<<
>>

2.9.1. Творчество как высшая форма человеческой деятельности

«Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг», — говорил более трехсот лет назад французский философ и ученый Рене Декарт. Знаем ли мы сегодня себя «как мозг» не хуже, чем Декарт знал себя «как мысль»? В новом подходе или, вернее, в новом пути, открывшемся перед учеными, исследующими деятельность мозга, начали проступать сквозь туман фрагменты того знания, о котором говорил Декарт.

Эти фрагменты уже складываются в цельную картину, и тесная определенная связь между мозгом и мыслью обнаруживается на всех уровнях — от простейшей реакции до акта творчества. Открытия, сделанные в науках о мозге за последние годы, позволяют нам взглянуть на проблему творчества с новых позиций. О творчестве написано много; его рассматривали и в психологии, психиатрии, генетике и других науках, но одна его сторона осталась вне рассмотрения. Это проблема связи между творческой жилкой («Божьим даром») и мозгом как таковым.

«Философский словарь» определяет творчество как создание «качественно новых материальных ценностей». Новизна — вот что отличает творчество от ремесла, творец не может не быть ремесленником — не может не владеть всеми навыками своего ремесла, ремесленник может и не быть творцом, может и не иметь творческой жилки.

Определение творчества говорит нам больше о результатах, чем о мотивах. Что заставляет поэта писать стихи, композитора — сочинять музыку, инженера — создавать новую технику? «Искусству, — говорил Стендаль, — нужны люди меланхоличные и доста-

точно «несчастные». У этой идеи во все века находилось немало сторонников. Человека тяготит груз психических конфликтов, топят червь неудовлетворенности, он на грани невроза, но, на его счастье, у него есть творческая жилка, способность превращать все его тяготы в живопись, музыку, стихи. Сами творцы, например, Гете, Бетховен, Брукнер, Малер, говорили о творчестве как об освобождении. Хемингуэю принадлежит знаменитая фраза: «От многого я уже освободился — написал про это».

Но мотивы творчества не могут исчерпываться давлением вытесненных в подсознание конфликтов и стремлением освободиться от них. Хемингуэй не был бы Хемингуэем, если бы не обладал уникальным литературным даром, избытком жизненных сил, трудолюбием, артистичностью, восприимчивостью к урокам европейских мастеров. Кроме «стендалевской доминанты», есть еще очень много мотивов — стремление реализовать свой дар, часто угадываемый очень рано, желание испытать себя во всем (мотив, сильно выраженный у Пушкина), потребность откликнуться на «вечные темы», на запросы того общества, к которому творец ощущает свою принадлежность, на веления времени; есть, наконец, удовлетворение первичной своей любознательности.

Словом, творчество — это самовыражение в самом широком значении этого слова; это процесс, в котором человек выступает как сложное и нерасторжимое единство биологического и социального, где любой порыв — лишь фрагмент в многоцветной картине мотивов и потребностей. 

<< | >>
Источник: Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. 2005

Еще по теме 2.9.1. Творчество как высшая форма человеческой деятельности:

  1. § 3. Творчество как залог человеческого спасения. Антроподицея
  2. 2. Человеческая деятельность как целесообразная
  3. 5.1 Искусство как специфическая форма отражения действительности
  4. Развитие педагогики в России.
  5. Педагогика XVIII—XIX вв.
  6. СИМВОЛ КАК ДИАЛЕКТИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
  7. Тема IX. Словесное творчество как фактор трудового развития дошкольников
  8. Антропоцентризм как высший принцип страховской натурфилософии
  9. Сети как постиндустриальная форма территориальной организации
  10. 12.1. Цивилизация как универсальная форма рациональности
  11. 2.8.1. ТВОРЧЕСТВО КАК ВЫСШАЯ формаЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  12. 2.9.1. Творчество как высшая форма человеческой деятельности
  13. ЛИТЕРАТУРА
  14. А.Н.Леонтьев РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФОРМ ЗАПОМИНАНИЯ
  15. Сознание как высшая форма психического состояния человека
  16. Сознание как высшая форма человеческой психики
  17. 41.1. Воспитание и личностный рост. Критерии воспитанности
  18. 1.3. Лубок как визуальная форма фольклора
  19. 1.1. Понятие творчества. Творчество как высшая форма труда
  20. §1.1 Бинаризм и патриархатная метафизика в философском дискурсе
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -