<<
>>

type="1"> ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА

  Гений падает с неба... Но на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто случаев, когда он пролетает мимо.

Д.Дидро

Если проследить историю человеческой цивилизации (или хотя бы историю средиземноморской, европейской цивилизаций), то нельзя не заметить один потрясающий воображение факт: гении и замечательные люди очень часто, с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там — вспышками, группами.

Одна такая вспышка произошла в золотой век Древних Афин, в век Перикла. У этого государственного деятеля буквально за столом одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор Фидий, создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон, Анаксагор, Зенон и Протагор. Почти все они были коренными гражданами Афин — города, который едва насчитывал 60 тысяч свободных граждан. И по-

чти все вышеназванные гении сформировались на месте, не приехав из других районов Греции. Но никакие данные генетики не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их народы. Следовательно, откуда же такой «выброс» гениев?

Весь секрет заключается в среде, стимулирующей тот или иной вид дарования, творчества, деятельности. Все эти люди принадлежали к одной социальной прослойке со стойкими традициями, подкрепленными социальной преемственностью. В общении друг с другом, во взаимном влиянии друг на друга, а также благодаря тому, что их творчество было нужно не только узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, все они просто смогли реализовать присущие им задатки.

Перенесемся в Италию XIII века. В плодороднейшей долине реки По, на перекрестке дорог с востока на запад и с севера на юг происходят важные и уже неизгладимые перемены. По- поланы (торговцы и ремесленники) Флоренции, добившись отмены крепостного права, создали тем самым мощную прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись, архитектуру, музыку, — ведь не следует забывать, что люди еженедельно проводили по многу часов в храмах (католическая церковь, помимо 52 воскресений, имеет ежегодно еще полсотни праздников).

В церкви этот городской люд сначала глазел, потом глядел, а затем разглядывал скульптурные и художественные произведения, сначала «хлопал ушами», не слушая музыку, а потом начал ее слушать и даже понимать.

В XIV веке во Флоренции от восьми до десяти тысяч людей ходили в начальную школу, не менее тысячи — в среднюю и от пятисот до шестисот юношей ежегодно посещали высшие учебные заведения. Как при этом не наступить Возрождению?

Эпоха Возрождения — это эпоха массового устремления к культуре, знаниям, искусству, массового спроса на живопись и живописцев не только со стороны меценатов. Это эпоха массового спроса на грамотных людей. Во множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту своеобразную атмосферу, ту «критическую массу», при которой начинается ценная реакция творчества, при которой неизбежно должны вспыхивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланджело и Леонардо.

В итоге напрашивается вывод: везде, где бы ни появлялись идеальные или даже оптимальные условия, общественный спрос, социальный заказ на тот или иной талант, обязательно этот спрос

выносил на свет большое число особо одаренных или даже гениальных людей.

При всем этом частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и у всех народов одинакова, но реализовавших себя намного меньше. Поэтому необходимо изучать природу возникновения талантливых людей, в том числе и педагогов, а тем более тщательно готовить почву для их успешной реализации.

Любой директор школы должен понимать, что талантливые люди, как правило, самобытны в общении, в коллективе это «неудобные люди», но ради высокой педагогики необходимо терпеть их оригинальность, следуя завету Н. Рериха: «Попробуйте прожить хотя бы один день, не вредя друг другу». Бедность порождает экстремизм. Образование делает страну богатой. Поэтому мы обречены в будущем создавать благодатные условия для педагогического творчества, для самореализации талантливых педагогов.

Иначе страна не может думать о своем будущем.

Е. Торренс выделяет следующие творческие методы в преподавании: признание ранее не признанных или не использованных возможностей; уважение желания ученика работать самостоятельно; умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности; предоставление ученику свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели; индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников; создание условий для конкретного воплощения творческих идей; предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы; поощрение работы над проектами, предложенными учениками; исключение какого-либо давления на детей; подчеркивание положительного значения индивидуальных различий; уважение потенциальных возможностей отстающих; демонстрация энтузиазма; создание ситуаций, при которых слабые учащиеся тесно работают с сильными; поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью; одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности; оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников; извлечение максимальной помощи из хобби, конкретных извлечений и индивидуальных наклонностей.

Трудно что-либо добавить к квинтэссенции мыслей, являющихся итогом многолетнего изучения педагогики творчества. Свести в какую-то систему педагогические технологии в этой сфере деятельности невозможно, так как определяющими факторами являются возраст детей, их подбор в классном коллективе, характер учебной дисциплины, название темы и многое другое. Поэтому лучше обратиться к рассмотрению сквозь призму гуманистической педагогики на конкретных примерах.

Пример 1. Интегрированный урок природоведения и изобразительного искусства во 2-м классе. Тема занятия: «Осень»

В первой части сдвоенного урока учитель начальных классов в форме беседы с детьми анализирует особенности времен года, позитивы и негативы каждого из них; уточняет детали хозяйственной деятельности человека зимой, весной, летом и осенью; демонстрирует дары осени — цветы, фрукты и овощи; предлагает учащимся вспомнить стихи об осени.

Дети слушают музыку на осенние темы, в частности «Времена года» П.И. Чайковского, анализируют классические произведения русской живописи. Затем в полилог вступает учитель изобразительного искусства. Он предлагает учащимся выявить характерные краски осени — золотая осень!

После перерыва, на втором уроке учащиеся выполняют творческое задание — «Осень в городе» (для городских школ) или «Осень в деревне» (для сельских школ). Рисунок выполняется под музыку Э. Грига «Лебедь» или П.И. Чайковского «Жатва», «Охота», «Осенняя песня», «На тройке» из «Времен года».

Мы неоднократно убеждались в том, что результатом такого урока даже в обычной школе оказываются работы учащихся, достойные любого вернисажа.

Примечание: Весьма важно в конце второго часа вывесить все работы на доске и дать возможность авторам прокомментировать их.

Пример 2. Творчество детей на уроках развития речи

Язык и речь изначально связаны с человеческим существованием в мире. Язык возникает и развивается с возникновением и становлением человеческого общества, будучи последствием этого социального процесса и его условием.

Ушедший XX век показал сокрушительную и даже разрушительную силу слова.

Язык — это система знаков, с помощью которой можно общаться, мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и другим людям. Язык потому и способен служить средством общения людей, что он обладает возможностью обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой информации, позволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя.

По мнению специалистов, ребенок овладевает разговорнобытовой речью к 8 годам. Он еще не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио, телевидению, оседают в его памяти. Освоение языка в этот период идет очень активно, естественно и непринужденно. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем, фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают несомненное удовольствие от словесной игры.

Здесь талант детей столь же очевиден, как и в их рисунках, театральных играх, в необычайной активности познания мира. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключается в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должны органически слиться.

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности, отражая эту культуру в себе и разнообразно в ней отражаясь.

В языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Слово обладает чувственным тоном, многозначностью, образностью. Б.Л. Пастернак писал, что музыка слова — явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии гласных и согласных, отдельно взятых, а в соотношении значения речи.

Школа должна воспитать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — не автономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу можно решить, используя интегрированный подход к развитию речи в школе.

Существенным является формирование определенного комплекса речевых умений, необходимого школьнику в овладении словом, предложением и связной речью.

Речевое умение — умение специфическое. Оно выступает одновременно как частное и как обобщенное умение, которое связано с усвоением самых различных предметов. Речевые умения, которые формируются в процессе обучения русскому языку, на основе той функции, какую они реализуют в речи, классифицируются на: речевые умения, локализирующиеся в пределах одной языковой единицы, — орфоэпические, лексические, грамматические; речевые умения устной и письменной речи — коммуникативные, стилистические, синтаксические.

Речевые умения групп взаимосвязаны: первая позволяет определить языковое оформление текста, а вторая — смысловую сторону в связном устном или письменном высказываниях.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.

Развитие речи объединяет изучение грамматики и правописания, с одной стороны, и обучение чтению, с другой, и выражается в определенном комплексе речевых умений, связанных с овладением не только предложением, лексикой родного языка, но и умениями связно и образно передавать мысли.

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и эстетического воспитания. Среди множества задач развития коммуникативных умений младших школьников возникает и задача разработки принципов и методов взаимодействия искусства слова и изобразительного искусства и развития коммуникативных и художественно-творческих способностей учащихся в наиболее полном раскрытии с их помощью специфики изучаемых искусств.

Сейчас интеграция этих искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи призваны формировать высокую языковую культуру и внутреннее единое художественноэстетическое сознание.

В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в практике.

Целью такой интеграции является формирование творческого подхода к языковому образованию, глубокого понимания изучаемого, установление органической связи между искусством слова и изобразительным искусством, более основательное понимание особенностей каждого из них.

Именно так, в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества, более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребенка, но и полноценная «языковая личность».

Пример 3. Декоративно-прикладная деятельность с использованием материалов, собранных на экскурсии

Предложите детям коллективно или индивидуально сделать картину из морских раковин, мелких камней, растений и других элементов флоры и фауны (методом наклеивания на лист фанеры, ДВП или картона). Лучший клей — ПВА. Предварительно обсудите эскизы картин.

Устройте выставку детских работ в школе или на витринах крупных общественных зданий с обязательным указанием названий картин и фамилий исполнителей.

Такой прием повышает мотивацию творчества в дальнейшей учебной деятельности.

Пример 4. Устный журнал «Небылицы в лицах»

Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда — это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восемью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале "..." в номере...» Ребенок, у которого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале "..." в номере ...» Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале "..."в номере...»

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. В целом, этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Пример 5. Игра «Презентация мира»

Предметное восприятие окружающее мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для влюбленных» и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне — живет как все, в сущности — живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

•Презентация мира» направлена, прежде всего, на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом, выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещаются границы духовного и материального, развивается способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от внешнепредметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то не знакомое детям, как тостер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а также вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими.

Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации. Им может стать явление, событие, факт, процесс.

Пример 6. Игра «Что на что похоже?»

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения.

Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2—3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?» Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

Безусловно, такая работа полезна.

Пример 7. Диалог «Фотомомент»

Эта форма групповой деятельности также направлена на развитие воображения. Однако ее эффективность ниже, чем эффективность описанной выше деятельности. Прежде всего потому, что объектом активного развития здесь выступает лишь водящий.

Опишу методику проведения мероприятия. Проведя краткую беседу на тему «Что такое фотомомент», разъяснив смысл этого слова, воспитатель вводит ребенка в мир фотографии: люди на память о каких-то событиях хотят всегда что-то оставить, часто это бывает фотография. Фотографии бывают разные: смешные и печальные, маленькие и большие, цветные и черно-белые, а бывают фотографии, где люди вставляют свое лицо в маленькое окошечко, вырезанное в картине с изображением животных, знаменитых людей.

Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в такую вот картину, не зная, что на ней нарисовано. Его задача — отгадать, кого он изображает, задавая наводящие вопросы.

Пример 8. Театр «Рукавичка»

Форма игры определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют — эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того, используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.

Цель работы — обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.

Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель-взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого — доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол: можно отыскать старые перчатки, варежки, а уже на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и дедку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.

Таблица 13

Факторы, способствующие учебно-творческой

деятельности (исследования В.И. Андреева

среди студентов Казанского университета)

Ранг

фактора

Фактор

Значение

медианы

1

Личность преподавателя

9,0

2

Творческие ситуации

8,7

3

Самостоятельная работа

8,5

4

Эвристические методы обучения

8,2

5

Общение с преподавателем

8,0

6

Благоприятный климат в группе

7,5

7

Коллективные формы работы

7,4

8

Общение с товарищами

7,4

9

Типовые ситуации с элементами творчества

6,9

10

Хорошо оборудованный кабинет

5,9

11

Типовые ситуации

3,6

12

Традиционные формы работы

3,2

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных дошкольников или младших школьников. Надо надеяться, что соответствующие программы будут разработаны.

Исследования, проведенные профессором Казанского университета В.И. Андреевым, выявили неоценимую роль учителя в организации учебно-творческой деятельности учащихся и студентов (табл. 13).

<< | >>
Источник: Кукушин B.C.. Теория и методика обучения. 2005

Еще по теме type="1"> ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА:

  1. Стиль деятельности
  2. Раздел I Идеи трудового воспитанияв народной педагогике
  3. type="1"> ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -