<<
>>

Алхимия и инициация

1 Онирический (отгреч. oveipo^— «сон, сновидение») — сновидческий. Это слово отсылает нас к психоанализу, причем — в контексте Элиаде — юнгиан- ского толка. Для Юнга, архетипы — организующие сознание образы — могут проявляться в сновидениях, причем независимо от индивидуального опыта человека.
2 Иерофания (от греч. iepo— 1576 до н. э., даты не очень надежные) воцарился в Вавилоне. Его потомки правили там до 1158 (или 1155) г. до н. э. 6 Останес — александрийский алхимик П или III в.; как и о большинстве алхимиков той поры, о нем ничего не известно; возможно, это не имя, а псевдоним, заимствованный от имени персидского жреца Останеса (видимо, искаженное Уигганни), посетившего Грецию в V в. до н. э. и считавшегося настаипиком всех магов и колдунов. 7 См.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 17* к гл. «Вавилонская алхимия». См.: там же. 9 в См.: там же, примеч. 18*. 10 В Древней Греции в г. Элевсин в Аттике с древнейших времен находился культовый центр богини плодородия Деметры; по меньшей мере с VI в. до н. э. культ ее принял тайные формы, обряды — мистерии (т. е. «тайные») — проходили только для посвященных, и разглашение тайн этих обрядов категорически воспрещалось. Представления о Деметре-Природе, умирающей осенью и возрождающейся весной, преобразовалось в веру в воскресение после смерти, которое ждет участников мистерий. Предположительно, в VI в. до н. э. в Греции возникло орфическое учение (предания называют его основателем легендарного поэта Орфея, жившего в глубокой древности до Гомера); в основу орфизма положена идея о душе как благом начале, частице божества и теле как темнице души; участие в мистериях (орфизм сильно повлиял на осмысление элевсинских таинств), насколько нам известно, посвященных Деметре и Дионису (первоначально — бог-покровитель виноградарства и виноделия, потом — бог-спаситель, освобождающий человека в результате экстатических обрядов), должно высвобождать душу из телесного плена. О пифагореизме см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 14* к гл. # «Живой космос»; о гностицизме см.: там же, примеч. 21*. 11 Агатоделюн (букв.: греч. «благой демон»; встречающееся в греческих текстах обозначение духа — покровителя человека) — псевдоним грекоязычного алхимика начала III в. н. э.; по мнению большинства ученых, он работал в Александрии, а не в возникшем не позднее II тысячелетия до н. э. в Северной А Месопотамии г. Харране (совр. Харанлы на юге Турции). Opus magnum (букв.: лат. «великое деяние») — термин, означающий в алхимии и весь процесс производства золота с помощью философского камня, и последнюю стадию получения его, и заключительную операцию по превраще- л нию неблагородного металла в золото, и алхимию как таковую. Стадии алхимического процесса, среди прочего, именуются по цветам, кото рые принимает вещество в реторте: чернение (лат. nigredo), беление (albedo), придание лимонно-желтого цвета (citrinitas), покраснение (rubedo) (греческие названия стадий приведены в тексте); иногда между черной и белой или желтой и красной фазами включалась фаза зеленая — зеленение (viriditas). Появление красного цвета, как правило, знаменовало окончание Великого Деяния, но иногда, если алхимик принимал мнение о том, что философский камень не красный, а вбирающий в себя все цвета, последняя фаза именовалась л «павлиний хвост» (cauda pavonis). Алхимическая терминология, среди прочего, отличается от химической своей неоднозначностью. Aqua permanens (лат. «постоянная вода») — это и дистиллированная вода, и кислота, и материальная сущность воды вообще. Separatio (лат. «разделение») — и операция разделения легких и тяжелых фракций со- става, и расчленение материи, ее жертвоприношение. Anima mundi (лат. «душа мира»). Следует отметить, что в юнгианской терминологии Анима — женская составляющая человеческого сознания, всегда двуполого, но часть, противоположная по полу носителю сознания и потому вы- ^ тесняемая в подсознание, в бессознательное. J См.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 19* к гл. «Живой кос- л мос». л См.: там же, примеч. 20*. Mortificatio, putrefactio, nigredo (лат. «умерщвление, гниение, чернение») — алхимические операции (или синонимы одной операции, либо одной стадии, включающей несколько операций) в начале Великого Деяния, смерть материи как необходимый этап для ее дальнейшего возрождения в преображенном # (золотом) виде. «Allegoriae super librum Turbae» (лат. «Аллегории на книгу Собрания») — алхимический трактат, представляющий собой комментарии к «Turba philosophorum»; создан не позднее рубежа XTV и XV вв. 14.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Алхимия и инициация:

  1. АЛХИМИЯ И ИНИЦИАЦИЯ
  2. Приложение N ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ ПО ИСТОРИИ АЛХИМИИ. ГРЕКО-ЕГИПЕТСКАЯ, АРАБСКАЯ, ЗАПАДНАЯ АЛХИМИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ БИБЛИОГРАФИИ
  3. ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ У НАРОДОВ МОЗАМБИКА
  4. Ритуалы инициации мальчиков
  5. ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ
  6. Ритуалы инициации у девочек
  7. Кузнецы, воины, руководители инициаций
  8. КУЗНЕЦЫ, ВОИНЫ РУКОВОДИТЕЛИ ИНИЦИАЦИЙ
  9. Раздел I АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ
  10. ВАВИЛОНСКАЯ КОСМОЛОГИЯ И АЛХИМИЯ
  11. Глава 4 АЛХИМИЯ СИМПАТИИ
  12. Ожидание мертвецов и ритуальная инициация