознакомлении учащихся с основными положениями современных космологических теорий. Мы обращали главное внимание на разоблачение идеалистических и теологических толкований теории расширяющейся Вселенной и вместе с тем показывали учащимся ошибочность объявления этой теории, как «идеалистической». Методологическое значение для биологии ленинского принципа неисчерпаемости материи разъяснялось на известном учащимся материале генетики. Старые представления о генах как элементарных и неделимых носителях наследственности сменилось представлением о сложной структуре генов. Основным противником диалектического материализма в решении философских проблем естествознания является неопозитивизм. Поэтому мы уделяли внимание доступной пониманию учащихся критике этого течения. Занятия факультатива завершаются изучением статьи В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма», которая подводит итог всей проделанной работе, помогает понять сущность ленинского принципа партийности в философии. Этот принцип, с одной стороны, требует внимательного отношения к естественнонаучным теориям, сохранения и использования всего ценного, что достигнуто в естествознании любым ученым, независимо от его философской, идеологической и политической позиции, и, с другой — решительной и бескомпромиссной борьбы с идеалистическим толкованием естественнонаучных теорий, разоблачения попыток идеализма использовать философские проблемы естествознания для наступления на коммунистическую идеологию. В ходе изучения основ диалектического материализма философскому анализу подвергался не только естественнонаучный материал, но и процессы и явления общественной жизни. Такой анализ показывал методологическое значение диалектического материализма в решении проблем общественного развития, расширял и углублял понимание учащимися научно-философских основ политики КПСС в решении важных проблем современности. Вопросы общественного развития анализировались не только в лекциях учителя, но и в самостоятельных работах учащихся. Так, к семинарскому занятию, посвященному вопросу о категориях диалектики, ученики подготовили, в частности, доклады, в которых анализировались важнейшие проблемы современности в свете категорий «возможность» и «действительность»: «Возможность предотвращения войны в современную эпоху и условия превращения этой возможности в действительность», «Возможность некапиталистического развития освободившихся от колониализма стран и условия превращения ее в действительность». Важной формой занятий факультатива, которая позволяла более экономно и целенаправленно раскрыть стержневые вопросы сложной темы и вместе с тем организовать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, являлась лекция. Так, в лекции «Ленинское определение материи и его методологическое значение», мы показываем, что оно — результат гениального философского обобщения огромного научного материала, что ленинское определение материи явилось решением острой проблемы 'в естествознании, когда ученые-естествоиспытатели, отождествляя материю с веществом, видели в факте радиоактивного излучения «исчезновение» материи. Разбор содержания ленинского определения материи в лекции показывает учащимся его направленность против идеалистов и агностиков. Часто лекция учителя сопровождается развернутой беседой, разбором поставленной перед учащимися в ходе лекции познавательной задачи. Изучение темы «Материя и движение» состояло из следующих частей: 1) лекция «Материя и движение»; 2) решение познавательной проблемы на определение основ классификации наук; 3) разбор фрагмента из книги Ф. Энгельса «Диалектика природы»82, 4) развернутая беседа о причинах дифференциации и интеграции наук. В ходе беседы обсуждались следующие вопросы: 1. Почему в процессе развития наук происходит процесс их дифференциации? 2. Наряду с процессом дифференциации наук происходит процесс их интеграции, возникновение новых наук на стыке старых (приводятся примеры). Ф. Энгельс в свое время отметил, что на стыке наук будут сделаны крупные открытия. Это предвидение блестяще подтвердилось. Почему одновременно с процессом дифференциации наук происходит процесс их интеграции? Эффективная форма занятий философского факультатива — разбор небольших по объему статей и фрагментов философских произведений классиков марксизма- ллнинизма. На некоторых занятиях такой разбор являлся основной формой раскрытия изучаемого вопроса. В ходе факультативных занятий учащиеся изучали фрагменты из работ Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы», В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и др. Большой интерес вызвал у учащихся такой метод, как решение познавательных задач философского содержания, эффективно закрепляющий и углубляющий знания учащихся и активизирующий их мыслительную деятельность. Приведем примеры таких задач. При изучении сущности пространства и времени как основных форм существования материи была предложена задача: «На просьбу журналистов выразить в «двух словах» сущность теории относительности А. Эйнштейн ответил: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время»1. Проанализируйте этот ответ в свете диалектико-материалистического учения о пространстве и времени. Сделайте соответствующие выводы». В ходе изучения темы «Материя и сознание» учащиеся решали следующую задачу: В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин писал: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени»83 84. Но мы знаем, что в мире существует и сознание. Сознание не материально, но реально. Как же в таком случае понимать высказывание В. И. Ленина?» Решение этой задачи убедило учащихся в неправомерности и ошибочности противопоставления сознания материи, идеального материальному вне пределов основного вопроса философии и теории познания. «За этими пределами, — подчеркивал В. И. Ленин,— оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой»85. На занятии по теме «Роль практики в познании» учащимся была предложена такая задача: «В 1906 г. в Дрезденском политехникуме (Германия) состоялись торжества по поводу освоения предложенного химиком Биркеландом синтеза азотной кислоты путем окисления свободного азота атмосферы. По мнению К. А. Тимирязева, эта победа науки зависела исключительно от знаний и таланта ученого. Тимирязев писал: «Главная причина, безусловно, в знаниях и таланте Бир- келанда, который сумел своим чисто теоретическим исследованиям найти практическое применение. Этот новый пример того, что не давление потребностей и спрос техники накладывают свой отпечаток на развитие науки, как это часто утверждают, а наука, которая развивается своим самодеятельным путем, и личные таланты ее служителей рассыпают щедрой рукой те применения ее к жизни, которые поражают воображение масс»1. Правильно ли такое утверждение? Обоснуйте свой ответ». Так как в высказывании К. А. Тимирязева содержались обобщающие положения, отрицающие значение практических потребностей производства в развитии науки, конкретные факты об «азотном голоде» в конце XIX — начале XX вв. учащимся перед решением задачи не сообщались. Эти факты были сообщены после принципиального решения задачи, подтвердив, что именно «давление потребностей» обусловило сделанное Бир- келандом открытие. Одним из методов закрепления и углубления изучаемого материала и развития самостоятельного мышления учащихся стали семинарские занятия. Мы проводили семинарские занятия по узловым проблемам факультатива. Всего было проведено четыре семинара: 1. Материальное единство мира и его естественнонаучное и философское обоснование. 2. Материалистическая диалектика как общий метод, теория и логика познания и преобразования действительности. 3. Марксистско-ленинская теория познания и особенности развития науки. 4. Значение диалектико-материалистического решения философских проблем естествознания для борьбы против идеализма и агностицизма. К семинарским занятиям учащиеся готовили доклады и рефераты, в которых должны были четко указать, какие философские положения легли в основу реферата и раскрываются в нем. В ходе работы факультатива родилась и такая форма занятий, как собеседование, которое проводилось, как правило, после изучения одной-двух тем и обязательно перед семинарским занятием. Собеседование позволяло выяснить уровень и качество усвоения философского материала, трудности, с которыми встречались учащиеся в понимании материала и в работе с литературой. На собеседованиях давались консультации о подготовке докладов учащихся к семинарским занятиям. Важное значение в удовлетворении познавательных интересов учащихся имели занятия, которые можно назвать «Ответы на вопросы». На таких занятиях разбирались поставленные учащимися вопросы, требовавшие развернутого разъяснения и обоснования. Приведем примеры: 1. Зависит или не зависит результативность работы ученых-естествоиспытателей от того, как они решают основной вопрос философии? Имеют ли ученые-естествоиспытатели, которые решают основной вопрос философии материалистически, при других равных условиях (знания, талант, трудолюбие), преимущество в естественнонаучных исследованиях перед теми учеными, которые решают его идеалистически или вообще над ним не думают? 2. По поводу открытия Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов Ф. Энгельс писал в «Диалектике природы»: «Менделеев, применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг...»86. Как понимать мысль Ф. Энгельса, что Менделеев бессознательно применил гегелевский диалектический закон? Если Менделеев не знал этого закона, то как он мог его применить? Можно ли предполагать, что если бы Менделеев сознательно владел диалектикой, то великое открытие в химической науке было бы сделано раньше и с меньшими трудностями? 3. В оде «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» М. В. Ломоносов выразил твердое убеждение, «Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Имена древнегреческого философа-идеалиста Платона и великого естествоиспытателя и математика Ньютона М. В. Ломоносов приводит как имена подлинных ученых. Это вполне ясно по отношению к Ньютону. Но чем было вызвано такое большое уважение ученого-ма- териалиста к философу-идеалисту? Очень понравилась учащимся и такая разновидность занятия, как «Ответы на вопросы за круглым столом». На вопросы отвечали, дополняя друг друга, учителя обществоведения и естественнонаучных предметов. На таких занятиях обсуждались вопросы о достижениях советской и зарубежной науки и техники и перспективах их развития, вопросы научно-технической революции и ее социальных последствий в условиях социализма и капитализма и др. В результате факультативных занятий учащиеся значительно расширили и углубили свои знания основ диалектического материализма, уяснили методологическое значение марксистско-ленинской философии для развития естественных наук, одновременно углубив знания по некоторым важным проблемам современной науки— физики, астрономии, химии, биологии. Факультатив позволил наглядно и убедительно раскрыть многие бессмертные идеи В. И. Ленина, в том числе идею необходимости тесного союза естествознания и философии.