<<
>>

3.2. Образ человека в историко-культурном развитии (человек как предмет воспитания)

Познай самого себя... Фалес из Милета

Этимология слова «человек» насчитывает по меньшей мере три группы значений:

•   греческое —  «взгляд»,  «запрокинутый ввысь»,   «цветущий лик »;

•    иудео-латинское — Адам — от еврейского «Земля» (подчеркивается телесно-материальный аспект);

•   индогерманское — «мыслящий», «наделенный духом».

3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

177

Сложности и проблемы нашего времени заставляют многих обратиться к беспокойным исканиям цели и смысла жизни, сути самого Человека, сути Истины. Эти искания вполне естественны, ибо еще Иммануил Кант заметил, что каждый должен искать ответы на вопросы:

•    Что я могу знать?

•   Что я должен делать?

•    На что я смею надеяться?

•   Что есть Человек?

Сакраментальный вопрос «Что есть Истина?» многим хорошо известен как по Евангелию от Иоанна, так и по названию знаменитой картины русского художника Н.Н. Ге, находящейся в Третьяковской галерее. Простые зрители и даже специалисты-искусствоведы по-разному относятся к этой картине, но перед ней всегда толпится народ... Не потому ли, что этот вопрос стоит перед каждым мыслящим человеком, но почти никто, даже из философов, не может дать четко сформулированный ответ.

Еще более сложным является вопрос «Что есть Человек?». В мире известны десятки концепций человека, и в каждой из них есть доля общечеловеческого понимания идеала. Наибольшую известность обрели следующие представления о сути Человека.

В Древней Греции человек хотел познать самого себя и в этом видел разгадку бытия, источник философского познания. Эллины создали культ человеческого тела. Они славили его прекрасные черты, восхищались этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков образ человека. А ведь жившие до возникновения античной цивилизации азиатские народы наделяли свои божества скорее фантастическими, чем людскими свойствами.

В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ — ничто не подлежало сомнению, все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Греки создали культ природного естества людей, полагая, что всякое изменение натурального облика сына Земли непозволительно. Они высоко отзывались о духе человека. Они говорили о достоинстве индивида, о предназначенности любого его свойства. Платон (427-347 гг. до н.э.) сформулировал мысль о всестороннем, гармоническом расцвете человеческих качеств. Он полагал, что наслаждение, к которому стремится человек, должно быть в определенной степени обуздано. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в противовес Платону считал, что разумное услаждение тела есть благо.

К концу древней эпохи эллинско§ представление о человеке существенно изменилось. Сенека (5 до н.э. — 65 г.), например, не смог совместить моральные нормы стоиков с благоговением перед178

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

человеческой природой. Он отверг идею благости человеческого существа. Он пришел к мысли, что в самом человеке гнездится неразумение, греховность. Тело к этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Дух, согласно Сенеке, выше тела. Сенека заменил Космос на Бога. В философско-этических «Письмах к Луцилию» он писал: «А что лучшее в человеке? Разум, который выделяет его среди животных и приближает к Богам. Значит, совершенный разум есть благо, присущее именно человеку, ибо все остальное он делит с животными...».

В русле гуманистических традиций Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.) был одним из первых, кто выделил человека, задумался над его оценкой, сравнил с другими существами, окружающим миром. Ему принадлежит известный афоризм: «Человек есть мера всех вещей».

Христианская концепция человека сформулирована в пятикни-жье Моисея и в Нагорной проповеди Христа. Христианство — это религия любви. Христос многократно говорит о верности заповедям Моисея:

•   Не сотвори себе кумира.

•   Не произноси имени Господа своего напрасно.

•   Почитай отца и матерь свою.

•   Не убивай.

•    Не прелюбодействуй...

Бог через Моисея определил меру наказания за нарушение этих заповедей. Идеал человека — не оскорблять других словом, жить в целомудрии, не употреблять насилия, терпеть обиды, любить врагов, ненавидящих нас, не делать различий между ними и своими согражданами.

Плоть в христианстве рассматривается как причина всех человеческих злоключений. Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика, страстотерпца. Религия хоть и изобличала греховность плоти, не ставила под сомнение полноценности самой человеческой природы. По словам Н. Бердяева, «христианство освободило человека от власти космической бесконечности. Оно поставило его в зависимость от Бога, а не от природы».

Христианская концепция обрекает человека на путь трудный и трагический, как у Иисуса, ведь впереди — Голгофа. В любом случае человек должен оставаться нравственным, не забывая своего «Я». У Иисуса трагическая вера, трагическая надежда, трагическая любовь. Эта концепция человека аскетичного, который в земной жизни готовит себя к служению Богу.

Чарльз Дарвин (1809—1882), изучавший медицину и богословие, намеревавшийся в свое время стать священником, совершил в

качестве натуралиста поездку с целью изучения животного мира Южной Америки, после чего выдвинул гипотезу о родстве ныне живущих организмов и уже вымерших. Оригинальность заключалась в предложенном им механизме — естественном отборе. Так называемая «эволюционная концепция» человека, разработанная Дарвином, видит человека как результат мутаций и постоянной борьбы за существование. Но известно ведь, что мутации не дают улучшения вида, а искажают его. К тому же теория Дарвина бросала вызов традиционному христианству в двух направлениях. Во-первых, утверждением, что люди и обезьяны произошли от общего предка, что являлось ударом по уникальности, неповторимости человека. Во-вторых, в его теории не было места цели эволюционного развития, так как естественный отбор слеп.

Многие современники приветствовали теорию Дарвина, так как атеизм в то время становился популярным явлением.

Сам Дарвин продолжал верить в Бога, несмотря на то, что больше не верил дословной истине Библии и отрицал божественное сотворение каждого вида животных. В предисловии ко второму изданию книги о естественном отборе он привел заявление выдающегося церковного деятеля Чарльза Кингсли, который «рассматривал как благородный замысел Бога, что он создал существа, способные к саморазвитию, а также направлял процесс появления новых видов».

Карл Маркс (1818—1883) утверждал, что человек — существо биосоциальное. Человек не есть абстракт, а есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому человек является объектом правового, эстетического, нравственного воздействия со стороны общества. Маркс подчеркивал активность человека в активном взаимодействии с историей. «Обстоятельства творят людей, как и люди творят обстоятельства», — утверждал Маркс. Именно этот процесс характеризует рост сознания человека изменение его личностных характеристик. Поэтому мера личности человека — это мера его участия в переделке общественных отношений. Отсюда возникла концепция «хомо социалис». То есть человек не выделяет себя из обстоятельств, а ощущает себя частицей чего-то большего, чем сам человек, т.е. общества. Следовательно, отделяя человека от общества, мы разрушаем самого человека. Поэтому и принято в психологии считать человека социальным агентом.

Именно отсюда происходит советский приоритет общественных отношений над личными. В соответствии с этой идеей, глубоко проникшей в сознание общества, можно дать классификацию нравственных типов личности:

•   человек добровольно, сознательно, безусловно отдает предпочтение общественным интересам, пренебрегая личными;180

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

•    человек гармонично сочетает личные интересы с общественными, не разделяя их («мое личное — это общественное»);

•   человек отдает предпочтение общественным интересам под влиянием внешнего принуждения, не испытывая при этом радостных переживаний, а чувствуя борьбу мотивов и желаний; наблюдается крайняя расщепленность личности, это конформизм;

•   человек сознательно отдает предпочтение личным интересам, полностью пренебрегая общественными.

Он иногда поступает даже преднамеренно криминально.

Гармония — главная характеристика по-настоящему социализированного человека. Гармоничен тот, у кого нет противоречий между духовностью (внутренняя мораль) и внешними обстоятельствами. Идея такой гармонии хорошо выражена в стихах С.Я. Маршака:

Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце добрым будет...

Отсюда была сформулирована и цель воспитания — формирование целостной, всесторонне развитой личности.

Образ человека, созданный Ф.М. Достоевским (1821—1881), — это

личность с богатым внутренним миром. Человек, живущий в согласии с Богом, — главнейшая часть его концепции. Такое представление о человеке формировалось в XIX в. в период расцвета русской идеалистической философии В. Соловьева, В. Розанова и др., не отраженной в советских учебниках.

По мнению Н. Бердяева, «...все творчество Достоевского насыщено жгучей и страстной любовью. Путь у Достоевского есть путь страдания. Любовь у него — вулканическое извержение, динамитные взрывы страстной природы человека. Эта любовь не знает закона и не знает формы. В ней выявляется глубина человеческой природы. Любовь не самоценна, она не имеет своего образа, она есть лишь раскрытие трагического пути человека, есть испытание человеческой свободы...».

В русской литературе Достоевский признан мыслителем, утвердившим «новый гуманизм», высший статус которого — свобода выбора добра и зла. Он считал это вершинным достижением человеческого духа, сердцевиной культуры. Идейный человек — в центре концепции Достоевского. Идейные люди спорят, мыслят, ищут свое место в жизни. Для них самое главное — получить ответы на мучительные вопросы, решить идею. Главные же вопросы: «Что есть человек?», «Для чего он живет?», «Как жить в согласии с Богом?».

Достоевский выдвинул идею самоценности человека. Каждый человек самоценен. Смысл жизни — в самой жизни человека. Утверждая эту идею, герои Достоевского совершают поступки, в резуль-

тате которых нередко гибнет сама идея.

Достаточно вспомнить Рас-кольникова, утверждавшегося недопустимыми средствами. В результате — одиночество, разрыв с обществом.

У Достоевского важно то, что он верит в силу воспитания: люди нравственные и сильные в критические моменты, переживаемые другими людьми, оказывают на них позитивное влияние (князь Мышкин, Карамазов и др.). Концепция Достоевского — это концепция духовного, нравственного человека.

По словам В. Соловьева, общий смысл всей деятельности Достоевского состоит в разрешении двойного вопроса: о высшем идеале общества и о настоящем пути к его достижению.

Образ человека по Л.Н. Толстому (1828—1910) получил известность как «толстовство». Граф Толстой был автором не только великих литературных произведений, но и основателем учения о человеке, за которое был отлучен от церкви.

После 50 лет жизни Толстой резко изменил свой образ мыслей и существования. Он стал отвергать все, что вдохновляло его в молодости. Он пришел к выводу, что религия у всех слоев общества одна, а вера — разная. У богатых она показная, у бедных — необходимое условие жизни. Больше всего Толстого возмущали православные обряды и таинства: крещение младенцев, принимающих христианство бессознательно; искупление грехов с помощью исповеди, что, по его мнению, лишь способствовало безнравственности. Толстой считал священство нарушением слов Христа, ясно запрещавшего называть кого-либо учителями, наставниками.

Разочаровавшись в христианстве, Толстой не перестал быть глубоко верующим человеком. Его вера была глубоко личным делом, поиском смысла жизни. Он внимательно изучал Коран, идеи буддизма, иудаизма, конфуцианства. Он испытывал каждую религию судом своего разума и принимал только то, что соответствовало его личным проблемам и духовным устремлениям. Поскольку ни одна из религий его не удовлетворяла полностью, он в 1882 г. изложил в книге «Так что же нам делать?» свое собственное учение — «толстовство». Он не делал различий между людьми разных религий, так как для него христианство было одной из многих и, возможно, не лучших религий.

Для Л.Н. Толстого материальное и духовное составляли одно целое. Спасение зависит от самого человека. Человек должен противостоять соблазну прогресса и культуры — всем этим железным дорогам (которые ничего не дали крестьянам), культуре и искусству (которые ничего не прибавили к народным песням). Нужно покинуть город, оставить комфорт ради природы, солнца, земли, воздуха, света и воды. Нужно пахать и сеять, как повелось на Земле с182

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

незапамятных времен. Нужно содержать семью, жить в согласии с окружающими, в моногамии, любить своих ближних и не мстить обидчикам. В то же время, строго следуя своим идеям, великий писатель нередко среди ночи возвращался к своему писательскому столу со словами: «Я грешен, Господи, но не могу не писать».

В 1901 г. за обличительную критику церкви в романе «Воскресенье» Л.Н. Толстой был отлучен от церкви.

Концепция Фридриха Ницше (1844—1900) формировалась в то же время,_что и «толстовство». В конце XIX в. людей стало тяготить чувство экзистенциальной заброшенности. У Толстого и Достоевского образованные люди пытаются примирить себя с жизнью, из которой вытеснен высший смысл. Одной из величайших трагедий истории стало то, что совокупность ряда популярнейших в те годы идей создала социальные и психологические предпосылки для волны насилия и отчаяния, охватившей последующие поколения. Под влиянием усилившегося в обществе материалистического мировоззрения Ф. Ницше в своих работах до предела обострил духовные противоречия этой эпохи. Как и Маркс, он считал, что человек в его современной форме появился путем жесточайшей борьбы за выживание.

Ницше, идеи которого впоследствии повлияли на Адольфа Гитлера, писал о сверхчеловеке, представляющем соединение яростного интеллекта и спартанской воли. Являясь венцом и целью эволюции, он призван безжалостно царить над серыми массами. В работе «Об антихристе» Ницше утверждал: «Природа разделяет людей на одаренных или умом, или силой, и на таких, которые не выделяются ни тем, ни другим. Первые — суть избранники, вторые — большинство... Слабые и неудачные должны погибнуть — такова альфа нашего человеколюбия». Серое меньшинство, по мнению Ницше, существует для удовлетворения нужд избранных: «Почти все, что мы называем «высокой культурой», основано на одухотворении и усилении жестокости». Его «благородный человек» на самом деле — воплощение обнаженной воли к власти, которую он считал главной движущей силой природы.

В 1882 г., написав свои знаменитые слова «Бог умер!», Ницше считал эту идею освобождением человечества. Открытие, что Бога не существует, можно было сравнить с открытием заключенного, что камера не заперта и часовой отсутствует: он может уйти. Освобожденный таким образом человек может достичь господства над природой и другими, более слабыми людьми, чтобы строить мир по своему усмотрению.

Ф. Ницше утверждал, что человек вовсе не является биологическим совершенством: «... я сдернул завесу, обнажив испорченного

человека». По его мнению, человек — это «еще не установившееся животное», «нечто несостоявшееся», биологически ущербное создание, которое «не должно размножаться». Эти общие догадки стали основой для последующих выводов нового течения — философской антропологии.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) создал психоаналитическую концепцию человека. Неофрейдисты А. Адлер, К.Г. Юнг и др. усвоили главную мысль Фрейда о том, что человек состоит из двух частей: рациональной (сознательной) и иррациональной (бессознательной). Новаторство Фрейда было в открытии иррационального. По Фрейду модель психической жизни человека включает три элемента: Оно, Я, Сверх-Я.

Оно (Ид) — самая глубинная подструктура душевного аппарата, содержание которой бессознательно. Она содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Сверх-Я (супер-эго) — высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая функции внутреннего цензора, совести. Деятельность супер-эго остается тоже бессознательной. Она представляет собой морально-общественные нормы и в течение жизни может меняться. Я (эго) — подструктура душевной жизни человека, лежащая между Ид и супер-эго, индивидом и реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования к реальности, Ид и супер-эго.

Бог жизни Эрос и бог смерти Танатос в человеке руководят всем и делают его таким, каков он есть. Эрос и Танатос все время в борьбе. Если Я принимает решение в пользу Ид, то человек испытывает укоры совести, муки стыда. Для восприятия концепции Фрейда важно понятие сублимации. Сублимация — это один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. В «Словаре иностранных слов» сублимация трактуется как вытеснение, преображение. Разновидностью сублимации является творчество.

В психоанализе Фрейда особое место занимает состояние тревожности человека: как спастись от Ид? Фрейд видит два пути спасения:

•   путь, созданный природой, — сублимация, рационализация жизни и другие действия, связанные с разумом;

•   консультация медика-психоаналитика, помогающего выявить причину беспокойства; а потом человек не с помощью лекарств, а собственным разумом побеждает,Ид (достаточно вспомнить американский фильм «Молчание ягнят»).

По Фрейду, миром правит любовь.184

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особое место в воззрениях на человека занимает философия русских «космистов»: В.Ф. Одоевского (1803-1869), А.В. Сухово-Ко-былина (1817-1903), Н.Ф. Федорова (1829-1903), B.C. Соловьева (1853-1900), К.Э. Циолковского (1857-1935), В.И. Вернадского (1863-1945), А.Л. Чижевского (1897-1964). Примечательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в Космос, уже с середины прошлого века вызревало уникальное космическое направление научно-философской мысли.

По мнению «космистов», человек — это существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи и одухотворенности мира и человека.

Николай Федоров впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. Такая точка зрения философа вытекала из его общей концепции мира, в которой силам падения (энтропии) противостоят созидательные силы «восстания».

А.Л. Чижевский создал теорию невероятной предсказанности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Он утверждал: «Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей и звезд, Солнца и планет».

В.И. Вернадский появление разума по значимости считал таким же важным, как и возникновение жизни на Земле. Он утверждал, что биосфера, как планетная организация жизни, есть часть космической организованности, поэтому «...разгадка жизни не может быть получена только путем изучения живого организма».

Общее для всех «космистов» — они не воспринимали природу как орудие, годное лишь на то, чтобы почтительно ублажать новоиспеченный «венец творения», набравшийся, на ее беду, порядочной силы и наглости. Природа — не служанка, но сестра Человеку. Она — такой же субъект, такое же уникальное Я, как и Человек, только множественное, совокупное. Роль Человека в ней — не эксплуатировать, а освободить ее от «рабства тлению» закона энтропии, умирания, распада.

В философском наследии русского религиозного возрождения, которое представлено творчеством Н.О. Лосского (1870-1965), Н.А. Вер-

дяева (1874-1948), П.А. Флоренского (1882-1943), И.А. Ильина (1883-1954), С.Н. Булгакова (1871-1944) и др., также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н.А. Бердяев называл «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в творном мире, обращенным к преображению мира», и антропоцентрическим, «...обращенным к активности человека в природе и обществе». Именно здесь ставятся «проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой в том, что конец истории зависит и от творческого акта человека.

Человек — эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи», — писал в книге «Смысл истории» Н.А. Бердяев. Он утверждал также: «Цивилизация обезличивает. Личное начало раскрывается лишь в культуре».

В одной из лекций, прочитанных в 1919-1920 гг., Николай Александрович Бердяев провозгласил: «В центре мира стоит Человек, и судьба Человека определяет судьбу мира, через него и для него. Но на вершине новой истории личность человеческая чувствует все больше и больше рабство и у природы, и у общества. Человек становится рабом созданной им машины и созданной им материальной социальной среды... Народ наш должен пройти через великое покаяние». Как бы предвидя будущее планеты, Бердяев вопрошал: «Человек переживает состояние агонии, он вот-вот уйдет из жизни. Но он все равно хочет знать, кто он, откуда он пришел и куда идет?». Главная идея Бердяева — это свобода духа человека, его сознания. В книге «Царство Духа и царство кесаря», за написанием которого философ и умер в изгнании, Бердяев пишет: «В новом советском человеке происходит не только страшное умаление свободы, но исчезает самый вкус свободы, самое понимание того, что такое свобода. Но это меньше всего означает появление свободного человека».

Беспокоясь о духовности общества, И.А. Ильин в работе «Творческая идея нашего будущего» тоже говорит о значении культуры: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, — ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах». Ильину принадлежит мысль о том, что «первые движущие силы — любовь и вера; через это — жертвенность. Из внутреннего огня создается голос совести — не укоряющий, а властью бросающий нас в самое верное и лучшее из возможных деяний и делающий невозможными дела злобы186

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

и коварства». По мнению Н.А. Бердяева, любовь — акт творческий, созидающий иную жизнь. В любви утверждается личность, единственная, неповторимая.

С.Н. Булгаков считал, что народное мировоззрение и духовный уклад определяются Христовой верой. Как бы ни было, далеко здесь расстояние между идеалом и действительностью, нормой является христианское подвижничество.

Общим для воззрения русских религиозных мыслителей было то, что ойи признавали — вся Россия создана силой русского духовного характера, вся история России есть победа духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами.

В.И. Ленин (1870—1924) создал концепцию человека — строителя коммунизма. Он пытался построить жизнь человека и общества по одной схеме, что по своей сути абсурдно и неправомочно. Это тем более преступно, если учесть, что Ленин считал себя человеком с юридическим образованием.

Почти все рассмотренные концепции развертываются вокруг трех философских категорий: доброта, истина, красота. Так обретается человеческий образ, актуализируется человек. Отсюда можно протянуть нити к определенному типу личности. 

<< | >>
Источник: Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. 2005

Еще по теме 3.2. Образ человека в историко-культурном развитии (человек как предмет воспитания):

  1. 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
  2. ГЛАВА VI КАКИМ ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЕ БОЖЕСТВА 116
  3. § 2. Человек как тайна для самого себя. Антропотеодицея
  4. Г. С. Бат и ще в Деятелъностная сущность человека как философский принцип5
  5. единство трансперсонального опыта и многообразие историко-культурных форм его описания
  6. 1.1. Серебряный век и идеал человека (человек как образ и подобие Бога)
  7. [РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, КАК И ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА...]
  8. Человек как объект воспитания.
  9. Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
  10. Д. А. МАЧИИСКИЙ Территория «Славянской прародины» в системе географического и историко-культурного членения Евразии в VIII в. до н. э. — XI в. н. э. (контуры концепции)
  11. 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
  12. 1992 Устная речь в историко-культурной перспективе
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -