3.4. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской)
Бойся думать без участия сердца.
М.И. Пришвин
Нравственность — это разум сердца.
Г.
Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивительным многообразием, что обусловлено полиэтническим характером нашего общества, пестротой природных условий, различием представлений об актуальности тех или иных общественных проявлений.
Достаточно сказать, что в трудах Всероссийской конференции по проблемам воспитания в обновляющейся системе образования, проходившей в марте 1993 года в г. Ростове-на-Дону, было опубликовано 12 концепций воспитания. Среди них заслуживают внимания «Социальное воспитание учащихся» коллектива авторов под руководством профессора Б. П. Битинаса, «Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника» В.М. Коротова, концепция эстетического воспитания Е.В. Квятковского, «Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе» Б.М. Йеменского, «Целостная система воспитания» И. П. Иванова.Но бесспорное всеобщее признание в процессе обсуждения концепций воспитания на этой конференции получили идеи, сформулированные академиком РАО Е.В. Бондаревской.
Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в194
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
воспитательном процессе. Это теоретическое определение Е.В. Бон-даревской естественным образом приводит нас к тому, что основной вопрос концепции — какова цель воспитания и каковы способы ее достижения.
В работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение нежелательных. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, ведь назначение воспитания — формирование такой личности, в которой нуждается общество.
В философии цель определяется как мысленный идеал, для достижения которого люди выполняют определенные действия, организуют деятельность как собственную, так и других людей. Следовательно, цель воспитания — это представление об идеальном вос-питуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к деятельности, предопределяет цели, содержание и способы воспитания. При этом результаты воспитательной деятельности — знания, умения школьников, их физическое, нравственное развитие — сопоставляются как с частными, промежуточными целями, так и с конечной целью — образом идеального ребенка. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.
В предыдущем разделе были определены характеристики человека культуры, отфильтрованные мировой цивилизацией. Поэтому цели воспитания могут быть в той или иной степени уже обрисованы.
Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Е.В. Бон-даревская отмечает, что в современной российской школе идет не только демократизация и обновление учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. Как свидетельствуют социологические исследования, несмотря на все экономические и политические трудности, мы отходим от идеалов социализма и возвращаемся в русло общечеловеческих и русских национальных ценностей. Ведь еще Н.О. Лосский в книге «Характер русского народа» отмечал такие национальные добродетели, как религиозность, способность к высшим формам опыта, эмоциональность, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и миссионизм. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, в ученической среде появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой, — многие начинают понимать, что и в условиях рыночной экономики вечные общечело-
веческие ценности могут ярко расцвести и дать хорошие всходы: знания, предприимчивость, деловая порядочность, творческий характер мышления, саморегуляция крайне необходимы деловому человеку.
Его имидж включает не только профессионализм, внешность, культуру речи, но и общую культуру. Т.е. современная социально-педагогическая ситуация в России, по мнению Е.В. Бон-даревской, формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает неосвоенные практикой задачи, связанные с воспитанием делового человека. В этом нетрудно убедиться, посетив ряд школ г. Ростова-на-Дону. Учащиеся лицея № 1 при РГУ настояли на том, чтобы курс «Имидж» преподавался не только в 10, но и в 11 классе. Они весьма серьезно относятся к предмету «Дизайн живой среды», понимая, что культура среды отражается в культуре общения, на общем настроении и, в конечном счете, на результатах труда. Во многих школах, даже неэлитарных, по настоянию родителей иностранный язык вводится в учебный план с 1 класса. Есть немало примеров, когда по инициативе учащихся и родителей вводится изучение второго иностранного языка. И это в классах, вовсе не ориентирующихся на филологическое образование. В школе № 53, где ведется углубленная подготовка по немецкому языку и осуществляется периодический обмен учащимися с русскоязычными школами Швейцарии и ФРГ, замечено усиление интереса не только к немецкому, но и к русскому языку и литературе. На вопрос учителя, чем объяснить этот факт, ученицы, побывавшие в Швейцарии, ответили лаконично: «Стыдно быть некультурным».Е.В. Бондаревская предлагает формулировать концепцию воспитания в следующей логической последовательности:
• анализ современной социально-педагогической ситуации;
• критическое переосмысление идеологии современного воспитания, его целей, функций и задач;
• определение базового компонента содержания воспитания;
• обоснование методов и технологий воспитания;
• выявление критериев воспитанности учащихся.
В советское время, став полностью государственным учреждением, школа не могла влиять на науку, которая ее обслуживала. Наука о воспитании была подменена государственной (коммунистической) идеологией, и на практике вместо законов воспитания стали действовать идеологические императивы.
Основным принципом воспитания был провозглашен классовый подход и коренное отличие советского воспитания от воспитания всех эпох и народов.Целью воспитания стало «формирование нового человека», борца и строителя коммунизма, свойства и качества которого противо-
поставлялись человеческим: гуманизм социалистический и гуманизм буржуазный. Корни такой идеологии шли от выступления И. Сталина у гроба вождя мирового пролетариата, в котором он заявил: «Мы, коммунисты, — люди особого склада, мы скроены из особого материала...».
Основой воспитания стал всемогущий коллектив. Действовал постулат: коллектив — цель, средство и результат воспитания. Личность стала рассматриваться как производное от коллектива. В воспитании -были забыты народные обычаи, национальные традиции. Создавалась идеологическая иллюзия о бесконфликтности процесса смены поколений и непротиворечивости вхождения молодежи в жизнь общества. Культивировались воинствующий атеизм, борьба с буржуазной идеологией, подмена прав моралью. Аксиомой стала партийность педагогики как социальной науки, вся технология воспитания стала укладываться в привычные педагогические действия: потребовать, подсказать, наказать, направить.
В результате возникло рассогласование между практикой и педагогической теорией, которая вопреки действительному положению дел стала ориентироваться на идеальную модель воспитания, утверждая, что школа воспитывает свободную, всесторонне развитую личность.
На самом же деле традиционная практика воспитания была весьма далека от этой цели, так как она:
• воспроизводила исполнителей, действующих по принципу «ты должен», а не «ты можешь»;
• не проводила учащихся через процедуры жизненного, нравственного и профессионального самоопределения;
• представляла набор стандартных способов воспитательной работы, отчуждающих ребенка от образовательного процесса («Орленок», «Зарница», «Экспедиции патрулей» и др.);
• оценивала работу воспитателя «по валу», т.е.
по показателям мероприятий и видов деятельности, без учета особенностей воспитуемых, что приводило к дегуманизации воспитания;• ориентировала на включение молодежи в социальную жизнь в репродуктивном (не в творческом!) статусе.
Такой анализ советской педагогики последних лет, выполненный Е.В. Бондаревской, позволил учителю СШ № 31 г. Шахты Г.Г. Ларину представить графический программный принцип воспитания позиций сегодняшнего дня (рис. 9).
Из этой схемы видно, что в отличие от традиционного утверждения «Ты должен!», свойственного советской педагогике, утверждение «Ты можешь!» характерно для нетрадиционной, инновацион-
ной педагогики, а вопрос «Ты хочешь?
?» —
для новой практики
3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
197
«восстановления» воспитания как фактора отношений. Каждый человек имеет реальную возможность быть яркой индивидуальностью, так как его формируют среда, генотип и субъектность.
I этап
Успеха. Постановк
Рис. 9. Программный принцип воспитания, разработанный Г.Г. Лариным на основе концепции Е.В. Бондаревской
Одной из важнейших задач воспитания как человекообразующе-го процесса является, по концепции Е.В. Бондаревской, его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция образования в культуру. Это означает его ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманитаризацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.
Гуманитаризация образования означает насыщение учебного плана предметами о человеке (психология, экология человека, логика, обществоведение и др.), а гуманизация образования означает, что каждый предмет учебного плана должен повернуться лицом к человеку, его природе, его истории, его духовным нуждам, эмоциям, устремлениям. Отсюда вполне логично, что методологическую основу концепции Е.В. Бондаревской составила русская классическая гуманистическая философия XIX-XX вв.
Образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т.е. научить жиз-нетворчеству. Гуманитарность, а не технократизм должен преобладать в образовании. Альберт Энштейн сказал однажды, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. Выпускник школы должен не адаптироваться, а интегрироваться в социокуль-турное пространство.
Процесс воспитания должен иметь региональную окраску. Под регионализацией воспитания имеется в виду учет социально-эконо-
мических, демографических, культурных особенностей обслуживаемого школой социума. Например, не может быть одинаковой система воспитания в Вешенской СШ № 1 и в школе им. Чехова в г. Таганроге. Не может быть одинаковой система воспитания в СШ № 15 г. Ростова-на-Дону, где обучаются представители 38 этнических групп, и в школе станицы Митякинской Тарасовского района, где преобладает исключительно славянское население.
Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, развитие и проявление его способностей, индивидуальности.
Исходя из принципа гуманизации, Е.В. Бондаревская видит важнейшие функции воспитания в следующем:
• приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе — воспитание духовности и нравственности;
• социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства, прав человека;
• создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
• оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, его способностей, в жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме.
Опираясь на философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни и разума на Земле, творце исторического процесса, ответственного за все содеянное перед будущими поколениями, подготовленного к жизнетвор-честву, свободному выбору смыслов и форм собственной жизнедеятельности, профессор Е.В. Бондаревская считает возможным в качестве глобальной цели современного образования и воспитания рассматривать человека культуры. Она очертила модель выпускника школы — человека культуры, ядром личности которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества (табл. 15).
Возрождение и развитие нации, воспитание благородных, талантливых людей во многом зависит от того, что предлагается ребенку в качестве предметов познания, размышления, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения. Е.В. Бондаревская считает, что определение базовых компонентов обуславливается требованиями, идущими от ребенка, связанными с его развитием и становлением личности. Отечественной науке пред-
3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
199
Таблица 15
Модель выпускника школы — человека культуры (по Е.В. Бондаревской)
Направления педагогического воздействия
| Характеристика личности (критерии оценки)
|
1
| 2
|
Воспитание духовной личности
| Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Самодисциплина, честность. Ориентировка в духовных ценностях жизни. Свободный выбор содержания жизнедеятельности
|
Воспитание гуманной личности
| Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм. Терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним. Стремление к миру, добрососедству. Понимание ценности человеческой жизни
|
Воспитание духовной личности
| Потребность познания и самопознания. Потребность в красоте. Рефлексия. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия внутреннего мира, цельность
|
Воспитание творческой личности
| Развитие способности. Потребность в преобразующей деятельности. Знания, умения, навыки, развитый интеллект. Интуиция, жизнетворчество
|
Воспитание практичной личности
| Знание основ экономики. Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная грамотность. Владение языками мира. Знание народных и религиозных обычаев. Здоровый образ жизни, физическая закалка. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи
|
стоит еще обосновать эти требования, но уже сейчас концептуальный подход к воспитанию как формированию культуры и нравственности позволяет определить базовую основу содержания воспитания. Важнейшие базовые компоненты содержания воспитания по Е.В. Бондаревской следующие:
1. Интернализация детьми универсальных общечеловеческих ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; ува200
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
жение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность.
2. Овладение детьми сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми: художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями^совместные экскурсии и путешествия; участие в воспитании младших братьев и сестер, оказание им помощи и повседневного внимания.
3. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: художественных, научных, технических, нравственных путем ознакомления, их охраны, возрождения, воспроизводства в творческих видах деятельности.
4. Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, в том числе в ситуациях риска, противодействие аморальным явлениям, отстаивание прав человека.
5. Накопление опыта проживания эмоциональнонасыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей.
6. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности.
7. Самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовершенствования, психокоррекции.
Такое содержание воспитания гарантирует развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы. Этической доминантой образования XXI века должно стать осознание каждым личной ответственности за настоящее и будущее планеты.
Воспитание может базироваться на разных ценностях:
- трансцедентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности — Истине, Богу);
- социоцентрических (свобода, равенство, братство, труд, согласие, творчество, мир, гуманность);
- антропоцентрических (самореализация, гедонизм, польза, искренность, автономность, индивидуальность). Выбор базовых ценностей определяет выбор воспитательной парадигмы.
Еще по теме 3.4. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской):
- [РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, КАК И ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА...]
- Статьи в журналах и научных сборниках Агибалова Г.М.
- ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- 3. Воспитание как управление развитием
- ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- ПОЛИТИКА КАК ОТРИЦАНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- Глава 5, СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
- 1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
- Приложение 11 МИР ЧЕЛОВЕКА Программа факультатива для пенитенциарных школ ( автор В. С. Куку шин)
- 1. Воспитание как предмет теории
- Воспитанность как продукт программного воспитания
- 1. ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 3.1. Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики
- 3.4. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской)
- ЛИТЕРАТУРА
- 1. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
- ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
- ВОСПИТАНИЕ КАК ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНИНА, ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ(КОНЦЕПЦИЯ Е.В. БОНДАРЕВСКОЙ)
- Библиографический список использованных источников
- 5. Символическая антропология Тернера как универсальный метод интерпретации культуры