<<
>>

§ 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем взаимосвязаны.
Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества. Государства, существующие в современном мире, отличаются друг от друга по своим размерам (Россия в сотни тысяч раз больше Республики Науру, расположенной на островке площадью 20 кв. км), по численности населения (Китай с его 1,3 млрд населения более чем в 20 раз превосходит Великобританию и в 30 тыс, раз — небольшое островное государство Кирибати в Океании), по экономическому потенциалу (отдельные страны Тропической Африки фактически не имеют промышленности), по социальной природе (в некоторых странах мусульманского фундаментализма — Саудовской Аравии, Омане и других — сохранились полуфеодально-теократические монархии, США — капиталистическое государство, а Куба — социалистическое). Есть много других различий, но все государства, хотя и неодинаковыми способами, выполняют регулятивную роль по отношению к обществу. Сущность государства как особого явления нельзя уяснить, не рассмотрев вопрос о возникновении государства и его судьбах. Возникновение государства имеет две стороны: первоначальное и производное возникновение. Первоначальное — это постепенное, на протяжении десятков, а то и сотен тысячелетий4 вызревание в человеческом сообществе (видимо, параллельно во многих родоплеменных объединениях) особого института — государства, составляющего неотъемлемую часть общества и в то же время отчуждающегося от него, приобретаю- щего власть над обществом. В ходе этого процесса у разных народов складывались неодинаковые предгосударственные формы, возникали переходные образования, завершившиеся или незавершившиеся (как во многих районах Африки и Океании, у других племен) образованием государства.
Существует множество доктрин, объясняющих возникновение государства. В Средние века господствовали взгляды о богоустановлен- ности государства. Оно рассматривалось как явление, дарованное людям «свыше». В Новое время, когда общество стало освобождаться от религиозных оков, появились личностные, индивидуалистические концепции возникновения государства. Некоторые из их приверженцев исходили из постулата о том, что человек по своей природе — существо злое, в обществе идет «война всех против всех» и, чтобы ограничить ее проявления, необходимо государство (Т. Гоббс). Иные считали, что, напротив, человек добр и люди заключают для общей пользы между собой общественный договор, который мыслился как фактическое состояние, а не юридический документ (Ж.Ж. Руссо). Позже появились коллективистские трактовки возникновения государства, связывающие этот процесс, в частности, с насилием одних групп общества над другими (внутреннее насилие — Л. Гумплович) или с необходимостью управления покоренными племенами (внешнее насилие — Ф. Оппенгеймер). Марксистская классовая теория связывала появление государства не с насилием, а с естественными процессами возникновения семьи, частной собственности, расколом на этой основе общества на классы и созданием экономически господствующим классом государства, ставшего, с точки зрения марксизма- ленинизма, органом насилия этого класса. В настоящее время в западной литературе широко используется в разных вариантах олигархическая теория первоначального возникновения государства (греч. oligarchia — власть немногих). Согласно ей в любом человеческом коллективе (племени, сообществе) складывается определенная иерархия (ранжировка) людей и их групп, возникающая в силу естественного неравенства людей, их неодинаковой физической силы, способностей и т.д. Выделяется элита, верхушка сообщества, которая становится во главе его. В связи с процессами разделения труда, в том числе необходимостью выделения функции управления, элита присваивает власть, становится олигархией, в результате чего возникает государство.
Первоначальное возникновение государства, с позиций олигархической теории, сводится к трем способам: военному (выделение элиты связано с войной и захватом добычи, как было у франков или монголов); аристократическому (аристократия — власть лучших, знатных, как это было в Древнем Риме); плутократическому (плутократия — власть богатства); выделению богатых людей, умело использовавших дары моря (реже — другие дары природы), и формировавшихся вокруг них группировок (этот редкий способ был характерен в основном для приморских и островных районов Востока). В отечественной науке доминирует многофакторный подход к первоначальному возникновению государства. Этот процесс рассматривается как обусловленный различными причинами, в том числе необходимостью выполнения «общих дел», разделением труда и выделением управленческого труда (сначала на базе обособления от общества племенных вождей), возникновением частной собственности и классов, а также стремлением защитить территорию своего жизнеобеспечения от других племен, демографическими причинами (в том числе в связи с переходом от кочевого к оседлому способу жизни), психологическими (страх перед враждебностью других людей, родов или племен), антропологическими (совместная жизнь, социальность — основополагающее для человека качество) и другими факторами. При этом в многофакторном подходе надо выделять основные и второстепенные, производные факторы, видеть доминанту явления. В сложном процессе длительного возникновения государства основных факторов, видимо, четыре: сущность человека как социального существа, создание людьми коллективов и связанная с этим необходимость руководства коллективом, управления им; естественное появление в коллективе «общих дел» и, следовательно, возникновение особого слоя людей для выполнения этих дел; появление на определенном этапе не просто естественного неравенства между людьми, а социального неравенства, социальной асимметрии в обществе (коллективе); необходимость легального (обоснованного складывающимися правовыми нормами) и легитимного (оправданного в представлениях людей, справедливого) принуждения с тем, чтобы обеспечить выполнение «общих дел» (например, участие в борьбе со стихийными бедствиями), гасить конфликты в обществе, обеспечивать правящей элите ее положение.
Иные процессы присущи производному возникновению государства. Нередко оно возникает в результате революции, которая коренным образом изменяет сущность и форму государства, означает принципиальный разрыв с прежней государственностью, создает новое государство (например, во Франции в 1789 г., в России в 1917 г., в Китае в 1949 г.). Новое государство возникает также в результате организационных изменений: объединение нескольких государств в федерацию (создание СССР в 1922 г., Танзании путем объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г.), разделение государства (разделение Чехо-Слова- кии с января 1993 г. на Чешскую и Словацкую республики), сецессия мирным или вооруженным путем части территории из состава государства и провозглашение на ней самостоятельного государства (мирный выход Сингапура из Малайзии в 60-х годах, вооруженная сецессия Бенгалии из Пакистана в 70-х годах, Эритреи из Эфиопии в 90-х годах XX в., Восточного Тимора из Индонезии в 2000-х годах). Особый способ — создание новых государств на месте прежних колоний (а после Второй мировой войны, особенно в 60—80-х годах, таким путем возникло более 100 новых государств), что осуществлялось по-разному. В ряде случаев народы колоний вели вооруженную национально-освободительную борьбу за независимость (Ангола, Вьетнам, Малайя, Зимбабве и др.), но иногда метрополии предоставляли независимость на основе референдума (голосования избирателей колонии), переговоров и соглашений с лидерами колоний («круглые столы»), В некоторых странах имело место и то, и другое (например, Гвинея-Бисау). Понятие государства. В истории общественной мысли предпринято немало попыток сформулировать понятие государства, выделить его из других общественных явлений, указать его наиболее характерные черты. Многие из предложенных концепций (например, органические теории, которые пытались объяснить природу государства по аналогии с человеческим организмом, анималистические (лат. animal — животное) идеи, сторонники которых сравнивали государство с колониями пчел, муравьев) почти целиком относятся к прошлому и не оказывают влияния на современную науку, другие, хотя и были сформулированы столетия, а то и тысячелетия тому назад, продолжают использоваться и сегодня.
В современном государствоведении можно выделить пять основных подходов к понятию государства: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический и новейший — информационно-кибернетический. Теологический подход безраздельно господствовал в средние века; ныне он представлен во взглядах сторонников исламского фундаментализма. Они полагают, что государство создано Аллахом через его посланника — пророка Мухаммеда. С этой точки зрения государство должно строиться и действовать по типу халифата, оно — эманация (воплощение) воли Аллаха. Сторонники классического подхода рассматривают государство как соединение трех элементов: власти, территории и населения. Этот подход характерен для западных политологов, занимающихся вопросами международного права. Однако он скорее указывает на условия существования государства (оно невозможно без населения и вне тер ритории, хотя бы «подвижной», как в государстве кочевников). Что же касается власти, то она существует не только в государстве — есть родительская, корпоративная власть, власть территориального коллектива (в том числе местное самоуправление) и проч. Юридический подход к понятию государства господствовал в науке до Первой мировой войны (1914—1918 гг.), хотя есть приверженцы такого подхода и сейчас, в частности, во французской юридической литературе (М. Тропе, Д. Бешийон). Его сторонники рассматривают государство прежде всего как систему правоотношений, специфическое нормативное единство (правда, многие из них не отрицали значение социологических трактовок государства, но, будучи юристами, отказывались заниматься этим). Они правы в том, что государство может выступать (и выступает) как особое юридическое лицо, но такой подход не раскрывает его особых качеств как управляющей системы. Наиболее широкое распространение получил социологический (с политологическим акцентом) подход к понятию государства. В нем, как и по вопросу о возникновении государства, существует марксистское и множество немарксистских направлений, школ.
С точки зрения марксизма-ленинизма государство есть орган диктатуры определенного класса (демократической диктатуры народа в современном Китае; в СССР в последние десятилетия его существования было заявлено о прекращении диктатуры пролетариата, об общенародном государстве, но и при этом, как говорилось, оно остается классовым). Среди немарксистских социологических школ наиболее распространена трактовка, объединяющая юридические, экономические и политические признаки. Государство определяется как юридическая персонификация нации (в данном случае под нацией понимается население страны), а эта персонификация (государство) коренится в централизации экономической жизни нации. Оно — не орган диктатуры какого-либо класса (установление диктаторских режимов извращает его природу), а официальный представитель общества, выступающий в качестве арбитра в отношениях между социальными слоями, партиями, общественными объединениями и даже личностями. В толковании некоторых западных авторов, на которых марксизм оказал определенное влияние, государство не является абсолютно беспристрастным арбитром, представителем общества (на него оказывают влияние «группы давления», «заинтересованные группы»), у него имеются черты и внеклассовости, и классовости. Некоторые сторонники немарксистских социологических школ (например, китайский автор (Гонконг) Элиза Винг-Йи Ли), суммируя доминирующие подходы в западной науке (подходы М. Вебера, Г. Кельзена, А. Грамши, представителей регуляционной школы Дж. Джессепа), называют следующие признаки государства: 1) государство — одновременно институциональное и нормативное явление. Как первое оно включает совокупность органов (аппаратов) законного, административного и принудительного характера. Как нормативный порядок оно основано на легитимации, а последняя — на признании фундаментальных ценностей, которые государство должно осуществлять; 2) современное государство играет ключевую роль в обеспечении успешного функционирования экономики, а форма государства тесно связана с конкретной системой производства; 3) ключевое значение для деятельности государства имеет административная (т.е. управленческая) система, ее органы являются связующим звеном между государством и экономическими институтами. Многие современные исследователи называют большее число и иные признаки государства. Во-первых, оно рассматривается как определенное объединение людей, отличающееся от других сообществ как политическое сообщество, его политический характер обусловлен прежде всего социальной асимметрией и необходимостью выполнения «общих дел». Во-вторых, государство — это политическая организация в обществе данной страны, ибо всякое сообщество предполагает определенную организацию. Особенность этой организации в том, что она определяет стратегию для общества, имеет универсальный характер (для всего общества), включает всех находящихся на территории государства, а граждан данного государства — и вне его территории. В-третьих, государство — это регулятивный институт. Оно удовлетворяет потребности общества в интегрированности, организованности и управляемости, регулируя (прежде всего путем издания законов, иных правовых актов) различные стороны жизни общества (те, которые целесообразно регулировать и которые поддаются государственному регулированию). В-четвертых, государство — это орган выполнения «общих дел» в обществе (обеспечение его жизнедеятельности, создание коммуникаций, борьба с преступлениями, ликвидация катастроф и т.д.). В-пятых, государство — арбитр. Поскольку на определенном этапе развития общество становится асимметричным, разные социальные группы имеют свои интересы, между ними возникают противоречия, их необходимо ввести в определенные рамки, чтобы общество не подвергалось анархии и распаду. Однако государство — не полностью беспристрастный, а заинтересованный арбитр. Выполняя арбитраж, оно прежде всего учитывает интересы тех слоев населения, которые обладают наибольшими возможностями давления на государственную власть, экономически и политически доминирующих сил, но оно в какой-то мере учитывает интересы и других слоев населения. В-шестых, важнейшим признаком государства является особая публичная, суверенная государственная власть. Она непререкаема и верховна по отношению к любой другой власти в стране (например, устанавливает ограничения для родительской власти, регулирует использование корпоративной власти общественного объединения в отношении его членов). Эти качества государственной власти делают государство органом легализованного и легитимного принуждения, а в определенных ситуациях — и насилия. Оно осуществляется на основе правовых норм (иногда вопреки им) особыми органами государства. В-седьмых, государство обладает специализированным государственным аппаратом управления. Это особый слой людей, организованных иерархически и использующих государственные средства (в том числе институты принуждения) для управления. Помимо перечисленных признаков государства, имеющих в своей основе социально-политический характер, обычно называют и другие: разделение населения по административно-территориальным единицам5, налоги и сборы, наличие права — особой системы правил (норм), обеспеченных государственным принуждением. Суммируя различные подходы, можно сказать, что государство — это универсальное политическое сообщество в стране и одновременно политическая организация общества, обладающая особой (суверенной государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество (в том числе путем легализованного принуждения), выражающая в процессе социального арбитража прежде всего волю доминирующего социального слоя, учитывающая интересы других слоев и выполняющая общие для общества задачи. Государство представляет собой определенную систему. Чтобы выполнять свою роль в обществе, оно нуждается в наборе определенных средств: органов, методов деятельности (стимулирование, дозволение, запреты), «материальных придатков» в виде армии, полиции, тюрем, создаваемых им правовых норм и т.д. Между государственными органами существует разделение задач и ролей, но все они действуют на основе единства государственной власти. Это цементирует связи государственности, является основой государства как системы. Тенденции развития современного государства. Развитие современного государства характеризуется, во-первых, процессами демократизации и социализации, созданием правового и светского государства на основе общечеловеческих ценностей (власть народа, справедливость, права человека и т.д.). В современных условиях эти ценности получили новое звучание: социальная справедливость, достойное человека существование и т.д. Формирующееся на их основе демократическое государство означает, что это государство народа, для народа и посредством народа, представляющее большинство населения и охраняющее интересы его меньшинства. В таком государстве власть осуществляется демократическими методами (смена партий у власти осуществляется путем выборов, принципиальные решения принимаются референдумом — голосованием избирателей, в деятельности органов государства огромное значение имеет учет общественного мнения). Когда говорят о социальном государстве, то предполагают его активное участие в предоставлении социальных услуг населению, в охране здоровья людей, заботу о матери и ребенке, бесплатное общее образование, установление необходимого минимума заработной платы и прожиточного минимума, справедливое законодательное регулирование отношений труда и капитала. Концепция социального государства в последние годы претерпевает определенные изменения Все чаще выдвигается положение о «государстве труда»: государство должно обеспечивать основные нужды человека, но и он сам должен заботиться о себе и своей семье. Правовое государство означает связанность государства правовыми нормами, не только буквой, но и общими принципами права на основе общечеловеческих ценностей. Это взаимные права и обязанности и взаимная ответственность личности, коллективов и государства. Светское государство означает свободу религии и атеизма. Даже в ряде мусульманских стран при сохранении государственной религии действуют христианские церкви, буддийские храмы. Во-вторых, в современных условиях наряду с демократизацией и социализацией характерно, особенно для постиндустриального информационного общества «продвинутых» стран, создание технологического и технократического государства. При принятии решений и управлении в современном высокоструктурированном обществе все шире используются специалисты (избираемые народом органы все чаще опираются на их мнение, оставляя за собой решение вопросов лишь общего характера, да и референдум законами многих стран запрещается проводить по некоторым вопросам, в том числе по специальным), применяются новые технологии, позволяющие просчитывать различные варианты. Одна из составляющих этой тенденции по лучила название «рационализированный парламентаризм». Вместе с тем различные технологии для прямой и обратной связи государственных органов (должностных лиц) с населением, технических специалистов с органами принятия решений (в том числе с парламентом, правительством) используются также для манипулирования поведением широких масс, для оказания давления на органы, принимающие решения. Поэтому одна из проблем современного государства состоит в умении соединить демократию и технократию ради общих целей. В-третьих, уменьшается значение государственного принуждения, изменяются его формы, возрастает роль государства-организатора, государства — социального арбитра. Государство, его органы стремятся гасить конфликты путем консенсуса и компромисса, применяя обычно не административные, а экономические, психологические и иные формы принуждения. Однако государство всегда остается (реально или потенциально) не только органом для выполнения «общих дел», но и институтом легализованного и легитимного принуждения. Оно может приобретать весьма жесткие формы (разгон демонстраций, смертная казнь и др.), но и такое принуждение может использоваться в интересах общества, для выполнения «общих дел». В-четвертых, практика свидетельствует о волнообразном движении в развитии государственного управления. Усиление регулирующей роли в экономике (а следовательно, в сфере социальных отношений и в определенной степени в политике и сфере личных отношений) достигает критической точки, когда зарегулированность стесняет естественное развитие общества, что влечет упадок экономической деятельности, снижение жизненного уровня населения, а иногда и медленную стагнацию, длящуюся десятилетиями (тоталитарные социалистические государства). С другой стороны, излишние социальные гарантии со стороны государства, для которых у общества не было достаточных ресурсов, приводили в Швеции, Испании, Норвегии к «бегству» капитала из страны, замедлению темпов развития. Снижение социальных льгот восстанавливало активность, но порождало недовольство населения и приводило к поражению правящей партии на выборах. Такие циклы повторяются. В-пятых, все более отчетливо проявляется тенденция к созданию гибридных, смешанных, переходных форм. Прежние классические формы президентской, парламентарной республики, федерализма, автономии, государственных режимов постепенно исчезают, их заменяют полупрезидентские, полупарламентарные республики, региональные государства, сочетающие черты унитаризма, федерализма, автономии. Возникают новые методы осуществления государственной власти, иные формы государственных режимов, соединяющие некото- рые элементы авторитаризма и демократию. Создаются образования, сочетающие черты международного объединения и государственности (Европейский союз, Союзное государство Белоруссии и России, Союз Сербии и Черногории и др.). Наконец, в-шестых, в настоящее время все более резкими становятся «взлеты» и «падения», контраст в развитии государственности. В древнем мире и в Средние века были свои деспоты, абсолютные монархи и свои относительные демократии (для свободных), свое «полицейское государство» и городская республика, но такого «полюсного» противопоставления государственно-организованных форм демократии и диктатуры мир, пожалуй, до XX в. не знал. Социально-политический тоталитаризм — это изобретение нашего времени. Современное российское государство. Конституция РФ содержит характеристики российского государства как демократического, социального, правового, федеративного. Фактически же российское государство из-за объективных причин трудного переходного периода не в полной мере удовлетворяет некоторым этим характеристикам (на уровне современных стандартов). Доминирование исполнительной власти и недостаточный контроль за ее деятельностью, частые силовые санкции по наведению конституционного порядка (что само по себе необходимо), принижение роли парламента и законодательных органов субъектов Федерации, слабость судебной системы, малое влияние общественного мнения на государственные дела — все это снижает демократический потенциал государственного управления. Россия не является развитым социальным государством. Примерно 6/з населения (по другим данным — около 1/д) находится за чертой бедности1, а доход «верхних» 10% населения в 14 раз превышает доход 10% «нижних» — разрыв, невиданный в цивилизованных странах. Правда, в последнее время ситуация улучшается. Российское государство не является полностью правовым. Правовые акты субъектов Федерации часто не соответствуют федеральным законам, а конституции некоторых субъектов Федерации — Конституции РФ. Престиж судов низок. Многое в этом отношении исправлено, но еще далеко не все. Россия — светское государство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д. Россия — федерация. Однако ее федеративная организация несовершенна, число субъектов Федерации велико (89), субъекты не вполне равноправны (республики обладают правами, которых не имеют другие субъекты Федерации, некоторые субъекты РФ (девять из 10 автономных округов) входят в другие «равноправные» субъекты РФ). Форма правления в России сочетает черты парламентарной республики (например, возможность вынесения вотума недоверия Правительству РФ, необходимость согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ) и президентской (назначение министров по воле Президента РФ, возможность увольнения Председателя Правительства по усмотрению Президента). Юридически это смешанная форма правления, полупарламентарная, полу- президентская республика. Однако в реальной жизни доминируют признаки президентской республики. Государственные образования. Возникновению государства предшествовал длительный период вызревания, в процессе которого складывались различные предгосударственные формы. В современных условиях протогосударства, или предгосударства, возникают обычно в результате революционных событий, различных форм национально-освободительной борьбы, повстанческих и сепаратистских движений. Например, в ходе гражданских войн в Китае, завершившихся провозглашением в 1949 г. Китайской Народной Республики, в разных частях страны создавались так называемые красные (советские) освобожденные районы с новой властью, где были свои органы управления (преимущественно военного), школы, больницы и т.д., созывались съезды советов и т.д. Подобные территории, освобожденные от власти португальских колонизаторов, на протяжении многих лет существовали в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и некоторых других странах. В последней из них денежное обращение заменялось «народными магазинами» прямого продуктообмена, а на завершающей стадии борьбы в лесном районе Бое в 1973 г. была принята даже конституция, которая после признания Португалией независимости Гви- неи-Бисау (в 1974 г.) стала конституцией нового государства. Наряду с предгосударственными создаются и государствоподобные образования (государственные образования). К их числу относятся прежде всего субъекты федерации (например, штаты в США, провинции в Канаде). Некоторые из таких субъектов, например республики в России, в конституциях, в том числе федеральной, характеризуются как государства. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств и более 300 субъектов федерации в них (больше всего в России — 89, меньше всего в Танзании — 2). В России, согласно Конституции 1993 г., не только Федерация, но и ее субъекты обладают государственной властью7, но она имеет подчиненный характер: основные государственные полномочия осуществляет Федерация. Кроме того, Федерация при нарушении федеральной Конституции и федеральных законов субъектом РФ (факт нарушения устанавливается судом) вправе применить к субъекту Федерации федеральное принуждение. Аналогичная ситуация существует и в зарубежных федерациях, их субъекты имеют свои законодательные и исполнительные органы, иногда свою судебную систему (США), чаще — только отдельные виды судов (в России это конституционные в республиках РФ и уставные суды в других субъектах РФ, а также мировые судьи). В некоторых федерациях субъекты федерации имеют свои конституции (Германия), в других (Пакистан) этого нет. Так же обстоит дело и с гражданством субъектов федерации. Территориальная автономия. Государственными образованиями являются некоторые формы территориальной автономии. Политической автономией являются Аландские острова в Финляндии, Гренландия в Дании, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан, Автономная Республика Крым на Украине и др. Политические автономии не имеют своих конституций (кроме Крыма), но обладают правом собственного законодательства по местным вопросам. В Шотландии (Великобритания) в 2000 г. после 300-летнего перерыва восстановлен даже свой парламент. Незначительные элементы государственности присущи и административным автономиям. Они не обладают правом собственного законодательства, но имеют некоторые полномочия, не присущие обычным административно-территориальным единицам. Таких образований в мире немного, но в Китае насчитывается более 150 различных единиц административной автономии. Есть и иные явления, обладающие элементами государственности (например, Советы в России в условиях двоевластия 1917 г. действовали как власть, занимались управленческой деятельностью). Административно-территориальное деление. Для управления на местах государству необходимо разделить территорию страны на части со своими органами управления. Это — административно-территориальные единицы (как говорилось, административно-территориального деления нет только в нескольких очень небольших по терри тории государствах). Обычно существует трехзвенное административно-территориальное деление: единицы областного типа, на которые первоначально делится территория унитарного государства (области, губернии, провинции, воеводства и др.); районы (округа и др.); низовые сельские и городские административные единицы (общины и др.). В некоторых странах бывает четырехзвенное административно- территориальное деление (Франция), в других — двухзвенное (Болгария). В федеративных государствах административно-территориальное деление является делением территории субъектов федерации (они его устанавливают). Некоторые административно-территориальные единицы (всегда или чаще всего — низовые) получают статус муниципального образования и управляются только выборными их населением органами (совет, глава администрации и др.), но только в рамках законов государства и под его контролем. В другие административно- территориальные единицы (региональные, но не общинные) государство зачастую назначает своих уполномоченных чиновников, которые решают вопросы государственного значения, а местные органы самоуправления (они в таком звене могут создаваться, а могут и не создаваться) занимаются местными делами. В региональных административно-территориальных единицах министерства создают свои деле- гатуры для осуществления общегосударственных полномочий — территориальные отделы и управления на местах. Такие же органы для осуществления исключительных федеральных (общегосударственных) полномочий образовывают федеральные министерства в субъектах федерации (например, в России в республиках, краях, областях и т.д.).
<< | >>
Источник: Чиркин В.Е.. Публичное управление : Учебник. — М.: Юристъ. — 475 с.. 2004

Еще по теме § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление:

  1. 2.2. Государственный строй
  2. 14. Соотношениетипа и формы государства
  3. Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке
  4. Лекция 1 Государство как политико-правовая форма существования общественных отношений
  5. § 4. МЕСТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
  6. § 5. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОКРАИНАМИ
  7. § 4. МЕСТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
  8. § 1. Вхождение Башкортостана в состав Русского государства и решение земельного вопроса в крае
  9. Форма государственного устройства
  10. Подавление Крестьянской войны
  11. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  12. § 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
  13. § 1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
  14. КОММЕНТАРИЙ ИЗБРАННЫХ МЕСТ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  15. Глава 4 Молдавия
  16. 4. Реформы образования — важный аспект социальной политики современных государств
  17. 7.3.2. Территориально-политическое устройство государств
  18. Форма государственного устройства
  19. Приложение 1 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  20. Виды районирования в России